ВЫИГРЫШНЫЕ НОМЕРА
Хотите слушать музыку тихо, и чтобы при этом она вызывала сильные эмоции? Ищете акустику, которая не требует специальной обработки помещения, которая прекрасно звучит в любом интерьере? Стремитесь к естественности в звуке, но не готовы платить за неё многие миллионы? Думаете, мы шутим, и всё это невозможно, по крайней мере, для не самых богатых людей? Нет, мы абсолютно серьёзны. Основатель компании Amphion Ансси Хивёнен (Anssi Hyvönen) уверен, что это реально.
Выбор акустики — самый сложный этап в построении системы. Мало того, что именно на стадии электро-механического преобразования в звук вносятся самые сильные искажения, ситуация ещё усугубляется тем, что звучание колонок определяется не только ими самими, но и акустикой помещения, в котором они установлены. Вот и получается, что приобретая колонки, мы играем в лотерею, пытаясь вытянуть счастливый билетик — модель, которая даст в конкретном помещении тот самый звук, о котором мы мечтаем. Насколько велики шансы выиграть?
Достаточно велики, если при разработке акустики ставилась такая задача — снизить влияние на звук внешних резонансов. Исключить его на 100% едва ли получится, но заметно уменьшить вполне возможно. Amphion это удалось с помощью технологии управляемой дисперсии U/D/D (Uniformly Directive Diffusion).
Надо сказать, что значение дисперсии уже давно поняли многие разработчики. Было проведено множество опытов, показавших, что широкая диаграмма направленности — один из важнейших показателей, влияющих на субъективное восприятие звучания. Но основатель Amphion пошел дальше, установив: важна не широкая, но однородная и контролируемая дисперсия, причем не только в пространстве, но и во времени.
На практике это достигается за счёт точно рассчитанного расположения драйверов в корпусе и специального волновода у твитера, спроектированного таким образом, чтобы обеспечить оптимальное сопряжение по фазе со среднечастотным излучателем, а также получить строго определённую характеристику направленности. И не только.
Элемент №36
Флагманские напольники Krypton3 (её первое поколение вышло 15 лет назад) стоит в каталоге Amphion особняком. Кроме того, что это единственная у фирмы 3-полосная модель, на неё не распространяется один из основополагающих принципов фирмы — добиваться требуемого качества в рамках благоразумной по европейским понятиям цены. Это акустика класса High End с соответствующим ценником, некий эталон качества в представлении Ансси Хивёнена.
Кроме технологии U/D/D, в ней применяются 8-дюймовые СЧ-драйверы с бумажными диффузорами особой конструкции. Благодаря концентрическим «рёбрам», они работают в критически важном диапазоне 600 — 2000 Гц как излучатель калибра 4”, что увеличивает разрешение, улучшает переходные характеристики, добавляет «воздуха». И всё это — при сохранении малого уровня искажений и высокой перегрузочной способности 8-дюймовых драйверов. Работают эти головки от 160 Гц, что позволяет ограничить рабочий диапазон частот 10-дюймового НЧ-драйвера (он расположен на боковой панели) и тем самым уменьшить искажения на низких частотах.
Что касается дисперсии, СЧ-звено этих колонок имеет характеристику направленности в форме кардиоиды, что позволяет снизить влияние на звук акустики помещения. Уровень боковых отражений у Krypton3 — на 20 дБ ниже, чем у обычных колонок, что позволяет устанавливать эту акустику в малых комнатах, рядом с большими окнами и просто в «трудных» помещениях. Во многом именно благодаря этой особенности Krypton3 снискали восторженные отклики многих авторитетных экспертов. Ведь что греха таить, большинство из них проводят тесты в обычных жилых помещениях без акустической обработки.
О классе этой акустики красноречиво говорит тот факт, что при габаритах всего 1370 x 240 x 470, каждая колонка Krypton3 весит 72 кг. Как видим, фирма не полагается на одну лишь управляемую дисперсию, она применяет все классические подходы. Легко догадаться, почему эта модель получила свой название: её корпус абсолютно инертен, как и газ криптон (занимает в таблице Менделеева 36-ю позицию). Впрочем, и почти все остальные линейки домашней акустики Amphion названы в честь инертных газов.
Элемент №18
Если учесть эксклюзивный статус Krypton3, то старшей линейкой у Amphion является Argon (третьего элемента по содержанию в земной атмосфере после кислорода и азота). Соответственно, и линейка — самая обширная. В ней две напольные модели (7L с двумя СЧ-НЧ-драйверами и 3L — c одним), три полочные (0, 1, 3) и один центр (5С), идентичный по драйверам и кроссоверу напольным 7L, но в укороченном горизонтальном корпусе.
Главное отличие этой линейки — СЧ-НЧ-динамики с алюминиевыми диффузорами, а потому и несколько иной звуковой «почерк», который можно охарактеризовать определениями точность, нейтральность и музыкальность. Эти качества крайне редко сочетаются в одной акустике — чаще встречается либо одно, либо другое. Но Amphion удалось их «поженить».
Наиболее интересная, на мой взгляд, старшая модель серии 7L. Пара вуферов калибра 6,5” позволяют ей воспроизводить низкие частоты от 28 Гц (+/- 3 дБ). Масса одной колонки — 30 кг, габариты 1160 x 191 x 305 мм. Но самое интересное это чувствительность 93 дБ (самая высокая из всех моделей фирмы). Если вспомнить о характерной для акустики Amphion способности раскрываться при небольших уровнях громкости, можно смело использовать Argon 7L с усилителями невысокой мощности — работающими в классе А или ламповыми.
Элемент №2
Чуть ниже в иерархии Amphion расположена линейка Helium (гелий стоит в таблице вторым). В неё входит одна напольная модель (Helium 520), две полочные (Helium 510 и 410), центральный канал (520с), который идентичен напольникам по драйверам и кроссоверу, но в уменьшенном по объёму и горизонтальном корпусе. У встраиваемых Helium 600 драйверы расположены по принципу д’Апполито, как и у моделей 520, 510 и 520с, но СЧ-НЧ-динамики меньшего калибра (4,5”) — как у полочников 410. У колонок с пятёркой в индексе драйверы диаметром 5,25”, а их частотный диапазон начинается от 40 Гц (520, 520с) или 47 Гц (510).
Технология U/D/D и в этой серии тоже обеспечивает кардиоидную диаграмму и малое влияние акустики помещения на звучание. Диффузоры СЧ-НЧ-драйверов у всех моделей линейки бумажные, а их относительно малые диаметры позволили обойтись без такого сложного профиля, как у динамиков старших серий. Твитеры — титановые, впрочем, как у всех моделей Amphion. Абсолютно все эксперты, знакомые с этой акустикой, отмечают тёплое и вместе с тем точное, естественное звучание. И никакой жёсткости или подкраски, вину за которые нередко приписывают пищалкам с металлическими куполами.
Как ни странно, но наибольший восторг у серьёзной аудиопрессы вызывает самая компактная и недорогая модель серии Helium 410. Вероятно, потому, что колонка с габаритами 259 x 132 x 220 даёт неожиданно полнотелый, плотный звук и легко обходится без сабвуфера. Как и вся акустика Amphion, она выпускается с грилями самых разных цветов из перечня RAL, что позволяет оживить любой современный интерьер.
Мир чисел
Самое поразительное в истории молодой финской фирмы (она создана в 1998 году) — это её быстрое признание в весьма консервативной и не терпящей торопливости среде профессиональной звукозаписи. Среди звукорежиссеров, звукоинженеров и продюсеров, выбравших именно Amphion для работы в своих студиях, множество обладателей престижных музыкальных премий: Брюс Сведиен (записывал Куинси Джонса, Каунт Бэйси, Арта Блейки, Дюка Эллингтона, Диззи Гиллеспи, Оскара Питерсона, Херби Хэнкока, Роберту Флэк, Мика Джеггера, Пола Маккартни, Барбру Стрейзанд, Донну Саммер, Сару Вон и др., отмечен пятью Grammy), Йеспер Кюд (лауреат премии BAFTA, автор музыки к фильмам и популярнейшим играм, в частности, Assassin’s Creed, Hitman, Unreal Tournament 3 и др.), Дэйв Рейтзас (записывал и сводил диски Мадонны, Селин Дион, Майкла Болтона, звуковые дорожки к фильмам «Телохранитель», «Эвита» и др.) и многие другие профессионалы звука.
Студийных линеек акустики всего две: One (три модели, все — с одним СЧ-НЧ-драйвером) и Two (две модели с парой СЧ-НЧ-динамиков). Принципиальное отличие от домашних линеек — использование пассивных радиаторов вместо обычных портов фазоинвертора, причем их количество равно числу низкочастотных динамиков. Все модели — полочные, потому фирма выпускает к ним сабвуфер BaseOne25 и усилитель для него BaseAmp500.
Поскольку все студийные модели пассивные, им нужны усилители, и Amphion их тоже делает: моноблок Amp100 Mono, стереофонические Amp100 и Amp500. Есть даже свой акустический кабель — витой с медными посеребрёнными проводниками.
Будем надеяться, у нас представится возможность познакомиться с продукцией Amphion непосредственно. Так что следите за нашими публикациями.