Мне довелось побывать на разных заводах, где выпускают акустику, и нечто подобное я готовился увидеть снова. Воображение рисовало просторные цеха с различными сборочными линиями, целую череду лабораторий и бюро – словом, все атрибуты большого производителя широчайшей гаммы колонок, олицетворяющих немецкие традиции звуковоспроизведения.
ВИЗИТ В ШКОЛУ
То, что открылось взору, когда мы прибыли на место, отъехав от Франкфурта километров 40, менее всего было похоже на индустриальную зону. На окраине колоритной и ухоженной деревушки Вайльрод у дороги стояла невысокая стела с логотипом Canton. За ней – чисто символическая декоративная оградка территории и всего два небольших здания, одно из которых вообще выглядело как чья-то вилла. Позже выяснилось, что «корпусов» здесь всё-таки три, но я не переставлял удивляться тому, как на такой компактной и уютной базе могла уместиться фирма, которая, если верить Википедии, считается крупнейшим производителем акустических систем в Германии.
Основная производственная база, склады и демозалы располагаются в здании бывшей среднеобразовательной школы
Впрочем, объяснение можно было отыскать в полном официальном названии: Canton Elektronik Gmbh + Co. KG. Компания, основанная Гюнтером Зайцом еще в 1972 году, умело использует преимущества глубокой производственной кооперации с другими заводами. Все динамики для средних и топовых серий, например, выпускает принадлежащая Canton специализированная фабрика в чешском посёлке Долгий Уезд. Корпуса для колонок производят четыре независимых предприятия в Германии, Чехии и Польше. А выпуск массовых «театров из коробки» оказалось выгоднее передать азиатскому партнеру, оставив для них в Вайльроде только отдел контроля качества. Не поверите, но каждое произведенное в Поднебесной изделие здесь распаковывается, проверяется на соответствие всем нормам качества, и лишь после этого отгружается дистрибьюторам по всему миру.
Длинный коридор в основном здании сплошь увешан наградами. Видимое на фото – лишь пятая часть того, что здесь просто смогло уместиться на стенах.
Гюнтер, поприветствовав нас, коротко рассказал, как почти полвека назад пришла идея взяться за выпуск аудиоэлектроники и акустики, как он вместе с партнером придумали название, составленное из латинского слова «сantare» («петь» в переводе на русский) и немецкого «ton» («звук»). После этого высказал сожаление, что не может показать здесь компанию целиком, поскольку такое физически невозможно. И тут же резко сменил настрой, перейдя на начальственный тон:
– Но вы не зря приехали! Вас поведут на экскурсию в лабораторию, где вы подучите новые методики измерений и моделирования, далее познакомитесь с новыми разработками, прослушаете перспективные модели, посмотрите фильм о технологии производства динамиков, пройдете тренинг по основам демонстрации акустики, сходите на склад, осмотрите сервисный депозитарий и пойдете на сборочные участки, где вас поставят у конвейера, дадут инструменты, и вы немного потрудитесь, чтобы заработать обед…
Истинный немецкий юмор как раз шуток и не подразумевает – если сказали «арбайтен», значит так и будет. Но отдадим должное хозяину Canton и его организаторским качествам. Этот человек давно всем доказал, что если продумать детально каждый процесс и спланировать работу персонала оптимальным образом, то даже с небольшим числом сотрудников можно выполнять внушительный объем работ.
К слову, штат Canton в Вайльроде насчитывает всего 35 человек и сколько я ни приглядывался, работают люди в таком темпе, будто вообще никуда не торопятся. Объясните мне, ну вот как этот «санаторий» мог стать в Европе третьим по величине производителем колонок?
Собственную безэховую камеру Canton построила еще в 1989 году. Сейчас лаборатория оснащена современным лазерным оборудованием и позволяет не только выполнять высокоточную интерферометрию, но и моделировать физические процессы
Франк Гёбл, глава отдела разработки Canton, показывает встраиваемый сабвуфер, спроектированный по заказу Mercedes-Benz для шоу-румов спортивных автомобилей AMG. В модельной линейке Canton его нет, но, возможно, он там появится
Отдел разработки и доводки размещается в домике, который у нас бы вообще приняли за дачную постройку. Обычно исследовательские лаборатории буквально завалены сотнями прототипов будущих динамиков и АС, а здесь на виду всего несколько образцов и гораздо больше места занимают стойки из приборов и компьютеров. Франк Гёбл поясняет: «Мы смогли значительно ускорить разработку, отказавшись от изготовления промежуточных прототипов. Берется какая-то базовая конструкция или деталь, системой Klippel снимаются все необходимые данные о её поведении в работе. Далее параметры загружаются в программу, которая методом конечных элементов моделирует под новые требуемые параметры все изменения. Вечером перед уходом домой мы запускаем вычисления, а утром уже готов результат. Точность такого моделирования доходит до 99%».
Это объясняет тот значительный прогресс в параметрах головок с фирменными алюминиевыми или керамическими диффузорами, которые с виду, кажется, не менялись годами. Постоянное моделирование позволило специалистам Canton изучить свойства этих материалов буквально вдоль и поперек, чтобы взять от них максимум.
Большую часть основного предприятия в Германии занимают склады с готовой продукцией и поставляемыми сюда компонентами для сборки
Корпуса для на Canton поступают с разных фабрик, расположенных в Польше, Германии и Чехии, и проходят тщательный входной контроль
Основное здание внутри не похоже на производственный цех. Оставшаяся от бывшей школы планировка просто грамотно приспособлена под нужды сборки. Широкие коридоры вместили складские стеллажи. А в помещениях-«классах» располагаются компактные конвейеры в форме подковы: на обращенную к коридору входную часть ставится корпус будущей АС, далее он проходит два-три поста (работники ставят кроссовер, припаивают динамики и закрепляют их) и тут же появляется на выходной, сделанной в виде звукопоглощающей камеры с микрофоном, при помощи которого каждая колонка на перед упаковкой сразу же проходит и контрольное измерение.
Иначе выглядит помещение, где рождаются модели референсной серии. Оно просторнее, оборудовано стапелями для АС, и работает здесь всего один специалист – бессменный Свен Хартенауэр. Поскольку он отвечает и за каждую деталь, и за каждую собранную пару в целом, то никто не вмешивается в устанавливаемый им здесь порядок.
В конце сборочной линии установлено оборудование для тестирования каждой собранной системы. Измеряют возможные отклонения у всех недорогих моделей
История Canton началась с производства вот таких динамиков. В сервисном депозитарии до сих пор хранится внушительный запас всех когда-либо выпущенных головок для ремонтной базы
В этом году Canton запустила в производство множество востребованных рынком продуктов: беспроводную акустику, несколько моделей саундбаров, активные напольные системы, пригодные для построения домашних театров 2.0 класса plug-and-play (с декодерами объемного звучания и подключаемые напрямую к источнику). На очереди – обновления существующих моделей, сабвуфер Reference и новые колонки в верхней линейке.
А вот так выглядит цех, где производятся вся современная гамма драйверов Canton. Расположен он в Чехии и от базы в Вайльроде его отделяет примерно четыре сотни километров
При ручном производстве головок используются традиционные приспособления и механизмы, позволяющие повысить качество и точность работы. На фото запечатлен процесс намотки звуковой катушки
Требующие особой аккуратности операции – например, сборку твитера на специальном стапеле выполняют женщины
Впрочем, задел для сегодняшнего успеха компанией был сделан много-много лет назад, когда Canton показала, что умеет воплощать самые смелые инновационные идеи в самых разных областях. Можно вспомнить необычный «кубический» ресивер, выпущенный в 1977 году, или диковинный по тем временам комплект для трифоники, когда-то производимые высококлассные компоненты для Car Audio, первую доступную по цене домашнюю аудиофильскую акустику GLE или дошедшую до наших дней классику – Ergo. Модели этого семейства продолжают постоянно эволюционировать и потому остаются, пожалуй, самым обаятельными выпускницами «кэнтоновской» школы.
Это лишь одна из более чем десятка наград, которую компания получила за свою технику от нашего издания
Москва — Франкфурт-на-Майне – Москва, октябрь 2017
Комментарии [4]
Андрэ
Вот в чем завидую немцам — у них всё рационально: там каждый выполняет строго своё, нет на одного рабочего 10 начальников, которые наперебой твердят, что именно ЕГО задание первоочередной важности, в итоге рабочий, даже зная свое дело, не знает, с чего и начать, в итоге ВООБЩЕ всё стоит на месте. А потом рекламации, выплаты неустоек, выговор и материальное наказание самого рабочего — естественно, он в первую очередь виноват в том, что не успели, набраковали и тд. и тп. И платят по-человечески, а не так, что отдал за квартиру-еду, и работай дальше. Респект Германии. Знал бы немецкий, сделал бы всё, чтобы там устроиться на работу и остаться жить. Хоть бы человеком себя почувствовал.
Руслан Тарасов
Ну это вопрос не страны/места/национальности, а квалификации менеджеров и всей команды в целом. Что мешает у нас строить такие же рациональные предприятия? Только дефицит грамотных управленцев и избыток бестолковых жадных чиновников.
Demon Petrovic
придерусь по мелочи
в современном итальянском
canto — песня
cantare — петь
Руслан ТАРАСОВ
Спасибо за поправку.