Пожалуй, никто из российских производителей не отваживается на столь масштабные проекты, как Алексей Сёмин и его S.A. Lab. Уж слишком велик риск при гигантских финансовых вложениях. Если, конечно, не пытаться создавать High End из хлама с Митинского рынка, уповая на сокровенные эзотерические знания и какие-нибудь волшебные провода.
ОЖИВШАЯ В КАМНЕ
Алексей в каждый проект вкладывается по максимуму, но без фанатизма и помпезности. Расчёт – на меломанов со вкусом, пониманием, что такое настоящая вещь, и деньгами, конечно. Сейчас таких людей гораздо больше, чем в 90-е, но всё же не так много, чтобы стабильно поддерживать рублём российского производителя. Некоторая часть продукции S.A. Lab продаётся в Европе, что можно считать надёжным сертификатом качества. Но главное, что даже в бюджетных моделях чувствуется основательность, продуманность и склонность к незатасканным решениям.
С этой точки зрения новый проект Сёмина заметно превосходит его прежние достижения. Комплекс Hercules Mk II, состоящий из предусилителя и пары моноблоков, весит более 400 кг и поставляется в трёх огромных ящиках. Первая версия «Геркулеса» в прошлом году получила приз «Продукт Года» Hi-Fi&High End Show в номинации «Компонент российского производства», но в серию не пошла. Вскоре после выставки появились идеи, как улучшить этого монстра, и началась работа над MK II. Это, кстати, тоже показатель отношения к делу – не сняв сливки с предыдущей модели, начать разработку новой, причём не просто «подтянуть лицо», а капитально пересмотреть схемотехнику и конструкцию.
Самое необычное (и затратное), что накал всех ламп, включая и мощные, питается выпрямленным и стабилизированным напряжением.
Конструкция Hercules Mk II трёхэтажная. На нижнем уровне собран источник питания – трансформатор мощностью 1200 ВА, выпрямитель на диодах Шоттки и банк заказных конденсаторов 10000 мкФ на 600 В. Чтобы исключить бросок тока при их зарядке, предусмотрен мягкий пуск анодного питания, которое для выходных каскадов достигает 580 В. Самое необычное (и затратное), что накал всех ламп, включая и мощные, питается выпрямленным и стабилизированным напряжением, что не оставляет фону, настоящему бичу ламповых усилителей, никаких шансов.
На втором этаже – дополнительные развязки по питанию со сглаживающими ёмкостями и выходные трансформаторы. Габаритная мощность последних также 1200 ВА, технология ручной намотки и способ включения разработан в S.A. Lab и, возможно, в ближайшем будущем будут запатентованы. Сердечники ленточные, из лучшей российской электротехнической стали.
И, наконец, верхний уровень, от которого через вентиляционную решётку мощно идёт нагретый воздух. Оконечные каскады построены на восьми (по четыре в плече) тщательно подобранных тетродах 6П36С в двухтактном ультралинейном включении. Напомню, что такой режим с отводами для экранных сеток сочетает преимущества триодных каскадов (низкое выходное сопротивление, короткий шлейф гармоник) при незначительном снижении выходной мощности. Восемь солидных баллонов выдают 200 Вт в классе «А» независимо от сопротивления акустики – у «Геркулеса» есть отводы на 4 и 8 Ом. По напряжению сигнал усиливается двойным триодом 6072, а разгоняется драйвером на 12-ваттных пентодах 6v6.
Соединения между этажами осуществляются через военные разъёмы РПН с посеребрёнными ножевыми контактами. В случае неисправности любую полку можно быстро демонтировать и прогнать на контрольном стенде.
Оконечные каскады построены на восьми (по четыре в плече) тщательно подобранных тетродах 6П36С в двухтактном ультралинейном включении.
Предусилитель рассчитан на подключение пяти линейных источников, которые коммутируются с пульта. Выход у него двухтактный трансформаторный, на паре пентодов 6П9 в триодном включении. По сути, это небольшой усилитель мощности с выходным сопротивлением порядка 22 Ом, способный прокачать кабель любой длины. Единственно, чего аппарату, на мой взгляд, не хватает – гнезда для наушников. При такой организации выхода кроме разъёма ничего бы и не потребовалось.
Во входных каскадах установлены редкие и дорогие лампы Siemens C3g с малым уровнем шумов и колоссальным рабочим ресурсом. Громкость регулируется ступенчатым аттенюатором на реле с микротоковыми контактами.
Как видно на фото, тройка новых «Геркулесов» выполнена в поистине монументальном стиле, предложенном известным итальянским дизайнером Франко Поли (Franco Poli). Для внешней отделки он решил использовать массив американского ореха (из него изготавливают ружейные приклады) и натуральный каррарский мрамор, который в огромных слябах поставляется в Россию из Италии. Как рассказал Алексей, чтобы подобрать фрагменты с одинаковым цветом и рисунком, пришлось изрядно потрудиться, и много дорогого мрамора отправить в отвал.
Слушали мы этот комплект два дня подряд – сначала с CD/SACD-проигрывателем Mark Levinson №512, а потом мастер-ленты на катушечном магнитофоне Studer A-807 Mk II. Акустические системы были соответствующие – 145-килограммовые Magico M3 закрытого типа, с диффузорами из графена и 28-миллиметровыми твитерами с алмазным напылением.
Дизайнер Франко Поли для внешней отделки он решил использовать массив американского ореха и натуральный каррарский мрамор
И так, компакт-диски. Выходная мощность – порядка 60% от максимальной. Поначалу кажется невозможно громко, но постепенно слух адаптируется. Динамический диапазон нереально огромен, и что самое важное, переход от пиано к оглушительному фортиссимо настолько быстр и лёгок, что мурашки идут по коже. Начинаешь понимать, насколько мы успели отвыкнуть от такой скорости. Паузы между треками мёртвые, между частями произведения – живые, с дыханием зала. Сразу вспомнилось: при монтаже радиоспектаклей в паузы вклеивалась не размагниченная лента, а с записью пустой студии, чтобы не возникало эмоционального провала. Мощные транзисторные усилители склонны нивелировать живую атмосферу на низких уровнях, а иногда и полностью игнорируют её, из-за чего звучание кажется механистичным. «Геркулесы» не отпускают внимание до конца трека, акцентируя его на самых, казалось бы, незначительных деталях. Но именно из них и складывается впечатление о музыкальном произведении.
Если говорить о микродинамике, то я, пожалуй, не вспомню ещё одной системы, столь явно показывающей разницу между CD и SACD. Совершенно иная подача пространства, гармоническая точность и ощущение цельности события при невероятной детальности картины. Кстати, «Геркулесы» можно слушать и на малой громкости, ни музыкальный баланс, ни пространственная перспектива при этом не страдает. Даже спад на НЧ и ВЧ – неизбежное следствие особенностей нашего слуха – ощущается не так явно, как обычно.
Бас великолепен, от так же быстр и подвижен, как и середина, без невнятного гула, а некоторая «резиновая» компонента появляется лишь возле самой нижней границы. Похоже, сказывается не столь высокий, как у транзисторных усилителей, демпфинг-фактор. Наверное, с этой точки зрения самой подходящей акустикой для этих оконечников были бы Altec, ранние JBL и им подобные системы с огромными, но лёгкими бумажными динамиками. Но и с низкоомными Magico результат был куда как впечатляющ.
Особенно, когда мы подключили к предусилителю Studer, зарядив копию мастера на 38-й скорости. Такой ураганной динамики я, пожалуй, раньше не слышал. Нас буквально вынесло из комнаты (а громкость была на той же отметке), пришлось слушать из смежного помещения через открытую дверь. Потом, понятное дело, уровень прибрали. Звук сочный, с «мясом», шикарной серединой и звонким «аналоговым» верхом. На «Триллере» обнаружилось столько незамеченных ранее звуков и неожиданных эффектов, что голова шла кругом. Плотность заполнения звукового пространства была запредельной, и никакой каши, сумбура или потери тембральной точности. Похоже, довести до клиппинга этих монстров просто нереально. Меняем тему на джазовый квинтет, и пожалуйста – воздух, объём, трёхмерная сцена с абсолютно живыми инструментами. Даже шум ленты в паузе воспринимался как неотъемлемая составляющая общей картины.
Динамический диапазон нереально огромен, и что самое важное, переход от пиано к оглушительному фортиссимо настолько быстр и лёгок, что мурашки идут по коже.
Да, в этом помещении «Геркулесам» было тесновато, им нужно простор – желательно зал с высоким потолком, и чтоб от акустики до слушателей было метров пять, как в небольшом джазовом клубе. И вы будете сидеть не перед колонками, а на лучших местах возле абсолютно реальной сцены.
МУЗЫКА
CD/SACD
- Celine Dion, «All The Way… A Decade Of Song». SACD Sony 2004
- «Tutti! Orchestral Sampler». 24 bit HDCD Reference Recordings, 1997
- Jean Sibelius, «Concerto for Violin and Orchestra in D minor, op.47». Anne-Sophie Mutter and Staatskapelle Dresden. Deutsche Grammophon GmbH, Dresden 1995.
- Noisia, «Split the Atom». 2 CD, Mau5trap, 2013
Мастер-ленты
- Ray Brown, “Live in Nagykanizsa”,1998
- Freddie Mircury & Montserrat Caballe «Barcelona», 1987
- Michael Jackson «Thriller», 1982
- Rachmaninoff «Piano Concerto N3». Ashkenazy/Previn
S.A. Lab Hercules Mk II
Производитель: S.A. Lab (Россия)
salaboratory.com
Выходная мощность: 250 (4 Ома) || Отношение сигнал/шум: -99 дБ || КНИ: 0,07% (150 Вт, 4 Ома) || Габариты (моноблок/предусилитель): 555 х 685 х 700/465 х 270 х 480 мм || Масса (моноблок/предусилитель): 175/57 кг || Цена комплекта: 6 млн. руб.
Редакция благодарит салон SoundProLab за помощь в проведении прослушивания.
«Геркулесы» можно слушать и на малой громкости, ни музыкальный баланс, ни пространственная перспектива при этом не страдает. Даже спад на НЧ и ВЧ – неизбежное следствие особенностей нашего слуха – ощущается не так явно.
Плотность заполнения звукового пространства была запредельной, и никакой каши, сумбура или потери тембральной точности.
Комментарии [3]
алексей
все собрано из зарубежного железа русскими людьми
Виталий
Идиотизм, привет от Маэстро Макарова и его Супер Гроссо
SpyLunar
Я сражен! Поражает всё: конструкция, компоненты, качество сборки — и всё это сделано в России! Я люблю эту страну)))))