РАЗМЫШЛЕНИЯ НАД ЦИФРОЙ-2
Похоже, всё идёт к тому, что компакт-диск скоро станет таким же анахронизмом, как и виниловые пластинки. Но, как известно, история развивается по спирали — однажды произошедшие события повторяются на новом витке, правда уже с менее серьёзными последствиями. Сейчас наблюдается всплеск популярности LP, и не исключено, что в недалёком будущем начнётся CD-ренессанс.
В любом случае CD-проигрыватели рано списывать со счетов, хотя многие производители постепенно сворачивают их выпуск. Когда мы последний раз беседовали с Франком Ван Льювенхейге, представителем TAD, он сказал, что CD и SACD по-прежнему актуальны для серьёзных и требовательных слушателей, поэтому его компания будет поддерживать как виртуальные, так и физические носители.
И действительно, вскоре после этого было объявлено о выпуске двух компонентов TAD — USB-конвертора DA1000 и CD/SACD-проигрывателя D1000. C конвертором мы уже успели познакомиться, теперь подошла очередь второй новинки.
Оба этих компонента практически идентичны по схемотехнике, архитектуре, функционалу и бескомпромиссному качеству изготовления, но в D1000 добавлен дисковый привод со всеми необходимыми схемами управления. Чтобы погасить возможные резонансы, этот узел оснастили массивным приемным лотком и собрали на шасси, выточенном из 8-миллиметровой алюминиевой плиты. Для перемещения лазерной головки и вращения диска используются прецизионные бесколлекторные серводвигатели с минимальным уровнем шума и вибраций.
Цифровой тракт проигрывателя такой же, как у конвертора DA1000. Для снижения джиттера специалистами TAD был разработан уникальный тактовый генератор UPCG (Ultra-high Precision Crystal Generator) с уровнем фазового шума на 50 дБ меньше, чем у традиционных схем. Преобразование цифрового сигнала в аналоговый осуществляется высокоскоростными ЦАПами Burr-Brown PCM1794A в сдвоенном дифференциальном включении, что позволило получить отношение сигнал/шум до -115 дБ. Проигрыватель может использоваться и как самостоятельный внешний конвертор, причём источники подключаются по балансному входу AES/EBU, двум коаксиальным, оптическому и интерфейсу USB 2.0. В последнем варианте поддерживаются аудиоданные с частотой дискретизации до 384 кГц и разрядностью до 32 бит. Файлы с разрешением до 24/192 проигрыватель принимает по балансному AES/EBU и коаксиальным входам. Цифровой тракт также поддерживает поток DSD с частотой модуляции до 5,6 мГц, и в настоящее время это единственный проигрыватель на рынке со столь высокими параметрами.
Преобразователь выходного тока ЦАПов в аудиосигнал, усилитель и фильтр ВЧ-помех, — все эти схемы выполнены на дискретных транзисторах. Операционные усилители инженеры TAD считают компромиссным решением с неудовлетворительным звучанием. Чтобы исключить проникновение помех от дисплея, его жёлтые сегменты работают в статическом режиме. В блоке питания установлен тороидальный трансформатор с рекордным запасом мощности.
Как и все компоненты TAD, проигрыватель выполнен во фрезерованном алюминиевом корпусе с толстыми стенками. На лицевой панели, кроме узкого лотка загрузчика, ничего нет. Дисплей и кнопки (управление транспортом, DAC MODE, DISPLAY OFF, SACD и STANDBY) расположены в нише между корпусом и опорной платформой. Пульт ДУ — узкий, со свободным расположением кнопок.
Система, в которой мы собираемся слушать проигрыватель, составлена из топовых компонентов TAD, о которых мы неоднократно рассказывали. Они коммутировались лучшими кабелями Nordost Odin Supreme Reference, скорость распространения сигнала в которых достигает 98% от скорости света. Силовые кабели — столь же высокого класса.
Материал для прослушивания подбирался очень тщательно, в основном это диски, записанные с особым подходом к музыке и высоким техническим качеством. Разумеется, на этой системе можно слушать любые фонограммы, но оценивать звучание столь совершенной аппаратуры имеет смысл лишь на записях соответствующего уровня.
Итак, запускаем сборник, который недавно был издан на CD компанией InAkustik, специализирующейся на производстве Hi-Fi-кабелей. Прекрасно помню, как на этой же системе звучали файлы 24/192, пропущенные через конвертор DA1000 с тем же цифро-аналоговым трактом*. Тогда казалось, что хай-резы не оставляют ни малейших шансов CD Audio с его несерьёзными по нынешним временам 16 бит/44,1 кГц.
*Разница действительно несущественная: в проигрывателе ЦАП PCM1794А получает сигнал по шине I2S от транспорта, а в USB-конверторе — по ней же от входного приёмника.
Но, похоже, в нашем случае важно не что конвертировать, а как. Грамотно записанные CD-треки на D1000 звучат ничуть не хуже аудиофайлов, а некоторые даже лучше. Картина рисуется красочная, подробная и масштабная. Ни малейших ограничений частотного диапазона — от инфранизкого баса до серебра тарелок весь спектр преподносится сбалансированно, с массой интонационных подробностей. Динамический масштаб, т.е. соотношение между тихими и громкими звуками со всеми промежуточными градациями, выдержан мастерски. Поэтому при всей насыщенности спектра и мощной макродинамике чётко различаются и малейшие звуковые нюансы. Компиляция InAkustik составлялась из безупречных фонограмм, в т.ч. и с точки зрения построения пространства. Система демонстрирует это со всей очевидностью — виртуальные источники расположены за линией колонок, из-за чего с закрытыми глазами зафиксировать местоположение этих 120-килограммовых гигантов практически невозможно. При плавном снижении громкости пространство не сжимается, а как бы отодвигается назад, сохраняя и перспективу в глубину, и положение виртуальных образов, и их относительный масштаб.
Вокал поистине голографичен, местами возникает полное ощущение, что человек поёт на сцене прямо перед вами. Камерные составы, например джазовый квартет, буквально вылеплен с точными пропорциями каждого инструмента.
Если попытаться сформулировать разницу в звучании аудиофайлов и CD, то первые при великолепном музыкальном балансе и информативности оставляют ощущение лёгкой отстранённости и даже некоторой стерильности. Возможно, всё дело в слишком ровном и плавном течении музыки, что вообще типично для воспроизведении с жёсткого диска. Разумеется, многое зависит и от качества рипа, и от настроек программного плеера, и много от чего ещё, но пресноватый привкус присутствует почти всегда. Компакт-диски же на D1000 звучат контрастнее, иногда даже резче, но при этом энергичнее и, как пишут зарубежные обозреватели, just in face. Образы получаются крупнее, подача кажется энергичнее, напористее, пусть даже грубее, но при этом записи слушать интереснее. Трудно поверить, что компакт-диски с их низким разрешением могут звучать настолько информативно и с таким плотным спектром.
С SACD ситуация несколько иная. К этому формату всегда относился с некоторым скепсисом, поскольку при сравнительных прослушиваниях на системах среднего хай-файного уровня его преимущества не всегда оказывались очевидными. А вот D1000 способен продемонстрировать разницу даже неискушённому слушателю. И дело не только в сочетании деликатности подачи с великолепной, почти безграничной динамикой, а в общем впечатлении от музыки. До боли знакомые фонограммы воспринимаются совсем иначе — живо, открыто, с какой-то невиданной ранее лёгкостью и размахом. Особенно это заметно на сложных жанрах — симфонических оркестрах, биг-бэндах, полифонической электронике и т.д. На камерных записях много воздуха, сцена раздаётся в ширину, акустика как физический объект полностью исчезает из звукового поля.
Редакция благодарит салон Essin Studio за помощь в проведении прослушивания
TAD D1000
Производитель: Technical Audio Devices Laboratories, Inc. (Япония)
www.tad-labs.com
Аналоговые выходы: XLR стерео, RCA стерео || Цифровые входы: балансный XLR AES/EBU, 2 коаксиальных, оптический, USB 2.0 || Поддерживаемые частоты квантования: XLR и коаксиальные входы — 44,1 кГц, 48 кГц, 88,2 кГц, 96 кГц, 176,4 кГц, 192 кГц; оптический — 44,1 кГц, 48 кГц, 88,2 кГц, 96 кГц; USB — 44,1 кГц, 48 кГц, 88,2, 96 кГц, 176,4, 192 кГц, 352,8 кГц, 384 кГц || Цифровые выходы: балансный XLR AES/EBU, коаксиальный || Отношение сигнал/шум: -115 дБ || Питание: сеть переменного тока 220 — 240 В, 50 Гц/60 Гц || Потребляемая мощность в рабочем режиме: 43 Вт. || Габариты (Ш х В х Г): 440 х 150 х 406 мм || Масса: 18.5 кг || Цена: 1140347 руб.
Специально разработанный тактовый генератор TAD UPCG (Ultra-high Precision Crystal Generator) имеет на 50 дБ меньший уровень фазового шума, чем обычные схемы. Кроме того, наиболее плотная спектральная составляющая шума выведена за границу слышимого диапазона
На отдельной плате установлены современные сдвоенные ЦАПы в дифференциальном включении, что позволяет существенно снизить уровень шума в последующих звуковых цепях. Вдобавок при этом получаются балансные аналоговые выходы без дополнительных преобразований сигнала
В ходе тестирования опытных образцов проигрывателя выяснилось, что для естественного воспроизведения динамичных фрагментов необходимо устанавливать более мощные тороидальные трансформаторы. Высокая прозрачность и разборчивость обеспечиваются раздельным питанием для аналоговых и цифровых цепей
КОМПОНЕНТЫ
- Предварительный усилитель TAD C600 (1824689 руб.)
- Усилители мощности моно TAD M600 (1858446 руб./шт.)
- Акустические системы TAD R1 (3813991 руб./пара)
- Кабели:
- — межблочные Nordost Odin OD1M XLR (710000 руб.), OD2M XLR (910000 руб.)
- — акустические Nordost Odin OD3,5M B/BW (1625000 руб.)
- — сетевые Nordost Odin ODPWR1.25M (450000 руб. х 4)
- Цены приведены при пересчёте по курсу ЦБ на 28.08.2014.
МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
- Reference Sound Edition, «Great Cover Versions». HQCD, InAkustik, 2014
Сборник композиций, при записи которого использовался мастеринг RESO. Высокое звуковое разрешение во всём диапазоне, прекрасно прописанный бас, великолепная сцена - 20th Anniversary of Chesky Records. 2 CD, Chesky Records, 2006. Квинтэссенция аудиофильских записей, сделанных на аналоговом оборудовании и оцифрованных с 128-кратным оверсэмплингом
- «Tutti! Orchestral Sampler». HDCD Reference Recordings, 1997. 24-битовая запись симфонических произведений известных композиторов
- Showcase, «Acoustic music in authentic environment». SACD Opus 3 Records, 2000. Название диска говорит само за себя