Затевая обзор новых кабелей InAkustik из относительно доступной серии Exzellenz, мы и не предполагали, что пробные включения в тестовую систему заставят нас пересмотреть многие взгляды на то, чем и как должны выполняться соединения в аппаратуре. Причем главный сюрприз преподнесли цифровые кабели, от которых чудес мы ожидали менее всего.
МАТЕРИАЛИЗАЦИЯ МЫСЛИ
Но сначала – вкратце о том, чем вообще примечательна серия Exzellenz (в англоязычных документах компании используется и название Excellence, что одно и то же). Во-первых, все представители этой линейки производятся в Германии, а не заказываются на стороне, как некоторые кабели из серий Premium и Star. Вдобавок, облачены в текстильную черно-белую “рубашку” внешне очень похожей на ту, что используется в кабелях топового уровня Referenz.
Во-вторых, для целого ряда соединителей разработаны улучшенные разъемы с позолоченными коннекторами OFC, а для кабелей с терминалами XLR и RCA компания не поленилась сделать и собственные металлические разъемы, что в аудиоотрасли случается не так уж и часто.
Третье отличие: усиленное двойное, тройное и даже четверное (межблочный, сабвуферный, и коаксиальный кабели ) экранирование в зависимости от назначения. В HDMI-версии, например, используется спиральная оплетка, состоящая из 192 нитей бескислородной меди, что дает на 20% лучшую электромагнитную защиту, чем в кабелях серии Premium. Тройная “броня” имеется и у кабелей, предназначенных для асинхронных интерфейсов USB.
Четвертое: значительно возросшее сечение и качество сигнальных проводников. Наиболее показательный пример – уже упомянутый Exzellenz HDMI 2.0. В нем используются цельные нити из очищенной меди 0,205 мм2, тогда как у Premium и Star – промышленный OFC, соответственно, сечением 0,088 и 0,056 мм2. Разница в 133% и 266%! Похожие метаморфозы и в кабелях для аналогового и цифрового аудио, в том числе USB. Но там есть еще одно принципиальное отличие – проводники покрываются серебром.
Поскольку в серии ожидается появление нескольких разновидностей акустических и силовых Exzellenz, мы решили разбить тест на два этапа: сейчас пройдемся по всем цифровым моделям, а все эксперименты с аналогом оставим для следующей публикации.
Exzellenz Digital Cable RCA (5990 руб.)
Exzellenz Stereo Cable XLR (15990 руб.)
Новый кабель имеет традиционную коаксиальную структуру и разъемы RCA, унифицированные как для аналоговых соединений, так и для цифровых. Нижняя реперная точка в эксперименте – аналогичный по назначению кабель InAkustik Premium с волновым сопротивлением 75 Ом. Верхняя точка – аналоговое соединение между CD-проигрывателем и интегральником при помощи Referenze Selection NF-2404, с которым тестовая аудиосистема дает, на наш взгляд, максимум точности и музыкальной эстетичности воспроизведения.
Надо сказать, что с кабелем Premium в цифровом соединении система отнюдь не разочаровывает своим звучанием. Даже есть некоторые преимущества перед NF-2404: возрастает динамика, более телесными кажутся образы. Правда, все они укрупняются в масштабе сцены. Заодно акцентируются и самые яркие тональные составляющие, нарочито выделяется отдельные детали… Получаем эффектный «силовой» звук и «панорамное» стереопространство с довольно заметными признаками упрощения нюансировки.
Заменяем Premium на Exzellenz и получаем примерно тот же эффект, но с еще более подчёркнутой микродинамикой. К плюсам можно отнести и более точную фокусировку виртуальных источников, но она несколько своеобразная : сцена очень образная, но без особой глубины. А “игра” очень темпераментная, но без тонкой артикуляции.
Ради праздного интереса пробуем “экселенцы” в аналоговой линии. Почерк сразу сменился. Есть прибавка глубины и воздуха, отчетливее прорисовался бас и верх, но до дорогущего эталона далеко – в звучании присутствует некоторая напряженность, свойственная посеребренным кабелям.
Итак, в аналоговой ипостаси новичок выступил неплохо, а для цифровых линий это вариант не однозначный. Причем проблема, похоже, не в кабеле, а самом протоколе SPDIF, который из-за незащищенности от джитера нельзя считать аудиофильским. Беспристрастный Exzellenz честно показал врождённый недостаток коаксиального интерфейса.
Еще один, дополнительный тест делаем с балансным кабелем Exzellenz Audio Cable XLR. Он вообще-то аналоговый, но годится и для цифровых подключений по AES/EBU. В способности выявлять нюансы он еще ближе к эталону, причем делает это не «напоказ», а педантично и спокойно. Получается выигрыш в быстрой динамике. Кабель иначе прорисовывает нижний регистр – дает больше того, что называют «мясом», и при этом не упрощает структуру. Возможно, чуть грубее трактует высокий диапазон, на очень высоком уровне сохраняя информативность. Если звучание вашей системы кажется недостаточно рельефным в низах и ленивым по динамике, то вот неплохой стимулятор, чтобы расшевелить басы и акцентировать не слишком энергичный вокал.
Exzellenz High Speed USB 2.0 (3990 руб.)
Меняем музыкальный источник на ноутбук и подключаем его сначала кабелем Premum USB. К звучанию особых претензий нет. Тот же контент, который слушали на CD, но поступающий теперь по асинхронной линии из недр компьютера (захват аудиопотока производится с ядра, без обработки), воспроизводится как минимум не хуже. В сцене – привычная «геометрия»: есть и надлежащая глубина, и сфокусированность. Немного снизился материальный «вес» исполнителей, зато деталировка стала еще чище и точнее. Почти не слышно едкой подкраски, свойственной для треков PCM 44,1 кГц/16 бит. При воспроизведении файлов высокого разрешения вообще все, казалось бы, идеально.
Подключаем Exzellenz и не узнаем систему! Очень солидная деталировка, больший масштаб, много новых оттенков… Не скажу, что все это складывается в благозвучное полотно, а все выявленные кабелем новые нюансы полезны для музыкального восприятия. Поначалу вообще слушаешь ошеломлённый, с округлившимися глазами. И только когда в плей-листе доходишь до файлов с самым высоким битрейтом (FLAC192, DXD, DSD), приходит понимание, что в системе произошла маленькая информационная революция. Все благозвучное и изящное стало еще красивее, а все дисгармоничное в фонограмме, в том числе и привнесенная в студии «аппаратная» грязь, проявилось еще заметнее. Непростую задачу подкинул Exzellenz USB 2.0 – чувствуется, что за ним правда, но готовы ли её показать компоненты системы?
Exzellenz HDMI 2.0 (5990 руб.)
Сравнение с Premium HDMI выполнялось на ресивере и BluRay-транспорте Denon (см. табличку «Компоненты»). Прирост качества звучания при переходе на Exzellenz проявился вот в чём: богаче и воздушнее верхний регистр, чуть «прочнее» бас, лучше локализация мнимых источников на дальних планах сцены. Наверняка в системе более высокого уровня преимущества проявятся заметнее, и разница в стоимости кабелей будет более оправданна.
Exzellenz Cat6 Ethernet Cable (3990 руб.)
В этом эксперименте мы вообще не рассчитывали услышать отличия. На упомянутый выше ресивер сигнал из локальной сети поступал либо по патчкорду шестой категории (Premium Cat6 Ethernet Cable), либо по Exzellenz Cat6 Ethernet Cable – естественно, из одного и того же гнезда роутера. Любой технарь скажет, что разницы не должно быть в принципе, поскольку все параметры передачи по витым парам определяет сетевой протокол, а не кусок провода. Но почему же тогда даже на недорогой технике вдруг так отчетливо проявились изменения, причем не в формальных качественных характеристиках звучания, а именно в музыкальной трактовке?
Со стандартным кабелем слушаешь знакомые вещички и все кажется привычным. А с Exzellenz каждый трек (особенно из тех, что записывались еще задолго до цифровой эпохи) приобретает новые нюансы, которые высвечивают специфику записи тех времен. Чувствуется во всем, что и техника была другой, и культура процесса подготовки мастер-лент отличалась… Кстати, поиском этого фантома увлечены многие фанаты винила, способные отличить звучание ранних и поздних релизов одного и того же альбома. А здесь все это делает кусок провода, включенный между парой гнезд LAN. И делает это так, что фантомы становятся реальностью!
КОМПОНЕНТЫ
- Источники:
- CD-проигрыватель McIntosh MCD550
- ноутбук Apple MacBook Air A1465
- BD-транспорт Denon DBT-3331UD
- NAS-хранилище Synology DS 115
- роутер Buffalo WZR-600DHP2
- Интегральный усилитель McIntosh MA7900
- AV-ресивер Denon AVR-X3300W
- Акустические системы Canton Reference K5
- Кабели:
- межблочные InAkustik Referenz Selection NF-2404 (169990 руб.)
- акустические InAkustik Referenz Selection LS-1603 (129990 руб.)
- силовые InAkustik AС-1502 (13990 руб.), P6 (29990 руб.)
Комментарии [15]
Александр Бокарёв Ростов-на-Дону
Как некий тихо стоящий в стороне, выскажу мнение. Если у меня есть прекрасно звучащая система, неважно на чем сделанная, «хоть на солёных огурцах» по меткому выражению мэтра Клячина, и она дарит мне радость звучания , счастье встречи с любимыми исполнителами, то почему бы мне не порадовать свою домашку — парой красивых дорогих и удобных кабелей? Звуку от этого хуже не станет, а системе приятно. А то как-то повелось, если система самодельная, то и кабели каждый выпиливает сам по секретным рецептам. А мне как-то больше по душе красивые удобные фирменные шнурки. Сделаны для людей, с уважением к покупателю, да и в плане емкости-индуктивности и прочих важных параметров их инженеры тоже в теме.
Garin
Дмитрий, о каких моих желаниях вы говорите? Вы мой ответ читали вскользь и поперёк, как и собственно часто делаются и подобные «тесты». Конечно, он в вас вызвал бурю негодования, отсюда и предвзятое отношение. К вашему сожалению я слышу очень хорошо, не волнуйтесь. И это не просто мое личное мнение — это доказано. Я уже не говорю о технике прослушивания. Не нужно судить о моих способностях и сомневаться в них. Я просто хорошо знаю как устраиваются подобные тесты и как они пишутся. Это чистой воды надуманный маркетинг, а люди-то ведутся)). Если для вас слепое тестирование «игры с занавесочками», то конечно понятно, что вы этим толком и не занимаетесь. А если и занимались, то так же халтурно.
Дмитрий ЛОВКОВСКИЙ
Господин Garin! Вы ставите под сомнение текст очень квалифицированного автора. Который работает очень давно, сделал огромное количество тестов, которые помогли множеству наших читателей сделать правильный выбор. И тут появляетесь вы, некий аноним, который начинает откровенно хамить, по сути обвиняя нас в предвзятости и обмане читателей. У Руслана Тарасова — огромное количество публикаций, причем не только у нас. Это в высшей степени авторитетный эксперт, который отвечает за свои слова. Вы можете им верить или не верить, но вы не имеете никакого права поливать этого человека грязью. Что есть у вас, кроме болезненных амбиций и голословных утверждений? Занавесочки? Вы кому-нибудь помогли своими хамскими комментариями? Ждем ваших извинений в адрес Руслана и всей нашей редакции.
Денис Геннадьевич
«Кабельная тема» в аудиофильской среде больше других изобилует всякого рода инсинуациями и «холиварностью», поскольку влияние кабеля/кабелей на интегральную оценку качества звучания аудиосвязки носит, по большому счёту, эфемерный, кажущийся характер, в отличие от влияния «полноценных» электронных компонентов тракта: АС, усиления, источника. Добавьте сюда ещё такие факторы как акустика помещения, психофизиологическое состояние слушателя и даже метеоусловия…
Николай ЕФРЕМОВ
Насчёт факторов согласен — но испытуемые кабели и эталон, с которыми они сравниваются, эксперт слушает в одном помещении, в одном состоянии и в тех же метеоусловиях. Что касается заметности влияния кабелей, то я ещё застал времена, когда считалось, что все CD-проигрыватели играют одинаково, т.к. их характеристики соответствуют общему жёстко оговорённому стандарту. Наши тексты тогда критиковали примерно так же, как сейчас критикуют исследования кабелей. Думаю, ещё несколько лет эволюции, и это пройдёт.
Дмитрий ЛОВКОВСКИЙ
Чтобы это прошло, у людей в массовом порядке должно появиться системное мышление. И понимание, что восприятие каждого элемента системы во многом зависит от других. К примеру, компоненты с разной конструкцией имеют неодинаковую чувствительность к кабелям.
Помню один конфуз, который произошел во время одной из презентаций кабелей Nordost — мероприятие проходило в салоне, где для демонстрации использовался комплект одного производителя, для которого главным направлением является профессиональная техника. И его домашние компоненты были сделаны по тем же принципам. Конфуз произошел из-за того, что на этой системе разница между кабелями по $20 тысяч за метр и обычными по 200-300 баксов была незаметна. Точнее, она, конечно, была, кабели звучали не одинаково, но сказать, что дорогие играют лучше, было нельзя. Хотя я точно знаю, что на других аппаратах, сделанных не по профессиональным канонам, разница очень заметна и практически всегда в пользу более дорогих шнурков.
Я сам смог добиться желаемого звука в своей домашней системе только с помощью подбора кабелей — замена компонентов обошлась бы значительно дороже, и я не уверен, что получил бы желаемый результат.
Большинство скептиков, отрицающих влияние кабелей, проводили свои эксперименты на посредственной аппаратуре и сравнивали шнурки одного класса. Хотя их цена может отличаться в разы. Кстати, я получил у себя желаемый результат, заменив акустические кабели на более дешевые. Но тоже, естественно, не найденные на помойке.
Ещё одни пример «несистемного» мышления: на специализированных форумах можно найти множество постов о том, что некий дорогой портативный плеер играет не лучше, чем обычный смартфон. Когда начинаешь выспрашивать, с какими наушниками человек слушал плеер, выясняется, что это самая дешевая модель какого-нибудь известного бренда, которая стоит в сотни раз дешевле, чем обсуждаемый плеер. Спорить с такими людьми бесполезно.
Сергей
Как раз недавно продавал FIIO X5 III. Покупатель мне вещал про то, как он любит ламповый wav. А когда пришел достал из кармана синхи CX и с умным видом что-то слушал))
Vip Kit
И ,,Справочник колхозного электрика» Вам в помощь !
Андрей
Ооо, очередной «гениальный электрик», из разряда — не слышал, не видел, не понимаю о чём речь идёт, но вы не правы и вы лохи — потому что у меня денег нет, на такие цацки:)))
Уже, даже чувство сочувствия к подобным людям не возникает.
Garin
Руслан, а скажите, чисто практически — как вы вычислили влияние именно этих кабелей тогда как помимо их в системе используется еще масса других. И еще вопрос — не замечали ли вы влияние на звук типа топлива для атомной электростанции по стране происхождения. Может даже пробовали слушать один и тот же трек в разных странах с разным питанием. В Америке например вообще 60 герц. Как вообще это будет влиять на тестируемые провода?
Руслан
Очевидно, вы уже знаете ответы, раз вопросительный знак поставли только в последнем предложении. Поэтому отвечаю только на него: вообще это будет влиять. На звучание. На провода — не знаю.
SPro
Руслан, вы же проводили двойные слепые тесты с ассистентом и быстрым переключением?
Руслан
Да, с ассистентом, но не слепые и тем более не быстрые (в случае с цифровыми кабелями LAN и USB, как вы понимаете, перекоммутацию «на лету» реализовать невозможно). Поэтому придерживались методики, при которой сознательно стараешься не фокусироваться на технической составляющей звучания, а довольно долго накапливаешь впечатления от всей музыкальной трактовки в целом и лишь после этого меняешь кабель.
Garin
Ну все ясно. Вы заранее знаете какой кабель стоит и под него подгоняете впечатления. А музыкальная трактовка — это вообще, ваше личное восприятие музыкального материала и никаким образом не поддается какому-либо измерению и повторению. То-есть — не имеет никакого практического смысла. Забавно, что никогда не встречаются статьи где автор бы не смог отличить один кабель от другого. Хотя логически — это должно хоть изредка да встречаться. Это значит, что в подобных тестах всегда ищут черную кошку в темной комнате и находят, хотя её там нет. Проще говоря, высасывают из пальца и пишут сочинения. Я сам занимался подобной «модной» ерундой, но быстро понял, что это все надуманная ересь. Но в нашем Хайфайном обществе ведь принято с умным лицом рассуждать о кабелях — это же так неймоверно подчеркивает статус и слухаческий уровень, не правда ли? )). Хотя, стоит только один раз сделать настоящее слепое тестирование и от подобных рассуждений не останется ничего. Вопрос только в том — почему вы их не проводите?..
Дмитрий ЛОВКОВСКИЙ
Батенька, да вы не видите не только черную кошку в темной комнате, которая громко мяукает, но даже медведя, который наступил вам на уши.
Возможно, вы и занимались «модной ерундой», но до уровня «слухаческой» квалификации Руслана Тарасова не добрались. Его статус не нуждается в подчеркивании. Таким профессионалам, как он, не нужны игры с занавесочками — при его развитом слухе и огромном опыте можно смело смотреть на вещи с открытыми глазами. Хотя возможно, что лично для вас он может провести слепой текст. Вот только сможете ли вы оплатить потраченное им рабочее время? У Руслана оно очень дорого стоит. Или вы думаете, что все ваши желания должны выполняться бесплатно, то есть даром?