КОНЦЕРТ ДЛЯ СВОИХ
На первый взгляд может показаться, что эта акустика не сулит особых открытий – типичная «дизайнерская» модель в узком и высоком корпусе. На самом же деле, это серьёзно проработанный проект специалистов с солидным опытом в области озвучивания профессиональных студий.
Наши постоянные читатели уже знают, что основатель финской компании Amphion Ансси Хивёнен (Anssi Hyvönen) считает своей главной задачей спроектировать акустику так, чтобы особенности помещения как можно меньше влияли на её звучание. За счёт этого из аудиосистемы удаётся частично исключить её неотъемлемый и самый непредсказуемый компонент – собственно комнату прослушивания. Результаты были высоко оценены маститыми звукорежиссёрами, использовавшими мониторы Amphion. Список артистов, с которыми они работали, приведёт в трепет любого меломана: Куинси Джонс, Каунт Бэйси, Арт Блейки, Дюк Эллингтон, Диззи Гиллеспи, Оскар, Питерсон, Херби Хэнкок, Роберта Флэк, Мик Джеггер, Пол Маккартни, Барбара Стрейзанд, Донна Саммер, Сара Вон, Мадонна, Селин Дион, Майкл Болтон и др.
Технология U/D/D реализуется за счёт расположения драйверов, конструкции кроссоверов и тщательно рассчитанного волновода, в котором установлен твитер.
Секрет Amphion в фирменной технологии управляемой дисперсии U/D/D (Uniformly Directive Diffusion). Как известно, влияние комнаты сказывается в основном, из-за ранних отражений от стен, и в значительной степени — от задней. Диаграмма направленности, получившаяся благодаря U/D/D, имеет форму узкой кардиоиды. Как видно на рисунке, при такой дисперсии максимум звуковой энергии излучается вперёд, совсем немного в стороны и практически ничего – назад.
Рис. 1 Кардиоидная диаграмма направленности.
Соответственно, акустику можно ставить достаточно близко к стене, не опасаясь неприятных последствий. Кстати, у модели Helium 520, которую мы собираемся слушать, три фазоинверторных порта, поэтому энергия воздушного потока снаружи распределяется по все высоте корпуса. Это тоже снижает интенсивность взаимодействия с задними отражающими поверхностями.
Собственно же технология U/D/D реализуется за счёт расположения драйверов, конструкции кроссоверов и тщательно рассчитанного волновода, в котором установлен твитер. Последний обеспечивает фазовое согласование с мидбасовыми драйверами, расположенными по схеме д’Апполито, и формирует необходимую диаграмму направленности. 13-сантиметровые динамики с бумажными диффузорами соединены параллельно, поэтому работают абсолютно синхронно без временных и фазовых погрешностей. Соответственно, модель Helium 520 – двухполосная.
Твитеры здесь, как и во всей акустике Amphion, с дюймовым титановым куполом. В его конструкции приняты меры для устранения пиковых резонансов. Если хорошенько присмотреться к грилю пищалки, можно заметить небольшой кружок из прозрачного пластика, приклеенный с внутренней стороны точно по оси излучения. Это т.н. апертурное тело, задача которого – перекрывать отдельные области купола и за счёт этого выравнивать фазовую характеристику в тех случаях, когда акустика не направлена точно на слушателя.
Внешнему виду тоже придаётся большое значение – корпуса выпускаются в шести вариантах отделки (стандартный белый, полный белый и чёрный, а также берёза, орех и красное дерево), а круглые грили — в десяти разных цветах, и за доплату можно заказать любой оттенок из палитры RAL.
Ещё одна фирменная фишка Ансси Хивёнена – низкая частота раздела полос. Он считает, что традиционные для двухполосных систем значения 2500 – 3000 Гц, неприемлемы, т.к. находятся в области максимальной чувствительности нашего слуха. В Helium 520 полосы делятся на 1600 Гц, хотя мне не понятно, как можно заставить твитер с верхней границей 30 кГц работать так низко.
Корпуса изготавливаются на финской фабрике вручную и тщательно отделываются. Внешнему виду тоже придаётся большое значение – корпуса выпускаются в шести вариантах отделки (стандартный белый, полный белый и чёрный, а также берёза, орех и красное дерево), а круглые грили — в десяти разных цветах, и за доплату можно заказать любой оттенок из палитры RAL. В сумме получается огромное количество сочетаний, буквально под любой интерьер.
Я бы погрешил против истины, если бы написал, что Helium 520 покоряют с первых же минут. Как раз наоборот — чтобы оценить всю красоту их звучания требуется спокойное и вдумчивое прослушивание. У этих башен нет ни «колбасного» баса, ни яркого верха, ни выдающейся (в прямом и переносном смысле) середины. А сидишь, слушаешь, и не можешь нажать кнопку Stop. Звучание собранное, деликатное и музыкально точное — как у породистых полочных мониторов, но с основательным басовым фундаментом. Удар барабана — не просто скачок уровня, а сложная структура с массой составляющих по всему спектру. Характер атаки примерно тот же, что у закрытых систем: предельно быстрый и чёткий, без захода в инфранизкую область, но и без горба вблизи основного резонанса. По всей видимости, сказывается малая инерция бумажных диффузоров и их синхронный отклик. И ещё одно преимущество таких динамиков – подробное, с проработкой малейших тембральных оттенков звучание на средних частотах. Спектр акустических инструментов, характерные особенности вокала, расклад голосов при хоровом исполнении, тонкие реверберации струн – всё передано аккуратно и натурально, без форсирования. Впрочем, где нужно, эти системы могут проявить и бойцовский характер. Ставлю диск The Rolling Stones [3] – сочный, с оттягом удар рабочего барабана, пульсации басовой струны, яркий звон тарелок… Всё синхронно, ритмично, разборчиво.
У этих башен нет ни «колбасного» баса, ни яркого верха, ни выдающейся (в прямом и переносном смысле) середины. А сидишь, слушаешь, и не можешь нажать кнопку Stop.
Конечно, управляемая дисперсия не могла не сказаться на построении звуковой сцены. Helium 520 не «исчезают» из виртуального пространства, но активно участвуют в его формировании. За счёт этого сцена становится шире, чем расстояние между колонками – но только в том случае, если их лицевая плоскость параллельна передней линии. Слегка разворачиваем их внутрь, и панорама становится уже, но появляется третий план в глубину. А вот от уровня громкости ощущение объёма почти не зависит – с увеличением лишь слегка выдвигаются на слушателя образы переднего плана.
Характер атаки примерно тот же, что у закрытых систем: предельно быстрый и чёткий, без захода в инфранизкую область, но и без горба вблизи основного резонанса.
Как вы уже, наверное, поняли, Helium 520 – акустика для настоящих меломанов, ценителей музыки, а не броской подачи, которая, кстати, достаточно быстро надоедает. Эта акустика не пытается сразу понравиться, но она и не разочарует впоследствии.
Amphion Helium 520
Производитель: Amphion Loudspeakers Ltd. (Финляндия)
www.amphion.fi
Конфигурация: 3 излучателя, 2 полосы || Акустическое оформление: фазоинвертор || Диапазон воспроизводимых частот: 40 — 30000 Гц || Чувствительность: 90 дБ || Номинальное сопротивление: 4 Ома || Частота раздела полос: 1600 Гц || Рекомендованная мощность усилителя: 10 – 150 Вт || Отделка: стандартный белый, полный белый и чёрный, берёза, орех и красное дерево. Грили — 10 стандартных вариантов и под заказ – любой цвет из перечня RAL || Габариты: 160 x 1040 x 215 мм || Масса: 16 кг || Цена за пару: 209990 руб.
СИСТЕМА
- DVD-проигрыватель OPPO BDP-103D
- Интегральный усилитель Parasound Halo Integrated
- Кабели межблочные и акустические: Wire World Oasis
МУЗЫКА
- «Tutti! Orchestral Sampler». 24 bit HDCD Reference Recordings, 1997
- Ella Fitzgerald & Louis Armstrong, «Ella & Louis». Verve 1956/2000.
- «Great Cover Versions». Inakustik, Reference Sound Mastering, 2013
- The Rolling Stones, «Bridges to Babylon». Virgin, 1997.