© 2015 Naxos
Жанр: джаз
Формат: DSD256
Состав:
- Arne Domnérus — альт-саксофон, кларнет
- Bengt Hallberg — фортепиано
- Georg Riedel — бас
- Egil Johansen — ударные
- Lars Erstrand — вибрафон
- Gert Palmcrantz — звукоинженер
Кто. В данном случае нас интересуют не музыканты (информацию о них очень легко найти в Интернете) а человек, который сделал в декабре 1976 года эту культовую запись — Герт Пальмкранц, звукоинженер, работавший на киностудии Europa. За свою насыщенную профессиональную жизнь он записывал многих великих джазовых музыкантов — Диззи Гиллеспи, Дюка Эллингтона, Рея Чарльза и многих других, предпочитая именно живые исполнения и двухдорожечную магнитную запись. В сопровождающем буклете подробно описывается аппаратура, которую он использовал. В частности, говорится, что в общей сложности было установлено 8 микрофонов — 2 основных и 6 вспомогательных. Запись шла на скорости 38 см/с на двух магнитофонах Nagra IV, которые включались попеременно, поскольку одной бобины пленки хватало только на 15 мин.
Что. Концерт в стокгольмском клубе Stampen, известном как Pawnshop («Ломбард») — в том здании когда-то очень давно размещалась ростовщическая контора. Выходил множество раз на самых разных носителях от винила до SACD. На новейшем релизе представлены 5 треков, которые не издавались ранее. Точнее, некоторые из этих композиций вышли на юбилейном 4-дисковом издании 2006 года (три SACD и один DVD), но там эти вещи были записаны в другие дни. Где до сих пор скрывались бобины с лентой Agfa, с которых и были оцифрованы эти треки, и почему они не стали достоянием общественности раньше — об этом буклет умалчивает. Впрочем, вероятно, это не имеет значения: лучше поздно, чем никогда.
Как. Процесс оцифровки выполнен канадской фирмой 2xHD, в прилагаемом буклете перечислено использованное оборудование, в частности, модифицированные магнитофоны Nagra T с трактом на лампах Telefunken EF806. Релиз выпущен в разных форматах, и для каждого из них проводилась отдельная оцифровка на своем конверторе. Например, для PCM 192 кГц/24 бита использовался АЦП MSB Platinum Studio ADC plus, для DSD — преобразователь dCS 905 с внешним тактовым генератором dCS Vivaldi.
Звучание — эталонное. Необыкновенно хороша сама оригинальная аналоговая запись, и в цифру она переведена, на мой взгляд, идеально. По крайней мере, для нынешнего технологического уровня.
Для чего. Вряд ли можно найти что-то более эффектное для демонстрации аппаратуры. Тем более, что сама музыка жизнерадостная, светлая и в хорошем смысле яркая, настраивает исключительно на положительный лад.
Возможно и тестирование — при условии, что вы бывали на живых джазовых концертах в небольших клубах и хорошо знаете, как эта музыка звучит в реальности. На «правильной» технике обеспечен мощный эффект присутствия — именно по нему и следует оценивать звук.
Качество звука: 10/10
Комментарии [1]
Иван
Запись действительно чудо.