ПРАВДА ИСКУССТВА
Споры о том, что считать искусством, ведутся уже не одну сотню лет. И если насчёт серьёзной музыки, литературы, живописи, репертуарного театра и многих других видов артистической деятельности, уже давно всё более-менее ясно (во всяком случае, наука умеет отличать настоящие творения от коммерческих поделок), то некоторые проявления творчества всё ещё вызывают сомнения. Например: может ли быть произведением искусства аппаратура для воспроизведения музыки?
Акустика Agile и усилитель UNO
Моноблок Aurora
Честно говоря, у меня самого на этот счёт не было чёткого мнения. Или точнее, я об этом не задумывался — не возникало повода. Однако после короткой поездки в Ригу (если помните, это столица Латвии) могу дать утвердительный ответ: да, может. А тот факт, что происходит это не часто, лишь служит подтверждением.
В Ригу меня и ещё нескольких журналистов, пишущих об аудиотехнике, пригласила российская компания ХО Sound&Vision, которая занимается созданием заказных кинотеатральных и музыкальных систем самого высокого класса и является эксклюзивным дистрибьютором в России итальянской фирмы Viva Audio. Формальным поводом для путешествия стал рижский World Jazz Festival 2015, в котором участвовали такие известные музыканты, как Игорь Бутман, Стенли Кларк и вокальный коллектив Take 6. ХО Sound&Vision и Viva Audio входили в число его спонсоров и потому получили возможность пригласить нас на фестиваль.
Почти сразу после приезда нас привели в рижский шоу-рум Viva Audio, который является самым представительным в мире, поскольку в нём установлены топовые системы фирмы — Master Horn и Credenza. Первая из них — общей стоимостью около 300 тысяч евро (включая дорогой виниловый проигрыватель), и это не демонстрационный экземпляр — едва ли кто из производителей или дистрибьюторов может себе позволить роскошь «замораживать» такие средства, чтобы показывать потенциальным покупателям. Этот флагманский шоу-рум Viva Audio сделан с любовью основателями и совладельцами компании.
Однако прежде, чем делиться впечатлениями об этой уникальной (в прямом смысле) технике, следует рассказать о фирме.
Master Horn
Credenza
Юность на фоне древности
По меркам High End, компания Viva Audio ещё молода, она была создана в 1996 году братьями Джампетро и Амедео Скембри, однако разработкой аппаратуры занимается исключительно Амедео. Место рождения брэнда — небольшой и очень старый город Виченза в провинции Венето, это в 60 км к северо-востоку от Венеции. По данным археологический раскопок, поселение возникло между 11-м и 7-м веками до н.э. При том, что население городка менее 115000 человек, он является одним из центров High End Audio в Италии, там расположены, в частности, Unison Research, Pathos, Sonus Faber, Franco Serblin, Master Sound и Opera Loudspeakers (извините, если кого пропустил).
Амедео Скембри
Построением усилителей и акустики Амедео занимался с юности, причём речь идёт именно о собственных оригинальных конструкциях, а не повторении чужих схем. Много работал руками, экспериментируя с разными материалами для акустики. Инженер-самоучка, он сознательно отказался от обучения по профильной специальности в университете — чтобы не забивать голову чужими решениями и не подавлять собственное креативное мышление.
Между тем его знаний оказалось достаточно, чтобы стать востребованным разработчиком — в возрасте 26 лет он получил заказ на разработку полного комплекта оборудования для профессиональной студии звукозаписи, причём одной из задач была адаптация техники под заданные характеристики помещения. Его не раз нанимали известные производители High End-аппаратуры в качестве специалиста по акустическому дизайну, он работал инженером в рекорд-студиях и много общался с музыкантами, слушал музыку, изучал звучание разных инструментов…
Тогда же сформировалось его кредо: избегать традиционного «инженерного» подхода, когда целью разработчика является получение определённых технических характеристик. Стремиться к тому, чтобы аппаратура передавала суть и душу музыки, чтобы звучание домашней системы не уступало по эмоциональному воздействию живому исполнению в концертном зале или студии. Именно эмоциональному — речь идёт не о формальном правдоподобии, реалистичности звуковоспроизведения — это вряд ли возможно, ведь музыка звучит совсем не одинаково в разных условиях: даже в одном концертном зале звук меняется в зависимости от расположения слушателя, а что уж говорить о разных студиях и залах? Иное дело вибрации души, вызываемый музыкой эмоциональный отклик — от воспроизводящей аппаратуры здесь зависит очень многое.
Уже после создания фирмы к ней присоединились другие талантливые разработчики. В 2004-м году — Джиорджио Тралди, специалист по цифровой электронике. В 2005-м — занявший пост главного инженера Марко Певерати, человек чрезвычайно разносторонний и образованный, выпускник консерватории и специалист по музыкальным инструментам эпохи Барокко. Так что Амедео Скембри не одиночка, у него есть команда, способная сочетать традиционные подходы «золотого века» аудио и новейшие технологии. И при этом не забывать о музыке.
Интегральник Solista
Как все, но по-другому
На первый взгляд, Амедео Скембри придерживается вполне традиционных подходов при конструировании. Все усилители (за исключением оконечных каскадов сабвуферных модулей) — однотактные на ламповых триодах. По словам Амедео, самым дорогим компонентом являются трансформаторы с сердечниками из аморфных материалов, их заказывают проверенным европейским производителям. Так называемые «аудиофильские» комплектующие не используются — применяются просто лучшие детали, которые можно найти на мировом рынке. Сборка – ручная, монтаж исключительно навесной, никаких печатных плат.
Интегральник Solistino
Тем не менее, как полагают многие эксперты (в частности, из американского журнала The Absolute Sound, не раз присуждавшего свои награды усилителям Viva Audio), продукция фирмы характеризуется весьма привлекательным показателем «value for the money» (по-нашему — соотношение цена/качество). Так чем же объясняется высокая цена Master Horn и Credenza?
Прежде всего, тем, что это полные системы, которые выпускаются исключительно под заказ и адаптируются под конкретное помещение. Первая — 5-полосная (из них три полосы озвучиваются рупорными динамиками, у второй – четыре полосы (два рупора). Пассивные фильтры не используются, усилители – специальные версии фирменных моноблоков Aurora MH. Отказ от кроссоверов вполне понятен: это позволяет избавиться от фазовых искажений и временных сдвигов между полосами, что очень важно по мнению Амедео.
В это трудно поверить, но система Master Horm является универсальной: в зале, где она установлена, есть проектор и экран — её используют и для демонстрации фильмов. Вы представляете? Домашний кинотеатр на триодных однотактниках! Вот что значит грамотно сделанный рупор. Сабвуферы, правда, работают от транзисторных усилителей класса D.
Обе системы допускают разные варианты установки. К примеру, басовые модули у Master Horn могут размещаться по сторонам или быть сосредоточены в центре. Credenza может выпускаться в виде отдельных модулей или как целостная конструкция, встроенная в мебель с полками для усилителей — как пожелает интерьерный дизайнер или заказчик. Если требуется, габариты отдельных элементов могут быть изменены (в определённых пределах, естественно, чтобы не нанести ущерба звуку), возможна практически любая отделка — ценными породами дерева, натуральной кожей и т.д. Кстати, многие работы с деревом выполняются в Латвии.
Новая акустика – трёхполосные Allegro
Каждая система устанавливается и тонко настраивается специалистами Viva Audio, и этот этап является критически важным. Скрипка может быть изготовлена старым мастером и стоить очень дорого, но без правильной настройки она играть не будет. Правда, самые лучшие скрипки обладают своим индивидуальным голосом, а системы Viva Audio должны звучать одинаково хорошо в разных по акустике помещениях, что как раз и достигается их тонкой настройкой.
Концерт перед концертом
В общей сложности нам удалось прослушать три системы Viva Audio. Master Horn и Credenza — в первой половине дня в шоу-руме. Третья система — полочники Agile с CD-проигрывателем Numerico и совершенно новым гибридным интегральником UNO (ламповый пред и оконечник класса D). Её мы слушали перед джазовым фестивалем, система была установлена в VIP-зоне Дворца спорта, где проходили концерты (помещение было огромное и достаточно гулкое, однако звук был на удивление собранным, плотным и естественным — в таких сложных условиях как раз и требуется высокая выходная мощность гибридного усилителя.
Черное и белое всегда в моде.
Впрочем, вернёмся в шоу-рум, где мы слушали топовые системы Viva Audio.
Использовались исключительно аналоговые источники — виниловый проигрыватель Basis Audio Inspiration, а также студийный 2-дорожечный магнитофон. Наиболее полно потенциал обоих систем раскрывался именно на магнитной записи, что в общем-то не удивительно, поскольку хорошая мастер-лента всегда даст 100 очков вперед любому винилу, ведь он — лишь механическая копия ленты.
Master Horn звучал более масштабно, чем Credenza, что также вполне естественно, поскольку вторая система была установлена в помещении существенно меньшего объёма. Однако характер их звучания был близок. Практически с первых нот полностью пропадало желание анализировать звук с точки зрения искажений, равномерности частотки и прочих формальных показателей. Возникало ощущение, что ты находишься в студии или в клубе, где записывалась эта музыка, и этот эффект присутствия уже сам по себе действовал ошеломляюще. Можно было заметить технические шероховатости старых записей, но это не делало их менее живыми и достоверными. Уже после прослушивания поймал себя на мысли, что забыл обратить внимание на звуковую сцену. Послушайте, какая звуковая сцена? Разве вы думаете о ней на концерте в филармонии? Внушительного размера колонки, поначалу притягивавшие к себе взгляд, исчезали, растворялись в звуковом пространстве… А ведь именно так и должно быть. Разве мы вспоминаем о холсте, грунтовке и красках, когда смотрим на великую живопись?
Так что же самое важное в технике класса High End? Специальные «аудиофильские» комплектующие (холст и краски)? Особые схематические решения (техника рисунка)? Отсутствие бюджетных ограничений и связанных с ними компромиссов (творческая свобода)? Да нет, всё это – лишь второстепенные и совсем не обязательные атрибуты. Главное — личность создателя. И хотя Амедео Скембри обычно называет себя artigiano (по-итальянски мастеровой, ремесленник, кустарь), уж мы-то точно знаем, кто он на самом деле.
Рига – Москва, июль 2015
Руководитель компании ХО Sound&Vision Антон Советчиков