ГОЛОС АМЕРИКИ
В мире не так много компаний, изделия которых завоевали статус культовых в сфере High End Audio. И американская Krell, безусловно, в их числе. За 30 лет команда разработчиков, возглавляемая Дэном Д’Агостино, непререкаемым авторитетом в сфере аудио, создала немало компонентов, отличавшихся бескомпромиссным качеством изготовления и уникальным характером звучания. И только что выпущенная линейка не стала исключением, в чём мы имели возможность недавно убедиться сами.
Новые компоненты Krell легко узнаваемы благодаря массивной выпуклой накладке на лицевой панели с броским рельефным логотипом. В режиме Standby она мягко подсвечивается рубиновым цветом, а при работе — более ярким голубым. При этом комплект, составленный из нескольких аппаратов, смотрится очень эффектно, особенно в полумраке.
Источником в нашей системе будет сетевой проигрыватель Krell Connect, при создании которого ставилась задача обеспечить необходимую для современного аппарата функциональность, не жертвуя при этом качеством звучания. А эта задача не так проста, как может показаться — чем больше цифровых схем на пути сигнала, тем заметнее его деградация. Взглянув на заднюю панель проигрывателя, сразу убеждаешься, что американские специалисты руководствовались принципом разумной достаточности. Из всего возможного ассортимента входных интерфейсов они выбрали только два — USB 2.0 и Ethernet, зато оба поддерживают форматы данных вплоть до 24 бит/192 кГц. Ещё один возможный способ подачи сигнала — вообще без проводов, через имеющийся в аппарате Wi-Fi-модуль. Количество выходов зависит от версии — Connect выпускается как со встроенным ЦАПом на основе 32-битового чипсета ESS Sabre, так и без него. В первом варианте к оптическому и коаксиальному выходам добавляются линейные аналоговые на разъёмах RCA и XLR.
Проигрыватель способен воспроизводить файлы FLAC и WAV до 24 бит/192 кГц, а также Ogg, WMA и mp3. Возможен доступ к интернет-радио через vTuner по локальной сети, в т.ч. и беспроводной WLAN. В этих случаях принятый поток обрабатывается с таким же качеством, как и аудиофайлы высокого разрешения.
Навигация и управление осуществляются либо посредством штатного пульта ДУ, либо с гаджетов iOS и Android после установки соответствующих приложений. Графический интерфейс, структура папок и обложки альбомов выводятся на 3,5-дюймовый цветной ЖК-дисплей, расположенный в правой части лицевой панели.
Усилители всегда были коньком Krell, именно с них 30 лет назад начиналась история компании. С тех пор технологии ушли далеко вперёд, но главный принцип — опираться на собственные разработки — актуален и по сей день. Например, в предварительном усилителе Illusion II используется уникальная схемотехника, основанная на токовых зеркалах. Она позволяет получить линейность, в 500 раз превышающую линейность традиционных каскадов. Кроме того, в тракте нет общей обратной связи, местные петли введены лишь в самых необходимых частях схемы. И даже без ООС достигнуты весьма внушительные результаты — полоса усиления 1,2 МГц при искажениях в звуковом диапазоне менее 0,003%. Схемотехника полностью балансная, и даже регулятор громкости представляет собой счетверённый аттенюатор, построенный на прецизионных тонкоплёночных резисторах.
В предусилителе имеется встроенный ЦАП, поддерживающий формат входного сигнала LPCM до 24 бит/192 кГц. Он также построен на очень популярном у разработчиков High End Audio чипе ESS Sabre, который дополнен аналоговыми каскадами Krell’s Current Mode, выполненными по балансной схеме на дискретных элементах.
В блоке питания установлен 95-ваттный тороидальный трансформатор, конденсаторы фильтра ёмкостью 40000 мкФ и малошумящие стабилизаторы — раздельные для каждого канала.
К Illusion II можно подключить до пяти источников сигнала, причём два из них — по балансной линии. Цифровые входы представлены парой коаксиальных, парой оптических и балансным нтерфейсом AES/EBU. Линейных выходов два — RCA и XLR. Имеются также вход для выносного ИК-приёмника, 12-вольтовые триггеры и порт RS-232. Модель выпускается и без встроенного конвертора.
Пульт ДУ вы видите на фото, поэтому описывать его не буду. Отмечу лишь, что он металлический, массивный и достаточно удобный даже на ощупь.
Оконечники Duo 300 — изделия двойного назначения. Вообще-то, разработчикам редко удаётся создать усилитель, способный удовлетворить и продвинутых меломанов, и любителей блокбастеров. Уж больно разные требования к аппаратам предъявляются, да и невозможно заставить одну и ту же схему деликатно преподносить малейшие нюансы музыкальной фонограммы и обрушивать на слушателя шквал неискажённого звучания при воспроизведении театральных эффектов. Впрочем, из любого правила бывают исключения. В нашем случае это технология iBias Class A, запатентованная специалистами Krell. Как говорится в пресс-релизе компании, iBias обеспечивает качество звучания, присущее усилителям класса А, и эффективность импульсных оконечников, работающих в классе H или G. Кроме того, в такой схеме отсутствуют т.н. кроссоверные искажения, особенно заметные на малых уровнях громкости. iBias — совсем свежая разработка, впервые показанная на CES в январе нынешнего года.
Судя по габаритам и массе, Duo 300 не имеет ничего общего с импульсными усилителями. Более того, на его задней панели установлены четыре бесшумных кулера, которые при любой отдаваемой мощности — а она может достигать 2 х 540 Вт на 4 Ом — поддерживают заданную температуру выходных транзисторов. От внешних теплоотводов разработчики отказались, чтобы усилитель можно было устанавливать в аппаратной стойке, что часто делается в заказных инсталляциях.
На лицевой панели Duo 300 имеется дисплей, на котором после включения отображается служебная информация, в т.ч. результаты самодиагностики. Сигнал на усилитель может подаваться по обычному либо балансному кабелю. Для интеграции в систему с центральным управлением предусмотрены 12-вольтовый триггер и сетевое гнездо RJ45.
Как и у всех современных компонентов Krell, у усилителя на задней панели имеется надпись «Made in USA».
Эволюцию акустических систем Legacy Focus можно отследить по нашим публикациям — эта модель выпускается почти 20 лет, и за это время появилось, если не ошибаюсь, пять её модификаций. Как правило, улучшения касались СЧ/ВЧ-звена, и нынешняя версия, Focus HD, не исключение. В ней используются два фирменных ВЧ-излучателя Air Motion — 102-миллиметровый твитер и дюймовый супертвитер, работающий вплоть до 30 кГц. Эти ленточные излучатели смонтированы на общей массивной платформе, которая, в свою очередь, установлена между двумя среднечастотниками. Это классическая конфигурация Д’Апполито с расширенной диаграммой направленности в горизонтальной плоскости. Сигнал от кроссовера (прецизионные катушки, конденсаторы Solen) с частотой раздела 8 кГц подаётся на ВЧ-сборку по серебряным кабелям Kimber Kable. Напомню, что ленточные излучатели практически безынерционны, поэтому способны передать массу информации, которая, как правило, «замыливается» обычными твитерами. Кроме того, при массе подвижной системы, вчетверо меньшей, чем даже у шёлкового купола, ленточная диафрагма имеет вдесятеро большую площадь излучения. И наконец, у ленточного излучателя механический резонанс как таковой отсутствует, и с электрической точки зрения он представляет собой обычный резистор. Но есть одна проблема — такие твитеры сложно согласовать по скорости отклика с диффузорными среднечастотниками, у которых подвижная система имеет гораздо большую инерцию.
Чтобы добиться слитного звучания в самой важной звуковой области, для новой версии «Фокусов» были разработаны СЧ-головки с усиленной магнитной системой. На фото видно, что по диаметру магнит даже больше, чем диффузор, а это равносильно повышению мощности двигателя автомобиля. Соответственно, для разгона подвижной системы требуется меньшее время, за счёт чего и обеспечивается лучшее согласование с ВЧ-звеном.
Нижний регистр воспроизводится парой 12-дюймовых драйверов с алюминиевыми диффузорами. Эта секция представляет собой сабвуфер с рабочим диапазоном 18 — 120 Гц и сдвоенным фазоинвертором, порты которого выведены на заднюю стенку корпуса.
Чувствительность Focus HD около 95 дБ, что позволяет ей работать с усилителями мощностью от 10 Вт. Акустика изготавливается вручную на фабрике в городе, прославленном семейкой Симпсонов — Спрингфилд, штат Иллинойс.
При прослушивании контент поступал с NAS сервера Synology DS112, в который предварительно были загружены музыкальные файлы самых разных жанров и с разным разрешением. Connect подключался к серверу по LAN, воспроизведением управляли с планшета, на который с сайта Krell было загружено соответствующее приложение. Разнообразие материала дало возможность выявить даже мельчайшие особенности звучания системы. Первое, что стоит отметить — высокое качество преобразования аудиофайлов независимо от их разрешения. Даже на CD-рипах верхний диапазон оставался кристально чистым — и это при колоссальной детальности твитеров Air Motion. Никакой жёсткости или «грязи» я не заметил, хотя разница в качестве самих записей проявлялась совершенно отчётливо. На грамотно оцифрованном материале звучание было прозрачным и почти аналоговым в лучшем смысле этого слова. Второй важный, хотя и ожидаемый момент — абсолютная динамика. Более чем киловаттный потенциал усилителя и чувствительная акустика с двумя 12-дюймовыми басовиками — это настоящий ураган. Звуковое давление можно довести до того, что ударная волна будет чувствоваться всем телом, но ни искажений, ни окраски не появится. Атака быстрая и слаженная, и совершенно не чувствуется, что работает в общей сложности восемь совершенно разных излучателей. Впрочем, эту особенность «Фокусов» я неоднократно отмечал и ранее. И при всей энергетике звучания оно очень открытое, в нём присутствует какая-то легкость, непринуждённость, вообще свойственная чувствительной акустике. Единственное, что нужно учитывать — этим системам нужен объём. Именно объём, а не площадь, поскольку на большой громкости становятся заметны ранние отражения. Верхний среднечастотник прибавляет масштаба звуковой картине и даёт чёткое позиционирование некоторых виртуальных объектов по вертикали, но легко добивает до низкого потолка, а его, в отличие от пола, паласом не заглушишь.
Вклад предусилителя выявить сложно, но, судя по общему впечатлению, он достаточно прозрачен. Однако мне показалось, что на всех фонограммах звуковая сцена была не слишком глубокой и слегка смещённой назад. Как выяснилось позже, пред и оконечник были соединены обычным, а не балансным кабелем. После замены картинка стала реально трёхмерной, улучшилась локализация на флангах. Ещё раз убедился что в системах такого класса мелочей не бывает…
СИСТЕМА
- Сетевой плеер Krell Connect (230000 руб.)
- Предварительный усилитель Krell Illusion II (350000 руб.)
- Усилитель мощности Krell Duo 300 (480000 руб.)
- Акустические системы Legacy Focus HD RW (503000 руб.)
- NAS сервер Synology DS112 (9000 руб.)
- Кабели:
- — межблочные Analysis-Plus Solo Crystal 0,5 m (24900 руб.)
- — акустические Analysis-Plus Oval 2 m (345650 руб.)
Krell Connect
Производитель: Krell Industries, LLC (США)
www.krellonline.com
Аналоговые выходы: XLR стерео, RCA стерео || Цифровые входы: USB, Ethernet || Цифровые выходы: оптический, коаксиальный || Поддерживаемые форматы: FLAC, Ogg, WAV, WMA, Apple Lossless, MP4a, mp3 || Максимальное разрешение сигнала: 24 бита/192 кГц || Коэффициент искажений (20 Гц — 20 кГц): 0,002% || Отношение сигнал/шум: -96 дБА || Выходное сопротивление: 100 Ом || Максимальное выходное напряжение RCA/XLR: 2/4 В || Дисплей: LCD QVGA 320 x 240 || Потребляемая мощность в рабочем режиме: 32 Вт || Габариты (Г х Ш х В): 428 x 433 x 88 мм || Масса: 8,2 кг || Цена: 230000 руб.
Krell Illusion II
Максимальное выходное напряжение RMS на выходах RCA/XLR/Headphone: 8/16/3 В || Выходное сопротивление RCA/XLR/Headphone: 155/310/3 Ом || Коэффициент нелинейных искажений (20 Гц — 20 кГц) на выходах XLR/ Headphone <0,003%/<0,09% || Усиление по выходам RCA/XLR/ Headphone: 6/12/5,1 дБ || Отношение сигнал/шум: -107 дБА || Входное сопротивление: по входам RCA/XLR 20/40 кОм || Полоса воспроизводимых частот (+0/-0,02 дБ): 0,25 Гц — 1,2 МГц || Габариты: 438 x 97 x 464 мм || Масса: 10,4 кг || Цена: 350000 руб.
Krell Duo 300
Выходная мощность RMS: 2 х 300 Вт (8 Oм), 2 х 540 Вт (4 Oм) || Пиковый выходной ток: 16 А || Полоса воспроизводимых частот (+0/-3 дБ): 0,5 — 100000 Гц || Усиление: 26,2 дБ || Коэффициент искажений (1 кГц, 400 Вт, 8 Ом): <0.045% || Скорость нарастания выходного сигнала: 40 В/мкс || Демпинг-фактор (20 Гц — 20 кГц): >470 || Входное сопротивление: 100/200 кОм || Выходное сопротивление (20 Гц — 20 кГц): <0,017 Ом || Максимальная потребляемая мощность: 1600 Вт || Габариты: 434 x 194 x 536 мм || Масса: 31,8 кг || Цена: 480000 руб.
Legacy Focus HD RW
Производитель: Legacy Audio (США)
www.legacyaudio.ru
Конфигурация: 6 излучателей, 4 полосы || Акустическое оформление: фазоинвертор и фильтр Баттерворта 6-го порядка || Диапазон воспроизводимых частот: 18 — 300000 Гц || Чувствительность (2,83 В/1 м): 95,4 дБ || Номинальное сопротивление: 4 Ома || Частоты разделения полос: 120, 2800, 8000 Гц || Рекомендованная мощность усилителя: 10 — 500 Вт || Габариты (В х Ш х Г): 1370 х 450 х 640 мм || Масса: 86 кг || Цена за пару: 503000 руб.