Современные подходы к конструированию аппаратуры, реализуемые в подчёркнуто ностальгическом дизайне, иногда дают удивительные результаты. Вот как в случае с колонками Old School Life, в которых одновременно находишь черты и классических студийных мониторов, и напольных «башен» прогрессивной акустической школы.
ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
Лично у меня вид Old School Life вызывает самые теплые воспоминания. Лет тридцать тому назад среди моих новых институтских знакомых был приятель, с которым нас связывали не только посещения лекций по сопромату, но и общие музыкальные увлечения. И однажды меня занесло к нему домой. Мы допоздна слушали альбом за альбомом Queen, Dire Straits, Culture Club и еще какие-то модные западные пластинки, один вид которых вызывал трепет. Но еще большее впечатление произвела привезенная «оттуда» аппаратура. Особенно колонки – какие-то невзрачные худосочные черные ящики… С первых же аккордов они изменили все представления о способностях стереоакустики. Я даже перестал грезить о внушительных и самых продвинутых, как мне тогда казалось, советских 100АС-060 «Электроника» и начал вынашивать планы когда-нибудь обзавестись импортными колонками именно в формате «башен». Прозвучит наивно, но такие системы тогда для меня стали олицетворять вершину аудиопрогресса.
Я и сейчас хотел бы знать, почему наша промышленность ничего подобного не делала? Вроде старались копировать всё – динамики с «сотовыми» диффузорами и преобразователи Хейла для колонок, вертушки с «числовым программным управлением» и даже изодинамические наушники. А высоких изящных напольников с надписью «Сделано в СССР» в магазинах не появлялось в принципе.
Поэтому я не воспринимаю выход узких напольных Life в «классической» линейке Old School как внезапный отход от олдскульных «канонов». Наоборот, это как раз то, во что могли бы эволюционировать популярные в нашей стране «широколицые» трехполоски.
Декорированные орехом стенки выполнены из высококачественной финской фанеры, усилены внутренними распорками и битумными листами для максимальной жесткости.
Для наглядности мы поставили в один кадр модели Life рядом с современными «наследниками» S90. Обратите внимание, что объем корпусов у них примерно одинаков. Площадь двух басовиков тоже эквивалента одному 27-сантиметровому драйверу. Последний, конечно, способен выдержать большую подводимую мощность и выдать внушительный SPL, но в скорости отклика парные головки чаще оказываются предпочтительнее. При этом у высокой акустики есть еще несколько козырей. Зауженную переднюю панель проще сделать жесткой, а это сулит более высокую тональную точность воспроизведения. И вокруг динамиков отражающие плоскости не настолько обширны, что уменьшает влияние звуковых интерференций – можно рассчитывать на более четкую стереокартину.
Знатоки изделий Arslab здесь резонно заметят, что «башни» в гамме марки появились еще до Life – в лице тех же напольных Classic 3, в которых, к слову, читается очевидное конструктивное сходство с новинкой Old School. Выражено оно, в частности, в трехполосной схеме, в характерном верхнем расположении СЧ-регистра, а заодно – и в происхождении головок (среднечастотник с фазовыравниващей «пулей» и пара басовиков – все производства Wevecor). Но будет ошибкой считать Life дорогой вариацией прежней модели в престижной «винтажной» отделке.
Корпуса новых систем имеют еще меньшую ширину и большую глубину – соотношение по этим измерениям более чем двукратное. Декорированные орехом стенки (за исключением передней и задней, окрашенных бордовой эмалью) выполнены из высококачественной финской фанеры, усилены внутренними распорками и битумными листами для максимальной жесткости. Внушительно выглядит, кстати, и основание под шипы. Оставшиеся элементы корпуса производятся из плит MDF – материала, который способен лучше гасить внутренние структурные резонансы. Такая комбинация уже проверена на других спикерах Old School – она позволяет сделать корпуса более инертными в плане звуковой подкраски.
Спрессованный из целлюлозы и стекловолокна диффузор (производится в Германии) обладает сравнимой с композитными головками жесткостью, а по демпфирующим свойствам близок к классической бумаге.
Отличия прослеживаются также в классе внутренней начинки. Кроссоверы выполнены из аудиофильских элементов, плюс качественная внутренняя проводка и пара входных винтовых терминалов WBT. Частоты раздела полос, как и порядок фильтров производитель не афиширует, но утверждает, что специфика примененных динамиков в них учитывалась с особой тщательностью.
Верхний диапазон в Old School Life воспроизводит твитер Morel с заказаными спецификациями. У него – звуковая катушка Hexatech с легкой высокоплотной алюминиевой намоткой и 30-миллиметровый тканевый купол. Последний обработан антирезонансным составом Acuflex и помещен в утопленный волновод, который выравнивает диаграмму направленности.
Драйвер среднего регистра имеет диаметр 152 мм. Спрессованный из целлюлозы и стекловолокна диффузор (производится в Германии) обладает сравнимой с композитными головками жесткостью, а по демпфирующим свойствам близок к классической бумаге. Мощная магнитная система разработана по концепции Balanced Drive, которая обеспечивает симметричный отклик подвижной системы, как при положительной полуволне сигнала, так и отрицательной. По тем же принципам спроектированы и пара аналогичных по размеру басовиков, которые работают на довольно большой объем с фазоинвертором. Его порт в виде жестко закрепленной алюминиевой трубы выведен на заднюю панель.
Кстати, обратили внимание, что НЧ-секция физически удалена от СЧ/ВЧ? Уверен, что это сделано не просто так. Верхние части Life, по сути, представляют собой классические двухполосные мини-мониторы. Басовики же размещены ближе к основанию, скорее всего, для усиления отдачи на самых низких частотах. Этот эффект возникает из-за близости обширной отражающей поверхности, которой выступает пол помещения.
Весь средний диапазон, кстати, органично стыкуется с нижним, о чем свидетельствует хорошая телесность виртуальных источников в звуковой сцене.
Опасения, что такое решение может спровоцировать стоячие волны, не подтвердились. У Life довольно ровная отдача начиная уже с 45 — 50 Гц: выпукло и при этом структурно передается короткий звук «бочки» и долгие послезвучия бас-гитар, с внятным четким «панчем» воспроизводятся удары в барабаны и том-томы. Есть даже очевидный намек на «концертный» динамический эффект, что особенно понравится любителям слушать записи именно живых выступлений, а не студийных работ. Но есть и некоторое выделение переходной полосы 150 — 250 Гц, которое, впрочем, придает еще больше драйва ритмическому рисунку. В общем, характером баса Life я почти полностью удовлетворен.
Не оставляет равнодушным и вокальная полоса, хотя как раз выверенной линейностью она не отличается. На частотах 800 — 900 и 2600 — 2800 Гц хочется слегка подкорректировать АЧХ, чтобы чуть ослабить середину. Однако динамичность и тембральная проработка у систем выражена на таком высоком уровне, что после нескольких минут прослушивания просто забываешь о каких-либо отклонениях. Весь средний диапазон, кстати, органично стыкуется с нижним, о чем свидетельствует хорошая телесность виртуальных источников в звуковой сцене. А некоторые призвуки «ящичного» характера идут только из портов фазоинвертора. Если их заглушить поролоновыми вставками, отдача по самым низким частотам, кстати, почти не теряется.
Комфортность – вот лучшая характеристика верхнему регистру. Детализация внятная, глубокая и естественная, как у лучших текстильных пищалок.
Комфортность – вот лучшая характеристика верхнему регистру. Детализация внятная, глубокая и естественная, как у лучших текстильных пищалок. Агрессивный характер не проявляется, поэтому шумовые спектры получаются чистыми и воздушными, а резкий рассыпчатый звук самых «едких» крэш-тарелок нисколько не теряет в колорите. Вся высокочастотная «сигнатура» подкупает энергетикой и пространственной четкостью. Пищалки, например, совершенно не привязывают к себе звуки – все образы в сцене получаются цельными, стабильными, без раздвоений и прочих фокусов.
И пару слов об объемности. Life способны показать внушительный открытый масштаб, но их конек – нечто более ценное: хорошая глубина, осязаемость передних планов, ощущение почти физического присутствия. И эта камерность в сочетании со способностью акустики точно выделять любой ритмический рисунок придает звучанию особый шарм.
КОМПОНЕНТЫ
- Источники:
- проигрыватель Atoll CD100
- ноутбук Apple MacBook Air A1465
- ЦАП Schiit Modi Multibit
- Интегральный усилитель Atoll IN300
- Кабели:
- межблочные RealCable CA1801 (модифицированный) и ColdRay Interconnect Line AG
- цифровой USB InAkustik Reference High Speed USB 2.0
- акустический ColdRay Loudspeaker Line CU
- силовой Furutech FP-314Ag и CLS Power Zero MKII
- Фильтр питания Furutech e-TP80
- Стойка Cold Ray Base
Акустические системы Old School Life
Производитель: Arslab (Россия)
www.arslab.ru
Конфигурация: 4 излучателя, 3 полосы || Акустическое оформление: фазоинвертор || Воспроизводимый диапазон: 48 — 25 000 Гц (+/- 3 дБ) || Чувствительность: 86 дБ (2,83 В/1м) || Рекомендуемая мощность усилителя: 25 — 150 Вт || Номинальное сопротивление: 6 Ом || Отделка: орех || Габариты: 170 х 900 х 400 мм || Масса 1 шт.: более 20 кг || Цена за пару: 172 900 руб.