Если бы меня спросили, почему мы до сих пор ничего не писали про усилители SA Lab, я бы, пожалуй, не нашёл вразумительного объяснения. В самом деле, компания российская, можно сказать, под боком, постоянно участвует в выставках и презентациях, а вот всё как-то не складывалось. Пора заполнить этот пробел.
ВОЛЬНАЯ ПТИЦА
Хотя, если хорошенько подумать, причина такого невнимания всё-таки была. До недавнего времени Алексей Сёмин, основатель SA Lab, был больше известен (мне, по крайней мере), как создатель эпатажных гигантских конструкций с запредельными ценами. И интересны они были крайне узкому кругу состоятельных меломанов. Теперь же его Лаборатория намерена выпустить несколько доступных линеек с моделями разного уровня. Их в коротком интервью представит сам Алексей, мы же восполним упущение и познакомимся поближе с самим брендом.
6П3С — лучевые тетроды, известные всем, кто хоть раз пытался построить собственный усилитель. Доступные, практически не убиваемые и хорошо звучащие.
Компания SA Lab (Sound Analysis Laboratory), основанная в 2004 году – серьёзный производитель с собственным станочным парком и уникальным измерительным оборудованием. Алексей Сёмин, имеющий богатый опыт конструирования аудиотехники и иного электронного оборудования, проектирует компоненты в соответствии собственными представлениями о том, как должна звучать идеальная система. Конечно, в сочетании с лучшими классическими решениями, выработанными в золотой век лампового аудио. В духе выработанной концепции выдержано всё — схемотехника, выбор элементной базы, констркутив и дизайн.
Сейчас в ассортименте SA Lab различные усилители (предварительные, оконечные, интегральные и для наушников), фонокорректоры, трансформаторы, ЦАП и кабели различного назначения. Все изделия авторские, выпускаются небольшими сериями с использованием собственных ноу-хау. Поставляются они в США и Европу и по свидетельству Алексея, продаются даже лучше, чем России. Возможна разработка аппаратуры и по индивидуальному проекту.
Наш сегодняшний испытуемый – ламповый интегральник Blackbird SE. Это классическая конструкция с двухтактным выходным каскадом на отечественных лампах 6П3С. Лучевые тетроды, известные всем, кто хоть раз пытался построить собственный усилитель – доступные, практически не убиваемые и хорошо звучащие. Здесь они работают в триодном режиме и классе «А», поэтому выходная мощность невелика, 2 х 15 Вт при нагрузке 4 Ома. Кстати, у выходных трансформаторов нет разных отводов на 4 и 8 Ом, что, на мой взгляд, правильно – лучше немного недогрузить усилитель, чем оставить половину вторичной обмотки висеть в воздухе. Тем более, что вся современная акустика за редким исключением – 4-омная.
Фазоинвертор с расщеплённой нагрузкой построен на двойных триодах 6072, такие же усиливают сигнал после регулятора громкости. Входное сопротивление – 10 кОм, поэтому звучание усилителя мало зависит от длины межблочного кабеля. Общая обратная связь есть, но не глубокая, всего 3 дБ.
Особенности конструкции: жесткое шасси из листовой стали с антирезонансным покрытием, толстая лицевая панель из чёрного кориана.
Элементная база тщательно подобрана – конденсаторы Epcos, углеродные резисторы Alen Bradley и Vishay. Выходные трансформаторы мотаются вручную по собственной технологии.
Особенности конструкции: жесткое шасси из листовой стали с антирезонансным покрытием, толстая лицевая панель из чёрного кориана. Масса – 24 килограмма.
Дизайн Blackbird SE оригинальный: три крупных контрастных окружности, голубой дисплей со светящейся надписью Nothing But Music и крупный шильдик с логотипом производителя. Дистанционное управление не предусмотрено — для лучшего соотношения качество/цена Алексей решил исключить всё, что е имеет отношения к звуку.
— Алексей, чем обусловлен выбор выходных ламп Blackbird SE?
— Я купил 1000 штук 6П3С, выпущенных в начале 60-х годов, сравнил их звучание с новодельными 6L6, но так и не решил, какие лучше. Клиент сам может выбрать по своему вкусу.
— Какая разница между версиями Blackbird и Blackbird SE?
— Идея была общая: убрать всё лишнее и сделать усилители доступными. Младшая модель Blackbird с лампами 6Ф6 и 6V6 (наш аналог 6П6) на выходе, и мощность у неё меньше. Но и цена – 130 тысяч рублей. В версии SE силовой и выходные трансформаторы в несколько раз мощнее и намного сложнее. Но и стоит она почти вдвое дороже.
— Планируется ли продолжение серии в сторону более мощных моделей? Всё-таки 30 Ватт для современной акустики маловато.
— Уже в производстве следующий усилитель — двухблочный, с разделением предварительной секции и 100-ваттного оконечника. Ориентировочная цена – 700 тысяч. Кроме того, у нас есть 350-ваттный «Геркулес». Это всё серийные модели, по индивидуальному заказу можно сделать на любых лампах практически любой мощности.
— Кому заказываете выходные трансформаторы для ламповых усилителей?
— Всё сами делаем, у нас любые станки есть и измерительное оборудование.
— Насколько я знаю, большая проблема в наше добыть хорошее трансформаторное железо. Старое найти сложно, новое не так хорошо звучит.
— Если надо, заказываю в Германии, Корее и Японии. Но в последнее время предпочитаю собственное железо – мотаем витые сердечники из череповецкой стали, которая по параметрам лучше, чем немецкая такой же стоимости
— Какие выпрямители в маломощных усилителях, диодное или кенотронное?
Кенотроны используем только в фонокорректорах, причём ставим несколько панелек с разным напряжением накала, чтобы можно было пробовать разные, сравнивая по звучанию. Во всех других аппаратах – диоды Шоттки.
— И, насколько я знаю, готовится линейка транзисторных усилителей…
Спроектировано пять моделей примерно с такими же ценами – младшие 130 и 260 тыс., средняя с внешним блоком питания 400 тыс. и флагман мощностью 300 Вт в классе «А» будет стоить 1,2 млн.. Эти усилители по схемотехнике отличаются от всех, что есть на рынке – с повышающими трансформаторами между каскадами. За счёт чего усиливается не напряжение, а ток и энергия. Трансформаторы получаются сложные, на уровне изобретений. Сейчас готовим опытные образцы для отправки на тесты в Европу и Америку, один останется в России. Принцип такой: 10 Вт в классе «А», выше – «АВ».
Как видите, планов море, работа идёт.
Чтобы выяснить реальный потенциал «Чёрного дрозда», мы заставили его петь вместе с компонентами гораздо более высокого класса: CD-проигрывателем Naim CD5х и гигантскими акустическими системами Tannoy Westminster Royal GR. Тут мы немножко подыграли — при чувствительности 99 дБ и сопротивлении 8 Ом усилителю будет довольно вольготно, но нас интересуют не столько количественные показатели (они легко прогнозируемы), сколько качественные.
В чём чувствуется высокий класс усилителя, так это в потрясающей информативности в среднем диапазоне. Голоса, струнные и духовые инструменты абсолютно натуральны.
Первое ощущение, основанное на личном опыте, таково: заставить 6П3С так играть очень не просто. Звучание мягкое и одновременно очень подробное, со всем богатством тембральных оттенков. Музыка льётся плавно, свободно, и звучание симфонического оркестра заполняет всю комнату. Ощущение комфорта и лёгкости (но не легковесности). Редкое сочетание масштаба, создаваемого 38-сантиметровыми коаксиалами с тончайшей нюансировкой по всему рабочему диапазону. Бас внятный, не резиновый, с хорошо читающейся структурой. Усилитель настолько нейтрален, что подавляющее большинство особенностей звучания можно отнести на счёт «Танноев». Порода, способность облагородить любые записи, даже heavy metal, прочная басовая основа и сцена от стены до стены. Прибавляю громкость — саунд буквально накрывает, но ни искажений, ни окраски, ни потери разборчивости…
В чём чувствуется высокий класс усилителя, так это в потрясающей информативности в среднем диапазоне. Голоса, струнные и духовые инструменты абсолютно натуральны, и даже тяжёлая музыка приобретает какое-то иное, более осмысленное звучание.
Заставить 6П3С так играть очень не просто. Звучание мягкое и одновременно очень подробное, со всем богатством тембральных оттенков.
Мне приходилось слушать топовые «Таннои» с очень разными усилителями, и почти все они вносили в звучание что-то своё, стараясь разбавить голубую королевскую кровь. С Blackbird SE ситуация другая – акустика словно играет сама по себе, с собственными нюансами звучания. Совпадение характеров, полное взаимопонимание и гармония при столь колоссальной разнице в цене? Скорее всего, усилитель настолько прозрачен, что реально исчезает из системы, предоставляя возможность другим компонентам проявить себя. По-моему, это неплохое качество.
СИСТЕМА
- CD-проигрыватель Naim CD5х
- Акустические системы Tannoy Westminster Royal GR
- Кабели
- межблочные и акустические SA Lab
- сетевые Shunyata Sigma Analog Power Cable
МУЗЫКА
- «Tutti! Orchestral Sampler». HDCD Reference Recordings, 1997. 24-битовая запись
- Pink Floyd, «Division Bell». EMI/Pink Floyd Music 1994
- The Manhattan Transfer, «Tonin’». Atlantic, 1994
- Eleanor McEvoy, «Oh Uganda». Mosco Disk, 2008
SA Lab Blackbird SE
Входы: 3 х RCA || Входное сопротивление: 10 кОм || Выходная мощность (1 кГц): 2 х 15 Вт (4 Ома), 2 х 8 Вт (8 Ом) || Чувствительность: 0, 707 В || Искажения (50% мощности): 0,3 % || Отношение сигнал/шум (не взвешенное): -96 дБ || Диапазон усиливаемых частот (при неравномерности +/-0,7дБ): 20 Гц – 20 кГц || Потребляемая мощность: 250 Вт || Габариты: 190 х 460 х 460 мм || Масса: 24 кг || Гарантия: 2 года || Цена: 200000 руб.
Редакция благодарит московский салон «Нота+» за помощь в проведении теста.
Комментарии [1]
Юрий
Нет измерений интермоды на малых мощностях а нам попадались очень приличные ламповые усилители с искажениями на мощности 1.4Вт менее 90дБ! Не верю….