РАЗМЫШЛЕНИЯ НАД ЦИФРОЙ
В прошлом номере я уже отмечал, что преимущество USB-конверторов перед CD-проигрывателями в том, что путь аудиофайлов от студийного оригинала до слушателя получается намного короче, чем у записей с компакт-диска. Но это не единственное достоинство такого рода техники. ЦАП — это, по сути, компьютер, а здесь простор для фантазии разработчиков намного шире, чем в сфере традиционной аудиотехники.
Использование компьютера в качестве транспорта, правда, имеет свои особенности. Прежде всего, это блоки питания, в стационарных машинах дающие мощную ВЧ-помеху, которая сводит на нет все попытки повысить качество звучания. Во-вторых, интерфейс USB изначально не предназначался для передачи аудиоданных, поэтому у стандартных чипсетов высокий по меркам Hi-Fi уровень джиттера. И наконец, существующие программные плееры очень далеки от совершенства. Но все эти проблемы решаемы. Вопрос с помехами снимается при использовании ноутбуков с автономным питанием. Что же касается USB, то в приличные конверторы уже ставятся продвинутые приёмники с малым джиттером, да и достойные USB-кабели уже появились. Быстро меняется ситуация с ПО, выбрать хорошо звучащий плеер для конкретной операционки уже проще.
Именно в таком варианте мы и будем сегодня слушать — с ноутбука Apple MacBook Pro с плеером Sonic Studio Amarra. А главным испытуемым станет новый цифро-аналоговый преобразователь TAD DA1000. Это очень серьёзный и дорогой аппарат, в котором специалисты японской компании Technical Audio Devices Laboratories бескомпромиссно реализовали самые передовые цифровые технологии. Так, для снижения джиттера совместно с компанией, производящей прецизионные кварцевые резонаторы, был разработан уникальный тактовый генератор UPCG (Ultra-high Precision Crystal Generator), обладающий на 50 дБ меньшим уровнем фазового шума, чем обычные конструкции.
Преобразование «ток — напряжение», усиление и фильтрация аналогового сигнала производятся каскадами на дискретных транзисторах, от операционных усилителей компания отказалась из-за неудовлетворительных звуковых свойств. Для снижения помех от дисплея его сегменты работают в статическом режиме. В блоке питания установлен тороидальный трансформатор с колоссальным запасом мощности. За превращение цифры в аналог отвечают высокоскоростные преобразователи в сдвоенном дифференциальном включении, что дало заметный выигрыш в отношении сигнал/шум. DA1000 декодирует аудиоданные с частотой дискретизации до 384 кГц и разрядностью до 32 бит, правда только по асинхронному порту USB 2.0. Разрешение до 24/192 поддерживается по балансному AES/EBU и коаксиальным входам. Конвертор также принимает сигнал DSD с частотой модуляции до 5,6 мГц, и производитель отмечает, что это единственная модель на рынке с такими параметрами. Устройство оснащено полным набором цифровых и аналоговых портов, в т.ч. балансных. Благодаря встроенному регулятору громкости его можно напрямую подключать к усилителю мощности. Предусмотрен и качественный выход на наушники.
Поскольку тракт работает фактически на радиочастотах, нужно было обеспечить надёжное экранирование. Аппарат выполнен во фрезерованном алюминиевом корпусе с массивной верхней крышкой и внутренними перегородками. Дисплей и малочисленные органы управления находятся в нише, разделяющей толстую лицевую панель. Пульт ДУ — узкий и длинный, с удобным расположением кнопок.
Остальной тракт нам хорошо знаком, неоднократно описывался в предыдущих публикациях. Недавно к нему добавился и новый CD-проигрыватель TAD D1000, о котором мы расскажем в одном из ближайших номеров, а пока задействуем его в качестве транспорта.
Как и ранее, система коммутировалась топовыми кабелями Nordost Odin Supreme Reference с высокими скоростными показателями — до 98% от скорости света. Силовыми кабелями этой же серии техника подключалась к распределителю сетевого питания.
Итак, вначале слушаем DA1000 и D1000, связанные по коаксиальным портам. Чем выше класс техники, тем сложнее в формальных терминах описывать звучание. И непонятно, с чем его сравнивать — с «живым» исполнением некорректно (записи-то по большей части студийные), с винилом тем более. Если всё же опираться на некий опыт прослушивания, то больше всего по звуку это напоминает качественную мастер-ленту без присущих ей артефактов — шумов, искажений и т.д. Гармоническое разрешение огромное, звуковая картина плотная и подробная. Много воздуха. На камерных записях прекрасно передаются паузы между отдельными звуками и динамические контрасты. Масштаб сцены и структура пространства определяется исключительно качеством самой фонограммы. Причём разница настолько заметна, что после грамотно сведённого альбома (а таких не так уж и много) другие уже слушать сложно. Здесь возможна дискуссия — многие считают, что правильный тракт должен адекватно воспроизводить любой материал. С точки зрения жанровых предпочтений — согласен, их быть не должно. А вот отсутствие фантазии или квалификации у студийного персонала хорошая система выявляет беспощадно. Когда все виды искажений (динамические, фазовые, частотные, нелинейные и т.д.) стремятся к нулю, мозг производит меньше вычислений, что даёт нам возможность осмысливать более тонкие и сложные вещи.
С макродинамикой у техники TAD никогда проблем не было — и акустика, и усилители способны озвучить небольшой концертный зал. А вот источник придаёт этой панораме естественность, разделяя её на планы по глубине, обозначая точное положение и контуры виртуальных инструментов.
Теперь переходим к прослушиванию файлов высокого разрешения. Драйверы качать не пришлось, всё было подготовлено заранее. Ноутбук подключался по USB кабелем Nordost Heimdall 2. Присмотрелся к дисплею конвертора: он довольно лаконичен, факт захвата сигнала и его параметры индицируются в течение всего нескольких секунд.
И вот здесь уже качество контента становится единственным фактором, определяющим звучание системы. Причём не так уж важно, в каком разрешении подаётся файл — иногда 24/96 звучит лучше, чем 24/192, а некоторые CD-рипы 16/44 переигрывают хай-резы. Тем не менее конвертор благодаря феноменальному разрешению позволяет выявить кое-какие закономерности. По сравнению с файлами высокого разрешения музыка в 16/44 звучит грубовато, зато энергично и доходчиво, каждый инструмент рельефен, словно обведён острым резцом. Такая конкретика с головой выдаёт цифровую природу звука. С контентом 24/96 ситуация сложнее, здесь характер звучания определяется происхождением файла. Это может быть либо оригинальный исходник, либо апсэмплинг с CD, либо, наоборот, даунсэмплинг из материала более высокого разрешения. Такие преобразования, особенно если они делались неспециалистом, убивают музыку. И вот тут уже беспристрастным судьёй выступает конвертор. Можно долго рассказывать о его огромном динамическом диапазоне, гармоническом разрешении, тембральной достоверности и т.д., но главное то, что DA1000 способен показать реальную жизнь. Если, конечно, она есть в записи. На этом, кстати, основан миф, что файлы 24/192 звучат хуже, чем 24/96. Если собирать их на случайных ресурсах, то очень велик шанс скачать музыку, сконвертированную из более низкого разрешения. И звучать она будет гладко, может быть, даже красиво, но как-то пусто, безжизненно. Но если файл изначально записан в предельно высоком разрешении, вы получите настоящее удовольствие. Интересно бы послушать 32/384, и, как только появится оригинальный контент, мы обязательно это сделаем.
Редакция благодарит салон Essin Studio за помощь в проведении прослушивания
TAD DA1000
Производитель: Technical Audio Devices Laboratories, Inc. (Япония)
www.tad-labs.com
Аналоговые выходы: XLR стерео, RCA стерео, на головные телефоны || Цифровые входы: балансный XLR AES/EBU, 2 коаксиальных, оптический, USB 2.0 || Поддерживаемые частоты квантования: XLR и коаксиальные входы — 44,1 кГц, 48 кГц, 88,2 кГц, 96 кГц, 176,4 кГц, 192 кГц; оптический — 44,1 кГц, 48 кГц, 88,2 кГц, 96 кГц; USB — 44,1 кГц, 48 кГц, 88,2, 96 кГц, 176,4, 192 кГц, 352,8 кГц, 384 кГц || Цифровые выходы: балансный XLR AES/EBU, коаксиальный || Отношение сигнал/шум: -115 дБ || Питание: сеть переменного тока 220 — 240 В, 50 Гц/60 Гц || Потребляемая мощность в рабочем режиме: 43 Вт. || Габариты (Ш х В х Г): 440 х 150 х 406 мм || Масса: 16.5 кг || Цена: 1113950 руб.
МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
CD:
- Jean Sibelius, «Violin Concerto». Anne-Sophie Mutter & Staatskapelle Dresden. Deutsche Grammophon, 1995
- 20th Anniversary of Chesky Records. 2 CD, Chesky Records, 2006
- «Tutti! Orchestral Sampler». 24 bit HDCD Reference Recordings, 1997
- Noisia, «Split the Atom». 2 CD, Mau5trap, 2012
Файлы:
- Al Di Meola, John McLaughlin and Paco de Lucia, «Friday Night in San Francisco». live recording, 1981, 24/192
- Renzo Arbore E L’Orchestra Italiana (At Carnegie Hall New York). 2007, 16/44,1
- Alf Linder, Oscar’s Motet Choir, Torsten Nilsson & Marianne Mellnas. Cantate Domino. 2011, 24/192
- McIntosh Spectacular Reference Disc. 24/192
- Dream Theater, «A Dramatic Turn of Events». 24/96
- Yoichi Murata Orchestra, «Compositions». 24/96
КОМПОНЕНТЫ
- ЦАП TAD DA1000 (1113950 руб.)
- Предварительный усилитель TAD C600 (1528025 руб.)
- Усилители мощности моно TAD M600 (1909994 руб./шт.)
- Ноутбук MacBook Pro (100000 руб.)
- Акустические системы TAD R1 (3919780 руб./шт.)
- Кабели:
- — межблочные Nordost Odin OD1M XLR (710000 руб.), OD2M XLR (910000 руб.)
- — SPDIF RCA-RCA Aural Symphonics Echelon 1,37 м (44575 руб.)
- — USB Nordost Heimdall 2, 2 м (19500 руб.)
- — акустические Nordost Odin OD3,5M B/BW (1625000 руб.)
- — сетевые Nordost Odin ODPWR1.25M (450000 руб. х 4)
- Цены приведены при пересчёте по курсу ЦБ на 25.05.2014
заглянем внутрь
Фирменный тактовый генератор TAD UPCG (Ultra-high Precision Crystal Generator) обеспечивает на 50 дБ меньший уровень фазового шума, чем обычные конструкции. В его основу положен специально разработанный кварцевый резонатор, который помещается в металлический экран
Плата цифро-аналоговых преобразователей. Это современные сдвоенные ЦАПы в дифференциальном включении, что позволяет существенно снизить уровень шума в последующих звуковых цепях. Кроме того, при этом удаётся изящно организовать балансные выходы аналогового сигнала
Источник питания, как всегда, сделан с внушительным запасом — такая энерговооружённость характерна, скорее, для усилителей мощности. Все стабилизаторы дискретные, раздельные для цифрового и аналогового трактов