ДВИЖУЩАЯСЯ МИШЕНЬ
Мне всегда хотелось если не достичь, то хотя бы приблизиться к качественному пределу аналоговой записи. Но всё время что-то мешало — то проигрыватель не дотягивал до идеала, то головка, то фонокорректор. Но на этот раз цель оказалась как никогда близкой…
Стоимость системы, правда, вышла рекордной даже для нашего журнала, но уж если решили достичь вершины, торг вряд ли уместен. Примерно так же думали инженеры немецкой компании Acoustic Signature, создавая проигрыватель Ascona.
Нигде масса устройства не играет столь важной роли, как при воспроизведении виниловых пластинок. При её увеличении происходят очень полезные для звука вещи: уходит в инфранизкую, т.е. неслышимую, область собственная частота резонанса конструкции, снижается чувствительность к вибрациям извне и, наконец, чем тяжелее диск, тем стабильнее его вращение.
Весит проигрыватель немало — более 70 кг. Шасси двойное. Основанием служит алюминиевая плита 3-сантиметровой толщины, на которой крепится двигатель, цилиндрическая опора тонарма и — через вибропоглощающие стойки — треугольная полка толщиной 7 см с главным подшипником и диском. За счёт разнесения узлов по разным этажам достигается минимум собственных резонансов и эффективное подавление любых вибраций, как внутренних, так и передающихся на пластинку акустическим путём через воздух.
Стабильность вращения гигантского диска диаметром 35 см и толщиной 5 см обеспечивается за счёт колоссальной инерции и идеальной балансировки. Он выточен из мягкого алюминиевого сплава, инертного к вибрациям, а на нижнюю поверхность нанесён демпфирующий материал, подавляющий остатки резонансов.
На фото видно, что на всей поверхности диска имеются идеально круглые светлые пятна. Это запрессованные в алюминий бронзовые цилиндры. По внешнему краю их 30, и ещё 24, чуть большего диаметра, расположены ближе к центру. В соответствии с фирменной Silencer Technology эти элементы с большим, чем у алюминия, удельным весом выполняют несколько функций: поглощают энергию вибраций, увеличивают момент инерции и позволяют точно отбалансировать диск. Отверстия под цилиндры выполнены с точностью не менее 0,01 мм.
Такие же вставки сделаны и на крышке, закрывающей блок двигателей. Здесь никакой ошибки — хотя ведущий шкив один, приводится в движение он одновременно тремя моторами через короткие пассики. И это понятно — для массивного диска требуется колоссальный момент вращения, особенно при пуске. Частота стабилизируется фирменным цифровым контроллером AlphaDIG с кварцевым задающим генератором, благодаря которому на выходе получается стабильное синусоидальное напряжение 24 В безупречной формы. Изменением частоты генератора скорость переключается с 33 1/3 на 45 об/мин. Схема также гарантирует полную изоляцию от сетевых помех. Предвижу вопрос: зачем нужен такой тяжелый диск, если постоянство вращения обеспечивается электроникой? Всё очень просто: цифровые схемы дискретные, и, чтобы устранить пусть даже микроскопические рывки (кое-кто здесь проводит аналогию с джиттером), необходим момент инерции, а чем он выше, тем лучше. Ведущий шкив связан с диском через пассик квадратного сечения.
Теперь о главном узле — опорном подшипнике. Долго удерживать такую массу без люфтов и зазоров — задача не из лёгких. В качестве промежуточного звена между осью сверхтвердой полированной стали и стенками шахты в Ascona используется патентованный материал тидорфолон, который в сочетании со вставками из пористой бронзы обеспечивает низкий коэффициент трения и не нуждается в смазке. Опирается диск на сверхпрочный шарик из карбида вольфрама.
Армборды, которыми комплектуется Ascona, допускают установку любых тонармов 9 и 12 дюймов. Возможен монтаж двух тонармов одновременно.
В нашем случае была опробована новая 12-дюймовая модель DaVinci Virtu, разработанная опытным инженером Питером Бремом (Peter Brem). Он взял за основу знаменитую конструкцию Grandezza и радикально усовершенствовал поворотный узел. Беспрепятственное перемещение в обеих плоскостях обеспечивается четырьмя опорами, в которых для снижения трения используются магнитные кольца и сапфировые подшипники. Трубка выточена из эбенового дерева, прочие детали — из стали и алюминия. Шелл съёмный, с разъёмом SME. В отличие от предшественника в Virtu имеются механизмы для тонкой подстройки азимута и VTA. А вот регулировка антискейтинга не предусмотрена, поскольку Питер считает, что столь совершенная конструкция в ней не нуждается.
MC-головка Silver Spirit Limited Edition — от авторитетной швейцарской фирмы MicroMagic (588774 руб.). Это штучное изделие самого высокого класса, в основу которого положена идеология студийных картриджей ЕМТ, реализованная на современном уровне. Из-за высокой массы (27 г) головка подходит не ко всем тонармам, но с DaVinci Virtu получился вариант с оптимальным сочетанием параметров. Нормированная рабочая полоса Silver Spirit 15 — 45000 Гц, разделение каналов более 35 дБ.
Швейцарская компания Nagra Kudelski прославилась потрясающими профессиональными магнитофонами, причём их дизайн с утопленными в лицевую панель переключателями и круглыми стрелочными модулометрами, разработанный в середине прошлого века, авангардно выглядит и сейчас. И что особенно ценно, современные изделия выполнены с той же тщательной бескомпромиссностью, что и ранее.
Актуальный для нашего случая пример — фонокорректор VPS (358487 руб.) с внешним блоком питания MPS (407150 руб.). VPS означает Valve Phono Stage, но на самом деле аппарат не ламповый, а гибридный — входной сигнал сначала разгоняется MC-трансформатором, затем приходит на корректирующий усилитель на двойных триодах 12AX7 и 12AT7, а после него — на оконечный транзисторный каскад. Выход можно взять и непосредственно с лампового модуля, но тогда линейное напряжение будет 300 мВ вместо штатных 2 В. Входное сопротивление задаётся сменными модулями, которых в комплекте шесть, и ещё два с индивидуальными параметрами можно заказать дополнительно. Предусмотрено два вида коррекции — RIAA 1953 и IEC 1976, которые выбираются перемычками на печатной плате. Разница между этими стандартами невелика — характеристика IEC имеет спад 3 дБ на 20 Гц, что актуально для проигрывателей с повышенным уровнем рокота.
Принцип питания корректора необычный и, я бы сказал, даже для такого вида техники неожиданный: 12 вольт DC от внешнего источника подаются на импульсный преобразователь, который выдаёт напряжения для анодов, накалов и транзисторных каскадов. В качестве первичного источника предлагается либо бюджетный блок ICPS-II, либо бескомпромиссный Multiple Power Supply со встроенными аккумуляторами. Его вы и видите на фото. Большой переключатель задаёт режим работы, а маленький управляет стрелочным индикатором, который мониторит напряжение на входе и каждом из четырёх выходов.
Для начала ставлю великолепное издание Blue Note, двойной альбом Кассандры Уилсон [1]. Редкий случай, когда аудиофильская запись сделана с настоящей любовью к музыке. И, пожалуй, ёще никогда она настолько не впечатляла. Природа звука сознанием не считывалась — было понятно, что он не цифровой, но по разрешению превосходил всё, что доводилось слышать раньше. Как правило, перед прослушиванием винила заранее настраиваешься на определённый компромисс, а общее впечатление зависит от того, насколько артефакты и ограничения, типичные для этого носителя, компенсируются преимуществами аналогового звучания. В нынешней же ситуации можно было говорить только о преимуществах и особенностях конкретной пластинки — проигрыватель вытягивал из неё какое-то нереальное количество информации. Чуть позже в этой же системе я тестировал кабели (см. с. 67), задействовав два источника — Acoustic Signature Ascona и CD/SACD-проигрыватель TAD D600 ценой почти 2 млн. руб. Так вот, к моему удивлению, субъективно винил отличался большим звуковым разрешением, чем компакт-диск. Общая картина выглядела более объёмной, она гармонично складывалась из потрясающего количества деталей. Разделение каналов казалось бесконечным — настолько интересно и правдоподобно строилась сцена. И при этом никакой механистичности, наличие такого количества компонентов-посредников в тракте вообще не ощущалось: ставишь иглу на вводную канавку, и через несколько секунд буквально из ниоткуда возникает музыка. Шумы пластинки в состоянии near mint заметны лишь в том случае, если специально сконцентрировать на них внимание. На самом деле лёгкий треск, конечно, присутствует, но он как информационная составляющая не воспринимается, слух его просто отфильтровывает.
Даже обычные, не аудиофильские издания проигрыватель умудряется преподносить как настоящее откровение. «Let it Bleed» [2], например, идеально разложен по каналам; прекрасно слышно, как инструменты и вокал по ходу исполнения «гуляют» по сцене. Задний план отодвинут куда-то далеко, из-за чего картина приобретает просто нереальный масштаб. Примитивные по современным меркам аранжировки, но сказывается целый год работы с лучшими режиссёрами лондонской Olympic Studios — каждая нота, каждый звук филигранно выверены и чётко зафиксированы в пространстве.
Живое выступление МакКэнна и Харриса на фестивале в Монтрё в июне 1969-го [4] — совсем другая история. Эта запись сделана буквально на лету с минимальным последующим монтажом, в ней чувствуются живое дыхание зала и мощный драйв, исходящий от самих музыкантов. Любая деталь рельефна, звуковые образы крупные и действительно трёхмерные. Тарелки с искрой, контрабас, возможно, суховат в самом нижнем регистре, но каждая нота словно выстрел.
Признаюсь, что при предварительном знакомстве проигрыватель Ascona у меня вызывал ассоциации с тяжёлой и неповоротливой военной техникой. Опасался, что 70-килограммовая махина расстроит механическим, неживым звучанием, а на деле она оказалась деликатным инструментом с тонким музыкальным вкусом. И звучание винила вызвало массу приятных ассоциаций, не оставив ни малейших шансов «цифре». Но, как сказал Джордж Фишер, вокалист The Cannibal Corpse, «если вы стремитесь к идеалу, то обнаружите, что это движущаяся мишень».
Редакция благодарит салон Essin Studio
за помощь в проведении прослушивания
Acoustic Signature Ascona
Производитель: AS Distribution GmbH (Германия)
www.acoustic-signature.com
Привод: пассиковый с тремя двигателями и цифровой стабилизацией скорости || Подшипник: прецизионный Tidorfolon || Диск: из алюминиевого сплава, 50 х 345 мм, 24 больших и 30 малых латунных вставок-стабилизаторов || Корпус: алюминиевый с 3 регулируемыми по высоте ножками || Питание: встроенный в основание корпуса блок AlphaDIGDSP || Габариты: 550 х 470 х 185 мм || Масса: 73 кг || Цена: 1263504 руб.
MicroMagic Silver Spirit Limited Edition
Производитель: MicroMagic
(Швейцария)
Частотный диапазон: 15 — 45000 Гц || Разделение каналов: > 35 дБ на 1 кГц || Рекомендованное сопротивление нагрузки: 100 — 500 Ом || Выходное напряжение: 0,42 мВ на 1 кГц || Прижимная сила: 2,4 +0,0 /-0,3 г || Масса: 27 г || Цена: 588774 руб.
МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
1. Cassandra Wilson, «New Moon Daughter». Blue Note, 1995
2. The Rolling Stones, «Let It Bleed». London Records, Inc., 1969
3. Sparks, «Pulling Rabbits out of a Hat». Atlantic, 1984
4. Les McCann & Eddie Harris, «Swiss Movement». Atlantic, 1972
Nagra VPS
Производитель: Audio Technology Switzerland SA
(Швейцария)
www.nagraaudio.com
Входы: MС, второй вход МС или ММ — опционально || Выходы: RCA, XLR || Используемые лампы: 12AX7 (ECC83), 12AT7 (ECC81) || Входное сопротивление: задаётся установленным модулём || Диапазон частот: 20 Гц — 30 кГц (+1/0 дБ) || Гармонические искажения: <0,15% || Переходное затухание: 60 дБ || Отношение сигнал/шум: >77 дБ || Общее усиление: 60 дБ || Стандарты коррекции: RIAA 1953, IEC 1976 || Потребляемая мощность: 12,6 Вт || Масса: 3,3 кг || Габариты: 310 x 254 x 76 мм || Цена: 358487 руб.
Фонокорректор Nagra VPS со снятой крышкой. Видны входные трансформаторы, лампы и импульсный преобразователь напряжения в металлическом экране
В задемпфированном стакане установлены три двигателя, приводящие в движение ведущий шкив. Этим достигается большой пусковой момент и стабильность вращения
Стабилизация оборотов и переключение скоростей обеспечивается фирменным цифровым контроллером AlphaDIG с кварцевым задающим генратором
- КОМПОНЕНТЫ
- Фонокорректор Nagra VPS (358487 руб.) с блоком питания MPS (407150 руб.) и соединительным кабелем DC Cable (35062 руб.)
- Предварительный усилитель TAD C600 (18211264 руб.)
- Усилители мощности моно TAD M600 (1854958 руб./шт.)
- Акустические системы TAD R1 (3806832 руб./пара)
- Кабели:
- — межблочные Nordost Odin OD1M XLR (710000 руб.)
- — акустические Nordost Odin OD3,5 м B/BW (1625000 руб.)
- — сетевые Nordost Odin ODPWR1,25 м (450000 руб. х 4)
- Все цены приведены при пересчёте по курсу ЦБ на 05.08.2014