Курс стереометрии
Совместить боевую ударную мощь и музыкальность звучания при построении воспроизводящей системы в большом помещении — задача не из простых. С акустикой проблем нет, на рынке много моделей элитного класса, способных озвучить солидные площади. А вот найти усилитель, который и драйва поддаст, и при необходимости проявит деликатность, гораздо сложнее.
Дело в том, что универсальной усилительной схемотехники для аудиофилов и любителей убойных блокбастеров не существует. Первые, скорее всего, предпочтут 8-ваттный ламповый однотактник, вторых вполне устроит и оконечник класса D, лишь бы давал драйва побольше. Это, разумеется, полярные точки зрения, основная же масса производителей пытается найти компромиссное решение, устраивающее как можно больше потенциальных покупателей. Вопрос лишь в том, как расставить приоритеты.
Новозеландская Perreaux проектирует усилители уже 40 лет, используя собственные схемные решения и принципы конструирования. Моноблоки Prisma 750, самые мощные в каталоге компании, отличаются предельно коротким звуковым трактом, реализованным на самой современной элементной базе. Главный пункт фирменной концепции — применение в выходных каскадах сильноточных полевых транзисторов. Структуры MOSFET, по мнению новозеландских специалистов, сочетают теплоту, открытость и реализм звучания, присущие ламповым усилителям, с высокой нагрузочной способностью биполярных транзисторов.
Энергетические показатели этих 30-килограммовых монстров действительно уникальны — они способны выдать в 8-омную нагрузку до 750 Вт и до 1300 Вт при работе на 4 Ом. Заявленный коэффициент демпфирования — 700, а максимальный ток на выходе может достигать 160 А. По всей видимости, Prisma 750 проектировались с колоссальным запасом для работы с любой акустикой и в очень больших помещениях. Задача соответствующего энергообеспечения возложена на блок питания, который занимает более половины объёма весьма вместительного корпуса. Это огромный тороидальный трансформатор (по виду киловатта на два, не меньше), мощный диодный мост и сглаживающий фильтр с электролитическими конденсаторами общей ёмкостью 60000 мкФ. Чтобы при включении не выбивало силовой автомат на электрощите (в момент зарядки конденсаторов усилитель потребляет огромный пиковый ток), в конструкции предусмотрена система мягкого старта, плавно повышающая напряжение на выходе выпрямителя. При таком энергетическом потенциале невозможно было обойтись без схемы, отключающей акустические системы при возникновении аварийных ситуаций. В Prisma 750 цепи защиты полностью изолированы от звукового сигнала с помощью оптронов.
Аудиотракт моноблоков полностью балансный, каскады предварительного усиления построены на биполярных транзисторах, а выходные — на 150-ваттных MOSFET’ах, по четыре штуки в каждом плече. Ток покоя выбран таким образом, что до 10 Вт усилитель работает в классе А и только после этого переходит в класс АВ. Охлаждение обеспечивается гигантскими теплоотводами, занимающими всю площадь боковых стенок корпуса.
Дизайн Prisma 750 лаконичен и суров. Единственный элемент оформления — овальное окно с синим светодиодом на толстой лицевой панели. Задняя стенка намного более информативна. На ней расположены входные разъёмы XLR и RCA, а также тумблер для распределения сигнала между ними. Две пары солидных акустических клемм соединены параллельно для удобства четырёхпроводного подключения. Имеются триггерные гнёзда для интеграции усилителя в многозонную систему и тумблер «подъёма земли», развязывающий заземление внутренней сигнальной цепи с заземлением питания.
После столь подробного изучения матчасти не возникло ни малейших сомнений в энергетическом потенциале усилителей. Что и подтвердилось в первые же минуты прослушивания — наша акустика Monitor Audio Gold Reference 20 оказалась для них абсолютно детской нагрузкой. Громкость ограничивалась лишь опасением сжечь динамики, при этом ещё оставался солидный запас подводимой мощности. Несмотря на рекордное значение SPL, в звучании не замечалось ни сухости, ни грубости, ни «каши» даже на фрагментах с насыщенным спектром, что говорит о малом уровне всех видов искажений. Тем не менее «театральный» характер аппарата всё же проявился. Великолепно отрабатывая низкочастотные и макродинамические эффекты, усилители всё же склонны укрупнять мелкие детали звуковой картины, но это намного лучше, чем просто игнорировать их, чем часто грешат киловаттные оконечники. Всё вышесказанное относится к уровням громкости, сопоставимым с теми, что бывают в реальной жизни на рок-концертах. И здесь вполне понятна любовь разработчиков к полевым транзисторам — они мгновенно реагируют на резкие пики, и поэтому динамика предельно близка к той, что бывает при живом исполнении. Правда, при некоторой потере наполнения в самой нижней октаве. Здесь всё так же легко и воздушно, как в среднем диапазоне, хотя для инфранизкого баса это не всегда плюс.
При воспроизведении аудиофильских записей на комфортной громкости моноблоки откровенно порадовали. Они проявили себя как вылизанные хай-файные интегральники — звучание предельно точное в передаче тембральных оттенков, с правильным тональным балансом и, конечно, с великолепной передачей пиковых уровней на tutti. Благодаря режиму «А» при малой мощности у Prisma 750 нет проблемы «первого ватта» — даже на минимальной громкости звучание остаётся натуральным и комфортным.
В блоке питания установлен 2-киловаттный тороидальный трансформатор и 4 сглаживающих конденсатора 15000 мкФ х 100 В
Perreaux Prisma 750
Производитель: Perreaux Industries Ltd.
(Новая Зеландия)
www.perreaux.com
Номинальная выходная мощность (0,07%, 20 Гц — 20 кГц): на нагрузке 8 Ом 750 Вт, на нагрузке 4 Ом 1300 Вт || Коэффициент искажений: на частоте 1 кГц 0,008%, в диапазоне 20 Гц — 20 кГц <0,04% || Диапазон воспроизводимых частот (±0,25 дБ): 5 — 40000 Гц || Усиление по напряжению: 34,3 дБ || Запас по динамике: >1,1 дБ || Размах напряжения на выходе (от пика до пика): 322 В || Максимальный выходной ток: 160 А || Демпфинг-фактор (8 Ом, 1 кГц): >700 || Номинальная чувствительность: по входам RCA 1,5 В, по входам XLR ±0,78 В || Отношение сигнал/шум: -100 дБ || Габариты: 430 х 194 х 486 мм || Масса: 30 кг || Цена (за шт.): 332000 руб.
- КОМПОНЕНТЫ
- CD-проигрыватель Primare CD22 (66500 руб.)
- Акустические системы Monitor Audio Gold Reference 20 (80000 руб.)
- Кабели:
- — межблочные Cardas Cross RCA 0,75 м (23089 руб.)
- — акустические Cardas Clear Sky Banana 3 м (46485 руб.)
- — сетевые Physics Style PW-Reference (38000 руб.),
Musical Wire Cadence Signature (25900 руб.) - Дистрибьютор питания Supra LoRad MD-06-EU Mk II/LoRad CS-EU 1,5 (5500/3200 руб.)
- МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
- 1. Dream Theater, «Falling Into Infinity». East/West Records, 1997
- 2. «Burmester Vorfuhrungs CD III». GEMA, 1996
- 3. Carl Orff, «Carmina Burana». Andre Previn and LondonSymphony Orchestra. EMI Classic, 1993.
- 4. Bruce Springsteen, «The Best». Columbia, 1995.
Выходные каскады построены на восьми комплементарных MOSFET”ах 2SK1530/2SJ201 мощностью 150 Вт каждый
Входные и драйверные каскады собраны на небольшой плате, помещённой возле задней панели. Это, собственно, весь усилитель — на теплоотводах установлены лишь мощные истоковые повторители
7 РАЗ ОТМЕРЬ
Зависимость КНИ от выходной мощности
Perreaux Prisma 750
Несмотря на колоссальную мощность, усилитель имеет чрезвычайно малый уровень нелинейных искажений вплоть до начала клиппинга. Минимальные значения (0,005%) отмечаются в диапазоне мощностей 0,5 — 20 Вт, причём на этом отрезке КНИ не зависит от сопротивления нагрузки. Это поистине выдающийся результат для моноблока, способного отдать в 8-омную нагрузку 750 Вт, что гарантирует одинаковый характер звучания на любой громкости и при подключении акустики со сложным импедансом. При переходе на 4-омную нагрузку максимальная отдаваемая мощность (КНИ = 1%) выходит за пределы измерений 1 кВт. Такой прирост свидетельствует о крайне высокой энерговооружённости источника питания.
Спектр гармоник усилителя мощности
Perreaux Prisma 750
Как всегда, спектр гармоник снимался при мощности 0,1 от максимальной, в данном случае при 75 Вт. КНИ при этом получился 0,065% и исключительно за счёт составляющих низких порядков. Несмотря на балансную схемотехнику, амплитуды 2-й гармоники выше 3-й. Такого соотношения в последнее время часто добиваются специально, чтобы получить более комфортное, благоприятное для слуха звучание. Шлейф высокочастотных составляющих спадает плавно вплоть до уровня шумов, так что ни окраски, ни жёсткости в верхнем диапазоне быть не должно.