Третий — не лишний
Все необходимые для многоканального домашнего театра функции принято «упаковывать» в один универсальный компонент — AV-ресивер. Так делают, чтобы централизовать коммутацию и упрятать внутрь промежуточные межкомпонентные соединения, ради удобства управления, а заодно — и для снижения цены устройства. Однако американская NuForce опробовала диаметрально противоположный модульный принцип, разделив функции AV-ресивера между тремя блоками.
По замыслу NuForce, домашняя система настоящего энтузиаста многоканального воспроизведения должна быть всё-таки раздельной, иметь короткий тракт и исключать всякое лишнее преобразование сигнала, без чего обычный AV-ресивер практически не обходится. И логика в таком подходе, безусловно, прослеживается. Один модуль несёт в системе исключительно «силовые» функции и больше ничего — это восьмиканальный оконечник. Сигнал к нему, в свою очередь, может приходить от двух разных по своей природе устройств — цифрового процессора или восьмиканального аналогового предусилителя. Каждый способ заслуживает внимания и подразумевает собственную концепцию построения многоканальной системы.
Есть и другие плюсы в распределении задач между блоками. Инженеры избавляются от проблем, связанных с наводками от силовых и цифровых частей на нежную слаботочную аналоговую электронику. Упрощается организация питания — вместо одного общего трансформатора и компромиссной многоконтурной стабилизации ставятся три «локальных» специализированных энерегетических системы.
Но есть и минусы. Для соединения трёх блоков понадобится уйма комплектов RCA-интерконнектов — восемь стереопар, чтобы реализовать конфигурацию 7.1. Усложняется и управление, потому что в системе получается два коммутатора, две регулировки громкости, два пульта… Впрочем, разработчики попытались разрешить и эту проблему. Единое управление питанием компонентов реализовано через триггерные ключи. На пульт ДУ от процессора для удобства добавлены базовые кнопки управления предом. А чтобы избежать двойного регулирования громкости, соответствующие команды для процессора и предварительного усилителя разделены. Более того, системы регулирования запоминают ранее установленный уровень. Поэтому, к примеру, достаточно однажды выставить максимум громкости на преде для одного из входов 7.1 (на который приходит сигнал с процессора) и в дальнейшем к этой регулировке уже не возвращаться никогда. Правда, всё равно придётся взять за привычку управлять громкостью разными ручками или набором кнопок: в домашнем театре за это отвечает «процессорная» пара Volume +/Volume — на пульте, а при прослушивании в стереорежиме — другая пара кнопок.
И теперь совсем коротко о том, чем технически примечателен каждый компонент NuForce. В мощнике MCA-20 используется схема широтно-импульсного усиления с ООС. Высокоэффективные цифровые технологии с фирменными усовершенствованиями — можно сказать, главная фишка компонентов этой марки. Отличительная черта MCA-20 — впечатляющая заявленная выходная мощность.
Аналоговый многоканальный пред MCP-18, питающийся от собственного небольшого тороидального трансформатора, наделён цифровой системой управления громкостью. В ней используется прецизионный регулятор на микросхеме Muse 72320, которая часто применяется в технике хай-эндного класса. МСР-18 рассчитан на четыре источника (два из них многоканальные), притом линейные стереовходы дублируются балансными. Кстати, в исполнении RCA+XLR в преде реализованы и все «преауты» 7.1, причём в каждом канале предусмотрена индивидуальная подстройка уровня. Основное назначение МСР-18 — работа с высококачественными двухканальными источниками и продвинутыми Blu-ray-проигрывателями. Неплохой вариант для апгрейда существующей стереосистемы. Основное предназначение МСР-18 — объединение акустической системы 7.1 и высококлассного стереотракта без ущерба для качества звучания. Как вариант: сочетание лампового усилителя и виниловго проигрывателя с AV-источником и многоканальным оконенчником.
«Надстройку» AVP-18, рассчитанную на четыре HDMI-источника и четыре цифровых компонента с подключением по S/PDIF (входы представлены парой коаксиальных и парой оптических гнезд), выделю особо. По размерам это такой же компактный блок, как и пред, но возможностей у него не меньше, чем у профессионального театрального процессора. Достаточно продвинут восьмиканальный бас-менеджер — до 80 Гц регулировка осуществляется с шагом всего 5 Гц, а с указанной отметки и до 250 Гц — с шагом в 10 Гц, что позволяет с ювелирной точностью подстроить НЧ-фильтры под каждую АС. Ещё больше впечатляет реализованный в процессоре 11-полосный параметрический эквалайзер (в каждом канале, кроме сабвуферного — ему оставили лишь три полосы). Широта охвата и дискретность настроек такова: центральные частоты можно задавать в интервале от 20,27 Гц до 19,73 кГц с шагом примерно в 1/30 от опорного значения выбранной частоты, уровень — в диапазоне ±12 дБ с шагом 0,25, добротность — от 0,25 до 24. На ручную настройку столь изощрённого эквалайзера могут уйти месяцы, поэтому предусмотрена автокалибровка по измерительному микрофону. Звуковая подсистема AVP-18, разумеется, поддерживает все современные форматы DTS и Dolby, видеосекция — все спецификации HDMI 1.4, включая 3D, расширенный цветовой охват и т.д. К коммутатору, кстати, дополнительным источником можно «прицепить» через USB ещё и опционный Bluetooth-адаптер…
Пробы я начал с самого простого и понятного варианта: оконечник MCA-20, соединённый в стереорежиме c предварительным MCP-18 и подключённый к последнему наш референсный CD-проигрыватель. Динамика воспроизведения — вот что в первую очередь обращает на себя внимание в этой системе. Мощный MCA-20 отлично контролирует нагрузку и способен выдавать какие-то запредельные уровни, не теряя чистоты звучания. Примечательно, что в его звуковом почерке нет каких-либо явных цифровых или холодных оттенков, которые нередко водятся за усилителями с широтно-импульсной модуляцией. Незаметны на слух и искажения. Бас линеен и пластичен, середина передаётся свободно и эмоционально. Лишь верхний регистр «припесочен», что я готов списать на недостаточную прогретость компонентов NuForce, а именно предварительного MCP-18. Аналоговая электроника «только что из коробки» частенько этим страдает, пока не отработает часов 100 — 200. Больше смутила несколько выдвинутая на слушателя сцена, но этот параметр также может войти в норму со временем.
Затем я испытал систему в цифровом варианте — подключил проигрыватель коаксиальным кабелем к процессору AVP-18, а его, в свою очередь, напрямую к MCA-20, минуя аналоговый пред. Такая конфигурация, кстати, вполне допустима, если в системе применяются только цифровые источники.
Результат оказался другим и, пожалуй, более интересным. Бас стал конкретнее и богаче в послезвучиях — в нём проявилось больше тонких тональных нюансов. Средний регистр хотя и приобрел немного холодные оттенки, но стал еще детальнее и разборчивее. Верх совершенно очистился, «металл» заиграл в красивых и мельчайших подробностях. Но особо отмечу сцену. Пространство обрело и глубину, и должную точность, и выразительную трёхмерность на флангах. Из минусов отмечу лишь одну странность. Образы получаются материальными, звучание кажется гармонически полным, но почему-то «грудная» середина в вокале не выражена так классно, как в аналоговом тракте. Присутствует некая механистичность.
А как покажет себя «тройная» система? Включаю MCP-18 между процессором и оконечником, задаю по нужному входу громкость на максимум (то есть фактически включаю сквозной режим), а всё остальное оставляю как есть. Теперь точно можно сказать, какие перемены в звучание вносит пред. Чуть-чуть ослабляется динамика по верхнему басу, но вся низкочастотная основательность сохраняется. В середине саунд становится мягче, нижне-средний регистр получает недостающую порцию «бархата». В переходной области СЧ/ВЧ ещё больше возрастает информативность, притом без всякого тонального «накала». Но больше всего я опасался не за то, сохранит ли воспроизведение нейтральность, а за сцену и верхний регистр. И, оказалось, зря. Дисканты остались чистыми и прозрачными. Пространство не исказилось и не утратило ни одной детали. Класс! Похоже, выходные каскады MCP-18 более продвинуты и согласованы с входами оконечника лучше, чем выходы у процессора. Что для «тройной» системы вполне логично.
ПОРАДОВАЛО
Обширные звуковые настройки, возможность автокалибровки, богатая коммутация. Прозрачный верхний диапазон, правильное построение пространства. Великолепная динамика, недостижимая в аналоговых усилителях при таких габаритах.
ОГОРЧИЛО
Необходимость в большом количестве соединительных кабелей, некоторая механистичность звучания в среднем регистре.
NuForce AVP-18
Производитель: NuForce Inc (США)
www.nuforce.com
Цифровые выходы: TOSLink || Цифровые входы: USB, 2 Coax, 2 TOSlink, 4 HDMI || Аналоговые выходы: 7.1 RCA || Выходное сопротивление: 100 Ом || Воспроизводимый диапазон: 20 — 20000 Гц || Гармонические искажения: 0,05% || Габариты: 430 х 81 х 341 мм || Масса: 4,6 кг || Цена: 59840 руб.
NuForce MCP-18
Аналоговые входы: 2 RCA, 2 XLR, 7.1 RCA || Аналоговые выходы: 7.1 RCA, 7.1 XLR || Входное сопротивление: 47 кОм || Выходное сопротивление: 5 Ом || Отношение сигнал/шум: 105 дБ || Воспроизводимый диапазон: 10 — 100000 Гц || При неравномерности: -0,7 дБ || Гармонические искажения: 0,002% || Габариты: 430 х 81 х 341 мм || Масса: 6,8 кг || Цена: 54400 руб.
NuForce MCA-20
Выходная мощность в каждый канал: на нагрузку 4 Ом — 278 Вт, 8 Ом — 150 Вт || Пиковая мощность: на нагрузку 4 Ом — 325 Вт, 8 Ом — 187 Вт || Аналоговые входы: 7.1 RCA || Входное сопротивление: 20 кОм || Отношение сигнал/шум: 91 дБ || Воспроизводимый диапазон: 10 — 50 000 Гц || Гармонические искажения: 0,01% || Габариты: 432 х 10 х 381 мм || Цена: 122400 руб.
- КОМПОНЕНТЫ
- CD-проигрыватель Bryston BCD-1 (151000 руб.)
- Акустические системы Monitor Audio Gold Reference 20 (80000 руб.)
- Межблочные кабели RCA Musical Wire Cadence Signature (24000 руб.)
- Цифровой коаксиальный кабель Audioquest VDM-3 (5000 руб.)
- Акустические кабели Kimber Kable 12TC (24000 руб.)
- Силовые кабели Physics Style PW-Reference (38000 руб.)
- Дистрибьютор питания Supra LoRad MD-06-EU Mk II/LoRad CS-EU 1,5 (5500/3200 руб.)