ИСКУССТВО СХЕМОТЕХНИКИ
Серьёзные разработчики аудиотехники подобны спортсменам – чтобы удерживаться на должном уровне, им приходится постоянно работать над улучшением ранее достигнутых результатов. Для компаний, которые изначально создавали свои аппараты без компромиссов, выкладываясь на всю катушку, это особенно непросто.
Сейчас уже можно говорить если не о прорыве, то уж точно — о серьёзной модификации классической конструкции.
Впервые усилитель мощности NAP 250 увидел свет в 1975 году, и быстро приобрёл статус культового. И сейчас в объявлениях можно найти предложения самых ранних версий этой модели, и цена в течение уже многих лет не опускается ниже 800 – 1000 фунтов. Согласитесь, что для транзисторного усилителя это уникальная ситуация.
За 40 лет схемотехника NAP 250 не претерпевала серьёзных изменений – наращивалась энергетика блока питания, использовалась более современная элементная база. Сейчас уже можно говорить если не о прорыве, то уж точно — о серьёзной модификации классической конструкции. Она стала возможной благодаря решениям, найденным в ходе проектирования суперусилителя Naim Statement. Как мы уже знаем, для этого тяжеловеса по спецзаказу выпускаются мощные транзисторы NA009N, и они же используются в выходных каскадах NAP 250 DR. Чем же хороши эти полупроводники и какая от них выгода? При их проектировании основное внимание уделялось эффективному охлаждению кремниевого кристалла при больших токах коллектора. Соответственно, кристалл имеет большую площадь и закреплён на толстой медной подошве, которая при монтаже прижимается к внешнему радиатору охлаждения. Но не напрямую, а через 3-миллиметровую изолирующую прокладку из специально разработанной теплопроводящей керамики (на фото их видно, это прослойки белого цвета). Столь большая толщина была выбрана для снижения ёмкости между коллектором и заземлённым радиатором. В целом конструкция позволила снизить т.н. тепловые искажения транзисторов, которые, в конечном итоге, влияют на динамические и частотные характеристики всего усилителя. А кроме того — получить выходную неискажённую мощность 80 Вт на 8 Омах всего от одной пары выходных транзисторов, что, как считают инженеры Naim, положительно сказывается на микродинамике и тонкой нюансировке. Кроме того, NA009N подбираются в пары с высокой точностью. Напомню, что Naim принципиально не использует комплементарные выходные каскады из-за невозможности обеспечить идеальный баланс плеч при работе на реальном сигнале.
Мощные транзисторы NA009N, выпускаемые специально для Naim, устанавливаются через толстые прокладки из теплопроводящей керамики.
Ещё одно решение, позаимствованное у Statement – стабилизаторы напряжения на дискретных элементах. Оно-то и обусловило литеры DR в названии модели – Discreet Regulation. Ранее в усилителях Naim применялись интегральные стабилизаторы, которые тщательно отбирались из большой партии по уровню шумов. И даже такая селекция не позволила получить желаемый шумовой порог, от которого зависит динамический диапазон усилителя. Каскады предварительного усиления в NAP 250 DR питаются от фирменных стабилизаторов, где опорное напряжение задаётся малошумящими стабилитронами с т.н. скрытым переходом (в оригинале — buried Zener). Результат – в 30 раз меньше помех и пульсаций на шинах питания, чем в предыдущей 250-й модели.
В любом разумном диапазоне мощностей оконечник сохраняет выверенный музыкальный баланс с чрезвычайно богатым и плотным спектром.
Фирменный дискретный регулятор Naim отличается крайне низким уровнем шумов.
Конструкция усилителя, в общем, та же – плоский тороидальный трансформатор занимает почти половину внутреннего объёма, радиатор выходных транзисторов передаёт тепло на корпус, собранный из толстых алюминиевых листов. Вход один, на стандартном разъёме XLR, на контакты которого подаётся сигнал правого и левого каналов. Выходы на акустику – утопленные в панель аппаратные гнёзда, принимающие только наконечники типа «банан».
Последний раз мы слушали систему из компонентов Naim в сентябре прошлого года. В ней была связка из усилителя NAP-300 и акустики Ovator S600 и, помнится, я сетовал на склонность «Оваторов» укрупнять звуковые образы и отнёс это на счёт излучателей BMR (Balanced Mode Radiator), работающих в относительно небольшом помещении. На этот раз Ovator S400 были установлены в зале площадью около 40 метров, и сцена строилась совсем по-другому, но с некоторыми характерными особенностями, о которых я расскажу ниже. На первом этапе хотелось было понять, как усилитель справится с озвучиванием такого пространства. Хотя, наверное, лучше сформулировать так: какие качественные показатели будут принесены в жертву ради создания необходимого звукового давления? Собственно, главная особенность NAP 250 DR как раз в том, что характер его звучания не зависит от уровня громкости. Лишь за пределами комфортного уровня можно услышать лёгкую «звенящую» окраску в верхней середине, но где она возникает – в усилителе, акустике или самом помещении – уже понять невозможно. В любом разумном диапазоне мощностей оконечник сохраняет выверенный музыкальный баланс с чрезвычайно богатым и плотным спектром. Цифровые файлы разного разрешения воспроизводились с компьютера и флэшек через потоковый плеер/предусилитель NAC-N272, а жанровый диапазон охватывал джаз, симфоническую классику, рок, блюз, прогрессив, этнику и массу промежуточных стилей. И в каждом отдельном случае обсуждать хотелось скорее саму музыку, чем особенности и способ её воспроизведения. Конечно, качество контента сильно варьировалось, да и цифровой тракт до NAC-N272 был далёк от идеала – но общая подача была исключительно верной именно с музыкальной точки зрения. Даже в убогих, пережатых оцифровках чувствовалась какая-то жизнь, и как раз количеством этой самой жизни фонограммы и различались.
По формальным критериям оценить звучание усилителя гораздо проще. Он уверенно держит акустику, не позволяя ей особых вольностей в нижнем диапазоне. Бас немного гулкий, но опять же живой, не пересушенный. Недостатка мощности не чувствуется, хотя 2 х 80 Вт для такого помещения – впритык. Атака в меру быстрая, отдельные удары в быстрых сериях не сливаются. Разрешение в верхнем диапазоне достаточно высокое, чтобы выявить все недостатки цифровых источников и их подключений. Для NAP 250 DR предварительный тракт нужно буквально вылизывать – этот усилитель требует соответствующего по классу окружения. Именно поэтому в нашем случае музыка с флэшек, вставленных непосредственно в порт USB на лицевой панели NAC-N272, часто звучала интереснее, чем переданная с ноутбука по длинному кабелю.
Даже в убогих, пережатых оцифровках чувствовалась какая-то жизнь, и как раз количеством этой самой жизни фонограммы и различались.
Теперь о звуковой сцене. Благодаря широкой диаграмме направленности «Оваторы» способны плотно заполнить сцену в большом помещении, но поскольку мембраны BMR воспроизводят большую часть рабочего диапазона, они склонны притягивать к себе виртуальные источники в сцене. Этот эффект можно свести к минимуму, подобрав правильный угол направления на точку прослушивания. Но это совсем не высокая плата за главное преимущество – отсутствие временных и фазовых погрешностей в СЧ и ВЧ областях, что даёт ощущение слитного, натурального звучания. Но, в свою очередь, такая акустика требовательна к качеству усиления. Интермодуляция, зажатость, жёсткость спектра – всё это будет выявлено с беспощадной ясностью. И с этой точки зрения NAP 250 DR для акустики с высоким разрешением – оптимальный партнёр.
Редакция благодарит компанию Round Audio за помощь в проведении прослушивания.
Naim NAP 250 DR
Производитель: Naim Audio Ltd. (Великобритания)
www.naim-audio.ru
Номинальная выходная мощность (на нагрузке 8 Ом: 2 х 80 Вт || Пиковая выходная мощность: 400 Вт || Диапазон воспроизводимых частот (-3 дБ): 3 — 50000 Гц || Усиление по напряжению: 29 дБ || Минимальное сопротивление нагрузки: 2 Ома || Входное сопротивление: 18 кОм || Потребляемая мощность в режиме молчания: 25 Вт || Габариты: 432 х 87 х 314 мм || Масса: 15,8 кг || Цена: 468445 руб.
Для NAP 250 DR предварительный тракт нужно буквально вылизывать – этот усилитель требует соответствующего по классу окружения.
КОМПОНЕНТЫ
- Потоковый плеер/предусилитель Naim NAC-N272 с блоком питания XPS
- Акустические системы Naim Ovator S400
- Кабели:
- цифровой van den Hul MC Triaxial
- акустические Naim NAC A5
- сетевые Naim Power-Line
Комментарии [3]
dautov1960@****
Зачем платить такие большие деньги за «фирменный» аппарат??? МОгу сказать твердо, да этот усилитель сильно зависит от комплектующих конденсаторов, подбора транзисторов и стабилизатора (ничего нового). Я собрал китайский усилитель NAIM NAP 200, причем не дорогой, оба канала на одной плате. Чтобы он зазвучал как усилитель NAIM мне пришлось комбинировать конденсаторы с танталовыми, серебряно-слюдяными, пленочными и электролитами, но в пределах погрешности +_5%. Транзисторы пытался подобрать в пары с одинаковыми коэффициентами усиления. НА вход усилителя поставил российский конденсатор К78-34 и шунтировал его серебряно-слюдяным, пленочным и электролитическим конденсатором, чтобы высокие частоты не выпирали. Первое включение было с трансформатором и конденсаторами по 50 тысяч мкф в каждое плечо, звук не понравился. Потом я выкинул трансформатор поставил китайский импульсный двухполярный стабилизированный блок питания 1000 ватт 2х45 вольт + 22 тысячи микрофарад в каждое плечо, шунтировал их пленочным, танталовым конденсаторами. Звук просто отличный стал, детальный, чистый, прозрачный и не хуже «фирменного» английского. Отличная стереопанорама, 3D эффект. Конечно я потратил много времени и денег, ума, чтобы прийти к такому результату, но цена этого усилителя не 468445 рублей!!
Руслан Тарасов
Если ваш усилитель оценить в те же 468445 рублей, а затем отнять из этой суммы ваши затраты на комплектующие и расходники, то все остальное можете считать своим чистым дополнительным заработком ))) Кстати, если не секрет, сколько ушло времени на заказ частей, сборку и доводку?
Юрий
Страшно медленный , но вопрос охлаждения -это правильный шаг . На тонкие нюансы воспроизведения правда это мало влияет . скорее на басы…