Проигрыватель винила, ламповое усиление и чувствительная акустика с бумажными диффузорами – настоящее искушение для меломана, желающего слушать пластинки в максимально аутентичных условиях. Да и нам нечасто приходится иметь дело со столь гармоничной системой, будто перенесённой из золотого века аудио.
ГАРМОНИЯ БЕЗ ЦИФРЫ
В наше время всеобщего интереса к винилу подобный комплект может стать отличной альтернативой винтажу, цены на который постоянно растут. Уж не говорю о проблемах, с которыми можно столкнуться, покупая технику тридцати- или сорокалетней давности. Вся прелесть нынешнего варианта в том, что по духу он идеально соответствует идеологии середины прошлого века, а по содержанию воплощает в себе самые последние достижения в области звуковоспроизведения.
Новая версия проигрывателя Transrotor Zet 3, как и все конструкции Йохана Раке, выглядит внушительно, лаконично и стильно. Фигурное основание толщиной 45 мм имеет слоёную структуру: между двумя плитами из полированного акрила проложен толстый алюминиевый лист. Такой сэндвич, состоящий из материалов с разной скоростью распространения вибраций, обладает высокими демпфирующими свойствами. Аналогичную конструкцию имеют массивные, регулируемые по высоте опоры, изолирующие проигрыватель от внешних механических воздействий.
Диск высотой 70 мм и массой 12 кг выточен из алюминия. На его нижней части сделаны концентрические канавки, препятствующие распространению поверхностных вибраций. Главный подшипник представляет собой глубокую латунную шахту, в которую погружается закалённая стальная ось диаметром 10 мм. Опорой ей служит шарик из вольфрамового сплава. Общая масса проигрывателя – 34 кг.
Синхронный двигатель в массивном цилиндре из полированного алюминия устанавливается отдельно, и механического контакта с проигрывателем не имеет. Скорости 33/45 об/мин. задаются вручную – переброской круглого силиконового пассика на разные ступени ведущего шкива. При желании увеличить крутящий момент можно поставить второй двигатель.
Обычно проигрыватель комплектуется тонармом TR 800-S фирмы Jelco, но на нашем экземпляре был установлен гораздо более продвинутый SME 309 (цена в рознице 178000 руб). Его конструкция — настоящее произведение инженерного искусства: литая под давлением из магниевого сплава трубка с внутренним демпфирующим покрытием, прецизионные подшипники, проводка медным литцендратом LCOFC, вольфрамовый противовес… Механизмы регулировки позволяют точно настроить все необходимые параметры при установке на самые разные столы.
Фигурное основание толщиной 45 мм имеет структуру сэндвича: между двумя плитами из полированного акрила проложен толстый алюминиевый лист.
А вот головка у нас была штатная — Transrotor Merlo Reference. Это улучшенная версия Goldring Elite, у которой корпус выточен из полимера Pokan, а игла имеет профиль Harmonic. Подвижная катушка, выходное напряжение 0,5 мВ, оптимальное сопротивление нагрузки 100 Ом.
Проигрыватель размещался на массивной стойке Transrotor ZET Rack с дополнительными полками, на которые отлично встал двухблочный фонокорректор Transrotor Phono-8 MC. В своё время мы его изучили достаточно подробно, поэтому напомню лишь главные моменты. Схема рассчитана на MC-головки с напряжением выхода 0,1 — 2 мВ и оптимальной нагрузкой 60 Ом — 4,7 кОм. Подключение балансное, через разъёмы XLR, за счёт чего снижается уровень помех и фона, наводимого на соединительный кабель. Чувствительность и входное сопротивление задаётся DIP-переключателями на плате предусилителя. Чтобы до них добраться, нужно отвернуть пару декоративных винтов на лицевой панели и снять верхнюю крышку корпуса.
Усилитель Ayon Triton III – тоже наш старый знакомый. На выходе каждого канала – квартет 150-ваттных пентодов KT120, которые также можно перевести в триодный режим. В обоих случаях усилитель работает в классе «А» с выходной мощностью, соответственно, 2 х 100 и 2 х 60 Вт. Как и в большинстве других интегральников Ayon, здесь нет общей обратной связи, что для пентодной схемы достаточно редкое решение. Ещё одна фирменная фишка в том, что при двухтактной архитектуре выходных каскадов в спектре искажений доминируют чётные гармоники. При этом, по мнению разработчиков, восстанавливается исходный характер музыкального сигнала, который в процессе записи, микширования, мастеринга и т.д. обогащается нечётными, некомфортными для слуха составляющими.
Все лампы — российского производства, на фабрике отбираются попарно по пяти параметрам: току анода, крутизне характеристики, утечке между катодом и подогревателем, глубине вакуума и микрофонному эффекту.
Как и в большинстве других интегральников Ayon, здесь нет общей обратной связи, что для пентодной схемы достаточно редкое решение.
Знакомство с акустическими системами Tannoy Prestige GRF GR, наверное, стоит начать с расшифровки названия. Запомнить несложно: GRF – инициалы основателя компании, которого, как известно, звали Guy Rupert Fountain, а GR означает, что в модели установлен коаксиальный излучатель нового поколения Gold Reference, о котором мы неоднократно рассказывали.
Появление этой модели обусловлено феноменальным успехом акустики GRF-90, которая была выпущена ограниченным тиражом к 90-летию компании. Несмотря на высокую цену (в России пара стоила 1700000 руб.), спрос на юбилейные системы не был полностью удовлетворён, и было решено выпустить что-то подобное, но без лимита по количеству.
Сердце новой системы – 12-дюймовый (30 см) фирменный коаксиальный драйвер Gold Reference, прямой наследник уникального излучателя, впервые представленного аж в 1947 году. Разумеется, с тех пор конструкция была значительно улучшена. В частности, она получила новый волновод гораздо большего диаметра с перфорированной перегородкой, оптимизирующей нагрузку двухдюймового ВЧ-купола. Из-за сходства с перечницей это решение получило название PepperPot.
Сердце новой системы – 12-дюймовый (30 см) фирменный коаксиальный драйвер Gold Reference, прямой наследник уникального излучателя, впервые представленного аж в 1947 году.
Басовый диффузор спрессован из бумаги и крепится на двойном тканевом подвесе. Звуковая катушка диаметром 52 мм перемещается в поле, создаваемым никель-кобальтовыми магнитами Alnico, которые Tannoy традиционно применяет в своих акустических системах. Драйвер работает в фазоинверторном оформлении, пара портов выведены на заднюю стенку корпуса.
Кроссоверы с частотой раздела 1100 Гц выполнены навесным монтажом из отборных деталей. Для снятия стрессов и повышения проводимости они проходят глубокую криогенную обработку. Как и в модели GRF, предусмотрена коррекция в области 1,1 – 27 кГц глубиной +/-3 дБ с помощью классических перемычек на лицевой панели. Общий рабочий диапазон 24 — 27000 Гц (-6 дБ). При чувствительности 95 дБ системы способны выдержать подводимую пиковую мощность до 560 Вт.
Корпус объёмом 210 литров изготовлен из березовой фанеры и отделан натуральным шпоном ореха с масляной пропиткой. Толщина лицевой панели – 25 мм, для усиления жёсткости используются внутренние стяжки. Масса каждой колонки 63 килограмма.
Проигрыватель перед прослушиванием был хорошо отстроен, а усилители и акустика – прогреты.
Канифоль скрипичной струны, бархат на вокале, живое звучание рояля, в котором слышны вибрации струн и деки, причём последние ощущаются телом.
Фирменный почерк, присущий моделям Prestige, узнаваем моментально. Большие коаксиалы звучат мягко, в меру детально и как-то особенно проникновенно. И если ранние модели были «заточены» под оперный вокал и небольшие джазовые составы, то современным GR’ам с тем или иным успехом удаются практически все жанры. Небольшой ход диффузора компенсируется его площадью, поэтому по объёму раскачиваемого воздуха 12-дюймовые басовики не уступают традиционным длинноходным драйверам меньшего калибра. Кроме того, бумага очень лёгкая, что снижает время реакции, поэтому акустика способна натурально передавать резкие удары и держать сложный ритм. Тембральное разрешение очень высокое по всему диапазону, что особенно чувствуется с ламповым усилением: здесь и канифоль скрипичной струны, и бархатный вокал, и живое звучание рояля, в котором слышны вибрации струн и деки, причём последние ощущаются телом. Рупорная окраска имеет место, но благодаря «перечнице» сведена к минимуму – если специально не прислушиваться, то и не заметишь. Отсутствует эффект, характерный для коаксиальной и рупорной акустики, когда отдельные ноты, попадающие в резонанс с волноводом, неожиданно для слушателя как бы отрываются от общего контекста.
Бас не грузит слух, и при этом достаточно глубок. В нём нет «резиновой» тягучести, поэтому с непривычки нижний регистр может показаться легковесным. Но достаточно сконцентрировать внимание на партии бас гитары или контрабаса, чтобы понять — главное здесь скорость, позволяющая услышать малейшие нюансы исполнения.
Ну и, конечно, здесь мы имеем все преимущества точечного излучателя: голографическую сцену с крупными телесными образами и явным эшелонированием в глубину. И чтобы почувствовать это, не обязательно садиться на одинаковом расстоянии от АС – sweet spot получается довольно широкий.
Здесь мы имеем все преимущества точечного излучателя – голографическую сцену с крупными телесными образами и явным эшелонированием в глубину.
Каков же вклад проигрывателя? Благодаря колоссальной инерции 12-килограммового диска Zet 3 придаёт звучанию основательность, фундаментальность и временную точность. Без последнего качества передача ритма, в частности, быстрых серий рабочего барабана, не была бы столь чёткой. Плавный, комфортный спад баса к самой нижней октаве в равной степени заслуга и источника, и акустики. А главное, что все компоненты системы, дополняя друг друга, сумели показать всю прелесть бескомпромиссного аналогового звучания.
МУЗЫКА
- Cassandra Wilson, «New Moon Daughter». Blue Note, 1995
- Stan Getz & Charlie Bird, «Jazz Samba». Verve, 1962
- Creedence Claerwater Revival, «Cosmo’s Factory». Liberty, USA 1970
- Tchaikovsky, «The Nutcracker». 2LP, CBS, 1979
- The Rolling Stones, «Big Stones». 2LP, DECCA London, 1974
Transrotor Z3
www.transrotor.de
Тип привода: пассиковый || Скорости вращения диска: 33/45 об/мин || Отклонения от номинальной скорости: ±0,2% || Диаметр диска: 300 мм || Толщина диска: 70 мм || Масса диска: 12 кг || Масса, проигрывателя: 45 кг || Габариты: 450 x 230 x 400 мм || Цена с головкой: 369 800 руб.
Transrotor Phono-8 MC
Входное сопротивление: 60 — 4700 Ом || Номинальная чувствительность: 0,1 — 2,0 мВ || Диапазон частот (±0,1 дБ): 20 — 20000 Гц || Усиление: 40 — 65 дБ || Отношение сигнал/шум взвешенное: -68 дБ при усилении 65 дБ, -80 дБ при усилении 40 дБ || КНИ + шум: 0,03% || Напряжение питания/ток: 12/0,5 В/А || Габариты: 350 х 75 х 320 мм || Масса: 7,2 кг || Цена: 243 900 руб.
Ayon Triton III
Производитель: Ayon Audio (Австрия)
www.ayonaudio.com
Входы: 3 Line (RCA), Direct (RCA) и Balanced In (XLR) || Выходы: Pre Out (RCA) || Сопротивление по входам: 100 кОм || Входная чувствительность: 350 мВ || Выходная мощность: в триодном режиме 2 х 60 Вт, в пентодном режиме 2 х 100 Вт || Полоса пропускания тракта: 8 — 70000 Гц || Амплитуда шума на выходе: 3 мВ || Отношение сигнал/шум: 95 дБ || Глубина обратной связи: 0 дБ || Потребляемая мощность: 280 ВА || Габариты: 510 х 420 х 250 мм || Масса: 45 кг || Цена: 850 969 руб.
Tannoy Prestige GRF GR
Производитель: MUSIC Group Innovation SC Ltd. (Англия)
www.tannoy-rus.ru
Конфигурация: 2 излучателя, 2 полосы || Акустическое оформление: фазоинвертор || Диапазон воспроизводимых частот: 24 — 27000 Гц (-6 дБ) || Номинальное/минимальное сопротивление: 8/5 Ом || Чувствительность: 95 дБ (2,83 В/1 м) || Частота раздела полос: 1100 Гц || Рекомендуемая мощность усилителя: 20 – 280 Вт RMS || Продолжительная/пиковая подводимая мощность: 140/560 Вт RMS || Отделка: промасленный орех || Габариты с шипами: 550 x 1240 x 465 мм || Масса 1 шт.: 63 кг || Цена за пару: 1 611 600 руб.
Комментарии [4]
Андрей
По моему мнению бас и должен так звучать . С появлением сабвуферов у людей появился синдром сабвуфера «бас должен быть глубокий» Мы стали забывать что такое бас гитара, контрабас, рояль
dmitriy5100@*******
на фото видно балансный розовый кабель это тот которым комплектуется zet3 или как ?
Вадим Р.
Проигрыватель и усилитель не кажутся самой достойной компанией для Tannoy Prestige GRF GR..?
Николай ЕФРЕМОВ
Кажется.