О том, что компания Naim смогла перенести уникальные схемотехнические наработки из своих самых дорогих усилителей Statement в линейку «классической» техники, мы уже рассказывали, рассказывая об усилителе мощности NAP 250 DR. Теперь же познакомимся с ещё более мощным комплектом, состоящим из 90-ваттного оконечника и специализированного блока питания. Эту пару ожидает тройное испытание.
МЯГКАЯ СИЛА
Внешнее отличие «трёхсотого» от младших моделей всего одно: на лицевой панели достаточно тонкого корпуса нет ни одной кнопки – даже POWER! Дело в том, что он – лишь «надстройка» составного двухкомпонентного усилителя. Как и у вышестоящего NAP 500, огромный трансформатор и вся система стабилизации вынесены в отдельный блок NAP 300 PS. Он поставляется вместе с основным аппаратом, подключается через два внушительных шлейфа с байонетными разъёмами и оформлен в идентичном по размерам и дизайну корпусе. Поэтому далее для простоты будем рассматривать комбинацию как единое целое.
Компания всегда придерживалась собственных, а не общепринятых принципов разводки сигнальных и земляных цепей, контуров питания по всем звеньям системы.
Согласно описанию, в NAP 300 DR применены улучшенные схемы заземления и обеспечена более эффективная виброразвязка для основной платы. Выходные каскады повышенной мощности потребовали принудительного резервного охлаждения (забегая вперед, скажу, что шума от установленного на задней панели вентилятора в ходе теста я не слышал даже после очень «горячих» сессий прослушивания). В отличие от NAP 250 DR, «трехсотый» оконечник иначе коммутируется и с предварительными усилителями Naim – не одним кабелем, а парой специализированных XLR/DIN 4 (в комплекте). Обратите внимание, что их «входные» терминалы вставляются не напрямую в предварительный усилитель NAC 252, а в его блок питания SuperCap. Столь витиеватые подключения, да еще с «разношерстными» разъемами – не просто прихоть инженеров Naim. Британская компания всегда придерживалась собственных, а не общепринятых принципов разводки сигнальных и земляных цепей, контуров питания по всем звеньям системы. И для защиты компонентов от неправильной коммутации волей-неволей приходится применять нестандартные разъёмы.
Ключевой модификацией всех усилителей новой «классической» серии Naim стал переход на схемотехнику, разработанную для суперсистем Naim Statement. В частности – выходные каскады на мощных заказных транзисторах NA009N, в которых кремниевый кристалл «посажен» на эффективный медный теплоотвод. При этом подошва транзистора крепится к заземленному радиатору не напрямую, а через керамическую теплопроводящюю прокладку с малым тепловым сопротивлением. Польза такого решения в снижении нежелательной ёмкости между коллектором и теплоотводом. Вдобавок, уменьшаются и т.н. тепловые искажения транзисторов, которые возникают из-за мгновенного перегрева кристалла на пиках сигнала. Наконец, технология от «стэйтментов» позволяет получать довольно высокую выходную мощность от схем без комплементарных транзисторных пар (её элементы всегда имеют пусть небольшие, но доволно вредные расхождения динамических параметров). У NAP 300 DR, к слову, номинальная мощность составляет 90 Вт на 8 Ом и достигает в пике 500 Вт.
Вторую особенность обновленной серии выдают буквы DR в названии. Вместо обычных интегральных стабилизаторов напряжения здесь применяются фирменные схемы Discreet Regulation на особых малошумящих стабилитронах. Они обеспечивают примерно 30-кратное снижение уровня помех и пульсаций на шинах питания, за счет чего достигается и сопоставимое расширение динамического диапазона именно в сторону слабых уровней, в области микродинамики.
Ключевой модификацией всех усилителей новой «классической» серии Naim стал переход на схемотехнику, разработанную для суперсистем Naim Statement.
Я вам скажу, что как раз это и замечаешь прежде всего. Первое пробное включение всей системы с применением обычного акустического кабеля Naim и колонок Neat Momentum SX5i заставляет иначе взглянуть на музыкальные возможности знакомых напольников. Атака превосходна! Выразительная, чистая и точная трактовка достигается даже при совсем небольшой громкости. Основательный и проработанный басовый регистр вовсе не заканчивается на впечатляющих звуках большого оркестрового барабана – становятся слышны буквально всё содрогания воздуха в зале. Верх очень детальный, хотя типичный для акустики Neat — прозрачный, колкий, четко выделяющий резкие составляющие, но немного скупой на воздух. Тональный баланс в меру ровный, отмечаю лишь легкую просадку спектра в области 1 — 2 кГц. Пространство выстроено специфически: не слишком хорошо читаются передние ряды оркестра, зато выразительно передается глубина и за счет этой объемности создается мощная иллюзия живого концерта. В «деревянной» области как будто не хватает текстурности. Ярче обычного и немного «простужен» женский вокал, хотя с более низкими мужскими голосами этой проблемы нет. Наконец, хочется получить и побольше естественности в передаче атмосферы.
Пробую подключить акустику более продвинутыми кабелями MIT. Эффект своеобразный: количество воспроизведённых звуков и призвуков будто бы уменьшилось, но точность возросла. Чуть лучше проявилась фактура в басе, ослаб акцент в середине, появилась небольшая прибавка «воздуха» на самых высоких, а из звонкой части спектра ушли сухие оттенки. Последнее отмечу особо: голосовые сибилянты и характерные призвуки на мундштуках духовых в один момент стали естественнее. Ну и вдобавок ко всему стали чётче второй-третий планы. Но, увы, не первый.
Снимаю DIN-межблочник Siltech (между сетевым проигрывателем и предом) и ставлю вместо него Tellurium Q Black. На этом варианте и останавливаюсь: фактура раскрывается не только в басе, но и в области чуть выше, прибавляет в живости вокал, появляется пространственная упорядоченность.
Основательный и проработанный басовый регистр вовсе не заканчивается на впечатляющих звуках большого оркестрового барабана – становятся слышны буквально всё содрогания воздуха в зале.
В собранной системе, на мой вкус, хорошо выражены и достоинства усилителя, и напольных Neat. Образное, лишенное всякой механистичности звучание достигается во всем диапазоне громкостей. Достойно выражена артикуляция, органичен и богат тембральный рисунок, есть весьма детальная пространственная трёхмерность. Хотя назвать такой характер универсальным для любых жанров не могу. Классика, камерная музыка, современный джаз – в высшей степени достойно! Заслушаться можно и оперными произведениями, и хоровыми, и вокальными. Но переходишь на роковые или блюзовые вещи, и возникает ощущение, будто исполнители сдерживают свои эмоции.
Чтобы понять, какими еще талантами наделён NAP 300 DR, мы переключили его на двухполосные мониторы Totem. Сразу изменился тональный баланс – из-за акцента на высоких не повезло старым джазовым программам, записанным более ярко и звонко, чем обычно. Зато появился гиперреализм в построении пространства. Все образы независимо от своего местоположения стали пугающе материальными. Даже те, что обычно локализуются хуже всего – отнесенные далеко вглубь на фланги сцены, прозвучали именно как настоящие, а не воспроизведённые. В заслугу системе можно было поставить и высокое гармоническое разрешение. Это чувствовалось по тому, как много живой музыки техника смогла извлечь из далеко не самой чистой виниловой оцифровки. Но вот что интересно: когда я стал слушать треки, сделанные на недостаточно хорошем студийном оборудовании, либо чрезмерно скомпрессированные по динамике, либо прошедшие цифровое сжатие с потерями, то все технические недочеты всплыли в таком неприглядном свете, что пропадало всякое желание слушать дальше. На усилитель замечание, как вы понимаете, не распространяется.
В заключительной пробе NAP 300 DR переключил на гигантские DALI Epicon 8. Самое яркое отличие – драматическая перемена в характере баса и верхнего регистра. Звучание стало свободным, мягким, с волнующими низкочастотными послезвучиями и роскошной трактовкой тарелок, которые зазвучали по-хорошему искристо и органично вписались в общий тональный баланс. Информативность выросла на порядок. В музыкальном полотне стали проскальзывать такие нюансы, которые мне до этого вообще были неизвестны в знакомых музыкальных программах (за что, полагаю, надо благодарить именно усилитель).
Все образы независимо от своего местоположения стали пугающе материальными. Даже те, что обычно локализуются хуже всего.
При этом саунд в целом перестал быть похож на то, что мы привыкли считать традиционной школой Naim. Динамика и темперамент возросли настолько, будто усилитель стал мощнее вдвое. Передний план получился сильный, акцентированный, из-за чего большие симфонические составы слегка потеряли в пространственном масштабе, зато выиграли в целостности все камерные группы. Каждый удар барабана наполнился живой силой. Партия бас-гитары, которая подчас «забивается» напором бочки, стала пластичнее и проступила даже с большей чёткостью.
Если после всего сказанного вы подумаете, что у NAP 300 DR нет своего характера, то сделаете большую ошибку. Это аппарат очень высокого полёта. Он безукоризненно делает свою работу, но предоставляет окончательную трактовку акустическим системам. А на это способны лишь лучшие усилители.
СИСТЕМА
- Сетевой проигрыватель Naim NDX c блоком питания Naim XPS
- Предварительный усилитель Naim NAC 252 с блоком питания Naim SuperCap
- Акустические системы Neat Momentum SX5i, DALI Epicon 8, Totem Element Fire
- Кабели
- межблочный Tellurium Q Black DIN, Siltech Classic 220 DIN
- акустические Naim Super Lumina Speaker, MIT Matrix SL70
- сетевые QED 6 Cat
- силовые Fisch P7
- Стабилизатор/фильтр питания Thorus Power AVR16
Усилитель мощности NAP 300 + NAP 300 PS
Производитель: Naim Audio Ltd. (Великобритания)
www.naim-audio.ru
Номинальная выходная мощность (на нагрузке 8 Ом): 2 х 90 Вт || Пиковая выходная мощность: 500 Вт || Диапазон воспроизводимых частот (-3 дБ): 3 — 70000 Гц || Усиление по напряжению: 29 дБ || Минимальное сопротивление нагрузки: 2 Ома || Входное сопротивление: 18 кОм || Потребляемая мощность в режиме молчания: 25 Вт || Габариты: 432 х 87 х 314 мм || Масса: 12,6 кг (без учета блока питания) || Цена: 751 900 руб.
Редакция благодарит московский салон InSound за содействие в проведении теста
Комментарии [6]
Дмитрий Сиверин
Звукозапись — это Искусство. Исходная запись это священный грааль, а носитель как то : винил, плёнка, диски, всякого рода файлы вторичны и вносят только разброд и шатание в армию аудиофилов, что на руку производителям музыкальных шкатулочек. Можно с тем же успехом устроить спор — Как вкуснее будет съесть сардельку? С фарфоровой тарелки, с жаропрочного блюда, со сковороды или с блюдца…(нужное подчеркнуть), т.е. процесс готовки важнее трапезы, ну а уж трапезничает каждый по обстановке и кто каким этикетам обучен.
Дмитрий Сиверин
Модернизация стерео системы или High End как ощущение жизни, ограниченное нашими возможностями.
Купил в 2007 году с рук Амфитон — У — 002 выпуска 06.1988г. за 1000 руб.(по курсу тогда это 30$), ремонт 1000 руб. и когда забирал мастер отдал пол пакета того, что заменил в нём. После поменял: вход УМ на rca Switchcraft made in USA, выводы на акустику внутри заменил на Mundorf sgw110(минусовой провод так же); предохранители 5шт.Т2АН250V AMR made in England; снаружи поставил: медные, позолоченные акустические терминалы как и на акустику, сетевой разъём Furutech с гнездом предохранителя вместо которого сделал внутри перемычку 10см. из Mundorf sgw110. Подключил во вход усилителя мощности звуковую карту Lexicon I-ONIX u22 24bit/96kHz made in USA. Провода — QED Signature CuAg USB кабель made in England, VTG Audio Studio 1-95% Braid Shield-18AWG OFC cable made in USA межблочные(дополнительно экранированы фольгой, штекера rca Switchcraft made in USA), MPS C-400 OFC акустические(2Х2,5м., сечение 2Х4мм.кв.) made in Taiwan с клеммами лопатки CuAu, коннекторы силового кабеля Krell Crio made in USA — сетевой(1,5м.,сечение 3Х4мм.кв)Syltech CuAg made in Holland. Питание от сетевого фильтра MOST + сетевой стабилизатор — фильтр Sven NEO R 1000. Вся эта красота играет в трёхполосную акустику Sony SS-H801V(заглушен фазинвертор, набита ватой из натурального хлопка) от муз.центра середины 90-х годов , где к низкочастотным, изобарическим(сдвоенный магнит) динамикам идёт провод из монокристаллической меди PCOCC 7n(2,5мм.кв.), к среднечастотным(широкополосные изобары) — Van Den Hul Hybrid(2Х2мм.кв.) made in Holland, на супертвитер оставил родной Supercomal, заменил электролитический неполярный конденсатор 1,5uF50V на плёночный 1,5uF630V. Пайка всего производилась безсвинцовым припоем с 4% серебром, с использованием флюса СКФ. Источник ноутбук HP Pavilion dv6 : для музыки плеер AP2 Kernel Streaming, для видео PotPlayer. Прослушиваю музыку без критических уровней громкости так, чтобы голос в блюзе… и звук акустических инструментов(гитары, саксофон…) были естественными. Стремление к совершенству бесконечно, но счастье у каждого своё.
После замены всех кабелей, замены предохранителей на керамику, отстройки системы по фазе пришлось сделать ревизию фонотеки и оставить 1/3 записей, т.к. между качественной записью и не очень… получилась пропасть.
https://plus.google.com/u/0/+DmitrySevereign
Юрий
Усилитель очень медленный. Плохо промерян. нет никаких сведений по интермоде 14кГц/15КГц второго и третьего порядка , а денег стоит…Отмазку, что это не коррелирует с субъективной экспертизой слышали бесконечно , тразисторы на медной подложке коррелируют , или туча конденсаторов в блоке питания, или особо чистая медь? Как конкурировать тогда с ламповыми усилителями?
Юрий
Раз это транзисторный усилитель -не плохо бы дать развернутые технические параметры. Понятно , что простое измерение THD на частоте 1 КГц почти ничего не сообщает . Различные тесты на интермодуляционные искажения второго . третьего порядка например 14кГц/15кГц при различных уровнях мощности (от номинальной до одного вытта и менее)-т.н. модуляционный шум, который ,кстати, в ламповых усилителях на малых мощностях весьма невелик-категорически нужны. Почему фирмы производители ничего не дают на высококлассные усилители на твердом теле…Видимо давать нечего ….А стоимость при этом иго-го. Представленный усилитель весьма медленный и в плане моего вопроса ничего хорошего -развод на деньги!
Юрий
Усилитель имеет низкое быстродействие — полоса по полной мощности должна быть никак не менее 200КГц , а малосигнальная далеко за 800 …1000Кгц , Далее можно и не смотреть. Но эмоциональный тест все и подтверждает..
Юрий
Опять безкомпромиссный звук….ничего не меряем…Ничего …Кот в мешке за огромные деньги. А мы хотим интермодуляцию увидеть второго и третьего порядка хотя бы , например 14кГц/15кГц …. Причем на разных уровнях мощности -от номинальной и до 1Вт например..
Специалист от Инсис