В ТОЧКУ!
Любой разработчик акустики помимо линейной АЧХ и малых нелинейных искажений стремится получить и минимальные временные несоответствия между полосами. Именно поэтому в сложных многополосных конструкциях СЧ и ВЧ-излучатели либо сдвинуты назад относительно басовиков, либо наклонены вперёд.
В электроакустике есть такое понятие, как ГВЗ – групповое время задержки. При воспроизведении сложного сигнала (а музыка – именно такой случай) в силу разных причин гармонические составляющие, отличающиеся по частоте, приходят к слушателю со сдвигом по времени и фазе. В результате страдает как общая разборчивость, ясность звучания, так и передача атаки в нижнем регистре. Главная причина этого явления в том, что в многополосной системе излучатели неизбежно находятся на разном расстоянии от ушей слушателя. Именно поэтому некоторые производители придумывают сложные конструкции с горизонтальным сдвигом или наклоном динамиков, но это оправданно только в топовых дорогих моделях.
Уверенность в успехе разработчиков Arslab объясняется тем, что в своей новой модели Monitor M1 они использовали грамотно спроектированный коаксиальный драйвер SEAS.
Самый распространённый выход из положения, не требующих серьёзных расходов – коаксиальные излучатели, в которых твитер установлен в центре НЧ-головки. Но несмотря на кажущуюся простоту и внешнюю привлекательность такого решения получить нейтральное, неокрашенное звучание удаётся далеко не всегда. Внешний диффузор образует рупор, у которого есть все шансы стать причиной заметной на слух частотной неравномерности в верхней полосе. Если бы не это досадное обстоятельство, то обычной акустики с раздельными динамиками к сегодняшнему дню на рынке, наверное, вообще бы не осталось.
Уверенность в успехе разработчиков Arslab объясняется тем, что в своей новой модели Monitor M1 (69300 руб. пара) они использовали грамотно спроектированный коаксиальный драйвер SEAS T18RE/XFCTV2/H1333-08/06, на основе которого уже были реализованы гораздо более дорогие проекты других производителей. В некоторых публикациях упоминается, что головка была создана по заданию корпорации BBC для конструирования мониторов ближнего поля. При относительно скромном 7-дюймовом калибре она способна выдержать до 90 Вт постоянно подводимой мощности, а в пике – до 220 Вт. Форма диффузора из прозрачного полипропилена рассчитана таким образом, чтобы обеспечить широкую диаграмму направленности дюймового твитера с минимальным влиянием на его частотную характеристику. Кроме того, для снижения интерференции тканевый ВЧ-купол имеет внешний кольцевой барьер, а подвес — не выпуклый, как обычно, а вогнутый профиль.
Конструкция, в которой акустические оси твитера и мидбаса совпадают, и представляет тот самый точечный источник излучения с минимальным ГВЗ.
Головка установлена в корпусе объёмом 22 литра и работает в фазоинверторном оформлении. Солидного диаметра порт выведен на лицевую панель, поэтому мониторы не слишком капризны к месту расположения в комнате. Параметры кроссовера производитель не сообщает, но SEAS рекомендует для этой головки 4-й порядок и частоту раздела 2000 Гц. В целом же конструкция, в которой акустические оси твитера и мидбаса совпадают, и представляет тот самый точечный источник излучения с минимальным ГВЗ.
Корпус мониторов усилен внутренними стяжками. Внешняя лаконичность подчёркивается строгой отделкой – чёрный рояльный лак и тёмно-серый гриль с рельефным серебристым шильдиком.
Мониторы имеют на удивление широкую диаграмму направленности, которая формируется диффузором мидбаса.
Разумеется, первым делом после включения системы сосредоточился на временных и пространственных аспектах звучания. Мониторы имеют на удивление широкую диаграмму направленности, которая формируется диффузором мидбаса. Как правило, рупорное оформление ВЧ-звена не позволяет получить обширную зону стереоэффекта, но в этой модели драйвера специалисты SEAS сумели преодолеть конструктивные ограничения. В зависимости от характера записи звуковая сцена может быть либо компактной, с плотным сосредоточением инструментов, либо, наоборот, масштабной – как например, на симфонической музыке. Тем не менее, ориентирование мониторов всё-таки влияет на характер звучания, в частности, на тональный баланс. При точном направлении коаксиалов на слушателя получаем максимальный акцент на верхнем регистре, и такой вариант будет оптимален в переглушенном помещении или для оживления не слишком бойкого усилительного тракта. В нашем случае лучший результат по сумме показателей получился при установке Monitor M1 параллельно передней линии – сцена обрела внушительный масштаб и обе частотные полосы идеально совпали по отдаче. И все преимущества точечного источника налицо – стабильная трёхмерная картинка с тончайшей нюансировкой. В большом оркестре все инструменты звучат слаженно, и вместе с тем каждый по отдельности. На женском вокале заметна некоторая окраска, всё же некоторая интерференция вблизи частоты раздела присутствует, а вот характерного рупорного «насморка» нет и в помине.
Нижний регистр порадует даже любителей drum-n-bass – сказывается и приличный объём корпуса, и низкая настройка фазоинвертора. Удар сочный, с хорошим наполнением и настоящей боевой атакой. И чем массивнее будут стойки, тем интереснее окажется результат.
В большом оркестре все инструменты звучат слаженно, и вместе с тем каждый по отдельности.
Всё в целом – динамично, подробно и непринуждённо и, как следствие, музыкально не зависимо жанра. Проект Arslab оправдал своё название, это действительно мониторы в профессиональном понимании этого слова. Только не с «профессиональным» ценником.
Компоненты:
- CD-проигрыватель Esoteric X-03 VRDS NEO
- Предварительный усилитель PS Audio GCP
- Оконечный усилитель Bryston 4B SST
- Кондиционер питания ISOL-8 Minisub Axis
- Стойка Cold Ray
- Кабели:
- — межблочные Abbey Road Reference
- — акустические Abbey Road Moving Air
- — сетевые Tchernov Audio
Музыка
- Laibach, «Jesus Christ Superstar». Mute, 1996
- Gramophone, «Editor’s Choice. April 1999». Tag McLaren Audio
- Энвер Измайлов, «Восточная Легенда». Boheme Records, 1998
Акустические системы Arslab Monitor M1
Производитель: World Audio Distribution
www.arslab.ru
Конфигурация: 1 излучатель, 2 полосы || Акустическое оформление: фазоинвертор || Диапазон воспроизводимых частот: 45 — 22000 Гц (+/- 3 дБ) || Номинальное сопротивление: 6 Ом || Рекомендуемая мощность усилителя: 25 – 100 Вт || Отделка: чёрный рояльный лак || Габариты: 200 х 400 х 340 мм || Цена за пару: 69300 руб.
Комментарии [2]
Lazy Logomord
P.S. Печально, но факт. Последнее время понятие Hi-Fi размывается и реально можно приобрести брендовые аппараты по Hi-End ценникам, изготовленные в Европе или США, Канаде, Новой Зеландии, либо жуткое нечто, выпускаемое под разными марками в Китае. Культура и качество производства ниже плинтуса! В этом случае остается Россия и нативные производители из Китая (тот-же Yulong, Xindac и т.п.), чье качество на голову выше «брендов», произведенных в Китае. В какой-то степени понятиям Hi-Fi еще соответствуют Rega, Naim, Densen, Micromega, Atoll, но долго ли они еще продержатся без переноса производства в поднебесную?
Lazy Logomord
Очень грамотные АС, как и многое в линейке Arslab. Вот только, несмотря на переднее расположение фазоинвертора, ставить их в угол или близко к стене точно не стоит! В отличие от Arslab Classic 1SE звук тут-же съеживается к АС. Последние вполне адекватно звучат на расстоянии от 20 см от стены (несмотря на задний порт). ИМХО Arslab Classic 1SE эдакий всепрощающий вариант АС, цель которых понравится большинству и с этим они прекрасно справляются (хотя стоит все-же избегать начальных моделей дешевых и слабых усилителей). Широкая диаграмма направленности электростатической или пьезоэлектрической (не уточнял) «пищалки», очень ясная середина, ритмичное звучание (хотя и уступает немного полочникам Dynaudio серии DM, но ВЧ и середина получше). А вот Arslab Monitor M1 зверь иной породы. Что-бы ни писали, но диаграмма направленности в них поуже и к тому-же они требуют довольно серьезного внимания к остальным компонентам тракта (конечно все АС требуют, но эти в особенности). Тут все по-взрослому! Источник и усилитель от 1000$. Я слушал их в системе с ЦАП Yulong D200 и усилителем Atoll 50SE и если ЦАП отрабатывал «на ура», то вот усилитель напрашивался уже следующий в линейке, к примеру 80SE. Зато Arslab Classic 1SE звучали в этой системе отлично и хотелось просто слушать музыку.