ЖИЗНЬ ПО-НОВОМУ
Недавно ко мне обратился один мой товарищ с просьбой: посоветовать аппаратуру для музыки (старую ему пришлось оставить вместе с квартирой жене после развода). У него остался смартфон, приличные наушники и свободная сумма порядка €1000. В перспективе — приобретение достойных колонок, но решил начать с усилителя и источника, причем непременно с сетевыми функциями и возможностью воспроизводить музыку со смарта. Техника должна соответствовать классу Hi-Fi, быть компактной и допускать в перспективе расширение за счет добавления новых источников. Вдобавок ему хочется, чтобы дизайн был современный, но не «игрушечный» и не «кухонный».
Сразу вспомнил о стереофоническом ресивере Denon DRA-100 — видел его на выставке IFA2015. Теперь у меня появилась возможность познакомиться с ним поближе. И решить, подходит ли он моему знакомому.
Понятно, что при таком ограниченном бюджете (в сочетании с высокими требованиями к качеству) смотреть в сторону раздельных компонентов бессмысленно. Оптимальный вариант — стереофонический ресивер, но только с полным набором сетевых интерфейсов (Ethernet, Wi-Fi, Bluetooth и желательно NFC). Желательно без FM-тюнера и CD-дисковода — моему товарищу они не нужны, а стоимость аппарата тем не менее увеличивают (или ухудшают качество всего остального).
«Смотрится современно, достаточно дорого, изящно, в меру строго и при этом не вызывает отторжения у приверженцев аппаратурной классики.
Как ни странно, но такой аппаратуры на рынке очень мало. Можно найти в продаже несколько устаревших моделей от разных производителей со спорным дизайном и поддержкой воспроизведения файлов максимум 96 кГц/24 бита, но хочется чего-то более «свежего». Так что вариантов, кроме Denon DRA-100, в общем-то и не осталось. Тем более, что моему товарищу он очень понравился внешне.
Мне тоже. Впервые этот дизайн у Denon появился с моделей PMA-50 и DCD-50. Смотрится современно, достаточно дорого, изящно, в меру строго и при этом не вызывает отторжения у приверженцев хайфайной классики. Поначалу несколько легкомысленной кажется ручка регулятора громкости, но, когда берешься за неё пальцами, понимаешь — все в порядке, это металл. Ещё одна «твердая» кнопка — питания, все остальные органы сенсорные, возникают на фронтальной панели после включения аппарата, как и OLED-дисплей. Разъем для наушников 6,3 мм расположен слева, с той же стороны, что и провод у большинства головных телефонов. Над ним разъём USB для флэшек, для подключения портативной техники Apple и подзарядки мобильных устройств.
Коммутационная панель вызывает ассоциации с моделью Denon CEOL N9: такие же акустические терминалы, пара WPA-кнопок (для роутера и для техники Apple), два входа Toslink, выход на сабвуфер. Но есть и отличия: у DRA-100 добавился линейный аналоговый выход и ещё один аналоговый вход, у него нет антенного гнезда для тюнера, но зато появились две внешние антенны — для Bluetooth и Wi-Fi, что должно, по идее, улучшить качество связи (у CEOL антенны были внутренние).
«Выходные каскады оконечника дискретные, что позволило снизить искажения и шумы.
Поначалу меня разочаровало отсутствие разъёма USB типа B и функции USB-ЦАПа (которые есть у PMA-50), но потом до меня дошло, что аппарату с возможностью сетевого стриминга они не нужны: зачем подключаться шнурком, скажем, к ноутбуку, если все расположенные на нём файлы можно воспроизводить по сети и с ничуть не худшим качеством?
Информации о внутреннем устройстве DRA-100 немного. Известно, что усилитель мощности у него работает в классе D, он построен по технологии DDFA на чипсете CSRA6601/CSRA6600 от компании CSR, той самой, что владеет сейчас правами на кодек aptX. Выходные каскады оконечника дискретные, что позволило снизить искажения и шумы.
На выход для наушников работает отдельный усилитель, однако уровень на нём меняется общим регулятором. Но в меню настроек есть переключатель на три положения, который позволяет скорректировать громкость в головных телефонах. Согласно документации, выбирать его следует, исходя из импеданса нагрузки: для низкоомных моделей — низкий уровень, для высокоомных — высокий. Ну и среднее положение — для моделей со средним импедансом (или средней чувствительностью). Также есть возможность изменить режим линейного выхода, т.е. сделать его фиксированным или регулируемым. Если вы решитесь на апгрейд системы, добавив в него внешний усилитель мощности, этот переключатель будет очень кстати.
«Приёмник Интернет-радио работает на основе сервиса vTuner, обладающего одной из самых обширных коллекций станций.
О ЦАПе сообщается, что в нём используется фирменная технология Advanced AL32 в сочетании с собственной конструкцией опорного генератора. Чип способен принимать входные потоки PCM до 192 кГц/24 бит. В спецификации также заявлена возможность воспроизведения файлов DSD 2,8/5,6 МГц (dsf/dff) по сети и с USB-носителей, правда, не известно, идёт ли речь о «прямом» декодировании или о предварительном преобразовании в PCM (на самом деле это не имеет какого-либо практического значения — некоторые специалисты считают, что лучше сначала преобразовать).
Управление аппаратом возможно в «две руки»: с помощью штатного пульта ДУ (причем не какого-то карточного, а полноценного) и/или бесплатного мобильного приложения Denon Hi-Fi Remote — того же, которым управляются системы семейства CEOL и некоторые другие сетевые аппараты Denon. Есть и под iOS и под Android. Оно способно практически полностью заменить традиционный пульт, поскольку не только позволяет выбирать источники (Интернет-радио, USB, медиасерверы, файлы на смартфоне или входы), но и регулировать громкость, тембр по высоким и низким частотам (по умолчанию включен режим Source Direct, поэтому регулировка тембров недоступна), а также осуществлять другие настройки.
Если же выбрано воспроизведение файлов со смарта по Bluetooth, процессом воспроизведения придётся управлять из программы плеера, а для изменения громкости и тембра переключаться на фирменное приложение. К слову сказать, качество воспроизведения по Bluetooth меня приятно удивило, хотя звук по Wi-Fi показался мне все же более естественным, тем более, что по «синему зубу» нельзя передавать Hi-Res-потоки — максимум 16 бит/44,1 кГц.
Приёмник Интернет-радио работает на основе сервиса vTuner, обладающего одной из самых обширных коллекций станций (если не самой обширной). Качество приёма безупречное — значительно лучше, чем через компьютерное приложение TuneIn.
«Если бы не знал, что усилитель работает в классе D, вряд ли бы догадался об этом по звуку — не было ни специфической жёсткости, ни характерной вуали.
Прослушивание начал с USB-флэшки, потом переключился на домашние сетевые ресурсы — аппарат увидел их практически сразу. Правда, он сканировал их в фоновом режиме, пока я играл файлы по USB. Разницы в звуке между воспроизведением с локальных и сетевых носителей не заметил — музыка льётся плавно, без щелчков и прерываний, чисто и ритмически точно. Правда, обратил внимание, что в обоих случаях в мобильном приложении не отображаются обложки альбомов (они у меня интегрированы в файлы и вдобавок лежат отдельно в каждой папке) — эта же программа с другими сетевыми устройствами Denon всё прекрасно показывала. Также не удалось мне воспроизвести и DSD-файлы — аппарат их не увидел ни по сети, ни на флэшке. Для модели, которая на момент тестирования ещё не поступила в продажу, это нормально — уверен, что это непременно исправят в следующих версиях прошивки.
Прослушивание проходило в комнате 16 м2. Запас по усилению оставался солидный, правда, акустика у меня чувствительная, порядка 90 дБ. Если бы не знал, что усилитель работает в классе D, вряд ли бы догадался об этом по звуку — не было ни специфической жёсткости, ни характерной вуали. Полностью контролируются басы, отчётливо выстраивается сцена, отсутствует какая-либо привязка к колонкам. Естественен вокал, и даже такая сложная для воспроизведения запись, как «Honeymoon» Ланы Дель Рей звучала на удивление прозрачно и глубоко (может, зря я его ругал за излишнюю гулкость?). Прекрасно идёт тяжелый рок, симфоническая классика (особенно в Hi-Res), джаз. Пожалуй, можно заметить некоторый акцент на сибилянтах в вокале, но судя по тому, что такой же характер передачи голоса сохраняется и в наушниках, это заслуга не усилителя, а ЦАПа — вероятно, в нем выбран линейный режим цифрового фильтра. А может, дело в недостаточной разыгранности аппарата? Думаю, смогу об этом точно узнать через какое-то время у своего товарища: посоветовал ему остановить свой выбор именно на DRA-100.
ПОРАДОВАЛО
Привлекательная внешность. Достойное звучание. Полный набор сетевых интерфейсов.
ОГОРЧИЛО
Wi-Fi-адаптер работает только в диапазоне 2,4 ГГц.
Denon DRA-100
Производитель: D+M Group (Япония)
www.denon.ru
Функции: интегральный усилитель, ЦАП, сетевой проигрыватель (DMR), Интернет-приёмник || Номинальная мощность: 2 х 70 Вт (4 Ома, 1 кГц, КНИ 0,01%) || Диапазон частот: 20 — 96000 Гц || Уровень гармонических искажений: <0,004% || Отношение сигнал/шум: >110 дБ || ЦАП: 192 кГц/24 бита || Сетевые интерфейсы: Ethernet, Wi-Fi (2,4 ГГц), Bluetooth (aptX) II NFC — да II Сетевые протоколы: DLNA 1.5, WMP, Apple AirPlay, HTTP II Сервис Интернет-радио: vTuner II Воспроизводит файлы (по USB и сети): mp3, WMA, WAV, MPEG-4 AAC, FLAC, ALAC, AIFF, DSD (2,8/5,6) МГц II Входы: аналоговые: 2 х ANALOG IN (2 x RCA, цифровые: коаксиальный, оптический (х2), USB А (на фронтальной панели) || Выходы: аналоговые: 2 х RCA (AUDIO OUT), на колонки, на сабвуфер || Габариты (Ш X В X Г): 280 x 104 x 337 мм || Масса: 4,8 кг || Цена: 84990 руб.
КОМПОНЕНТЫ
- Смартфон Samsung Galaxy S4
- Акустические системы Yamaha Soavo-1
- Головные телефоны Audio Technica ATH-W1000X
- Кабели акустические Tchernov Cable Classic IC
СЛУШАЛИ
- Сборник «Burmester Reference CD II». FLAC 44,1 кГц/16 бит
- Melody Gardot, «The Absence». FLAC 96 кГц/24 бита
- «McIntosh Spectacular Reference». FLAC 192 кГц/24 бита
- Deep Purple, «Machine Head». FLAC 96 кГц/24 бита
- Larry Adler and Various, «The Glory of Gershwin». FLAC 44, кГц/16 бит.
- Slowly Rolling Camera. «Slowly Rolling Camera». FLAC 48 кГц/24 бит.
- Led Zeppelin. «II». FLAC 96 кГц/24 бита.
- Lana Del Rey. «Honeymoon». FLAC 44, кГц/16 бит.
Комментарии [1]
Andre
Кстати, чем еще порадовал аппарат. При прослушивании с флешки ДАЖЕ ЕСЛИ аппарат был отключен от сети и флешка вынута из гнезда, при повторном запуске с той же флешки плеер начинает проигрывание с того самого файла и из той самой папки, на котором было остановлено воспроизведение последний раз, что чертовски удобно. А самые первые аппараты с usb-выходом для внешних носителей «грешили» тем, что после перерыва при повторном включении начинали воспроизведение с носителя с самого начала. И либо запоминай сам, на каком треке остановился, либо постоянно было необходимо обращаться к экранному меню телевизора. Я имею ввиду на заре сей функции (проигрывание с флешки), когда управление со смартфонов еще и не снилось. Да и не было соответствующего программного обеспечения от фирм.