Этот тест не совсем обычный, и не только потому, что наш объект исследования стоит более 2 млн. рублей. Мы слушали проигрыватель как часть системы, тщательно составленной человеком, который имеет колоссальный опыт в этой области и добивается желаемого результата, не взирая на финансовые затраты.
ЦЕЛЬ И СРЕДСТВА
Но в начале – всё же о проигрывателе. Логотип dCS (Data Conversion Systems) говорит сам за себя: компания, основанная в Кембридже (UK) 31 год назад, специализируется на технике для воспроизведения и преобразования цифрового аудио. И делает это на поистине космическом уровне – технологическом, интеллектуальном и финансовом. Если на рынке и существует по-настоящему бескомпромиссная аудиотехника, то это, конечно, разработки dCS.
Главной особенностью топовых компонентов, выпущенных под этой маркой, является уникальный цифро-аналоговый конвертер Ring DAC, разработанный для флагманской системы Vivaldi в 2012 году (на фото).
В этой сложной схеме вместо монолитных ЦАПов используются дискретные модули — огромное количество быстродействующих ячеек, которые по команде микропроцессора коммутируют матрицы прецизионных резисторов. При этом данные интерполируются несколько раз по кругу, отсюда и название – Ring. За счёт этого достигается точность и линейность преобразования на малых уровнях, нереальная для монолитных конвертеров, снижаются искажения и джиттер. Кроме того, физическое разделение каналов на плате препятствует проникновению перекрёстных помех. Алгоритм преобразования запатентован и держится в секрете.
Но в CD-проигрывателе dCS Rossini Player не просто ЦАП, а многофункциональная платформа, объединяющая «кольцевые» конвертеры пятого поколения, схемы апсэмплинга, цифровые фильтры, стриминговый модуль и несколько входных интерфейсов разного типа. Большая часть всего этого реализована на матрице FPGA (Field Programmable Gate Arrays) c огромным количеством программируемых ячеек. На ней создан гораздо более компактный тракт с гибкой архитектурой, который со временем легко перепрограммировать под новые суперформаты.
Большая часть тракта реализована на матрице FPGA (Field Programmable Gate Arrays) c огромным количеством программируемых ячеек. На ней создан гораздо более компактный тракт с гибкой архитектурой.
Да, проигрыватель можно использовать как ЦАП, для чего предусмотрены порты USB А и USB B (версия 2.0), пара балансных входов AES/EBU, оптический TosLink и два коаксиальных – на разъёмах RCA и BNC. Rossini Player не воспроизводит SACD, но поток DSD можно подать с транспортов dCS Vivaldi, Scarlatti или Paganini по двум линиям AES/EBU.
Собственный CD-привод проигрывателя – JPL-2800 SilverStrike с фронтальным алюминиевым лотком от австрийской компании Stream Unlimited.
На задней стенке также имеются два входа BNC для внешнего тактового генератора и один сквозной выход для организации Daisy Chain.
При подключении по Ethernet поддерживаются сервисы Deezer, Spotify и Tidal, возможен приём цифровых файлов FLAC, WAV и AIFF с серверов NAS в разрешении до 24/384 и DSD (DoP и нативный DSD64/128), а при наличии устройства Apple – прослушивание музыки по AirPlay.
Четыре режима цифрового фильтра с разной характеристикой позволяют выбрать оптимальное звучание в зависимости от формата и разрешения музыкального контента. Кроме того, предусмотрена раздельная фильтрация DSP и DSD, в последнем случае возможен многоступенчатый апсемплинг DXD.
Порт RS232 предназначен для интеграции в систему с автоматизированным управлением. При появлении новых форматов обновить прошивку можно будет либо с CD-R, либо с компьютера по USB. Для оперативной работы, выбора контента и заливки ПО разработано приложение Rossini App. Предельно лаконичный пульт ДУ – в комплекте.
Питание аналоговых и цифровых трактов полностью раздельное, с двумя сетевыми трансформаторами и многочисленными вторичными стабилизаторами. Изготовлен проигрыватель (как и вся техника dCS в Англии). Элементы массивного корпуса вытачиваются из авиационного алюминия и подгоняются с безукоризненной точностью. Многострочный ЖК-дисплей удобен для настройки и контроля режимов проигрывателя.
Слушанные-переслушанные издания Deutsche Grammophon, Verve, Linn Records, Harmonia Mundi дали новое ощущение энергетического поля, заполняющего пространство даже на камерных произведениях.
Теперь о самой системе и её хозяине. Олег Корчагин, дилер компании «Квинта», один из наиболее опытных специалистов в области подбора компонентов класса High End. Конечную цель он формулирует так: «Стараюсь получить от системы эффект кинофильма – включаешь, и перед тобой, не зависимо от жанра, возникает 3D картинка с инструментами и исполнителями в натуральную величину. Запись – это временная капсула, в которую заключено музыкальное событие. При воспроизведении происходит материализация этого события, и через музыку с нами общаются живые люди».
В нынешней системе, по словам Олега, подобный эффект достигается примерно на половину. Как только за счёт подбора компонентов и тонкого твикинга его удастся реализовать на 100%, комплект покупают, и всё приходится начинать сначала.
Это, конечно, очень скромная оценка своих трудов: найти систему уровня, адекватного для прослушивания dCS Rossini Player, в Москве не удалось. То, что вы видите на фото, установлено в небольшой мансарде загородного дома. Сигнал с источника подавался на двухблочный предусилитель Jeff Rowland Coherence c аккумуляторным питанием, а с него — на моноблоки Jeff Rowland Model 301. Акустические системы Egglestonworks Andra III Signature устанавливались на трёхэтажные платформы, причём каждый уровень, по словам Олега, даёт существенный прирост в звуковом разрешении. И платформы, и стойки, на которой размещена аппаратура – собственная разработка хозяина.
Входящее в дом сетевое напряжение поступает на общий стабилизатор на 7,5 кВт, затем по отдельной линии для аудио – на регенератор Purepower 3000. С него уходит два кабеля, один напрямую для сильноточных потребителей, а другой через кондиционер IsoTek Super Nova питает источники, предусилители и т.д.
Разумеется, не забыт и столь важный компонент системы, как комната. Акустическая обработка скромная, но эффективная – рассеиватели на ломаном потолке, сочетание поглощающих и отражающих стеновых панелей.
Общая стоимость кабелей (все они — Crystal Cable, список в таблице) порядка 40 тысяч евро. И это не развод клиентов – замена любого из них на менее качественный заметно ухудшает упомянутый выше эффект присутствия.
Именно проигрывателю достаётся самая сложная и важная работа по извлечению информации с оптического носителя и преобразование в аналог с формированием образов, пространства и атмосферы.
Должен заметить, что именно этот эффект заставляет более внимательно переслушать всю коллекцию CD, после чего выводы о качестве записанного материала могут оказаться не утешительными. Система, как экран высокого разрешения с идеальной цветопередачей, способна показать недочёты и условности картины, в данном случае – музыкальной. На HD видео легко заметить небрежно наложенный грим и убогие задники в бюджетных сериалах, и примерно так же видна работа продюсеров и режиссёров в построении звукового поля при записи фонограммы. И дело не в позиционировании виртуальных источников в сцене – с этим проблемы бывают редко — а именно в способности заложить в запись нечто, вызывающее у слушателя ощущение происходящего «здесь и сейчас». На некоторых CD, загруженных в Rossini Player, чувствовалось отсутствие реальной жизни, некоторая формальность, искусственность в передаче музыкального содержания. Раньше я этого как-то не замечал. И наоборот, слушанные-переслушанные издания Deutsche Grammophon, Verve, Linn Records, Harmonia Mundi дали новое ощущение энергетического поля, заполняющего пространство даже на камерных произведениях. Действие разворачивается прямо перед вами, и в некоторых случаях ещё до вступления оркестра. За те несколько секунд, что предшествуют первым тактам, уже оказываешься в зале с его объёмом и атмосферой. Описывать отдельные аспекты звучания в данном случае бессмысленно, так же, как и качество живого звучания в реальном зале. А вот манеру исполнения, трактовку, ритмику, тональность и прочие гармонии музыкальные критики могли бы оценить по достоинству. Да, отмечались некоторые неясности в нижнем регистре, но лишь потому, что комната была маловата для столь солидных и басовитых акустических систем. Всё остальное можно охарактеризовать тремя словами: увлекательно, убедительно, достоверно. Слушать можно долго и громко без малейших признаков утомления. И смысл здесь не о каком-то вау-эффекте: система не производит ошеломляющего впечатления с первых минут, а втягивает постепенно, но так, что оторваться от прослушивания невозможно.
Собственно, всё сказанное выше можно считать аттестацией Rossini Player. Именно проигрывателю достаётся самая сложная и важная работа по извлечению информации с оптического носителя и преобразование в аналог с формированием образов, пространства и атмосферы, т.е. всего того, что усилители и акустика получают фактически в готовом виде. Как гласит аудиофильская пословица, garbage in, garbage out, т.е. на выходе не может быть лучше того, что на входе. И здесь, благодаря источнику, мы имеем дело даже не с воспроизведением, а с созданием живой копии того события, что ранее было зафиксировано микрофонами в концертном зале или студии. Капсула времени? Наверное, можно сказать и так.
СИСТЕМА
- Предварительный усилитель Jeff Rowland Coherence
- Усилители мощности моно Jeff Rowland Model 31
- Акустические системы Egglestonworks Andra III Signature
- Сетевые кондиционеры Purepower 3000, IsoTek Super Nova
- Кабели:
- межблочные Crystal Cable Dreamline
- акустические Crystal Cable Ultra Diamond, Reference Diamond
- силовые Crystal Cable Dreamline
- Стойки и платформы: собственной конструкции
dCS Rossini Player
Производитель: Data Conversion Systems Ltd (Великобритания)
www.dcsltd.co.uk
Аналоговые выходы: XLR стерео, RCA стерео || Цифровые входы: 2 х XLR AES/EBU, 3 x SPDIF (RCA, BNC, TosLink), USB A, USB B 2.0, Word Clock 2 x BNC, 2 х Ethernet || Поддерживаемые форматы и частоты квантования: XLR, USB, BNC, Ethernet — FLAC, WAV и AIFF до 24 бит/384 кГц, DSD/64 и DSD/128; оптический — до 24 бит/96 кГц; || Цифровые выходы: Word Clock Out || Отношение сигнал/шум: -113 дБ (24 бита) || Выходное напряжение: 2 – 6 В || Выходное сопротивление RCA/XLR: 52/3 Ома || Питание: сеть переменного тока 220 — 240 В, 50 Гц/60 Гц || Потребляемая мощность в рабочем режиме: 35 ВА || Габариты (Ш х В х Г): 444 х 151 х 435 мм || Масса: 17,4 кг || Цена: 2 269 680 руб.
Комментарии [6]
Виталий Викторович
Интересный материал. Мое внимание привлекли системы базирования компонентов тракта и акустики. Собственный многолетний опыт привел к другому варианту для моих условий с сочетанием плит красного дерева толщиной 150 мм и плит черного мрамора толщиной 30 мм (превосходят по массе компоненты и сопоставимы по массе с акустикой, можно смеяться, можно плакать — как угодно) в сочетании с двумя типами опор Simposium Rollerblock, Simposium Ultra Padz для компонентов тракта и фирменного набора шипов и подпятников для акустики. Количество и толщина элементов базирования акустики позволяет не только менять степень демпфирования и виброизоляции, но и высоту расположения акустики над полом. Площадь помещения в моем случае 56 квадратов, схема расположения акустики выбрана согласно рекомендациям Cardas, оказалась наилучшей. Разумеется, все это подбирается очень индивидуально, но идеи могут помочь неожиданному (как в моем случае) решению задачи, над которой безуспешно бились «крупные специалисты». И, конечно, все это — для «больных звуком», а не для нормальных людей.
Александр
Николай, Вы правы, звук dcs, правильный, точный, качественный
Дмитрий
В собранном сетапе главную «скрипку» играют усилители Jeff Rowland и АС (возможно кабели). Замени в нем dCS Rossini на какой-нибудь CD player Cary Audio или Audio Research и он перед вами развернет «3D» размером с галактику! Очередной пример недобросовестности Квинта, впаривающей клиентам топ`ы по принципу «главное продать, а уж потом как-нибудь со скотчем и оконной замазкой мы заставим это звучать». В свое время брал этот Россини на прослушку в свой монобрендовый сетап из компонентов верхнего уровня Audio Research и JBL Everest (озвучивает гостиную 40 кв.м. со «вторым светом» (т.е. высота помещения около 6 м). Скрупулезной точности в нем выше крыши (мой личный тест из студийного мастера генеральной репетиции балета «Спартак» (сделанного компанией Philips), где за три ряда сзади меня тетка щелкает замком ридикюля), но «масштабности» в нем кот наплакал, словно всю ее «сожрали» эти схемы передискретизации. По сравнению со стоковым в сетапе AR CD-9, откровенное разочарование. Такой характер саунда не исправишь никакими кабелями и усилителями. Если Вам нужна нейрохирургическая операция на мозге, скальпели, стерильность и запашок хлорки — то dCS, если просто музыку слушать — лучше остановить свой выбор на чем-то другом.
Николай ЕФРЕМОВ
Приходилось сравнивать dCS Rossini DAC с другими конверторами в одной и той же системе. Он намного точнее, яснее и натуральнее на сложной симфонической и электронной музыке. Такие источники задают качественную планку для остальных компонентов. Что касается стерильности, хлорки и прочего, то мне это напоминает реакцию любителей рупоров на на звук хороших линейных мониторов. Мир разнообразен и каждый слушает то, что ему нравится. И оценивает в соответствии со своим опытом прослушивания и музыкальной культуры.
алексей
тесновато сколько квадратов если не секрет
Николай ЕФРЕМОВ
Порядка 30, я думаю. Комната длинная, сзади ещё диван, а за ним — стеллаж с винилом