ВОПРОС
Хочу собрать стереосистему с возможностью подключения к ней телевизора и Blu-ray-плеера. Сразу оговорюсь: в данный момент не собираюсь покупать ресивер и создавать систему 5.1 или 7.1, предпочитаю стерео. В связи с этим хотел задать несколько вопросов.
1. Слышал, что пара хороших АС лучше, чем простенький домашний кинотеатр (не собранный отдельно из компонентов и акустики), поэтому выбрал на стереосистему. Думаю, две приличные колонки будут звучать на фильмах не хуже, чем бюджетные системы. Так ли это на самом деле?
2. Выбор пал на компоненты Denon: усилитель PMA-1510AE и СD-плеер DCD-1510AE. Колонки: Canton Chrono 507.2 или Klipsch RF-52II. Подскажите, какие из них лучше подойдут к выбранным мною компонентам? Или, может быть, лучше поискать что-нибудь другое? В нашем городе особо негде послушать аппаратуру.
3. Вопрос о совместимости колонок с усилителем. По какому главному параметру согласуется усилитель с акустическими системами? В Интернете прочитал, что для колонок Canton Chrono 507.2 рекомендуемая мощность усилителя 170 Вт, а в технических параметрах PMA-1510AE заявлена мощность 140 Вт на 4 Ом.
4. Имеется ли в PMA-1510AE встроенный фонокорректор или нет? Если я в будущем захочу приобрести виниловый проигрыватель, будет ли отсутствие фонокорректора иметь критическое значение для воспроизведения пластинок?
5. Роль видеоисточника в моей системе отведена Blu-ray-плееру Denon DBT-1713UD. Возможно ли подключение Blu-ray-плеера от выхода Audio Out (for multi-zone) к входу стерео-усилителя Line, чтобы получить звук на АС? Что за входы на усилителе Recorder1, Recorder2 и выходы PreOut, P.Direct?
6. При подключении к телевизору по HDMI не будет ли мешать звук, который пойдёт на динамики TV, сигналу с усилителя?
7. Как подключить к TV имеющиеся компоненты, чтобы при воспроизведении телевизионных программ звук всегда воспроизводился АС, и есть ли вообще в этом необходимость?
8. Один из самых больных вопросов: как выбрать межблочные и акустические кабели? Что подойдёт моей системе? Оставить штатные сетевые кабели или приобрести отдельные?
Хотел бы услышать ваше мнение о целесообразности моей системы, нет ли в ней чего лишнего, или, наоборот, чего-то не хватает?
Андрей Д., Тюмень
ОТВЕТ
1. Именно так: пара приличных AC будет звучать интереснее, чем коробочный домашний кинотеатр. Но учтите при этом, что к стоимости колонок надо добавить источник и усилитель. В итоге получится, что более предпочтительный по звуку вариант обойдётся дороже. Таким образом, мы приходим к давно известной истине: качество системы связано в первую очередь с её стоимостью.
2. Акустика Canton Chrono 507.2 участвовала в одном из наших групповых тестов и получила в итоге главную награду. Колонки Klipsch RF-52II у нас в редакции не тестировались, поэтому ничего определённого о них сказать не в состоянии. Если подойти к ним чисто умозрительно, можно отметить высокую чувствительность — 96 дБ, что могло бы иметь решающее значение, если бы Вы выбрали усилитель с малой выходной мощностью, скажем, ламповый. Но в Вашей ситуации это не является преимуществом.
3. Какого-то одного параметра, по которому можно было бы судить о совместимости усилителей с акустикой, нет. Это целый комплекс характеристик, часть из них обычно не указывается в документации, — они выясняются только входе измерений.
Наиболее важными являются:
а) минимальный импеданс акустики. Производитель обычно указывает средний показатель, например 4 Ом, а он может быть получен, к примеру, если импеданс на высоких частотах достигает 10 Ом, а на низких — 2 Ом. Такие колонки будут сложной нагрузкой для усилителя и станут хорошо работать только с теми моделями, что способны быстро отдавать значительный ток в нагрузку;
б) чувствительность. К примеру, колонки с чувствительностью 87 дБ смогут нормально работать лишь с усилителями достаточно большой мощности либо с теми моделями, у которых искажения снижаются с ростом выходной мощности (такие встречаются, хотя и нечасто). Напротив, акустику с чувствительностью 96 дБ раскачает практически любой усилитель;
в) реактивное сопротивление. Акустика с его высоким значением потребует усилитель, способный «переваривать» такую сложную нагрузку.
Как видим, из трёх параметров в документации на колонки обычно указывают только один, чувствительность, да и тот не всегда соответствует реальному значению.
Что касается акустики Canton Chrono 507.2, значение 170 Вт является максимальной мощностью, при превышении которого колонки могут выйти из строя. Хватит ли им 2 х 140 Вт? Вполне, и даже ещё останется.
4. Встроенный фонокорректор у Denon PMA-1510AE есть, и Вы сами могли бы в этом убедиться, если бы заглянули на русскоязычный сайт компании Denon: http://www.denon.ru. И если бы его не было, для воспроизведения виниловых пластинок пришлось бы покупать внешний корректор или использовать вертушку, у которой он есть в комплекте.
5. Denon DBT-1713UD — это цифровой транспорт, и аналоговые выходы звука у него являются вспомогательными. Но если судить по тестам в зарубежных специализированных изданиях, они дают достойное качество звука.
Выходы Recorder1 и Recorder2 предназначены для подключения записывающих устройств, например, магнитофона. Выход PreOut служит для подключения к нему внешнего усилителя мощности, при этом громкость регулируется на PMA-1510AE. Разъёмы P.Direct — вход непосредственно на оконечные каскады усилителя. Сюда можно подключить, например, линейный выход ресивера (когда он у Вас появится).
6. «Мешающий» звук Вы уберёте регулятором громкости телевизора, поставив его на минимум.
7. Без дополнительного оборудования — никак. Проще всего это делать с помощью ресивера: все HDMI-источники подключаются к нему, а его HDMI-выход — к телевизору.
8. Для начала купите недорогие кабели производства специализированных компаний (то есть тех, кто занимается исключительно кабельной продукцией). Потом, когда послушаете свою систему на протяжении достаточно длительного времени и поймёте, чем она Вас не устраивает, можно заняться подбором проводов.
Силовые кабели оказывают сильное влияние на звук, поэтому желательно их заменить. В первую очередь — тот, что идёт к источнику.
Система, на наш взгляд, вполне целесообразная. Вот только имейте в виду, что её звук будет во многом зависеть от акустики помещения. Не ждите, что сразу после установки она заиграет именно так, как Вам хочется. Придётся ещё подвигать колонки по комнате, чтобы найти наилучшее для них положение. И опасайтесь корпусной мебели — она способна уничтожить звучание даже самых дорогих систем.
Что касается состава компонентов, нас немного смущает наличие двух дисковых источников. Их суммарная стоимость отнюдь не мала — на эти деньги можно найти достойный Blu-ray-универсал, который будет хорош и в воспроизведении музыки на компакт-дисках, и в показе фильмов. Если Вы сознательно ограничили себя компонентами Denon (ну мало ли, нравится эта фирма), возможно, есть смысл приобрести Blu-ray-транспорт DBT-3313UD — аппарат весьма высокого класса, получивший положительные отклики наших зарубежных коллег. Конечно, аналоговый стереофонический выход и у него не является основным, но, как нам кажется, он вполне способен заменить DCD-1510AE, по крайней мере, на первое время. А что там будет дальше, никто не знает. Возможно, Вы решите оказаться от компакт-дисков в пользу интернет-сервисов и файлов — эта сфера сейчас бурно развивается. Кто знает, сможем ли мы через несколько лет купить интересующую нас музыку в формате CD Audio?