Эти три дня в ноябре становятся реальной отдушиной для продвинутых любителей музыки. Именно музыки, а не техники как таковой, хотя без неё никак не обойтись. В этом и заключается парадокс современного High End Audio: хочешь слушать хорошую музыку – придётся следить за тенденциями, достижениями и новинками в самых разных областях аудио индустрии. И выставка стала наглядным путеводителем, помогающим ориентироваться во всём многообразии вариантов.
ТЕРРИТОРИЯ СВОБОДЫ
Именно это мне и нравится на MHES – здесь показываются разные способы воспроизведения музыки с максимально возможной достоверностью, и во главу угла ставится не столько удобство слушателя, сколько производимый на него эффект. Отсюда и уровень экспонатов: никаких саундбаров и беспроводных игрушек, даже такое популярное устройство, как сабвуфер, здесь большая редкость. Всё-таки это компромисс, а это для MHES не вариант.
Хорошо и то, что хай-эндный подход к построению системы способен изменить мировоззрение даже самых упёртых аудиофилов, посколькку он реабилитирует цифровые и, в частности, сетевые технологии. Технический уровень стримеров и декодеров уже настолько высок, что отличить на слух стриминг с Tidal, например, от воспроизведения CD уже невозможно. Впрочем, это та самая свобода выбора — хочешь, качай музыку из Сети или слушай компакт-диски, выжимая из них всё по максимуму. Кстати, в этот раз мне опять пришла в голову банальная мысль о том, что 44/11 как формат сильно недооценён – настолько хорошо звучали CD в системах с компонентами TAD, Tchernov Audio и Lyngdorf Audio. Достойную конкуренцию им составили и «компьютерные» устройства – сетевые плееры Aurender, цифровой транспорт Versus Audio, USB ЦАПы и конвертеры Schiit Audio.
И что самое интересное, альтернатива появилась и у адептов аналогового звука – помимо винила, рынок предлагает и мастер-ленты, записанные в соответствии с профессиональным стандартом. И техника, и носители очень недёшевы, и репертуар специфический, но это реальная возможность услышать практически живое звучание музыки с минимумом промежуточных преобразований. Ходят слухи, что в Европе вот-вот начнётся выпуск высококачественных катушечных плееров для воспроизведения лент, которые записывают небольшие компании в США, Голландии и Италии.
И, разумеется, стоит отметить и разнообразие вариантов для выбора конечного звена системы. Это и наушники – планарные, динамические, арматурные, и акустические системы самого разного типа – классические, рупорные и открытые, с планарными и диффузорными излучателями.
Так что выбор есть, и он практически не ограничен.
И в качестве доказательства – фотообзор MHES 2017.
«Аудиомания» продолжает выдавать новинки. Среди самых свежих — несколько премиальных акустических систем Old School: улучшенная модификация флагманской модели Vita mkII, изящные напольные Life и очень музыкальные полочные мониторы Music.
Незадолго до выставки «Аудиомания» стала эксклюзивным дистрибьютором германского бренда Octave Audio. Ламповый интегральник V-110SE сочетает классическую пентодную схемотехнику с современным сервисом.
«Секреты разработки и производства акустических систем» — так назывался семинар, в ходе которого руководитель лаборатории F-Lab Юрий Фомин рассказал о технологии изготовления бумажных головок и сравнил особенности разработки современной акустики с моделями старой школы. Во вступительном слове глава «Аудиомании» Артем Фаермарк рассказал об общей концепции бренда Old School.
При полном зале прошла презентация ЦАПа Apollo российской компании «Чернов Аудио». На вопросы посетителей выставки ответил генеральный директор Пётр Чернов, главный инженер Дмитрий Андронников и руководитель проекта Tchernov Cable Игорь Перепелов. На выставке был показан серийный образец конвертера, на разработку которого ушло более семи лет. Тест этого уникального аппарата скоро будет опубликован на нашем сайте.
Усилитель Titan от «Чернов Аудио» спроектирован по схеме цирклотрона,на полевых транзисторах с горизонтальной структурой. Выходные каскады в классе АВ обеспечивают выходную мощность 2 х 50 Вт при токе покоя 500 мА.
Кстати, компания «Чернов Аудио» отметила на выставке своё 20-летие. В юбилейной экспозиция были показаны колонки Wolf von Langa и описанные выше новинки, выпущенные под собственным брендом.
Интересный дебют выставки — техника корейского бренда Аurender. В демонстрационной системе сетевые проигрыватели N10 и A10 включались с компонентами Schiit Audio – мультибитным ЦАПом Yggdrasil, предварительным усилителем Freya и 100-ваттными моноблоками Vidar.
Официальный дистрибьютор бренда на территории РФ — молодая компания Digital Fruits.
На семинаре, посвящённом самым горячим новинкам Аurender, было объявлено о скором появлении в России настольных мониторов этой марки. Их особенность – автономное питание, рассчитанное на 50 часов работы, и собственный беспроводный протокол. В ближайшее время также ожидается CD-риппер с жёстким диском большой ёмкости.
Аппаратуру британской Musical Fidelity и, в частности, интегральный усилитель Nu-Vista 600, в предварительном тракте которого используются нувисторы, можно было послушать с акустическими системами Audiovector. Это новый бренд в портфеле российского дистрибьютора CTC Capital.
Ещё одно недавнее приобретение CTC Capital — легендарный британский бренд AVID HiFi, который производит исключительно аналоговую аудиотехнику бескомпромиссного качества: проигрыватели винила, фонокорректоры, интегральные, предварительные и оконечные усилители. На выставке демонстрировался проигрыватель AVID Sequel SP с тонармом SME IV и фонокорректор Pulsare с выносным блоком питания.
Выставочный комплект компании «Техно-М»: юбилейная акустику Harbeth SHL5 Plus Anniversary Edition в роскошной отделке шпоном грецкого ореха, топовый проигрыватель Nottingham Analogue Deco с тонармом Tri-Planar и головкой Lyra Etna. Усиление — интегральник EAR/Yoshino V12 и знаменитые моноблоки Wavac.
Датские акустические системы Peak Consult в комнате Hi-End Centre — двухполосные Princess V, созданные для небольших помещений, и трёхполосные Zoltan V SE с четырьмя фирменными излучателями. Остальной тракт выглядел так: проигрыватель винила TW Acustic Raven Limited SE с тонармом Raven 10.5 и головкой Ikeda KAI, фонокорректор TW Acustic RPS-100, CD-проигрыватель/транспорт Ypsilon CDT-100, предусилитель Ypsilon PST-100, мноноблоки Ypsilon Aelius II, интегральный усилитель Ypsilon Phaeton, повышающие трансформаторы Ypsilon MC-26L и Ikeda IST-201, стойки Taoc CSR, кабели Acrolink, Phasemation.
Упомянутая выше MC-головка звукоснимателя Ikeda Kai была впервые показана в России. Её корпус выполнен из алюминиевого сплава, верхняя пластина, на которой крепится подвижная катушка, — из титана. Корпус полируется кожей буйвола, затем на него наносится фирменное покрытие Ikeda Blue Alumite. Игла — алмазная MicroRidge, иглодержатель выполнен из кристаллического бора, магнит из сплава самария с кобальтом, сердечник из пермаллоя.
Главный объект в экспозиции российской компании Milky Sound — акустические системы открытого типа РАР (PureAudioProject) из Израиля. Да и вообще география брендов куда как обширна: Waversa Systems (Южная Корея), Rockna Audio (Румыния), HATTOR и FezzAudio (Польша).
В отличие от прошлого года, Галерея безупречной электроники «Назаров» продемонстрировала несколько решений для индивидуального прослушивания — источники, усилители и наушники в самых разных сочетаниях.
На фото – 15-дюймовый басовый драйвер акустических систем BB5 SE британской фирмы PMC. Студийные мониторы этой марки используются звукозаписывающими лейблами Deutsche Grammophon, DECCA, Philips и Harmonia Mundi, студиями BBC, Dolby, DTS, Dreamworks, JVC Studio Japan, Metropolis и Sony Mastering. PMC – одна из немногих компаний, удостоенных премии Emmy за вклад в совершенствование записи звука.
Экспозиция группы российских компаний NS Group. Это хорошо известные нам акустические системы AllB Music с драйверами собственного производства (калибр басовиков 10, 12 и 18 дюймов) и фильтрами первого порядка. Массивные стойки, на которой установлена аппаратура – A.V.E.Design, из массива клёна и ясеня с экологически чистым покрытием.
Компания Onkyo, точнее, её подразделение, специализирующееся на персональном аудио, впервые участвует в выставке. Послушать можно было как накладные, так и вставные наушники, например, балансные арматурные Е900М.
Oppo Sonica DAC демонстрировался в паре с активными мониторами Dynaudio Excite X14A. В этой же комнате была представлена беспроводная мультирумная акустика OPPO Sonica, а также новейший портативный ЦАП/усилитель для наушников OPPO HA-2 SE и все три модели наушников OPPO — от PM-3 до РМ-1.
Цель инсталляции OPPO Digital — продемонстрировать качество воспроизведения видео в 4К и HDR с помощью новейших универсальных медиапроигрывателей OPPO UDP-203 и UDP-205.
Российская компания РТАудио разрабатывает и производит аппаратуру для качественного воспроизведения: интегральные, предварительные и оконечные усилители, фонокорректоры, ЦАПы и кабелеи. В их конструкции используются комплектующие известных мировых производителей, что позволяет реализовывать задуманное на высоком уровне и в полном соответствии с философией «чистого звука».
Настоящий рай для меломанов-эгоистов. Несколько комплектов техники Schiit Audio разного класса можно было послушать с наушниками Sennheiser, Beyerdynamic и OPPO, а также собственными, принесёнными с собой.
Компания Simple Distributionофициально представляет в России таких известных производителей как Magnat, Jamo, Parasound, Music Hall, Wireworld, Lyngdorf Audio, Amphion, Pioneer, Yamaha, RTI, Middle Atlantic, Key Digital, OSD Black, Fusion Research, iRoom, Russound. В этой экспозиции — трёхполосная акустика Yamaha NS-5000 с CD-проигрывателем и усилителем Lyngdorf.
Недавнее пополнение в дистрибюторском портфеле Simple Distribution — американский бренд Emotiva, о котором мы недавно писали. Её модельный ряд включает полный набор электронных компонентов для создания стереофонической или многоканальной системы высокого уровня, причем по очень привлекательным ценам.
Двухкорпусная акустика «Валанкон», показанная на прошлой выставке, теперь разделена на отдельные самостоятельные части, что облегчает настройку вучания в конкретном помещении. В больших колоннах установлены НЧ-драйверы, а в той, что поменьше – СЧ и ВЧ.
Итог двухлетней работы «Валанкон» — студийные мониторы, созданные по заказу ВГТРК с помощью профессиональных звукорежиссёров. Встроенный усилитель на микросхеме работает в классе АВ на обе полосы, питание «аналоговое». Главным условием заказчика было достижение абсолютной нейтральности и линейности. Цена за пару — 66 тыс. руб.
Крупный литовский инсталлятор и дистрибьютор техники Audio Video Dizainas более пяти лет разрабатывает и собственные компоненты под маркой Versus Audio. Среди них – бескомпромиссный цифровой источник на базе компьютера.
В частности, Audio Video Dizainas является официальным представителем японского бренда Technical Brain на территории Восточной Европы. До сих пор эта марка была известна только на местном рынке, в России её техника показывается впервые. Легенда гласит, что её создатель Наото Куросава с 1979 занимался ремонтом High End Audio, и для своих разработок взял из схемотехники всё самое лучшее. Самая свежая новинка – предусилитель с фонокорректором TBC Zero EX2 ценой 52 тыс. евро.
Компания Zavalinka Records на волне нового аудиофильского тренда – увлечения записями на мастер-лентах. Она стала представителем звукозаписывающей фирмы STS, известной своими релизами на магнитной ленте, виниле и CD. Помимо катушечного Studer A-807 в комнате ZR также можно было послушать рупорную акустику Александра Князева, мощный однотактный усилитель на ГУ48 и фонокорректоры VictorLab.
И, как всегда, море винила. Коммерческий мейнстрим, редкие издания, альбомы и синглы – на любой вкус и кошелёк. Оценки состояния дисков и цены в среднем соответствуют европейским, но на крупных Интернет площадках по некоторым позициям получается всё же дешевле даже с учётом доставки.
Для гостей MHES 2017 выступил квартет известного московского аккордеониста Михаила Шостака с программой «Классика аккордеона: от барокко до современности». Концерт прошёл при полном аншлаге.