КОМАНДНЫЙ ЗАЧЁТ
В этой рубрике мы обычно рассматриваем дорогие системы, претендующие на принадлежность к аудиофильской элите. В этот же раз меня заинтересовал комплект, показанный на недавней выставке «Hi-Fi & High End Show 2014» — несмотря на далеко не идеальные условия прослушивания и скромную по нынешним временам цену, сочетание Denon и HECO мало кого оставило равнодушным.
СИСТЕМА
- CD-проигрыватель Denon DCD-1520AE (59990 руб.)
- Интегральный усилитель Denon PMA-1520AE (59990 руб.)
- Акустические системы HECO Aleva GT 1002 (59990 руб./пара)
- Кабели:
- — межблочные In-Akustik Referenz NF-1603 RCA 1 м (33990 руб.)
- — акустические In-Akustik Referenz LS-1603 BFA Banana 2 x 3 м (82990 руб.)
Любопытно, что на все компоненты, которые мы собираемся слушать — источник, усилитель и пара колонок — объявлена одинаковая цена, 59990 рублей. Исключением будут лишь кабели. Чтобы полностью раскрыть музыкальные способности системы, были задействованы изделия In-Akustik из топовой линейки Referenz Selection, которые составили около четверти стоимости проекта. Впрочем, как показали более ранние исследования*, общий характер звучания сохранится и с более доступными кабелями этой серии. К ним мы ещё вернёмся, а начнём по традиции с краткого описания основных компонентов системы.
Проигрыватель Denon DCD-1520AE воспроизводит CD и SACD, что уже большой плюс. Из особенностей отмечу фирменный привод S.V.H. (Suppresses Vibration, Hybrid) с мощной защитой от вибраций, а также продвинутый 32-битовый ЦАП, работающий по алгоритму AL32. Аппарат готов к использованию в качестве внешнего конвертора, поскольку имеет полный набор цифровых входов — оптический, коаксиальный и асинхронный USB, способный принимать с ПК цифровые данные в формате до 24 бит/192 кГц. С остальных входов возможно декодирование потоков PCM и DSD 2,8/5,6 МГц. Ещё один разъём USB, что на передней панели, предназначен для подключения iPhone/iPod и портативных носителей с файлами WMA, mp3 и WAV с разрешением до 16/48. Спереди также есть гнездо для наушников, сигнал на которое подаётся с качественного телефонного усилителя.
Из внешних особенностей отмечу тонкий, незаметный в закрытом состоянии лоток загрузчика и дисплей, яркость которого, вплоть до нуля, можно регулировать с пульта. При воспроизведении SACD текстовая информация выводится бегущей строкой.
Интегральный усилитель Denon PMA-1520AE с точки зрения дизайна может служить образцом минимализма. Крупную ручку громкости в центре зрительно выделяют селектор входов справа и регуляторы тембра/баланса слева. Также имеется 6,3-миллиметровое гнездо для стереотелефонов и две кнопочки — Power Amp Direct и Source Direct. Первая превращает усилитель в «чистый» оконечник без предварительной части (например, для совместной работы с AV-процессором), а вторая запускает сигнал в обход коммутатора и темброблока. Архитектура предусматривает подключение дополнительных устройств между предварительными и оконечными каскадами.
Усилитель рассчитан на пять линейных источников сигнала и один аналоговый рекордер. Особо отмечу наличие качественного фонокорректора, способного работать с головками ММ и MC.
Мощность PMA-1520AE вполне достаточна для среднестатистической жилой комнаты — 2 х 70 Вт на 8 Ом и 2 х 140 Вт на 4 Ом. Предусмотрено подключение двух комплектов акустических систем.
Усилитель сконструирован по принципу «двойное моно» с раздельными сетевыми трансформаторами для правого и левого каналов. В выходных каскадах используются полевые транзисторы UHC-MOS, способные отдать в нагрузку большой ток с минимальными искажениями.
Напольные системы HECO GT 1002 — старшие в новой линейке Aleva GT. Эти высокие и тяжёлые колонки выпускаются в чёрном и белом рояльном лаке. Узкая лицевая панель оптимальна с двух точек зрения — минимизируются ранние отражения и упрощается установка в жилом интерьере. Чтобы получить такие пропорции, немецкие инженеры вынесли на лицевую панель только пару 13-сантиметровых СЧ-излучателей и твитер, расположив их по схеме Д’Апполито. Басовый же драйвер с 10-дюймовым диффузором из крафт-бумаги и усиленной магнитной системой установлен на боковой стенке. Помимо чисто эстетических соображений, такое решение расширяет возможности оптимизации системы под конкретные условия. Как показывает опыт, в небольших помещениях колонки лучше ставить басовиками внутрь, а если расстояние до боковых стен более двух метров, их лучше поменять местами.
Купольный твитер калибра 28 мм с массивным алюминиевым фланцем и мощной магнитной системой заходит в ультразвуковой диапазон до 44 кГц с минимальными искажениями. Разделительный фильтр, собранный из компонентов высшего качества, предусматривает не только многопроводное подключение, но и тонкий тюнинг под конкретное помещение. Переставив перемычку на выходных клеммах, можно увеличить отдачу твитера на 2 дБ, что пригодится, если в комнате много поглощающих поверхностей — мягкая мебель, ковры, и т.д.
В нашем случае помещение было очень большим, с высоким потолком и довольно звонкое. В углах — «ловушки для баса», т.е. внушительные по габаритам цилиндры из поглощающего материала. Сначала акустические системы стояли НЧ-драйверами внутрь, и бас показался немного монотонным и малоподвижным. После того как колонки поменяли местами, заметно улучшилась разборчивость в нижнем регистре, резче стала атака и, как ни странно, слегка сузилась звуковая сцена. Мнимые источники сконцентрировались в пространстве между АС и при этом чётче сфокусировались. Показалось, что и перспектива в глубину оформилась яснее. Картина заполнена настолько плотно, что возникло ощущение, будто в системе есть центральный канал. На многих записях она никак не привязана к колонкам, а существует словно сама по себе.
И даже не вникая в тонкости звучания, сразу отмечаешь его натуральность. Барабаны по характеру атаки очень похожи на настоящие, тарелки, тромбон, скрипка, акустическая гитара — всё живое, с характерными тембрами и особенностями. Тональный баланс немного сдвинут вверх, но в уютном домашнем интерьере это вряд ли будет заметно. Главное, что в верхнем регистре нет цифрового «привкуса», там всё предельно чисто и ясно.
Динамический потенциал системы высок настолько, что даже в просторном зале не чувствовалось нехватки звукового давления. Да, на предельной громкости появляется некоторая окраска в верхней середине, ослабляется контроль НЧ-драйверов в нижней октаве, но при этом громкость такова, что анализировать звучание уже невозможно. Единственное, что нужно учитывать — усилитель прилично греется даже на средней мощности, и ему надо обеспечить свободный приток воздуха.
Очень интересно проявилась разница в звучании CD и SACD. В последнем случае сцена реально прибавила в объёме, развернувшись вглубь. Окончательно ушла тяжесть из нижнего регистра, струнные инструменты приобрели аналоговую мягкость при высочайшей цифровой детальности. Меньше стали сказываться акценты на высоких частотах, хотя гармоническое разрешение в этом диапазоне явно возросло.
NF-1603 RCA + LS-1603 BFA
При одновременном включении в систему двух вышеописанных кабелей появляется иллюзия большей пространственной упорядоченности и лучшей гармонической сбалансированности звучания. Иными словами, снова имеет место удивительное выравнивание качеств, но выражено оно, правда, не в такой явной степени, как с моделями 1203. Главный плюс этой пары проявляется в другом: прибавка в информативности не приводит к усилению механистичности звучания, как часто бывает с аудиокомпонентами, у которых, как в нашем случае, скорее аналитический, чем художественный характер. Напротив, немецкие кабели позволили технике прозвучать живее, выявить в записях новые краски и какие-то ускользающие нюансы, усилить эффект присутствия.
* http://www.salonav.com/arch/2014/03/078_in-akustik.htm.
Denon DCD-1520AE
Производитель: Denon Brand/D&M Holding (Япония)
www.denon.ru
Воспроизведение: SACD, CD-Audio, mp3, WMA, AAC p ЦАП: 32 бита/192 кГц, ALPHA-процессор p Диапазон частот: 2 Гц — 50 кГц (- 3 дБ, SACD), 2 Гц — 20 кГц (CD) p Отношение сигнал/шум: <-117 дБ p Динамический диапазон: 113 дБ (SACD), 100 дБ (CD) p Гармонические искажения: 0,001% (SACD), 0,0018% (CD) p Выходы: аналоговый оптический, коаксиальный, на наушники, для системы ДУ p Входы: USB (фронт), USB-B, оптический, коаксиальный, для системы ДУ p Воспроизведение с ПК: до 24 бит/192 кГц, PCM, DSD (2.8 и 5.6 МГц) p Воспроизведение с USB-носителей: mp3, WMA, ACC, WAV (до 16/48) p Формат USB-носителей: FAT 16/32 p Подключение гаджетов: iPhone/iPodiPod Classic, iPod Nano 3 — 7 поколений, iPod Touch 1 — 5 поколений, iPhone 1 — 5 поколений p Габариты: 434 x 136 x 331 мм p Масса: 8,2 кг p Цена: 59990 руб.
заглянем внутрь
Симметричная компоновка позволила физически разделить платы питания и управления приводом от звукового тракта. В центре — транспортный механизм с литым алюминиевым шасси, выполненный по фирменной технологии S.V.H. Эта антирезонансная конструкция, устойчивая к вибрациям, обеспечивает более точное считывание данных с диска. Для снижения уровня помех транспорт заключён в медный экран.
На верхней плате справа собран цифро-аналоговый тракт, построенный на 32-битном конверторе Burr-Brown PCM1975.
Блок питания традиционный, с понижающим трансформатором и массой вторичных стабилизаторов. Конденсаторы фильтра — «золотые», For Audio.
Кабели In-Akustik производятся в городе Бальрехтен-Доттинген Шварцвальде, расположенном в юго-западной части Германии. Все операции выполняются вручную, и за каждое изделие мастер несёт персональную ответственность. Межблочный NF-1603 RCA и акустический LS-1603 BFA относятся к топовой серии Referenz Selection. В их основе лежит технология «высокоскоростных волноводов», в соответствии с которой многожильные проводники из меди OFC с изоляцией диэлектриком DUO-PE II расположены между полиэтиленовыми трубками.
Структура NF-1603 состоит из 16 внешних волноводов и трёх внутренних. Отдельные медные проводники покрыты эмалью, поэтому в совокупности геометрия представляет собой литцендрат со сложной пространственной структурой, позволяющей снизить электромагнитное взаимодействие и погонную индуктивность. Снаружи вся конструкция обтянута нейлоновой защитной оболочкой. Под ней — экран из медной оплётки, а наконечники — с отдельными родиевыми контактами на кольцевой части. Посадка очень плотная, как у цанговых разъёмов. Эта модель выпускается также в балансном варианте с наконечниками XLR.
Кабель LS-1603 BFA имеет иную геометрию. Основой служит трубка большого диаметра, вокруг которой по спирали расположены 16 многожильных проводников, навитых на волноводы. Каждый проводник изолирован диэлектриком DUO-PE II. Общее сечение по меди около 2 х 6 мм2, поэтому линия связи обладает малым удельным сопротивлением. В каталоге In-Akustik эта модель представлена в стандартном и бай-вайринговом варианте с тремя типами наконечников. Это «бананы» BFA-103 с родиевым покрытием и внешней изоляцией из прозрачного поликарбоната (на фото), лопатки KS-103 и фирменные наконечники EasyPlug. Все коннекторы имеют зеркальное родиевое покрытие.
Denon PMA-1520AE
Производитель: Denon Brand/D&M Holding (Япония)
www.denon.ru
Входы: MM/MC, 5 линейных, усилитель мощности p Выходы: на запись, с предусилителя, на наушники, на 2 пары АС, ДУ p Частотный диапазон: 10 — 100000 Гц p Выходная мощность: 2 х 70 Вт (8 Ом), 2 х 140 Вт (4 Ом) p Входное сопротивление/чувствительность MC, MM, линейные: 0,2 мВ/100 Ом, 2 мВ/47 кОм, 125 мВ/45 кОм p КНИ: <0,01% p Отношение сигнал/шум: -108 дБ (линейный вход), -74 дБ (МС), -89 дБ (ММ) p Регулировка тембра: ±8 дБ (100 Гц, 10кГц) p Потребляемая мощность max/standby: 295/0,2 Вт p Габариты: 434 x 134 x 410 мм p Масса: 16,1 кг p Цена: 59990 руб.
заглянем внутрь
Усилитель имеет конструкцию «двойное моно» с раздельными силовыми трансформаторами для правого и левого каналов. Причём компания не признаёт тороидальные сердечники, предпочитая наборные EI. Выпрямитель построен на диодах Шоттки, для сглаживания пульсаций используется пара конденсаторов Audio Grade по 8200 мкФ. В выходных каскадах применяются полевые транзисторы с повышенной токоотдачей (UHC-MOSFET), по комплементарной паре в каждом канале. К фрезерованному теплоотводу они крепятся через массивную медную пластину. В правой части корпуса вертикально установлены платы MC/MM-фонокорректора и предварительного усилителя.
МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
- Terry Evans, «Puttin’ It Down». Audioquest Music/JVC, XRCD 1995
- Showcase, «Acoustic music in authentic environment». SACD Opus 3 Records, 2000
- «Naim Sampler #8». Naim Label, 2013
- Ella Fitzgerald & Louis Armstrong, «Porgy & Bess». Verve, 1958
- Noisia, «Split the Atom». 2 CD, Mau5trap, 2012
HECO Aleva GT 1002
Производитель: Heco Audio-Produkte GmbH (Германия)
www.heco-audio.de
Конфигурация: 4 излучателя, 3 полосы p Акустическое оформление: фазоинвертор p Диапазон воспроизводимых частот: 23 — 44000 Гц p Чувствительность: 91 дБ p Сопротивление: номинальное 8 Ом, минимальное 4 Ом p Частоты разделения полос: 170, 400 Гц p Подводимая мощность RMS/Max: 200/350 p Рекомендованная мощность усилителя: 30 — 350 Вт p Габариты (В х Ш х Г): 1200 х 207 х 410 мм p Масса: 30 кг p Отделка: Piano black, Piano White p Цена за пару: 59990 руб.
7 РАЗ ОТМЕРЬ
Зависимость модуля Z от частоты HECO Aleva GT 1002
Фильтры у моделей Aleva не совсем обычные — резонансные пики на частотах раздела заметно сглажены. Результат виден на верхней кривой, показывающей сдвиг фаз во всем звуковом диапазоне. Они не превышают ±36 град., что говорит о малой реактивной составляющей нагрузки. Поскольку усилитель имеет дело, по сути, с обычным резистором, возникает меньше проблем с устойчивостью и передачей резких фронтов сигнала.
Но есть один момент — низкий импеданс, всего 3 Ом на участке 65 — 95 Гц, поэтому на фонограммах с богатым нижним регистром усилитель может перегружаться.
Амплитудно-частотная характеристика
HECO Aleva GT 1002
Картина почти образцовая — за исключением незначительной (не более 1 дБ) неравномерности вблизи верхней частоты раздела, АЧХ абсолютно линейна. Фиолетовым цветом показана АЧХ при установке перемычки ВЧ-звена в положение «+2 дБ». Такой подъём может оказаться полезным в комнате с мягкой мебелью, поглощающей высокие частоты. Диаграмма твитера гарантирует правильное построение пространства, так что сцена должна быть чёткой и с перспективой в глубину. Чувствительность средняя, около 89 дБ. Фазоинверторы имеют довольно узкую настройку, порты практически не дают посторонних призвуков.
Комментарии [14]
Дмитрий
Подскажите пожалуйста акустика HECO Aleva GT 1002 по деталировке средних, высоких и низких частот и в общем плане звучаний похожи чем то на HECO Celan GT 902 или 702
Руслан Тарасов
Нет. Общего мало, особенно в подаче баса.
Дмитрий
Спасибо
Дмитрий
Подскажите пожалуйста HECO Aleva GT 1002 по деталировке и глубине переиграет Dynaudio Emit M30?
Алексей
Цитата:» для сглаживания пульсаций используется пара конденсаторов Audio Grade по 82000 мкФ» Может быть по 8200?
Николай ЕФРЕМОВ
Конечно, 8200. Поправил. Спасибо за внимательность )))
дмитрий
Здравствуйте Николай,прочел с интересом вашу статью и невольно возник вопрос-можете ли вы порекомендовать данную связку Denon к моей акустике Monitor Audio Bronze BX6 или Marantz PM 7004+MARANTZ CD6004?Заранее благодарю за ответ
Николай ЕФРЕМОВ
Дмитрий, по формальным параметрам подойдут обе связки, т.к. чувствительность BX6 достаточно высока, 90 дБ. Здесь всё дело в Ваших личных предпочтениях. Честно скажу, что Маранцы мы не слушали, а компоненты Denon мы используем во многих тестах акустики. Они достаточно музыкальны и динамичны, от них долго не устаёшь.
Игорь
Добрый день, Николай! Обратил внимание на то, что при обзорах и тестах новинок DENON или HECO используется именно эта связка. Сам собрал точно такую же систему, которая указана в обзоре выше, за исключением акустического кабеля, подключил Inakustik referenz LS-803, у LS-1603 уж больно цена «кусается». Так вот вопрос: связка DENON и HECO является действительно является оптимальным или лучшим вариантом, или Вы при тестировании акустики, усилителей и кабелей используете какие-то другие критерии? И ещё вопрос: судя по фото CD плеер и усилитель подключены штатными силовыми кабелями, но почему не были использованы, допустим, кабели японских производителей? Как известно, силовые кабели меняют звучание, зачастую, в лучшую сторону. Заранее спасибо.
Николай ЕФРЕМОВ
Игорь, выбор связки Denon + HECO обусловлен несколькими причинами, и главные из них — соответствие по цене и оптимальное сочетание особенностей звучания. Быстрый бас, присущий выходным каскадам на MOSFET, и высокая чувствительность акустики даёт как раз тот звук, который Вы слышите у себя дома.
Что касается кабелей — в данном варианте мне было интересно послушать базовую комплектацию источника и усилителя, как говорят, «прямо из коробки». Ведь не секрет, что силовые кабели меняются в системе в самую последнюю очередь. В последующих тестах с более дорогой акустикой мы использовали сетевые кабели Inakustik.
Владислав
Николай, существенная ли разница в характере и качестве звучания этого усилителя и флагмана линейки Denon PMA-2020AE или разница в основном в цене и мощности ?
Подбираю для canton ergo 695 , 20 кв.м.
Николай ЕФРЕМОВ
Флагман 2020 звучит более основательно даже на малой громкости, очевидно, сказывается повышенная энерговооружённость блока питания. И мне показалось, что у него демпфирование немного лучше.
алексей
да всетаки на сколько настроен фазоинвертр?
Николай ЕФРЕМОВ
Судя по графику — на 37 Гц.