06/2014 текст: Николай ЕФРЕМОВ
На выставке нам удалось пообщаться с представителями некоторых зарубежных компаний.
Джейсон Гулд (Jason Gould), менеджер по продажам naim audio (великобритания)
— Сколько экземпляров усилителя Statement существует в данный момент?
— Полностью собраны всего два комплекта — тот, что вы видите, и второй — у нас в Солсбери. На изготовление каждого требуется около 250 часов, т.е. месяц работы одного человека.
— Да и перевозить их, очевидно, не слишком просто. Сколько весит один комплект?
— Каждый из трёх блоков в транспортном кейсе более 100 кг, всего треть тонны.
— Возможно ли в будущем создать более совершенный усилитель?
— Наверное, да, но только в очень отдалённом будущем, ведь работа над Statement продолжалась 13 лет. Мы пока над этим не задумываемся. Есть другой интересный проект — активная акустическая система Naim SA100, в которой будут использоваться те же принципы питания и усиления, что и в Statement.
— Заметны ли какие-либо плюсы от объединения с Focal?
— Focal — современная высокотехнологичная компания, близкая нам по духу. Создатели такой акустики, как Grand Utopia, прекрасно понимают, какие человеческие и финансовые ресурсы требуются, чтобы выпустить на рынок высококлассную технику. Руководство Focal поддерживало наши исследования в ходе создания Statement.
Стив Селлз (Steve Sells), руководитель проекта Naim Statement
— Работа над Statement началась ещё в 2001-м, в более-менее внятном виде проект оформился к 2005-му, а к 2009-му подготовили основной пакет документов. Главной проблемой было сохранить фирменное нэймовское звучание при большом запасе по динамике и перегрузочной способности. Увеличить мощность можно, запараллелив выходные транзисторы, но при этом теряется скорость. Нам пришлось изготавливать транзисторы по спецзаказу с одинаковыми характеристиками, улучшенным теплоотводом от кристалла и повышенной токоотдачей, за счёт чего удалось снизить количество элементов. Кроме того, разорвав петлю общей обратной связи, мы повысили быстродействие усилителя до 200 В/мкс.
Вторая проблема — контроль электромагнитных излучений, возникающих при протекании больших токов. Вам, наверное, доводилось слышать, что усилители в пластиковых и деревянных корпусах звучат лучше, чем в железных. В Statement мы оптимизировали геометрию силовых линий и выбрали такую форму корпуса, в которой взаимодействие полей минимально, а вихревые токи взаимно компенсируются. И наконец, вибрации, влияющие на звучание. Силовой трансформатор задемпфирован, печатные платы крепятся на амортизаторах. Сама конструкция препятствует распространению вибраций, как внутренних, так и внешних. Большую роль играют вертикальная форма усилителя и конусы, на которых он устанавливается.
Всё питание усилителя, даже выходных каскадов, полностью стабилизировано — до 100 А чистейшего питания. Несмотря на внушительные габариты усилителя, все связи — и силовые, и сигнальные — минимальной длины.
Кевин Келли (Kevin Kelly), atlas cables (великобритания)
— Кевин, каково главное достижение компании на сегодняшний день?
— Безусловно, это кабель Asimi Ultra, воплощение последних научных достижений и высокотехнологичных материалов. В нём используется серебро OCC, т.е. полученное методом непрерывного литья доктора Оно. При этом получаются цельные кристаллы длиной более 200 м. В сочетании с микропористым тефлоном удалось на треть повысить скорость распространения сигнала. Кабель симметричный, сигнал передаётся по двум линиям, каждый из которых состоит из 6 групп по 12 многожильных проводников. Экраном служит плотная оплётка из меди OCC, защитная оболочка — ПВХ с внешней декоративной отделкой из хлопковой ткани. Традиционно для Atlas — никакой пайки, все соединения обжимные. Наконечники RCA также из меди ОСС с непосредственным серебрением.
— Вы считаете, что скорость — самая важная характеристика кабеля?
— Да, и она определяется в большей степени материалом диэлектрика. Лучший из них — вакуум, но в реальной жизни его использовать невозможно. Ближе всего к нему вспененный тефлон. А чем выше скорость, тем больше информации способен передать кабель.
— А есть ли что-нибудь новое в более доступном сегменте?
— Atlas Element — аналоговый межблочник начального уровня. Внешняя оболочка наконечников RCA не металлическая, она выполнена из ударопрочного поликарбоната. Поскольку это не проводящий материал, удалось снизить потери при прохождении возвратного сигнала. Земляной контакт обеспечивается тонкой разрезной обоймой внутри, в которой не возникает вихревых токов. Ещё мы разработали метод разделки и крепления наконечников — при нём не повреждается экран кабеля, т.е. не нарушается его геометрия.
— Появление дисплеев с разрешением 4К, наверное, стимулирует прогресс в сегменте HDMI?
— Пожалуй, самый сложный кабель из всех, и принцип здесь несколько иной. Если в аудио стремятся сохранить сигнал в неизменном виде, то в видео всё построено на его обработке. Поэтому в нашем активном HDMI-кабеле Equator имеются встроенные чипы для коррекции ошибок. Результат — при длине 7 м он передаёт поток до 10,2 Гб/с
— А как насчёт USB?
— Эти кабели сейчас очень востребованны, и при их создании приходится решать массу инженерных задач. Ведь здесь нужно передать и данные, и питание, и чтобы это не влияло друг на друга.
— Кажется, главная проблема USB заключается в самом интерфейсе, его спецификациях. Он ведь изначально не предусмотрен для аудио, отсюда и джиттер, и плохое питание приёмопередатчиков, и убогая конструкция входных разъёмов. Разве кабелем это можно исправить?
— Роль кабеля всё же достаточно велика, особенно при больших длинах. Нужно исключить перекрёстные помехи и затягивания фронтов сигнала, а здесь мы снова упираемся в скорость. Так что задачи примерно те же, что в аудио, только решаются они несколько иначе.
Франческо Рубенни (Francesco Rubenni), основатель компании Rosso Fiorentino (Италия)
— Самая горячая наша новинка — флагманская акустическая система Florentia, её, к сожалению, не смогли привезти в Москву. Это крупный проект, к которому мы начали серьёзно готовиться ещё три года назад. Предпродажный образец был показан в Мюнхене прошлой весной, затем в Гонконге и на недавней выставке CES. Система состоит из трёх модулей, с активной сабвуферной секцией. НЧ-драйверы изготовлены в Италии фирмой BNC Speakers, которая поставляет комплектующие для профессионального аудио. Их конструкция полностью разработана нами под конкретный проект. Они работают в закрытом оформлении, в отличие от СЧ-головок, которые установлены на открытом щите.
— Встроенный усилитель импульсный или класса АВ?
— Особая разновидность класса D, разработанная фирмой Powersoft из Флоренции. Корпус собран из HDF с добавлением мраморной крошки, для демпфирования используется вискоэластик, алюминий и впервые — закалённое стекло толщиной 9 мм. Поэтому и масса одной колонки порядка 170 кг. У нас есть концертный зал La Sala Del Rosso в замке, где каждую пятницу проходят живые концерты. Там мы прослушивали и измеряли опытные образцы Florentia.
— Какие усилители вы использовали для СЧ и ВЧ-секций?
— Northstar Design, Boulder и некоторые другие, которые одалживали у нашего местного дистрибьютора. Мы не рассчитываем акустику под конкретные усилители, она должна работать с любыми подходящей мощности.
— Я видел на фото супертвитер, значит, система 4-полосная?
— На самом деле 4,5-полосная. Главная идея была максимально расширить частотный диапазон и снизить искажения на высокой мощности. Удалось получить очень ровный импеданс и чувствительность 90 дБ. И для нас очень важно, что вся акустика Rosso Fiorentino, включая модели начального уровня, производится в Италии, там же закупается и большинство комплектующих.
— Когда мы сможем послушать «Флоренцию» в России?
— Я думаю, очень скоро.
Марк Йохансен (Mark Johansen), основатель и главный инженер ZenSati (Дания)
— Марк, проектирование кабелей — это наука или искусство?
— Для нас это наука в чистом виде. Главная задача — исключить влияние на передаваемый сигнал. Это значит, что проводник должен стать максимально свободным пространством для электронов, только в этом случае кабель будет настолько быстрым, что сможет передать даже микроскопические нюансы. Но этого никогда не добиться, если использовать медные проводники круглого сечения и изоляцию ПВХ, такое сочетание напрочь убивает динамику. Мы запатентовали конструкцию из витых плоских проводников — и это основа нашей философии. Кроме того, изоляция должна надёжно защитить поверхность металла от окисления и других вредных воздействий. В топовых моделях Seraphim и Cherub проводники из позолоченной и посеребрённой меди высочайшей степени очистки. В новой линейке Authentica — полное экранирование и посеребрённая медь. Геометрия во всех изделиях — плоские витые проводники. Только в таких условиях достигается максимальная скорость во всём диапазоне частот и, как следствие, точность и максимальное приближение к живому звучанию.
— Почему вы не используете серебро как таковое, у него же максимальная проводимость, а значит, и скорость?
— Серебро звучит слишком «тонко» в нижнем диапазоне и резко — в верхнем. Медь и золото, наоборот, дают хорошее наполнение на НЧ, но скучноваты на ВЧ. А вот правильно подобранное сочетание этих металлов даёт нейтральное, ясное звучание во всей полосе.
— Используете ли вы пайку при заделке наконечников?
— Да. Мы бы предпочли обжим, но применительно к плоским проводникам он очень сложен. Вероятно, в будущем решим эту проблему. Сейчас же используем припой с серебром, и разница с обжимным соединением минимальна.
— Возможно ли реализовать плоскую геометрию в кабелях HDMI и USB?
— Классический вопрос! Это интересует многих покупателей. Конечно, возможно, и мы сейчас над этим работаем. Предварительные исследования дали прекрасный результат. При передаче видеосигнала получается более глубокий чёрный цвет, в цифровом аудио разница также сразу заметна.
Дженс Вельтеке (Jens Welteke), T+A (Германия)
Самые горячие новинки, которые мы представили на CES в январе и только что привезли в Россию, — предусилитель, усилитель мощности и источник питания. Тракт разделён на три части, чтобы получить максимально возможное качество звучания. От внешнего блока, способного выдать 65 А, питаются только выходные каскады, а предварительная часть — от собственного встроенного. Изолировав друг от друга сильноточные и слаботочные цепи, удалось радикально снизить искажения и улучшить динамические показатели. Мощность тороидального трансформатора 2200 ВА, ёмкость конденсаторов фильтра — 224000 мкФ, что обеспечивает великолепный контроль акустики.
Все усилители построены на дискретных транзисторах, никаких микросхем мы не используем. Тракт от входа до выхода полностью балансный.
Дэвид Джеффриз (David Jeffrys), Armour Group (Великобритания)
— Можно несколько слов о пополнении линейки Concept у Q Acoustic?
— В модель Concept 40 заложена та же идея, что и в её очень успешную предшественницу Concept 20. У «сороковой» усиленный двойной корпус Jelcore с демпфирущим слоем из винилового желе. Этот состав не затвердевает, всегда остаётся эластичным и поглощает энергию вибраций. Поэтому корпус получается «мёртвым», что очень важно для напольных систем — они работают на высокой громкости, и площадь поверхности у стенок больше, к тому же здесь два басовых драйвера вместо одного. Твитеры те же, что в Сoncept 20, а вот мидбасовые головки другие. У них значительно усилена магнитная система, т.е. силовой фактор. Узкая лицевая панель обеспечивает повышенную жёсткость и минимизирует отражения, положение и конфигурация шипов в основании тщательно рассчитаны для надёжной изоляции корпуса от пола. Качественные терминалы предусматривают bi-wiring. Работа над этими АС началась в ноябре прошлого года, а уже в феврале нынешнего пошли поставки. Мы довольны результатом, я слышал Concept 40 в офисе, эти системы очень впечатляют. Особенно если учесть их цену. Кстати, выпускаются в чёрном и белом цветах.
— Стоит ли в будущем ждать Concept 60 или 80?
— Вряд ли. В 40-й модели идея, на мой взгляд, доведена до совершенства, и дальше двигаться в этом направлении нет смысла. Если добавить ещё один драйвер, мы ничего не выгадаем — баса в Concept 40 и так более чем достаточно. Не исключено, что через пару-тройку лет у Q Acoustic появится ещё одна линейка в другом ценовом диапазоне, но пока об этом говорить рано.
Джон Соден (John Soden), MartinLogan (США)
— О новейшем проекте я пока рассказать не могу, придётся подождать до мюнхенского шоу. Это будет акустика, воплощающая весь наш 30-летний опыт. Она станет похожей на самые ранние модели MartinLogan, но с использованием наиболее современных технологий и материалов. По размерам — намного больше всех систем, которые мы когда-либо выпускали. Но и более доступный сегмент не забываем — недавно появилась старшая, 60-я модель в линейке Motion. И конечно, наш первенец в области беспроводных технологий — дизайнерская система Crescendo. Она построена на DSP 24 бита/48 кГц, поддерживает Bluetooth и AirPlay, встроенный усилитель класса D имеет мощность 100 Вт. Собственно акустика состоит из полипропиленового овального драйвера 5 х 7 дюймов и фирменного твитера Folded Motion.
— Холодная война, начавшаяся между Россией и США, представляет опасность для вашего бизнеса?
— Ни в коем случае. Каждый раз, когда я сюда приезжаю, меня встречают с распростёртыми объятьями. У нас очень прочные связи с российскими партнёрами. Политика всегда меняется в ту или другую сторону, но это никак не влияет на бизнес. Проблема в том, что, когда начинаются конфликты, люди менее охотно тратят деньги, и продажи падают. Но это во всех странах так. Потом всё восстанавливается, за любым спадом следует подъём. Так что продолжаем работать.
В первый день выставки состоялось награждение победителей престижной премии «Продукт Года 2014», в жюри которой входит и наш журнал. Поздравляем победителей!
В категории «Аудио/видеотехника»:
• Blu-ray-проигрыватель Sony BDP-S5100
• CD проигрыватель Denon DCD-1520AE
• Сетевой медиапроигрыватель Dune HD Connect WE
• Сетевой аудиопроигрыватель Yamaha R-N500
• AV-ресивер Pioneer SC-LX87
• Акустическая система (стерео) HECO Statement New
• Домашний кинотеатр в одной коробке Sony BDV-N9100WW
• Комплект акустических систем для домашнего кинотеатра HECO Aleva GT
• Саундбар Sony HT-ST7
• Стационарная аудиосистема для Apple/Android Denon Ceol New
• Беспроводная активная акустическая система KEF X300A
• Сабвуфер Ken Kreisel DXD808-2305
• Наушники Creative Aurvana live 2
• ЖК-телевизор с LED-подсветкой Samsung UE55H8000
• 4K-телевизор Sony KD65X9005A
• Телевизор с технологией Smart TV Samsung UE48HU8500
• Видеопроектор JVC X500
• Дизайнерское решение Sol Republic Tracks Deadmau5
• Инновационное решение Vivitek QUMI Q7
В категории Top High End:
• Акустическая система от 7000 долларов Gryphon Trident II, Dynaudio Evidence Platinum
• Акустическая система российского производства Starlingbox Master
• Полочная акустическая система от 3000 долларов Bowers&Wilkins 805 Maserati
• Комплект акустических систем для ДК от 20000 долларов Meyer Sound HMS-12
• Сабвуфер от 3000 долларов M&K Sound X-12
• Проигрыватель виниловых дисков от 3000 долларов Nottingham Analogue Studio Deco
• CD-проигрыватель от 3000 долларов Jadis Electronics Orphee 1,Audio Research CD6
• Blu-ray-проигрыватель от 3000 долларов Kaleidescape Cinema One
• Сетевой медиапроигрыватель от 3000 долларов T+A MP 3000 HV
• Стереоусилитель от 5000 долларов McIntosh MA8000, Burmester 101 Amplifier
• Усилитель российского производства SST Audio RD-27
• AV-процессор от 2000 долларов Auro3D Datasat LS-10 Auro
• Цифро-аналоговый преобразователь от 3000 долларов North Star Design Supremo
• Цифро-аналоговый преобразователь от 3000 долларов Gryphon Kalliope
• Усилитель для наушников Luxman P-700u
• Наушники от 1000 долларов Final Audio Piano Forte X
• Инновационное решение Trinnov Amethyst
• Видеопроектор от 10000 долларов Sony VPL-VW1100ES
• Лучший дизайн акустической системы Gryphon Trident II
• Лучший дизайн винилового проигрывателя Rega RP8
• Лучший дизайн усилителя Naim Statement, Wadia Intuition 01
• Лучший дизайн док-станции NAD VISO 1 AP
• Лучший дизайн проектора DreamVision YUNZI +1
• Лучший дизайн мебели для домашнего кинозала BDI Ola 8137
• Лучший дизайн домашнего кинозала Зал «Пандора» («ММС Синема»)