Необычные решения чаще рождаются у людей, совмещающих творческие профессии со знанием точных наук. Акустика NEAT – как раз такой случай. Её создавали люди, чувствующие музыку и владеющие современными методами проектирования.
ЦЕЛЬНОСТЬ НАТУРЫ
Пара супертвитеров на верхней плоскости – не единственная особенность этой модели. Взяв в руки монитор, сразу понимаешь, что здесь что-то не так – солидный вес никак не соотносится с объёмом корпуса. Объясняется это сложной структурой толстых стенок и наличием ещё одного мидбасового драйвера, спрятанного внутри. В Ultimatum XLS реализовано достаточно редкое акустическое оформление «изобарическая нагрузка», в котором головки устанавливаются друг за другом на одной оси, включаются синфазно и работают синхронно с удвоенной энергией. А изобарической такая система называется потому, что между диффузорами получается замкнутый объём с постоянным давлением. За счёт этого для внешней головки создаётся оптимальная и стабильная нагрузка, а для системы в целом специалисты Neat выбрали фазоинверторное оформление (рис. 1)
Рис. 1 Внутреннее устройство мониторов Neat Ultimatum XLS
Плюс столь непростой конструкции в почти вдвое более низкой частоте резонанса по сравнению с закрытым корпусом при тех же габаритах. Кроме того, камера образует механический фильтр, позволяющий упростить схему электрических кроссоверов.
Часть верхней плоскости оклеена ворсистым материалом — для борьбы с ранними отражениями, которые приводят к провалам частотной характеристики.
Производитель не указывает частотный диапазон своей акустики, известно лишь, что горизонтально расположенные твитеры EMIT (Electro Magnetic Induction Tweeter), работают до 40 кГц. В некоторых описаниях их называют ленточными, но это неправильно – здесь классические планарные излучатели, у которых спиральная звуковая катушка нанесена непосредственно на мембрану. Получается компактная и очень лёгкая подвижная система, в силу малой инерционности способная отрабатывать малейшие звуковые нюансы. Подобные излучатели, кстати, часто используются в дорогих наушниках. Часть верхней плоскости оклеена ворсистым материалом — для борьбы с ранними отражениями, которые приводят к провалам частотной характеристики.
Такой же приём используется и спереди для акустической обработки вокруг твитера с 26-миллиметровым куполом из полимера Sonomex (арамидное волокно нового типа). Как дополнительная мера – сужение лицевой панели на уровне ВЧ-излучателя.
Мидбас со 168-миллиметровым диффузором (по виду – полипропилен) имеет центральную «пулю», которая выравнивает фазовую характеристику и способствует лучшему охлаждению звуковой катушки. В большинстве своих моделей Neat Acoustics использует динамики, изготовленные по собственным чертежам и спецификациям. Они проектируются с помощью самых современных компьютерных средств разработки и моделирования.
Теперь о корпусе. Передний щит и верхняя панель представляют собой сэндвич толщиной 45 мм, составленный из многослойной березовой фанеры, полиэтилена и МДФ. От основного корпуса они развязаны тонким слоем эластомера, за счёт чего обеспечивается необходимая виброразвязка.
Горизонтальные твитеры слегка приподнимают звуковую сцену, создают трёхмерную воздушную атмосферу, а уже в ней фронтальные купола прорисовывают необходимые фрагменты звуковой картины.
Четыре входные клеммы утоплены в нишу на задней панели и соединены перемычками необычной формы – верхнее отверстие «растянуто», а соединение осуществляется через зажимной контакт на дуге. Для подключения по bi-wiring достаточно немного ослабить клеммы, сдвинуть вверх и снять перемычки. Так же быстро можно будет вернуть их на место.
Кроссоверы собраны из бескомпромиссных аудиофильских деталей – катушек «на воздухе» с малыми потерями и полипропиленовых фольговых конденсаторов. Наличие изобарической камеры позволило обойтись разделительными фильтрами первого порядка с минимальными фазовыми искажениями.
Как и подобает флагманской модели, Ultimatum XLS выпускаются в изысканной отделке. Стандартные варианты включают натуральный шпон обычного, розового и чёрного ясеня, ореха, дуба и берёзы. По индивидуальному заказу возможны такие романтические наименования, как «бархатное облако» и «бархатное красное облако», а также чёрный рояльный лак. Специально для этой модели выпускаются тяжёлые стойки с четырьмя круглыми колоннами приличного диаметра.
Столь необычный подход к проектированию акустики объяснятся тем, что главный конструктор в Neat Acoustics – не только опытный инженер, но и музыкант мульти-инструменталист Боб Сарженер (Bob Surgeoner), а его компаньон и правая рука, Пол Райдер (Paul Ryder) – гитарист, композитор и звукорежиссёр. Но создавали они не студийные мониторы, а акустику, способную воспроизводить музыку максимально близко к живому звучанию, и шли к этой цели, не считаясь с затратами.
Передний щит и верхняя панель представляют собой сэндвич толщиной 45 мм, составленный из многослойной березовой фанеры, полиэтилена и МДФ.
В нашем случае результат можно было оценить сразу. Горизонтальные твитеры слегка приподнимают звуковую сцену, создают трёхмерную воздушную атмосферу, а уже в ней фронтальные купола прорисовывают необходимые фрагменты звуковой картины. На партии акустической гитары чётко прорисованные струны окружены облаком из многочисленных гармонических составляющих, точно так же звучат тарелки – резкий удар и плотный кокон из медленно затихающих послезвучий. Обилие воздуха и широкая сцена с точной локализацией действительно очень оживляет звучание. На грамотно сведённых треках мониторы полностью исчезают как источники звука.
Характер нижнего регистра менялся по ходу прослушивания от слегка смазанного и монотонного до ясного и точного вплоть до самой нижней границы. Так что не пытайтесь судить о звучании новых мониторов хотя бы без получасового разогрева. Скорость баса почти как у закрытых систем, глубина – посерьёзнее, чем у фазоинверторных равного объёма. Ultimatum XLS прекрасно отрабатывают сложные ритмические конструкции, на быстрых сериях чётко фиксируются отдельные удары с резкой атакой. Полностью отсутствуют корпусные призвуки, стенки не вибрируют даже на большой громкости. В характере мониторов чувствуется основательность, уверенная подача и в басовой области, и в нижней середине, что даёт ощущение наполненности, материальности виртуальных образов. И уж совсем не ожидаешь подобного эффекта от акустики столь скромных габаритов.
СИСТЕМА
- CD-проигрыватель Naim CD5 XS
- Интегральный усилитель Naim Nait XS2
- Кабели:
- межблочные Cardas Clear Rev 1
- акустические Atlas Accent
- cиловые Naim Power-Line
Скорость баса почти как у закрытых систем, глубина – посерьёзнее, чем у фазоинверторных равного объёма.
МУЗЫКА
- Das Stereo Phono-Festival. CD/SACD/DVD InAkustik 2015
- Oscar’s Motet Choir Cantate Domino Limited Edition Ultra HD CD Lim Records 2013
- Squirrel Nut Zippers, «Bedlam Ballroom». Mammoth Records, 2000
- Deep Purple, «Made in Japan». EMI, 1972
Neat Ultimatum XLS
Производитель: Neat Acoustics Ltd. (Великобритания)
www.neat.co.uk
Конфигурация: 5 излучателя, 3 полосы || Акустическое оформление: изобарическая нагрузка/фазоинвертор || Диапазон воспроизводимых частот: н/д || Частота раздела полос: н/д || Чувствительность: 87 дБ/Вт/м || Номинальное/минимальное сопротивление: 6/4 Ом || Рекомендуемая мощность усилителя: 25 -200 Вт || Отделка стандартная: натуральный, розовый и чёрный ясень, орех, дуб, фигурная берёза || Отделка под заказ: бархатное и бархатное красное облако, чёрный рояльный лак || Габариты 380 х 220 х 370 мм || Масса 1 шт.: 15 кг || Цена за пару в стандартной отделке: 566100 руб. || Цена за пару под заказ: 732300 руб. || Стойки: 108000 руб.
Редакция благодарит салон AVComfort Центр за помощь в проведении теста.