7 раз отмерь
Измерения проводились с помощью компьютерного комплекса Clio и программы ClioWin 3.0 в незаглушённом помещении. АЧХ выше 200 Гц снималась на расстоянии 1 м от фронтальной панели при подаче сигнала с амплитудой около 2,83 В RMS независимо от импеданса колонки. Ниже 200 Гц микрофон придвигался вплотную к диффузору мидбасовой головки (измерения в ближнем поле), после чего обе кривые объединялись. Синим цветом отмечена АЧХ, снятая на акустической оси, а зелёным и красным — при отклонении 30 и 50 град. соответственно. АЧХ порта фазоинвертора показана отдельно (чёрная кривая слева). У некоторых испытанных образцов обнаружились заметные призвуки в портах, о чём мы обязательно будем упоминать. Если вы намерены использовать такие колонки в комплекте с сабвуфером, заглушите фазоинвертор поролоновой пробкой. Так удастся избавиться от призвуков, а колонки с задним расположением портов можно будет ставить ближе к стене. У некоторых участников при измерениях были отмечены внутренние резонансы. Это обусловлено формой корпуса напольных АС, по сути, являющегося длинным и узким волноводом. И обратите внимание, что реальное сопротивление многих систем не соответствует заявленному, а этот параметр необходимо знать для правильного выбора усилителя.
Напольные акустические системы || ASW Opus L14 || Chario Syntar 533 || Davis Acoustics Vinci 3D ||Diapason Ares || ELAC FS197 || Epos Epic 5 || HECO Aleva GT 1002 || Magnat Quantum 755 || MartinLogan Motion 20 ||Monitor Audio Silver 8 || 7 раз отмерь
Зависимость модуля Z от частоты ASW Opus L14
На графике видно, что в узком и высоком корпусе имеется два фазоинвертора — один, внешний, настроен на 55 Гц, а внутренний, межсекционный — на 130 Гц. Номинальное сопротивление этих систем 4 Ом, оно же и минимальное. На ВЧ оно почти не зависит от частоты, оставаясь на отметке 4,5 Ом, что несколько облегчает жизнь усилителю. Судя по ступеньке на 120 Гц, в узком корпусе возникает стоячая волна. Сглаженный резонансный пик на частоте раздела СЧ и ВЧ-полос препятствует резкому сдвигу фаз (верхняя кривая) благодаря компенсации реактивной составляющей импеданса в кроссоверах.
Амплитудно-частотная характеристика ASW Opus L14
Характеристика в целом ровная, хотя на отдельных участках наблюдается локальная нелинейность. По всему диапазону она не превышает ±3 дБ, что можно считать очень неплохим результатом для системы в таком форм-факторе. Интерференционный провал, причём очень незначительный, вблизи раздела СЧ и ВЧ-полос заметен лишь при отклонении от оси, отдача твитера идеально согласована с остальными излучателями. У него прекрасная дисперсия, позволяющая надеяться на чёткую локализацию источников и широкую зону стереоэффекта. Чувствительность средняя, чуть выше 88 дБ. Видны призвуки фазоинвертора на 120 и 1200 Гц.
Зависимость модуля Z от частоты Chario Syntar 533
Традиционно для этой марки наблюдается волнообразный характер импеданса в нижнем и среднем диапазонах, который в данном случае обусловлен 4-полосной конструкцией системы. Зато после частоты раздела СЧ и ВЧ-полос (порядка 1500 Гц) сопротивление плавно падает с 7 до 3,2 Ом вплоть до 20 кГц. При таком характере несколько усложняется выбор усилителя, поскольку в высокочастотной области от него потребуется повышенный ток. Разделительный фильтр даёт невысокий пик — похоже, в схеме присутствуют звенья для компенсации реактивной составляющей. Фазоинвертор настроен на 34 Гц, но его добротность очень низка.
Амплитудно-частотная характеристика
Chario Syntar 533
Системы линейны во всём рабочем диапазоне, даже неравномерность вблизи частот раздела минимальна. Идеальный тональный баланс гарантирован в самой информативной, среднечастотной области. Диаграмма направленности твитера очень широкая, разница между кривыми, снятыми на акустической оси и с отклонениями на 15 и 30 град., видна лишь выше 7 кГц. Этим обстоятельством можно воспользоваться для компенсации повышенной отдачи твитера — слегка развернуть колонки в стороны. Чувствительность порядка 88 дБ, так что особо мощный усилитель не понадобится — 90 Вт для комнаты средних размеров будет вполне достаточно.
Зависимость модуля Z от частоты
Davis Acoustics Vinci 3D
Номинальное значение импеданса (оно же и минимальное) не 8, а 5 Ом, что следует учитывать при выборе усилителя. В диапазоне 8 — 20 кГц сопротивление мало зависит от частоты, меняясь в пределах 5 — 6,5 Ом, это благоприятно сказывается на звучании.
Фазоинвертор настроен на 42 Гц, СЧ и ВЧ-полосы делятся на 4000 Гц фильтрами с фазовыравнивающими звеньями. Соответственно, и сдвиг фаз невелик.
Излом кривых на 200 Гц свидетельствует о возникновении стоячей волны внутри высокого корпуса.
Амплитудно-частотная характеристика
Davis Acoustics Vinci 3D
Тональный баланс в целом линеен, но повышенная отдача твитера (почти +7 дБ на 12 кГц) может подчеркнуть излишнюю яркость верхних обертонов. Среднечастотный диапазон и верхний бас абсолютно линейны, здесь неравномерность по звуковому давлению не превышает ±0,5 дБ. Широкая диаграмма направленности позволяет надеяться на правильную передачу пространства в сложных акустических условиях и легко скорректировать подъём на ВЧ — при развороте АС относительно слушателя горб твитера нивелируется. Призвуки порта (650 Гц) могут быть заметны, поскольку он выведен вперёд. Чувствительность ниже заявленной, около 88 дБ.
Зависимость модуля Z от частоты Diapason Ares
Номинальное сопротивление этих колонок ровно 4 Ом (300 Гц), и ниже этого значения оно не падает. Более того, выше 10 кГц импеданс не зависит от частоты и стабильно держится на отметке 6 Ом вплоть до 20 кГц. Значит, от усилителя не потребуется уж слишком большого тока в самом трудном для него диапазоне. Частота настройки фазоинвертора довольно высокая, 55 Гц, а полосы между СЧ и ВЧ-излучателями делятся на 4400 Гц. Резонансный пик не слишком велик, соответственно, отсутствуют и серьёзные фазовые сдвиги. Зубцы на обеих кривых (200 Гц) свидетельствуют о наличии стоячей волны внутри корпуса.
Амплитудно-частотная характеристика
Diapason Ares
Картина далеко не идеальная — неравномерность в самом ответственном, среднем диапазоне достигает ±3 дБ. Кроме того, не слишком линеен и твитер, который даёт горб на 15 кГц высотой почти 4 дБ. Последнее обстоятельство может ощущаться как излишне яркое звучание, особенно в комнате без ковров и мягкой мебели. Впрочем, если акустику не направлять в точку прослушивания, акцент на ВЧ не будет слишком заметен. Дисперсия на ВЧ очень широка — форма кривых, снятых при отклонении от акустической оси на 30 и 50 град., одинакова. Чувствительность намного ниже заявленной, чуть более 85 дБ, поэтому сэкономить на усилителе не удастся. Через фазоинвертор может быть слышна стоячая волна на 200 Гц.
Зависимость модуля Z от частоты ELAC FS197
Типичная картина для этого производителя — ровный импеданс во всём диапазоне частот и линейная фазовая характеристика. Номинальное сопротивление 4 Ом, но это минимум, выше частоты раздела оно мало зависит от частоты в пределах 8 — 10 Ом. Это весьма упрощает выбор усилителя, а малая реактивная составляющая — залог чистоты и детальности верхнего регистра, хорошей микродинамики.
Фазоинвертор настроен на 45 Гц, частота раздела СЧ и ВЧ-полос порядка 2800 Гц. Едва заметный резонансный пик свидетельствует о продвинутой схемотехнике фильтров.
Амплитудно-частотная характеристика
ELAC FS197
Столь образцовая картина редко встречается у трёхполосной акустики. За исключением незначительной (не более 2 дБ) неравномерности вблизи верхней частоты раздела, система абсолютно линейна. Подъём на ВЧ, который в незаглушённой комнате реально составляет +3 дБ, может оказаться полезным в комнате с мягкой мебелью, поглощающей высокие частоты. Диаграмма твитера обещает правильное построение пространства — чёткую локализацию источников, глубокую сцену и широкую зону стереоэффекта. Чувствительность средняя, около 88 дБ. Порт фазоинвертора даёт призвуки с максимумом на 590 Гц.
Зависимость модуля Z от частоты Epos Epic 5
Системы отличаются на удивление ровным импедансом: в диапазоне 130 Гц — 20 кГц он плавно меняется от номинального значения 4 до 7 Ом на верхней границе звукового диапазона. Даже резонансные пики вблизи частоты раздела настолько малы, что не нарушают линейности фазовой характеристики, которая укладывается в коридор +36/-20 град. Для усилителя не составит труда раскачать эту акустику, поскольку, по сути, она является обычной активной нагрузкой.
Фазоинвертор настроен на 40 Гц, частота раздела полос около 3500 Гц. Фиолетовым цветом показана характеристика системы при вставленной в порт штатной заглушке.
Амплитудно-частотная характеристика Epos Epic 5
Характеристика в целом ровная, с плавными перепадами, но имеет заметный подъём в верхней части рабочего диапазона. На остальных участках неравномерность не превышает ±2 дБ, что можно считать очень неплохим результатом. Интерференционный провал вблизи раздела СЧ и ВЧ-полос невелик, а упомянутый выше подъём легко устраняется разворотом колонок. У твитера хорошая дисперсия, позволяющая надеяться на чёткую локализацию источников и широкую зону стереоэффекта. При отклонениях от оси на 30 град. АЧХ даже выравнивается, оставаясь абсолютно линейной, спад начинается лишь выше 9 кГц. Чувствительность выше средней, около 91 дБ, что облегчает выбор усилителя. Фазоинвертор воспроизводит органный резонанс корпуса с максимумом на 700 Гц.
Зависимость модуля Z от частоты
HECO Aleva GT 1002
Фильтры у моделей Aleva не совсем обычные — резонансные пики на частотах раздела заметно сглажены. Результат виден на верхней кривой, показывающей сдвиг фаз во всем звуковом диапазоне. Они не превышают ±36 град., что говорит о малой реактивной составляющей нагрузки. Поскольку усилитель имеет дело, по сути, с обычным резистором, возникает меньше проблем с устойчивостью и передачей резких фронтов сигнала.
Но есть один момент — низкий импеданс, всего 3 Ом на участке 65 — 95 Гц, поэтому на фонограммах с богатым нижним регистром усилитель может перегружаться.
Амплитудно-частотная характеристика
HECO Aleva GT 1002
Картина почти образцовая — за исключением незначительной (не более 1 дБ) неравномерности вблизи верхней частоты раздела, АЧХ абсолютно линейна. Фиолетовым цветом показана АЧХ при установке перемычки ВЧ-звена в положение «+2 дБ». Такой подъём может оказаться полезным в комнате с мягкой мебелью, поглощающей высокие частоты. Диаграмма твитера гарантирует правильное построение пространства, так что сцена должна быть чёткой и с перспективой в глубину. Чувствительность средняя, около 89 дБ. Фазоинверторы имеет довольно узкую настройку, порты практически не дают посторонних призвуков.
Зависимость модуля Z от частоты
Magnat Quantum 755
Номинальное сопротивление этих колонок всего 3 Ом (300 Гц), но на высоких частотах оно плавно растёт и достигает отметки 6,2 Ом на 20 кГц. Значит, от усилителя не потребуется уж слишком большого тока в самом трудном для него диапазоне. Частота настройки фазоинвертора выбрана низкая, 35 Гц, так что с басом проблем не будет. Полосы между СЧ и ВЧ-излучателями делятся на 2800 Гц. Резонансный пик невелик, соответственно, отсутствуют и серьёзные фазовые сдвиги.
Амплитудно-частотная характеристика
Magnat Quantum 755
Здесь придраться к чему-либо трудно: система линейна во всём рабочем диапазоне, провал вблизи частоты раздела виден лишь на внеосевых кривых. Имеет место небольшой подъём на ВЧ, оживляющий звучание в заглушённых помещениях. Идеальный порядок и в самой информативной, среднечастотной области гарантирует правильную передачу вокала. Диаграмма направленности твитера очень широкая: форма кривых, снятых на акустической оси и с отклонениями на
30 град., практически одинакова. Чувствительность 91,5 дБ близка к заявленной, поэтому особо мощный усилитель для озвучивания комнаты средней площади не понадобится. Призвуки порта с максимумом 700 Гц могут быть заметны на большой громкости.
Зависимость модуля Z от частоты
MartinLogan Motion 20
Линейный импеданс благоприятно сказывается на фазовой характеристике — от 200 Гц до 20 кГц она укладывается в рамки +20/-36 град. Малая реактивная составляющая способствует правильной передаче динамических контрастов и не вызывает проблем с устойчивостью усилителя. Номинальное сопротивление 3,2 Ом, и ниже этой отметки оно не падает. На ВЧ импеданс почти не зависит от частоты и держится в переделах 4 — 5,5 Ом. Значит, от усилителя не потребуется большого тока там, где его искажения и без того велики. Фазоинвертор настроен на 50 Гц, резонансный пик на частоте раздела СЧ и ВЧ-полос (заявленное значение 2600 Гц) вообще не виден.
Амплитудно-частотная характеристика
MartinLogan Motion 20
Системы отличаются поистине образцовой линейностью, хотя ленточный твитер даёт заметный горб с максимумом на 17 кГц. Стандартный совет: избавиться от него можно разворотом колонок внутрь градусов на 10 — 15. Впрочем, в жилом интерьере с коврами и мягкой мебелью это может и не понадобиться. Диаграмма направленности очень широкая, в данном случае об этом свидетельствует поведение кривых, снятых на оси при отклонениях от неё на 30 и 50 град. Чувствительность ниже средней, около 86 дБ. Звуковая сцена обещает быть чёткой и устойчивой в пространстве. Посторонние призвуки порта незначительны.
Зависимость модуля Z от частоты
Monitor Audio Silver 8
Плавно меняющийся в небольших пределах импеданс даёт и ровную фазовую характеристику, которая в диапазоне 200 Гц — 20 кГц укладывается в коридор
±15 град. Поскольку это, по сути, активная нагрузка, резкие фронты сигнала не будут затягиваться, следовательно, за разборчивость звучания можно не опасаться. Номинальное сопротивление 4 Ом, и ниже этой отметки оно не падает. Более того, далее импеданс плавно растёт, достигая отметки 7 Ом на 20 кГц. Соответственно, усилителю не придётся отдавать в нагрузку большой ток в ВЧ-диапазоне, где его искажения и без того максимальны. Фазоинвертор настроен на 45 Гц, частота раздела между СЧ и ВЧ-головками по графику определить сложно.
Амплитудно-частотная характеристика
Monitor Audio Silver 8
Пожалуй, лучший результат среди всех участников теста. Система линейна во всём рабочем диапазоне, нет ни провала вблизи частоты раздела, ни подъёма на ВЧ. Образцовый порядок и в самой важной, среднечастотной области. Диаграмма направленности твитера великолепна: характер кривых, снятых на акустической оси и с отклонениями на 30 и 50 град., абсолютно одинаков. Чувствительность 88 дБ ниже заявленной, но особо мощный усилитель для озвучивания комнаты средней площади не понадобится. Призвуки порта минимальны.
МОДЕЛЬ | ASW Opus L14 | Chario Syntar 533 | Davis Acoustics Vinci 3D | Diapason Ares | ELAC FS197 | Epos Epic 5 | HECO Aleva GT 1002 | Magnat Quantum 755 | MartinLogan Motion 20 | Monitor Audio Silver 8 |
Конструкция | 2 полосы, фазоинвертор | 4 полосы, фазоинвертор | 3 полосы, фазоинвертор | 2 полосы, фазоинвертор | 2,5 полосы, фазоинвертор | 2,5 полосы, фазоинвертор | 3 полосы, фазоинвертор | 2,5 полосы, фазоинвертор | 2,5 полосы, фазоинвертор | 3 полосы, фазоинвертор |
Номинальное сопротивление, Ом | 4 | 4 | 8 | 6 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
Чувствительность, дБ/Вт/м | 88,3 | 91 | 93 | 88 | 88.5 | 92 | 91 | 93 | 90 | 90 |
Воспроизводимый диапазон, Гц | 50 — 30000 | 35 — 20000 | 35 — 21000 | 45 -20000 | 36 — 50000 | 45 — 25000 | 23 — 44000 | 22 — 50000 | 46 — 25000 | 32 — 35000 |
При неравномерности, дБ | Н.д. | Н.д. | 3 | Н.д. | Н.д. | Н.д. | Н.д. | Н.д. | 3 | Н.д. |
Частота разделения полос, Гц | Н.д. | 165, 780, 1550 | 400, 4000 | 4400 | 700, 2700 | Н.д. | 170, 3000 | 250, 2800 | 500, 2600 | 500, 2700 |
Подводимая мощность, Вт | До 150 | До 120 | До 200 | Н.д. | До 200 | До 200 | До 350 | До 300 | До 200 | До 200 |
Подключение к усилителю | Однополосное | Однополосное | Однополосное | Однополосное | Двухполосное | Двухполосное | Двухполосное | Двухполосное | Двухполосное | Двухполосное |
Габариты, мм | 1085х130х165 | 1040х230х350 | 1030х190×310 | Н.д. | 975х210х290 | 915x210x320 | 1200х207×410 | 992х190×370 | 929x173x297 | 1000x185x300 |
Масса (каждой), кг | 9,1 | 23 | 26 | 9 | 15 | 19.7 | Н.д. | 22,4 | 16.8 | 23.33 |
Цена, руб. | 74250 | 69000 | 59800 | 72500 | 70000 | 59000 | 59990 | 62000 | 70000 | 71500 |