История знает совсем немного примеров, когда человечество имело достаточно технологий, чтобы продвинуться вперед, и вдруг отступало.
Джереми Кларксон, «Мир по Кларксону»
Назад в будущее
В последние годы телевизоры остаются самой динамично развивающейся ветвью домашней электроники. Цена прогресса в дисплейной технике крайне высока, но выбора у разработчиков попросту нет — ведь если не заинтриговать зрителя сверхсовременными идеями, он так и будет по старинке менять самый дорогой в доме электроприбор раз в десять лет. Именно в борьбе за ускоренное обновление ТВ-парка постоянно рождаются и умирают крайне любопытные и экзотические технологии. О судьбе самых интересных и многообещающих из них мы сегодня и поговорим.
Более-менее спокойная жизнь разработчиков ТВ продолжалась вплоть до массового прихода Full HD. Тогда новые технологии, по сути, рекламировали себя сами, и никому не приходило в голову оспаривать то, что увеличение чёткости картинки — благо, за которое имеет смысл переплачивать.
Пришествие Full HD можно сравнить с появлением в мире звукозаписи CD. В этот момент был достигнут, так сказать, порог массового удовлетворения, после которого увеличение разрешающей способности для большинства зрителей перестало быть осознанной необходимостью.
Да и мощность видеопроцессоров в тот момент не позволяла замахиваться на дальнейший рост числа пикселей.
Разработчики, конечно, могли бы пойти по совершенно логичному пути улучшения цветопередачи за счёт увеличения битности сигнала, но они этого не сделали. Видимо, вспомнили судьбу SACD и DVD-Audio и испугались, что народ и тут не оценит эстетских тонкостей.
А потому упор в разработке визуальных технологий был перенесён на куда более эффектное и доступное для понимания массами объёмное изображение. Сколько сил и денег потрачено в попытках приучить зрителей сидеть перед телевизором в тёмных очках, лучше не вспоминать, но итоги глобального трёхмерного наступления на домашний кинотеатр оказались не слишком утешительны. На сегодня изображение в 3D наконец-то научились неплохо показывать практически все телевизоры высокого и среднего классов, однако большинство специализированных 3D-каналов к этому времени попросту прекратили вещание, а, по данным опросов, подавляющая часть обладателей 3D-моделей ни разу не надевали прилагающиеся к ним «окуляры». Одним словом, занятный аттракцион получил известность и сильно продвинулся в качестве, но частью повседневной жизни так и не стал.
Куда большие шансы на реальный зрительский успех изначально имела визуальная технология совсем иного рода — OLED. Доказывать преимущества панелей на органических светодиодах над жидкими кристаллами и плазмой попросту не требовалось — эксперты, первыми увидевшие работающие прототипы (и я в их числе), взахлёб рассказывали о невероятной контрастности, сверхвысоком быстродействии и почти идеальной цветопередаче. Разработчики же подогревали ажиотаж, сообщая, что по себестоимости и простоте производства новые панели приближаются чуть ли не к туалетной бумаге и очень скоро OLED-телевизоры заполонят все прилавки. Но время шло, а заветная технология за пределы выставочных залов выбираться явно не спешила.
Чтобы не сбавлять темпов производства и продаж, затянувшуюся паузу заполнили не столь революционной, но от этого не менее удачной разработкой. В старых добрых ЖК-панелях флуоресцентные лампы подсветки были заменены обычными светодиодами. LED-технология позволила одним махом убить сразу нескольких зайцев: стабилизировать цветовую температуру, реализовать системы динамического управления контрастом, уменьшить толщину корпуса и снизить энергопотребление. Но избавить жидкие кристаллы от основных врождённых проблем вроде относительно низкого быстродействия и далеко не идеальной цветопередачи светодиодам было, конечно же, не под силу. По данным показателям продолжала лидировать плазма, но у многих производителей она оказалась в роли Золушки. Все силы и рекламные бюджеты отданы LED-панелям, зачем же смущать умы потребителей побочной технологией, для развития которой к тому же требуются дополнительные центры разработки и заводы?
После того как LED-телевизоры благополучно утвердились на рынке, вновь настало время для серьёзного шага вперед, то есть для долгожданного пришествия OLED. Однако сенсации снова не произошло. Выяснилось, что у «органики» продолжаются серьёзные проблемы с равномерностью времени жизни ячеек разных цветов, да и уровень брака при производстве крупных панелей измеряется десятками процентов. Два лидера OLED-разработок — LG и Samsung — прошлой осенью всё же начали продавать в Европе 55-дюймовые модели, однако всерьёз набрать обороты в производстве органических телевизоров удалось только LG. Хитрость в том, что в отличие от конкурентов компания сделала ставку на матрицы, состоящие не из разноцветных излучателей (RGB), а из одинаковых белых светодиодов, на которые накладываются светофильтры. Получить от полупроводникового источника полноценный белый свет очень непросто, но, судя по всему, разработчики LG сумели найти компромисс между спектральной чистотой, долговечностью и стоимостью органических элементов.
Во всяком случае, у других компаний с массовым производством OLED-TV дела пока не ладятся. В апреле корейская пресса сообщила, что Samsung временно приостанавливает выпуск и продажи «органики» и возобновит их только после улучшения эффективности производства. А в мае японские агентства распространили аналогичную информацию о Sony. Правда, компания данную новость тут же опротестовала, но текст официального заявления скорее не опроверг, а расшифровал «утку»: «Sony продолжает разработки и ищет надежные способы производства потребительских OLED-дисплеев, в данный момент нарабатывая опыт через поставки профессиональных, медицинских и вещательных OLED-дисплеев».
И ещё буквально через несколько дней японское агентство Nikkei сообщило, что Panasonic откладывает выпуск органических телевизоров по крайней мере до 2016 года из-за непомерно высоких производственных издержек.
Таким образом, в данный момент на многообещающем, но крайне проблемном поле LG осталась в гордом одиночестве. Впрочем, оптимизма компания не теряет и к сентябрьской выставке IFA собирается начать продажи 77-ми и 65-дюймовых OLED-телевизоров формата 4К.
Тут мы подошли к самой горячей на сегодня теме — аппаратам сверхвысокой чёткости. Данный тренд стал активно развиваться года полтора назад, и сегодня аббревиатуру «4К» слышала любая домохозяйка. Успехи в передаче и кодировании огромных потоков медиаданных вновь позволили вернуться к увеличению пиксельных размеров картинки, и показатели Full HD одним махом были улучшены сразу в четыре раза. Увеличение разрешения экрана до 3840 х 2160, бесспорно, сказывается на восприятии картинки самым позитивным образом. К тому же уменьшение размеров пикселей в крупноформатных ЖК-панелях особых сложностей сегодня не представляет, так что в отличие от далеко не всем приглянувшегося 3D или испытывающего тяжёлые проблемы роста OLED у технологии 4К (точнее, Ultra HD) в домашнем кинотеатре однозначно очень большое будущее.
Тонкость, однако, в том, что в данном случае речь идёт об увеличении чёткости сигнала, но никак не о новом способе его отображении на экране. Сейчас практически все имеющиеся в продаже 4К-телевизоры оснащены старыми добрыми ЖК-матрицами, чьи параметры цветопередачи и быстродействия по большому счёту ничем не отличаются от LED-панелей Full HD двухлетней давности.
Мало того, плазменные телевизоры, пользовавшиеся заслуженным уважением именно у ценителей правильной, истинно киношной картинки, новым форматом были добиты окончательно. Плазму погубило достижение предела в уменьшении газоразрядных ячеек, сделавшее невозможным производство панелей сверхвысокого разрешения. Именно поэтому Panasonic был вынужден свернуть выпуск крайне удачных плазменных панелей, а LG и Samsung обрекли свои линейки на уход с рынка в условиях отсутствия рекламы и новых моделей высокого класса.
Единственное, что до последнего времени утешало заядлых киноманов, — надежда на скорое воцарение OLED, но, имея в виду вышеизложенные новости, процесс этот обещает сильно затянуться, и дай бог, чтобы он не зачах окончательно.
Нельзя, впрочем, сказать что у современных жидких кристаллов всё так уж драматично с качеством картинки. LED-подсветка плюс использование известных качеством цветопередачи и отличными углами обзора IPS-матриц сильно облагородили изображение на ЖК-экранах. Так что если бы изобретатели «органики» не показали нам, какой на самом деле может быть картинка, то мы, всплакнув по плазме, продолжали бы и дальше спокойно жить в безраздельном царстве ЖК. Однако правда в том, что потенциал данной технологии, недавно, кстати, отметившей 45-летие, выработан почти до предела. А мы уже знаем, что нас за этим пределом могло бы ждать. u
«Органика» от Samsung выглядела весьма впечатляюще — будем надеяться, она еще появится в магазинах
Телевизор LG Galery OLED неспроста заключен в багет — изображение на 55-дюймовой органической матрице действительно нетрудно принять за настоящую картину
Изогнутые OLED-телевизоры LG свободно продаются в России с прошлой зимы. Пока они не могут похвастаться сверхвысокой четкостью, но, по нашим данным, моделей Ultra HD осталось ждать совсем недолго
Попридержав коней с выпуском OLED, Samsung не собирается отставать в других технологических аспектах — новый флагман UE65HU9000T65 может похвастаться изогнутым 65-дюймовым LED-экраном сверхвысокого разрешения
В этом году на замену знаменитым плазменным панелям Panasonic пришли LED-телевизоры линейки AXR800. Помимо сверхвысокой четкости картинки, сердца киноманов должна покорить светодиодная подсветка с повышенной яркостью и расширенным цветовым охватом
OLED-мониторы Trimaster EL — на данный момент лучшие профессиональные панели Sony для телевещания и цифрового кинематографа. Флагманские Full HD-модели диагоналями 17 и 25 дюймов в США стоят $17,5 тыс. и $25 тыс.