Выбрать подходящий сетевой плеер становится всё сложнее: новые модели от разных производителей появляются на рынке чуть ли не каждый день. Но есть и решения, проверенные временем и не устаревающие. Ведь этой сфере главное – надёжное и качественное «железо», а обновлять софт можно по мере необходимости. По такому принципу устроена техника швейцарской Weiss Engineering Ltd., хорошо известной среди профессионалов, работающих со звуком.
ГЛАВНЫЙ АРХИВАРИУС
Первые упоминания об этой модели появились в аудиопрессе около пяти лет назад и она, претерпев несколько модификаций, выпускается до сих пор. Это типично для студийной аппаратуры – звукорежиссёры не любят часто менять технику, и если она не ломается, может служить десятилетиями. Ещё один принцип, который ценят профессионалы – гибкость архитектуры. Сетевой проигрыватель MAN301 имеет модульную конструкцию, в основу которой положена базовая станция MAN301 SERVER, способная принимать цифровое аудио по Ethernet или Wi-Fi, а также воспроизводить компакт-диски и конвертировать их в музыкальные файлы для хранения на внешних накопителях.
Мы же будем испытывать более продвинутый вариант MAN301DAC-B, в который добавлен модуль высококачественного цифро-аналогового преобразователя, а также аналоговые выходы XLR и RCA. Всё это при необходимости можно встроить в базовую версию и превратить её в полноценное универсальное устройство высокого класса.
MAN301DAC-B оснащён полным набором цифровых входов: AES/EBU, Coax, TOSLink, USB Type A, Ethernet; имеются даже по паре профессиональных разъёмов Firewire и BNC. Последние предназначены для приёма тактовых импульсов от внешнего клок-генератора и их передачи на другие цифровые устройства системы. При отсутствии оного внутренний тактовый генератор с низким джиттером автоматически синхронизируется с частотой дискретизации входного сигнала. В качестве источников могут использоваться любые внешние HDD, флэшки и сетевые хранилища (NAS). При воспроизведении плеер поддерживает все наиболее востребованные форматы WAV, WV (Wavepack), AIFF, M4A/ALAC, FLAC, M4A/AAC, WMA и DSD2.8/5.6. Максимальное разрешение сигналов – 192/24 по всем входам, кроме оптического, который имеет аппаратное ограничение 96/24. В проигрывателе реализована фирменная фича Weiss – возможность передачи через AES/EBU файлов с частотой дискретизации 176,4 и 192 кГц по двум раздельным линиям (режим dual wire). Источником в таком случае может служить CD-транспорт Weiss, например, Jason.
Впрочем, MAN301DAC-B и сам прекрасно работает с CD – качественно воспроизводит их, а также рипит, целиком или выборочно, конвертирует и загружает на внешний накопитель. При сохранении можно задать любой формат и разрешение файла, вплоть до 192/24. Аппарат самостоятельно подгружает метаданные и обложки дисков из онлайновых баз данных Gracenote или Google.
Все манипуляции с файлами осуществляются с помощью фирменного приложения Weiss MAN для iPad, причём один планшет даёт доступ к неограниченному числу накопителей. В главном меню выбирается источник – приложение показывает все доступные серверы, накопители и CD, если он загружен. Оттуда тэги файлов и переносятся в плейлисты. Можно создавать индивидуальные подборки для разных пользователей (с собственным паролем для каждого), искать музыку по названию альбома, имени артиста, жанру, недавно проигранным и недавно добавленным трекам.
Плеер и сам способен воспроизводить CD, но основное его назначение – считывание треков, в т.ч. и выборочное, конвертирование и загрузка на внешний накопитель.
MAN301DAC-B принимает Интернет радио и способен работать ка стример, но пока не со всеми сервисами. В частности, доступ к Tidal должен появиться в следующих прошивках.
Любопытная особенность аппарата в том, что он не просто управляется через приложение по Wi-Fi, но и создаёт собственную беспроводную сеть. Через неё поддерживается двусторонняя связь между планшетом и плеером, даже если в помещении нет Wi-Fi. Кроме того, подключившись к этой внутренней сети, можно принимать AirPlay через любое устройство Apple.
Собственно цифроаналоговый конвертер имеет ту же схемотехнику, что и DAC202 – четыре чипа в параллельно-балансном включении. Цифровой фильтр имеет два режима – A и B с разными характеристиками. Как они отличаются по звучанию, расскажу чуть позже.
В проигрывателе имеется цифровой регулятор громкости с четырьмя фиксированными диапазонами уровня. Чтобы сохранить естественность звучания, в его схему введён дизеринг (dithering, подмешивание в сигнал псевдослучайного шума со специально подобранным спектром) – ещё одно решение, типичное для профессиональной техники. В последней версии аналоговые каскады построены на дискретных транзисторах, максимальная амплитуда на выходах RCA может достигать 3,75 В RMS, а на XLR – вдвое выше. Соответственно, MAN301DAC-B может напрямую подключаться к усилителю мощности с любой чувствительностью.
Два силовых трансформатора обеспечивают раздельное питание для управляющего процессора и звукового тракта. Массивный корпус из нержавеющей стали служит надёжным экраном от внешних помех.
Любопытная особенность аппарата в том, что он не просто управляется через приложение по Wi-Fi, но и создаёт собственную беспроводную сеть.
С лица аппарат предельно лаконичен – на передней панели сантиметровой толщины лишь щель для загрузки CD, кнопка POWER и трёхцветный светодиод, индицирующий состояние системы. К 30-летию компании была выпущена версия с лицевой панелью, покрытой 24к золотом.
Испытание проигрывателя проходило в два этапа. Первый – прослушивание в знакомой системе с ламповым усилением Jadis и акустикой Brodmann JB 155. Музыкальные файлы разного формата и разрешения воспроизводились по USB с флешек и внешнего жёсткого диска. На этом этапе мы разбирались с управляющим приложением (экранные меню показаны на фото) и оценивали музыкальные способности источника.
Затем MAN301DAC-B по входу подключался качественным кабелем CAT7 по локальной сети к накопителю NAS, а по выходу – к домашней системе с высоким разрешением и нейтральным характером звучания. На этом этапе выяснилась одна особенность проигрывателя: при первом включении он создает внутри себя базу данных из тэгов файлов, которые хранятся на внешних устройствах. При накопителе небольшого объёма, например, USB-флешке, этот процесс завершается быстро, но если на внешнем NAS с десяток тысяч файлов (как в нашем случае), он занимает несколько часов. MAN301DAC-B игнорирует уже установленные на NAS медиа серверы, и сам выполняет их функции. Но это при первом включении, в дальнейшем всё получается быстрее и проще.
Отчётливо ощущалось дыхание пространства, разница в атмосфере записей – от плоской «стены» до трёхмерного кокона вокруг музыкантов.
Теперь о звучании. По моим наблюдениям, класс сетевого устройства можно оценить по пространственной картине, которое получается при включении его в систему. По всей видимости, процессы, происходящие в недрах сложного цифрового тракта, сопровождаются микроскопическими сдвигами фаз между сигналами с разной частотой. В то же время, системы Brodmann в силу своей уникальной конструкции очень тонко чувствуют подобные нюансы. В нашем случае промежуток между колонками был равен расстоянию от передней линии до места прослушивания, и при этом звуковая сцена строилась с размахом, во всю ширину комнаты с плотным заполнением. Отчётливо ощущалось дыхание пространства, разница в атмосфере записей – от плоской «стены» до трёхмерного кокона вокруг музыкантов. На оцифровках винила Beatles, например, виртуальные образы буквально материализовались чуть позади передней линии. В этом, конечно, большая заслуга акустики, которая взаимодействует с помещением и формирует объём за счёт ранних отражений. Но источник выдаёт настолько точную информацию, что «Бродманны» создают копию музыкального события, в достоверность которой веришь безоговорочно.
И, что вообще характерно для техники Weiss, в звучании MAN301DAC-B присутствует некая «аналоговая» цельность и плавность – даже при воспроизведении с USB-флешек файлов не самого высокого разрешения. При работе с жёстким диском эта особенность проявляется более явно и, что интересно, аппарат нивелирует недостатки не слишком удачно оцифрованных треков, которые воспринимаются не как «косяки», но особенности, вполне имеющие право на жизнь.
Что касается двух характеристик цифрового фильтра, то разница между ними заметнее на качественных хай-резах. В положении «А» общая картина немного подробнее, каждый её штрих очерчен чётче, все нюансы – как на ладони. При этом не теряется ни цельность, ни плавность подачи. Я бы назвал этот режим аудиофильским или студийным, как вам больше нравится. При выборе фильтра «В» звучание становится не таким ярким и контрастным, а как бы более деликатным и комфортным, с акцентом не на столько на форму, сколько на содержание музыки. Такая подача скорее придётся по душе меломанам, тонким ценителям настроения. Хотя, конечно, всё это очень условно, ведь восприятие тонких смысловых нюансов во многом зависят от остальных компонентов системы.
Например, аппарат очень чувствителен к качеству питающего напряжения и более явно, чем другие компоненты Weiss, живо реагирует на любое улучшение – замену силового кабеля, подключение сетевого фильтра или регенератора. Подключение кабелем Fisch Audiotechnik P7 – начальная стадия подобного твикинга.
В системе №2 с усилением Linn и чрезвычайно линейными мониторами, MAN301DAC-B показал более строгий характер: сцена стала не столь объёмной, слегка потеряв в глубине, но при ширине во всю комнату отличалась удивительной проработкой деталей и правильным масштабированием виртуальных источников. Без прикрас, акцентов или пристрастия к мелочам — при потрясающей плавности и цельности звуковой картины. Увлекательное сочетание студийной точности и эмоциональной выразительности, чрезвычайно редкой для сетевого источника.
И, что вообще характерно для техники Weiss, в звучании MAN301DAC-B присутствует некая «аналоговая» цельность и плавность – даже при воспроизведении с USB-флешек файлов не самого высокого разрешения.
СИСТЕМА №1
- Источник: внешний HDD Transcend TS500GS, USB flash
- Предусилитель Jadis 80MC
- Усилители мощности моно Jadis 845NEC
- Акустические системы Brodmann JB 155
- Кабели:
- межблочные Bertram Proxima
- акустические daVinci Reference
- сетевые Fisch Audiotechnik P7
СИСТЕМА №2
- Предварительный усилитель Linn Klimax Kontrol
- Усилитель мощности Linn Klimax 500 Twin Chakra
- Акустические системы Dynaudio Special 25
- Кабели:
- межблочные Accuphase Super Refined Cable ASLC-10
- акустические Furutech Alpha S-25
- сетевые Furutech FP-α3
- витая пара Inakustik Referenz CAT 7
Weiss MAN301DAC-В
Производитель: Weiss Engineering Ltd. (Швейцария)
www.weiss.ch
Цифровые входы: AES/EBU, Coax, TOSLink, USB Type A, LAN, 2 Firewire 800, BNC (Wsync) || Цифровые выходы: AES/EBU, Coax, TOSLink,BNC (Wsync) || Аналоговые выходы: RCA, XLR || Уровень сигнала на выходах: 0,23 — 7,5 В (XLR), 0,115 – 3,75 В (RCA) || Воспроизводимые аудиофайлы: WAV, WV (wavepack), AIFF, M4A/ALAC (192/32), FLAC (192/24), M4A/AAC (96/24), WMA (48/24), DSD 2,8/5,6 || Диапазон воспроизводимых частот: 0 Гц — 80 кГц (Fs 176,4 кГц, ±3,5 дБ || Уровень искажений: 0,000056 % (-40 dBFS) || Линейность: менее ±0,4 дБ от 0 до -120 dBFS || Переходное затухание: <-120 дБ (20 Гц – 20 кГц) || Сдвиг фаз между каналами: ±0.05° (20 Гц — 20 кГц) || Потребляемая мощность: 50 Вт || Габариты: 450 х 300 х 66 мм || Масса: н/д || Цена: 13 700 CHF в рублёвом эквиваленте.