Испытание чувств
Появление брэнда Tarim Audio — событие неординарное. Мало у кого из российских разработчиков доставало опыта, организаторских способностей и упорства, чтобы наладить хотя бы мелкосерийный выпуск своих изделий. У Александра Тарима амбиции гораздо серьёзнее — он намерен выйти на рынок и на равных конкурировать с именитыми зарубежными производителями.
И эта идея на самом деле не настолько безумна, как может показаться на первый взгляд. Свою роль могут сыграть благоприятные факторы, главный из которых — явный дефицит относительно доступных усилителей, способных работать с современной акустикой. Чтобы раскачать «тяжёлые» системы чувствительностью 87 — 88 дБ, имеющие в придачу провалы импеданса (а таких большинство), приходится покупать очень дорогие мощные оконечники, но даже в этом случае желаемый результат не гарантирован.
Линейка Flood House* — далеко не первый проект Александра. Ещё пять лет назад мы тестировали его двухтактный интегральник на 6С33С**, а ещё раньше были и другие ламповые конструкции, регулярно демонстрировавшиеся на выставках «Российский Hi-End». Переход на транзисторную схемотехнику был обусловлен желанием создать не слишком дорогой комплект, способный выдать ток, необходимый для раскачки практически любых акустических систем. За основу взята традиционная британская школа, но без малейших попыток сымитировать звук какой-нибудь конкретной марки. Сначала подробно изучалась схемотехника, затем последовали годы многочисленных эмпирических исследований. В отличие от многих современных разработчиков Александр не стал отказываться от общей обратной связи. Идея была в другом — изначально создать такой спектр гармоник, чтобы введение ООС не принесло звуку ни малейшего вреда. Много времени заняли пробные прослушивания, в ходе которых рождалась схемотехника конкретных узлов. Тщательно, по звуку, отбирались комплектующие. Принцип формулируется так: никакого фанатизма по поводу аудиофильских компонентов, но есть места, где они незаменимы.
Конкретный пример — предусилитель. Селектор входов размыкает и сигнальную, и земляную линии, поэтому неработающий источник отключается полностью. Коммутирующие герконы питаются от прецизионных источников тока с тщательной фильтрацией. Стеклянный «иллюминатор» на лицевой панели — сенсор, касанием которого выбирается источник. Сам же предусилитель получает питание от внешнего блока с 400-ваттным тороидальным трансформатором и конденсаторами общей ёмкостью 44000 мкФ. Стабилизированное напряжение (6 независимых линий) повторно очищается непосредственно в потребителе активными фильтрами. Многие элементы конструкции не имеют жёсткого крепления, в частности, плата коммутатора и плавающий регулятор громкости, ось которого соединена с ручкой через мягкую муфту. Внутренняя проводка не фиксируется стяжками и проложена по траектории, найденной в ходе предварительных прослушиваний. Элементы корпуса отфрезерованы из толстых плит алюминия, по мнению Александра, «в тонких корпусах звук умирает». Не случайно выбраны и размеры — при ширине 1/2 стандартной получилась жёсткая конструкция с минимальными вибрациями. Все аппараты комплектуются ножками из финской древесины, которые также не закреплены.
Отличительная особенность оконечников Flood House — наличие внешних теплоотводов из чистой меди с искусственной патиной. Они обеспечивают эффективное, а главное, быстрое охлаждение выходных каскадов в классе АВ, что позволяет работать со сложной низкоомной акустикой. Радикальное, но дорогое решение — такой радиатор составляет более половины стоимости моноблока. Плата усилителя мощности также не имеет жёсткой связи с корпусом, он висит на ножках транзисторов Sanken. Монтаж предварительного тракта смешанный, сигнальный тракт сделан навесным способом, питание и другие вспомогательные цепи — на печатной плате. В каждом плече по два транзистора разной проводимости, что оказалось лучше, чем параллелить по нескольку штук одной структуры. Их корпуса не прикручены к радиатору, а прижаты медным бруском.
При выходной мощности 200 Вт каждый моноблок питается от 500-ваттного тороида и двухполупериодного выпрямителя — такая схема оказалась лучшей для звука. При включении даётся 15-секундная задержка, чтобы избежать удара по акустике. Реле на выходе нет, причём схема защиты от КЗ и перегрузок отслеживает не ток, а область безопасной работы «Санкенов». На качество звучания она не влияет, поскольку не разрывает цепь сигнала, а снимает напряжение с некоторых каскадов. Максимальный выходной ток оконечника — 25 А.
Трассировка также тщательно продумана. Сигнальная земля отделена от корпуса, что исключает возникновение земляных петель при подключении предусилителя. Сетевая проводка внутри корпуса выполнена задемпфированным проводом Akrolink, сигнальная — Siltech и Goertz. Пассивные компоненты — BHC, ELNA, Allen Bradley, Silver Mica. Всё это отслушивалось в различных сочетаниях в течение нескольких месяцев.
Цитата: «Как производитель без имени, я должен всё делать лучше, чтобы на меня обратили внимание». Поэтому опытные образцы Flood House возились по московским хай-файным салонам и слушались с самой разной акустикой. Они также сравнивались с более дорогими усилителями авторитетных производителей.
Осталось лишь добавить, что компоненты выпускаются в нескольких цветовых сочетаниях корпуса, стекла и светодиодов, возможен вариант с сапфировым стеклом. Ориентировочная цена четырёх блоков — $20000 в рублёвом эквиваленте.
Для испытаний комплект Flood House включался в тракт, состоящий из компонентов заведомо более высокого уровня. Тонкий тюнинг за счёт подбора кабелей и экспериментов с акустическими платформами позволил повысить разрешение системы и улучшить пространственные характеристики. Две пары колонок подключались по очереди, поэтому прослушивание проводилось в два этапа. Поскольку Александр настоял на полноценном испытвнии его техники, мы решили не делать никаких скидок на ее росийское происхождение. Наш принцип — равные условия тестов для всех участников.
Этап первый: Акустика Wilson Benesch A.C.T.
Номинальное сопротивление 6 Ом, чувствительность 88 дБ, максимальная подводимая мощность 200 Вт, рабочий диапазон 35 Гц — 24 кГц. Масса каждой колонки 52 кг. Корпус составлен из карбонового волокна и металла, дерево в виде шпона используется исключительно для внешней отделки. 17-сантиметровые СЧ и НЧ-драйверы также имеют карбоновые диффузоры, и каждый нагружен на собственный фазоинвертор. Твитер — дюймовый, с шёлковым куполом.
Для начала я решил «прощупать» систему в щадящем режиме, поставив тестовый сборник Пола Бартона [1]. Но после фрагмента «Картинок с выставки» Мусоргского с чрезвычайно мощным и низким басом стало ясно, что усилители не нуждаются ни в каком снисхождении. Контроль диффузоров был идеален — вплоть до инфранизкой области разборчиво читалась каждая нота, не появлялось ни малейших признаков анархии. В нижнем регистре чувствовалась мощная пульсирующая энергия, щипок бас-гитарной струны превращался в чувствительный удар по ушам. Столь же реально передавалась и мембрана большого барабана — резко, с оттягом, возможно, местами суховато, но чрезвычайно близко к натуральному звучанию.
Теперь самое суровое испытание, которому только можно подвергнуть усилитель и акустику — Noisia, «Split the Atom» [4]. Это невероятное нагромождение звуков и пространственных планов с колоссальной энергией, распределённой по всему спектру, воспринимается как какофония, если система теряет разрешение при повышенной динамической нагрузке. Здесь же при нечеловеческом звуковом давлении отчётливо слышна партия каждого инструмента, каждая мелодическая и ритмическая линия. Конечно, можно выкрутить громкость до слышимых искажений, но это будет уже где-то около болевого порога. Пространство тоже выстроено верно, с хорошей перспективой в глубину и позиционированием некоторых мнимых источников даже по высоте сцены.
Говоря о микропоказателях, нельзя не похвалить источник. Проигрыватель dCS Puccini с внешним мастер-клоком — это нечто. Не могу припомнить, чтобы я раньше слышал столь же точное, масштабное и невероятно музыкальное представление большого симфонического оркестра. Такая трактовка моментально увлекает колоссальным объёмом, воздухом, атмосферой большого зала, филигранной прорисовкой каждого инструмента, цельным и плавным течением музыки. Высокая контрастность не отдаёт резкостью, динамические переходы от микроуровней до мощных крещендо — как в реальном концертном зале. О наличии посредника, т.е. воспроизводящего тракта, быстро забываешь.
Этап второй: Акустика EgglestonWorks The Andra III
Басовое звено с изобарической нагрузкой на двух 12-дюймовых драйверах Dynaudio, среднечастотная спарка Morel, твитер Dynaudio Esotar. Чувствительность 87 дБ, рабочий диапазон 18 Гц — 24 кГц, номинальное сопротивление 8 Ом, минимальное 5,6. Колоссальная масса колонки, около 100 кг, обусловлена толщиной стенок корпуса и применением алюминиевых плит в качестве верхних боковых накладок. Нагрузка нелёгкая, в прямом и переносном смысле — каждый моноблок теперь должен контролировать пару огромных диффузоров, работающих пуш-пульно.
И, как ни странно, почти никаких проблем. И это «почти» относится не столько к усилителю, сколько к взаимодействию акустических систем с помещением. Комната прослушивания спроектирована и заглушена грамотно, но, похоже, этим монстрам нужен объём побольше. В нижнем регистре появились обволакивающие нотки, и в целом характер звучания стал чуть менее аналитичным, но искусственной красоты в нём не возникло. Такое впечатление, будто система слегка расслабилась. При этом сам бас стал глубже, общая динамика заметно выросла. Всё, что сказано выше о Wilson Benesch, справедливо и для этого варианта, только все энергетические показатели нужно умножить на солидный коэффициент. Удар китайских барабанов — реальное движение воздуха в комнате. Симфонический оркестр может грянуть так, что задрожат стены, но ни окраски, ни компрессии, ни потери разборчивости не заметно. Великолепное тембральное разрешение в середине и ясность верхнего диапазона очень обогащают звучание, а при столь мощной басовой поддержке картина производит очень сильное впечатление. Вокал, акустические инструменты, тарелки — с массой характерных подробностей, ореолом обертонов и широчайшим спектром. И даже при воспроизведении Noisia на предельной громкости теплоотводы моноблоков нагреваются градусов до сорока, не выше. Вот что значит не экономить на меди!
Общее же ощущение от Flood House — монументальность пространства, широта динамического диапазона, предельная деликатность при передаче нюансов, когда все они как на ладони, но общая картина не рассыпается. Чрезвычайно ценное свойство и правильная расстановка эмоциональных акцентов. Ни чрезмерной праздничности, ни холодной аналитики, богатство спектров тоже умеренное, без излишеств. Тут даже не столько слышишь музыку, сколько чувствуешь её, а это в наше время удовольствие редкое.
Редакция благодарит салон «Резонанс» за помощь в проведении прослушивания
Tarim Audio Flood House
Производитель: Tarim Audio (Россия)
www.tarim-audio.com
Предусилитель Flood House
Входная чувствительность и сопротивление: 2 х 600/33, 300/10 мВ/кОм || Минимальный импеданс нагрузки: 600 Ом || Напряжение питания: 220/110 В || Комплект: пульт ДУ, кабели блока питания, сетевой кабель, ножки || Габариты: предусилителя 350 х 220 х 130 мм, блока питания 350 х 220 х 105 мм || Масса: предусилителя 6,5 кг, блока питания 10 кг
Усилитель мощности Flood House
Выходная мощность: 200 Вт на 4 Ом || Максимальный выходной ток: ±25 А || Чувствительность/входное сопротивление: 1 В/1 кОм || Усиление: 29 дБ || Максимальная потребляемая мощность: 330 Вт || Напряжение питания: 220/110 В || Комплект: сетевой кабель, ножки || Габариты: 380 х 220 х 135 мм || Масса: 17 кг
*О происхождении названия, общей идеологии и концепции дизайна см. рубрику «Show Room» в прошлом номере.
**http://www.salonav.com/arch/2009/01/052.shtml.
- КОМПОНЕНТЫ
- CD/SACD-проигрыватель dCS Puccini (790440 руб.)
- Внешний задающий генератор dCS Puccini U-Clock (231840 руб.)
- Акустические системы: Wilson Benesch A.C.T. Maple Birds Eye (964880 руб. пара), EgglestonWorks The Andra III Dark Charcoal (1465500 руб. пара)
- Сетевой регенератор со стабилизацией напряжения IsoTek Systems Genesis (901600?руб.)
- Сетевой фильтр IsoTek Titan GII (159700 руб.)
- Кабели:
- — цифровой Siltech Golden Eagle 75 1.0m BNC/BNC (173300 руб.)
- — межблочные RCA — Siltech Princess 1,0m SST, (1770002 руб. пара)
- — акустические CrystalCable Crystal Speak Absolute Dream spade/spade 3 m (1631000 руб. пара)
- — сетевые CrystalCable Power Absolute Dream 1m, (357600 за 5 шт.)
- МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
- 1. Paul’s Picks 2, Two channel demo CD».
- 2. «Tutti! Orchestral Sampler». 24 bit HDCD Reference Recordings, 1997
- 3. Dream Theater, «Falling Into Infinity». Warner, 1997
- 4. Noisia, «Split the Atom». 2 CD, Mau5trap, 20123
- 5. Carl Orff, «Carmina Burana». Andre Previn and London Symphony Orchestra. EMI Classic, 1999
7 РАЗ ОТМЕРЬ
Зависимость КНИ от выходной мощности усилителя
Flood House
Уровень искажений усилителя чрезвычайно низок. Более того, в диапазоне мощностей от 0,02 до 12 Вт он не зависит от сопротивления нагрузки и держится в пределах 0,005 — 0,01%. Максимальная выходная мощность (при КНИ = 1%) у данного экземпляра усилителя 107 Вт на 8 Ом и 190 на 4-х, т.е. при уменьшении импеданса нагрузки вдвое она увеличивается почти в 1,8 раза. Более того, мы испытали моноблок на 2 Ом, и лишь после 220 Вт в нагрузке сработала защита. Это свидетельствует о высокой энерговооруженности усилителя и большом выходном токе, что позволяет ему работать даже с «тяжёлой» акустикой, имеющей серьёзные провалы импеданса.
Спектр гармоник усилителя мощности Flood House
Здесь мы видим картину, характерную для двухтактных усилителей — 2-я гармоника значительно ниже 3-й, которая не превышает -70 дБ при мощности 10 Вт. Остальные составляющие едва заметны на фоне шумов. Такой короткий шлейф — мечта любого разработчика, но не исключено, что звучание усилителя может показаться несколько аналитичным. По крайней мере, за чистый верхний диапазон, высокое разрешение и отсутствие «транзисторной» окраски можно ручаться.