Забытая легенда – так обычно говорят о таких брендах. Но если на Западе имя Supravox еще помнят в узком кругу фанатов винтажа и самодельщиков, то широким массам российских меломанов оно точно не скажет ничего. А между тем, как мы убедились, акустика возрожденной французской марки, хотя и смотрится на первый взгляд простовато и где-то даже «гаражно», имеет все признаки породистой и очень профессиональной вещи.
ЖИВЫЕ ДУШИ
Они появились более десяти лет тому назад после долгих, но, к счастью, успешных попыток реанимировать марку, чьи динамики в 50-х и 60-х в буквальном смысле сотрясали мощным поставленным звучанием едва ли не все частные дома, звукозаписывающие и вещательные студии в Европе. После Второй Мировой Supravox была в авангарде акустических технологий и производила головки в таком ассортименте и количестве, что её ставили в один ряд с американскими или британскими конкурентами. Но фирма столь неуклонно придерживалась собственных инженерных принципов, что в конце концов дала обойти себя более технологичным, рентабельным и предприимчивым соперникам.
На этом и закончим с предысторией. Уверен, у нас еще появится повод не раз вернуться к работам Supravox и рассказать о судьбе и нынешних делах неординарной компании более подробно, а пока ради экономии времени и места сразу обратимся к Bahia.
Выпускается эта модель штучными тиражами наряду с еще пятью напольными моделями, и только в готовом виде.
Выпускается эта модель штучными тиражами наряду с еще пятью напольными моделями, и только в готовом виде. Специально для любителей делать акустику своими руками скажу, что по части DIY здесь полное раздолье – Supravox предлагает с десяток наборов для самостоятельной сборки разнообразных конструкций и более 20 разных головок, в том числе и абсолютно уникальных. Bahia занимает второе положение сверху после флагмана – идентичной по габаритам и отделке модели Alizee с аналогичным акустическим оформлением типа TQWT («коническая четвертьволновая труба», разработанная Паулем Войтом еще в 1930 году), но оснащенная более дорогим и чувствительным широкополосным драйвером с магнитом Alnico. В Bahia же воплощена классика – двухконусная система 215 Signature, точная реинкарнация знаменитого 215 RTF 64 Bicone. Первая цифра указывает на калибр в мм, аббревиатура RTF говорит о том, что головку проектировали для студий французской телерадиокомпании, 64 – год разработки, а Bicone – присутствие второго соосного диффузора. Особо отмечу, что динамик рассчитывался исключительно на работу в корпусе с TQWT. Такое оформление сегодня мало где применяется и не имеет отношения ни к «лабиринтам», ни к резонаторам, ни к обратным рупорам, ни к чему-либо еще. И последний штрих: в АС нет кроссоверов.
Так вышло, что к прослушиванию Bahia я приступал трижды. Первый раз – мимолетно и чисто из праздного любопытства, когда новенькую пару доставили в Россию и только распаковали. Чувствовалось, что в звучании есть ярко выраженная специфика, но определить, чем она обусловлена – недостаточной «прогретостью», требовательностью к тракту или особым взаимодействием с комнатой прослушивания – было сложно. Вторая сессия состоялась случайно, когда надо было отслушать несколько образцов новых акустических кабелей, очень близких по своим параметрам, и именно Bahia, вопреки всем ожиданиям, наиболее отчетливо показала различия в их звуковом почерке. Почему вопреки? Широкополосные АС всегда дают особую тембральную и пространственную трактовку, которая, по идее, должна собой вытеснять или как минимум менять прочие субъективные ощущения. Но как раз это не стало проблемой, чем Bahia и заинтриговала уже по-настоящему. Так что к сегодняшнему третьему подходу я подготовил расширенную программу прослушиваний, чтобы собрать как можно больше впечатлений и разложить их по полочкам.
Особо отмечу, что динамик рассчитывался исключительно на работу в корпусе с TQWT. Такое оформление сегодня мало где применяется и не имеет отношения ни к «лабиринтам», ни к резонаторам, ни к обратным рупорам.
Начну с формальностей. Разумеется, частотный диапазон у Bahia не так широк, как у современных многополосных колонок сравнимого объема. Но и не скажу, что это рождает ощущение неполноценности звучания. Просто послушайте их непрерывно минут 20 — 30, чтобы слух адаптировался, и все «пробелы» восполнятся сами собой – несмотря на спады АЧХ на краях, Bahia всё равно несут массу звуковой информации как на самых низких частотах, так и на тех, что начинаются с 13 — 14 кГц и граничат с ультразвуком. К имеющимся отклонениям в основной полосе (слегка подчеркнуты верхний бас и область в районе 1 — 1,5 кГц) слух привыкает вообще за считанные минуты. И это говорит о том, что частотная характеристика реально гладкая и музыкальная – она не окрашена «частоколом» мелких локальных пиков и провалов.
Готов поспорить, что вам хочется узнать еще больше о том, как акустика ведет себя на краях диапазона. Отвечаю. Подкраски в высоком спектре, которая, бывает, водится у двухконусных диффузоров (и выражается как рупорная), у Bahia просто нет изначально. В этом смысле они образец чистоты и нейтральности среди всех широкополосников. Довод о том, что колонкам не помешал бы супертвитер, разбивается о сильный аргумент против – ну, добавит он прозрачности и воздуха, но из-за неизбежных нестыковок в согласовании драйверов эффект получится искусственным и лишь ухудшит девственную чистоту. Басовый регистр проработан мощно и фактурно, радует хлесткостью удара и выпуклой (но не затянутой) передачей послезвучий. Однако необычное акустическое оформление TQWT всё же вносит специфику. Инструменты, диапазон которых уходит ниже 40 — 50 Гц, звучат с иным колоритом. Они остаются узнаваемы, но слух замечает какой-то хитрый тональный подвох. Не исключаю, что впечатление возникает из-за многолетней привычки к фазоинверторным АС. Утверждать, что Bahia менее правдивы в воспроизведении НЧ, я, например, не решусь.
Басовый регистр проработан мощно и фактурно, радует хлесткостью удара и выпуклой (но не затянутой) передачей послезвучий.
Поделюсь наблюдениями о взаимодействии акустики с комнатой. Зависимость качества и энергетики баса от расстановки выражена не явно – колонки можно поставить даже в те точки, где другие системы с фазоинверторами склонны возбуждать низкочатотные моды помещения, и ничего драматичного не случится. Гораздо критичнее расстояние до точки прослушивания и направление. Bahia лучше всего раскрываются, когда акустические оси излучателей ориентированы точно на вас (имеет значение даже вертикальный угол) и находятся на удалении 2,5 — 3,5 метра – не больше и не меньше! Вот тогда наряду с наилучшим музыкальным балансом получается максимальная цельность образов и исключительная фокусировка всей сцены. Последняя выходит чуть компактнее, но можно экспериментировать с шириной базы. Глубина пространства при соблюдении описанных выше условий сохраняется почти всегда.
Очень любопытны Bahia в плане динамики и микродинамики. Эти характеристики у них связаны друг с другом каким-то необъяснимым волшебным образом: едва заметные тихие звуки всегда кажутся куда более разборчивыми и определенными, чем на других АС, а мощные контрасты не взрывают мозг агрессией и диссонансами. В любом случае детализация просто фантастическая! Предполагаю, что головки Supravox обладают какими-то особыми амплитудными характеристиками. Они суперчувствительны к слабым уровням, но с ростом сигнала будто бы слегка сжимают его по линейной функции. На субъективное ощущение динамики и скорости звучания такая «компрессия» не влияет вообще. Просто ставим ручку уровня на усилителе, ориентируясь на самые громкие фрагменты, но при этом отчетливее слышим атмосферу и всё фоновые составляющие.
Но именно поэтому следует с двойной ответственность подойти к выбору усилителя. Так как у колонок чувствительность не маленькая, то напрашивается не слишком мощный ламповый аппарат. Однако Bahia беззастенчиво подчеркнет все недостатки усилительного тракта, и если у него невысока токовая отдача и повышен уровень гармоник, то системы зазвучат вяло или ярко.
Очень любопытны Bahia в плане динамики и микродинамики. Эти характеристики у них связаны друг с другом каким-то необъяснимым волшебным образом.
И, наконец, о главном – о способности Bahia показывать те различия, о существовании которых порой даже не задумываешься. Велики ли технические отличия между одинаковыми файлами, оцифрованными с частотой 192 и 384 кГц? Здесь вы испытаете шок от разницы! Как будто прибавляется целый пласт утерянных нюансов и тональных оттенков. Точно также и c однобитовыми треками. Ни DSD64, ни DSD128 на роль продвинутых форматов уже не тянут, когда послушаешь на Bahia, как тоже самое звучит в DSD256.
Слушая музыку на этих колонках, вообще начинаешь размышлять о том, что впору вводить новый термин вроде «артикуляционного разрешения», которое не имеет никакого отношения к гармоническому или пространственному, и отвечает только за умение акустики передавать слушателю настроение исполнителя через самые тонкие голосовые интонации и неуловимые отличия в технике звукоизвлечения. Все это Bahia выделяет из записей любого жанра. И делает так явно и естественно, что, кажется, всю аудиосистему просто переключили с воспроизведения звуков на живое проигрывание эмоций.
СИСТЕМА
- Источники
- проигрыватель Denon DCD-2500NE
- ноутбук Apple MacBook Air A1465
- Усилитель интегральный Denon PMA-2500NE
- Кабели
- межблочные InAkustik Referenz NF-2404 RCA
- акустические InAkustik Referenz LS-2404 Air и LS-4004 Air
- цифровой USB InAkustik Referenz High Speed USB 2.0
- силовые InAkustik AС-1502 и P6
Акустические системы Supravox Bahia
Производитель: Supravox (Франция)
www.supravox.fr
Конфигурация: 1 излучатель, 1 полоса || Акустическое оформление: коническая четвертьволновая труба || Диапазон воспроизводимых частот: 55 — 18 000 Гц || Чувствительность: 93 дБ (2,83 В/1 м) || Сопротивление: 8 Ом || Номинальная мощность: 35 Вт || Отделка: шпон ореха || Габариты: 300 х 1100 х 410 мм || Масса: 36 кг || Цена за пару: 249 990 руб.
Комментарии [1]
Vismantas
Hi, i had bahias, superb speakers… but very sensitive to room acoustics. net wide room. at least 25m2
.superb sound, very natural, also need change internal cables, they are most cheap car subwoofer cables. change to jupiter or other brand. and they will shine… plays music almost at Tannoy Kensington GR level. (kensingtons i also owned before supravox).