СУММА И РАЗНОСТЬ
При всей кажущейся простоте прийти в магазин и сразу купить не слишком дорогие, но качественные мониторы не получится (чистое везение не рассматриваем). Слишком много предлагается моделей — крупные и миниатюрные, с тканевыми, металлическим и даже ленточными твитерами, закрытые и с фазоинвертором. И все они выпущены именитыми производителями, привлекательны внешне и вполне прилично звучат. Но при этом у каждой пары есть и индивидуальные особенности, которые при беглом знакомстве можно и не заметить.
Acoustic Energy 301 || Canton Ergo 620 || Dynaudio Excite X14 || ELAC BS 192 || Epos Elan 10 || Magnat Quantum 803 ||Penaudio Rebel || Piega Tmicro 4 || RBH SX-61 || System AudioMantra 10 || Totem Rainmaker || Wharfedale Jade 1
- КОМПОНЕНТЫ
- CD-проигрыватель Bryston BCD 1 ($4186)
- Интегральный стереоусилитель Bryston В100 SST ($6787)
- Колоночные кабели Legacy TL Speaker ($515)
- Межблочные кабели RCA Acuphase Super Refined SL-10G (€455)
- Дистрибьютор питания Supra LoRad MD-06-EU Mk II/LoRad CS-EU 1,5 ($190/110)
Мы выбрали довольно широкий ценовой диапазон, чтобы получить более полное представление об имеющемся ассортименте. И это даже интереснее — попробуем выяснить, за что приходится доплачивать. При такой стоимости у производителя появляется возможность реализовать нестандартные инженерные решения или опробовать новые материалы. Именно в этот сегмент со временем переносятся технологии и комплектующие, разработанные для элитных и не всем доступных линеек. Здесь уже можно не экономить на отделке, отказавшись от виниловой пленки в пользу натурального шпона или многослойного рояльного лака. Чтобы привлечь внимание покупателя при нынешней жестокой конкуренции, выпустить на рынок ещё одну модель, отличающуюся от предыдущей лишь косметически — недостаточно. В наше время проще продать что-то необычное.
Конкуренция обусловлена тем, что полочные мониторы, пожалуй, самый востребованный вид акустических систем. Они оптимальны для озвучивания небольших помещений, не занимают много места, не требуют слишком мощного усиления. Компактные АС прекрасно подходят и для классического стерео, и в качестве тыловых в домашнем кинотеатре. Впрочем, как мы уже не раз отмечали, термин «полочные», т.е. bookshelf, постепенно исчезает из обихода. Как правило, производители всё чаще позиционируют такие модели как stand mount speakers, буквально — «устанавливаемые на стойки». Этим они как бы намекают, что полностью продемонстрировать свой потенциал мониторы смогут только на массивной опоре.
При сравнительном прослушивании участников теста мы будем включать их в систему с нейтральным звучанием. Как видно из списка, остальные компоненты у нас заведомо более высокого класса, чем испытуемые мониторы. Это позволит каждой паре более полно проявить свои таланты. Как обычно, перед тестом проводилась обязательная процедура прогрева специальными широкополосными сигналами.
- МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
- 1. «Burmester Vorfuhrungs CD III HDCD». Bailey Records, 2003, CD
- 2. Bartok, «Concerto For Orchestra». JVC XRCD2, 2000, CD
- 3. Dream Theater, «Awake». EastWest Records, 1994, CD
- 4. Carl Orff, «Carmina Burana». Decca, 1976/2002, CD
- 5. Tchaikovsky, «1812 Overture». Telarc, 2001, Hybrid SACD
Безусловно, по качеству звучания каждый из двенадцати мониторов как минимум соответствует своей цене. При этом говорить об однообразии или схожести не приходится — все они отличаются фирменной концепцией, которая определяет не только конструктивные решения, но и характер воспроизведения.
Наименее дорогие в нашем тесте Epos Elan 10 продемонстрировали в меру нейтральное звучание с весомым басом и информативной серединой. Понравился и твитер — чёткий, ясный в деталях. Между тем с ростом уровня громкости может быть заметен акцент на краях рабочей полосы.
Британские Аcoustic Energy 301 в соответствии с фирменным стилем предоставляют массу информации в широкой полосе частот. Особенно стоит отметить качественное воспроизведение нижнего регистра и чёткую сфокусированную звуковую сцену.
В ходе прослушивания RBH SX-61 запомнились два основных момента. Первый — стабильная линейность звучания на любых уровнях. Ещё одно немаловажное достоинство этих мониторов заключается в умении выдавать точный и сильный бас.
Компактные Piega Tmicro4 удивили не только высоким качеством изготовления, но и взрослой энергетикой, неожиданной для таких габаритов. Единственное, что слегка огорчает — невысокая перегрузочная способность.
Трёхполосные Wharfedale Jade 1 обладают узнаваемым фирменным почерком, особенностью которого можно назвать филигранную проработку средних и верхних частот. Басовый регистр на этом фоне выглядит чуть менее убедительным.
Canton Ergo 620 можно признать образцовыми как по качеству сборки, так и по линейности воспроизведения. Их звучание по-немецки строгое и проработанное до самых мелочей. Даже лёгкая монотонность нижнего баса не сильно портит общее впечатление. Новенькие ELAC BS192 обладают на редкость педантичным характером, стараются не упустить ни малейшего нюанса записи. Благодаря высочайшему звуковому разрешению ленточного твитера JET можно изучать фонограммы, словно под микроскопом, выявляя малейшие недочёты. Между тем здесь хотелось бы немного большей определённости вблизи нижней границы.
Универсальная модель System Audio Mantra 10 не изменяет фирменной концепции. Эти датские мониторы энергичны, быстры и умело прорабатывают весь диапазон. Однако опытные слушатели сразу заметят лёгкий подъём на краях полосы, оживляющий воспроизведение на малых уровнях.
Теперь переходим к моделям, на которые советуем обратить особое внимание. Знак «Салон AV рекомендует» присуждается трём участникам теста — Penaudio Rebel, Dynaudio Excite X14 и Totem Rainmaker. Каждый из них демонстрирует яркую индивидуальность разработчиков, добивающихся вполне определённого характера звучания. Какой из них вам ближе, решайте сами.
Главную награду, Grand Prix, в этот раз получают полочные мониторы Magnat Quantum 803. Это как раз тот случай, когда современные технические решения и новейшие материалы позволили реально повысить качество звучания при сохранении вполне конкурентной цены.