ВНУТРЕННЯЯ ЭНЕРГИЯ
Любопытная ситуация получается — статистика свидетельствует, что интерес к домашним кинотеатрам падает, а продажи сабвуферов растут. Этот парадокс частично можно объяснить всё более широким распространением саундбаров, которые продаются в тех же магазинах, что и телевизоры, поэтому часто приобретаются одновременно с ними. До недавнего времени это были исключительно бюджетные модели, но с появлением панелей Ultra HD диагоналями 65 дюймов и выше возникает необходимость в соответствующей подаче звукового сопровождения.
В начало теста || Acoustic Energy 308 || Chario Hercules || Dynaudio Sub 600 ||Episode ES-Sub-TRP8-300 || MartinLogan Depth i || MJ Acoustics Pro 80 MkI || Piega PS 1 || REL S/3 || Totem Storm || VelodyneSPL-10U || Waterfall Hurricane High Force 3 || 7 раз отмерь
- КОМПОНЕНТЫ
- CD-проигрыватель Bryston BCD 1
- Интегральный усилитель Bryston В100 SST
- Акустические системы Monitor Audio Gold Reference 20
- Кабели:
- — межблочные RCA Acuphase Super Refined SL-10G
- — акустические Legacy TL Speaker
- Дистрибьютор питания Supra LoRad MD-06-EU Mk II/LoRad CS-EU 1,5 ($190/110)
Существует правило: чем больше экран, тем мощнее должна быть аудиосистема, иначе возможен дискомфорт от несоответствия масштабов звуковой и визуальной сцены. Разумеется, тем внушительнее должен быть и сабвуфер. Кроме того, изображение на большом экране нужно смотреть с соответствующего расстояния, а калибр НЧ-драйвера должен быть пропорционален площади помещения. И не будем забывать о качественных показателях — при изображении с чёткостью Ultra HD вряд ли нас устроит гул, отдалённо напоминающий басовые спецэффекты.
Именно поэтому, определяя ценовую принадлежность нынешних участников, мы нацелились на диапазон 65 — 95 тыс. руб. Внешне они мало отличаются от менее дорогих моделей, разве что габаритами, и большинство их преимуществ — следствие чисто конструктивных решений.
При предварительном знакомстве с одиннадцатью испытуемыми обнаружилось, что далеко не все из них имеют фазоинверторные порты. Несколько моделей выполнены в закрытом корпусе, а в некоторых используется недешёвое продвинутое акустическое оформление «пассивный радиатор». В отличие от бюджетного сегмента, где главной целью часто бывает максимально низкий бас при минимальных затратах, здесь уже идёт борьба не только за глубину, но и за скорость и разборчивость звучания. Кроме того, стоит отметить и качество встроенных усилительных модулей. В выбранном ценовом диапазоне встречаются примеры настоящего хай-файного подхода — несмотря на невысокую выходную мощность, некоторые производители (в нашем случае MJ Acoustics) предпочли импульсным усилителям оконечники, работающие в классе АВ. Преимущества такого подхода очевидны.
Кроме того, во многих дорогих сабвуферах имеются расширенные возможности настройки, позволяющие адаптировать низкочастотный регистр к особенностям конкретного помещения и избавиться от побочных эффектов в виде гула и бубнения. Помимо плавной регулировки фазы, необходимой для оптимального согласования с основной акустикой, может оказаться полезным встроенный басовый эквалайзер, не говоря уже о встроенной системе автоматической калибровки.
И наконец, модели подобного класса отличаются чрезвычайно высоким качеством изготовления и отделки. В этом мы смогли убедиться сами — все без исключения участники теста не будут выглядеть инородным объектом в любом, даже самом изысканном интерьере.
- МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
- 1. «Burmester Vorfuhrungs CD III HDCD». Bailey Records, 2003, CD
- 2. Bartok, «Concerto For Orchestra». JVC XRCD2, 2000, CD
- 3. Dream Theater, «Awake». EastWest Records, 1994, CD
- 4. Carl Orff, «Carmina Burana». Decca, 1976/2002, CD
- 5. Tchaikovsky, «1812 Overture». Telarc, 2001, Hybrid SACD
Все модели, представленные в тесте, относятся к серьёзной ценовой категории, где явных просчётов со стороны производителя быть не должно. Так оно и есть на самом деле — все испытуемые при тщательной настройке и установке в правильном месте способны оправдать финансовые вложения. Качество изготовления и отделки также на высоте, поэтому, несмотря на солидные размеры некоторых сабвуферов, интерьер они не испортят.
Один из самых массивных представителей, Chario Hercules, полностью оправдывает своё название. Этот гигант выдаёт мощнейший по энергетике бас удивительной глубины, способный поразить даже искушённого слушателя. Между тем в его подаче всё же чувствуется небольшая расслабленность, которая особенно сказывается на воспроизведении атаки.
Представитель Dynaudio удивил великолепным функционалом, позволяющим построить систему расширенной конфигурации. По звучанию Sub 600 можно оценить как минимум на хорошо, поскольку закрытое акустическое оформление и классный драйвер в данном случае — очень удачное сочетание.
Необычная конструкция MartinLogan Depth i выделяется наличием трёх излучателей, работающих по принципу TriLinear. На практике это даёт могучий и чёткий бас, но в довольно ограниченной полосе. Именно последнее заметно сужает выбор потенциальных партнеров сабвуфера.
Бас-машина MJ Acoustics Pro 80 Mk1 наглядно показала, что британская компания ни на йоту не отошла от выбранного ранее курса. Классический по компоновке аппарат с закрытым корпусом и усилителем класса AB в наше время редкость. Его звучание также настоящая классика — быстрое и точное, но имеет некоторую склонность к компрессии на высокой громкости.
Модель Piega PS 1 заслуживает самых лестных оценок. Начиная с великолепного качества сборки и отделки и заканчивая очень привлекательным звучанием, она продемонстрировала потенциал швейцарских инженеров. К сожалению, необходимая во многих случаях инфранизкая составляющая здесь выражена не столь сильно.
Небольшой по размерам сабвуфер Totem Storm отличается предельно скоростным басом с минимальным количеством посторонних призвуков. Благодаря акустическому оформлению с пассивными радиаторами здесь нет проблем ни с глубиной нижнего регистра, ни с точностью воспроизведения отдельных резких звуков. Единственное, что может огорчить — некоторая монотонность на продолжительных басовых пассажах.
Оснащённый двумя головками солидного калибра Waterfall Hurricane High Force 3 способен выдавать шикарный по глубине бас, насыщенный энергией и силой. Динамические возможности модели просто поражают, но для их полного раскрытия требуется просторное помещение. Если таковое имеется, не будет никаких проблем с оптимальной настройкой этого сабвуфера.
Переходим к нашим призёрам. Награду «Салон AV рекомендует» заслужили три модели, которые выделяются на фоне остальных участников теста. Это Acoustic Energy 308, REL S/3 и Velodyne SPL-10U. Последние два — изделия компаний, специализирующихся исключительно на сабвуферах, поэтому результат вполне ожидаемый. Что касается AE 308, то это по-настоящему универсальный аппарат, не имеющий серьёзных недостатков.
Лидером же стал проект относительно молодой американской компании Episode, достаточно популярной за океаном. Помимо широчайших возможностей подключения, ES-Sub-TRP8-300 порадовал грамотной конструкцией и безупречным качеством сборки. Не подкачало и звучание — динамичное, точное в нюансах. Заслуженный Grand Prix.
МОДЕЛЬ | Acoustic Energy308 | CharioHercules | DynaudioSub 600 | EpisodeES-Sub-TRP8-300 | MartinLoganDepht i | MJ AcousticsPro 80 Mk1 | PiegaPS 1 | RELS/3 | TotemStorm | VelodyneSPL-10U | WaterfallHurricane High Force 3 |
Конструкция | закрытый корпус | фазо-инвертор | закрытый корпус | пассивный радиатор | закрытый корпус | закрытый корпус | фазо-инвертор | пассивный радиатор | пассивный радиатор | закрытый корпус | фазоинвертор |
Входы линейные | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да |
Входы высокоуровневые | Нет | Нет | Нет | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да |
Выходы линейные | Да | Нет | Да | Да | Да | Нет | Да | Нет | Да | Да | Да |
Выходы высокоуровневые | Нет | Нет | Нет | Да | Нет | Нет | Нет | Нет | Да | Нет | Нет |
Размер басовика, мм | 300 | 320 | 300 | 200 + 2 х 200 | 3 х 203 | 300 | 220 | 250 + 250 | 200 + 2 х 200 | 250 | 2 х 230 |
Максимальная мощность встроенного усилителя, Вт | 500 | 200 | 300 | 600 | 900 | 180 | 250 | 400 | 300 | 2400 | 500 |
Воспроизводимый диапазон, Гц | 28 — 150 | 30 — 180 | 22 — 200 | 30 — 200 | 20 — 120 | 13 — 200 | 24 — 200 | 22 — 120 | 26 — 250 | 23 — 120 | 29 — 150 |
При неравномерности, дБ | Н.д. | Н.д. | 3 | Н.д. | 3 | Н.д. | Н.д. | Н.д. | Н.д. | Н.д. | 3 |
Частота фильтрации, Гц | 35 — 150 | 40 — 180 | 50 — 180 | 40 — 180 | 30, 35, 45, 55, 65, 80 | 20 — 120 | 40 — 200 | 30 — 120 | 40 — 250 | 40 — 140 | 40 — 150 |
Регулировка фазы | 0 — 180 | 0, 180 | 0, 180 | 0 — 180 | 0, 90, 180, 270 | 0 — 180 | 0 — 180 | 0, 180 | 0 — 180 | 0, 90, 180, 270 | 0 — 180 |
Наличие ДУ | Нет | Нет | Нет | Нет | Нет | Нет | Нет | Нет | Нет | Да | Нет |
Габариты, мм | 360x360x360 | 410х410х600 | 350x370x420 | 300х325х325 | 454х435х418 | 345х383х345 | 410x320x360 | 406x424x463,5 | 280x305x350 | 330x343x406 | 290x520x490 |
Масса, кг | 20,0 | 36,0 | 21,0 | 14,5 | 31,8 | 15,1 | 17,0 | 27,85 | Н.д. | 20 | 32,0 |
Цена, руб. | 65740 | 95000 | 86100 | 68020 | 92000 | 71500 | 78000 | 79500 | 89500 | 73000 | 93840 |