залп из всех орудий
Сегодняшняя ситуация на рынке активных сабвуферов очень напоминает массированную атаку на потребителя, для привлечения которого используются любые средства. Кроме того, из-за многообразия продвигаемых дизайнерских и конструкторских решений порой бывает очень сложно понять главное — как та или иная модель звучит.
Acoustic Energy 108 || Boston Acoustics MSub || Elac Sub 2030 || Episode Sub-Cub8-110 || Focal Chorus Sub 300 P || МagnatQuantum 731A || MJ Acoustics Pro 50 MkIII || Monitor AudioRadius 390 || Morel PSW10 || SVS SB-1000 || Velodyne Wi-Q10 ||Waterfall High Force 2 Evo || Wharfedale UPC-10 || 7 раз отмерь
Именно этим мы сегодня и займёмся, Для чего, предварительно изучив рынок, выбрали тринадцать различных активных сабвуферов известных производителей. 20 — 40 тысяч рублей за аппарат — сумма достаточно серьёзная, поэтому мы вправе требовать от участников не только высоких звуковых показателей, но также оригинального конструктива и современного функционального оснащения.
Все испытуемые случайным образом разделились на несколько типов: в нашем распоряжении оказались модели с закрытым акустическим оформлением, фазоинвертором, пассивными радиаторами и одна с редкой даже для очень дорогой техники изобарической системой «пуш-пулл». Каждое решение имеет свои преимущества. Закрытый корпус обеспечивает отличные импульсные показатели, но ради них приходится жертвовать глубиной баса. Наиболее распространённое фазоинверторное оформление позволяет понизить границу воспроизведения. В то же время неидеально рассчитанный воздушный порт может вносить заметные призвуки на высоких уровнях громкости, не исключены и «затяжки» послезвучий быстрых ударных нот. Среди достоинств пассивного радиатора можно отметить большую глубину низких частот без посторонних призвуков, повышенную площадь излучения и взаимное демпфирование головок, снижающее нелинейные искажения. Но и у этой медали есть оборотная сторона — высокая инертность подвижной системы, снижающая скорострельность сабвуфера. Наиболее экзотический принцип — «пуш-пулл», положенный в основу модели Wharfedale UPC-10. Его суть в использовании пары одинаковых драйверов, работающих на общий объём в противофазе. Такой тандем сочетает основные преимущества закрытого оформления (быстрый, чёткий бас) и фазоинвертора (внушительная глубина низких частот), а кроме того, взаимно компенсируются вибрации, создаваемые головками.
Для сегодняшнего прослушивания мы подобрали ряд отлично записанных музыкальных фонограмм различных жанров, позволяющих адекватно оценить качество воспроизведения каждого сабвуфера, понять его характер. Среди основных качеств, которые будут оцениваться — точность передачи ритмической структуры баса, глубина и чёткость низких нот, динамические способности, отсутствие слышимых призвуков. По традиции каждый испытуемый пройдет процедуру прогрева, а победителя определит наилучшее соотношение качества и цены.
- КОМПОНЕНТЫ
- Акустические системы Monitor Audio Gold Reference 20 ($2300)
- CD-проигрыватель Bryston BCD 1 ($4186)
- Интегральный усилитель Bryston В100 SST ($6787)
- Акустические кабели Legacy TL Speaker ($515)
- Межблочные кабели RCA Acuphase Super Refined SL-10G (€455)
- Дистрибьютор питания Supra LoRad MD-06-EU Mk II/LoRad CS-EU 1,5 ($190/110)
- МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
- 1. «Burmester Vorfuhrungs CD III HDCD». Bailey Records, 2003, CD
- 2. Bartok, «Concerto For Orchestra». JVC XRCD2, 2000, CD
- 3. Dream Theater, «Awake». EastWest Records, 1994, CD
- 4. Carl Orff, «Carmina Burana». Decca, 1976/2002, CD
- 5. Tchaikovsky, «1812 Overture». Telarc, 2001, Hybrid SACD
Среди тринадцати протестированных моделей не нашлось явных аутсайдеров — общий уровень участников оказался на удивление высок. Поэтому, чтобы определиться с окончательным выбором, ориентируясь на этот тест, нужно чётко понимать, какую роль вы отводите сабвуферу в системе. И если не требовать от него лишнего, можно немало сэкономить.
Так, самый массивный Magnat Quantum 731A относится к заядлым театралам. В его арсенале невиданная басовая мощь и удивительная лёгкость, с которой он выдаёт низкочастотный драйв. Между тем максимально полно реализовать свой потенциал модель способна исключительно в просторном помещении.
Характер звучания Focal Chorus Sub 300 || также можно назвать кинотеатральным. Аппарат отличается завидной глубиной баса и прекрасными скоростными данными, но несколько огрубляет тонкие низкочастотные переходы. Кроме того, следует отметить необходимость его тщательной настройки.
Сабвуфер ELAC Sub 2030, на наш взгляд, несколько более универсален. Он выделяется высоким динамическим потенциалом и отсутствием призвуков даже на очень высокой громкости. К сожалению, обратная сторона этих достоинств — не самая выдающаяся глубина баса.
В лице Acoustic Energy 108 мы имеем компактную бас-машину, рассчитанную на небольшие помещения. Эта модель порадовала великолепными ударными качествами и достойным звуковым разрешением, но при не самой высокой перегрузочной способности. Несомненным плюсом в данном случае является и наличие пульта ДУ.
Ещё один компактный сабвуфер, Episode Sub-Cub8-110, удивил недюжинной макродинамикой. В целом его звучание достаточно корректно и энергично, без заметных призвуков. Однако на максимальном уровне громкости есть риск перегрузки.
Оригинальная модель Morel PSW10 привлекательна формой и цветом корпуса, изготовленного из вибростойкого композита. При этом её звучание можно назвать естественным и точно проработанным, но не ошеломляющим своей энергетикой или динамикой. Скорее, перед нами этакий интеллигент, радующий не только приятным звучанием, но и стильной внешностью.
Необычный аппарат Waterfall High Force 2 Evo, самый дорогой в тесте, покорил высоким звуковым разрешением и правдивым воспроизведением большинства низкочастотных инструментов. Несколько вопросов возникло только к атаке — послезвучия ударных в ряде случаев показались немного затянутыми.
Массивный Boston Msub отличился оригинальной конструкцией и не менее убедительными по глубине басами. Среди достоинств отметим абсолютно инертный корпус и значительную глубину низких частот. Силён и контроль баса в основной полосе, несколько ослабевающий ближе к нижней границе.
Участников, получивших нашу «Рекомендацию», на этот раз четыре: Velodyne Wi-Q10, Wharfedale UPC-10, SVS SB-1000 и MJ Acoustics Pro 50 Mk III. Каждый из этих аппаратов имеет сбалансированный набор достоинств, поэтому не станет слабым звеном в системе достаточно высокого уровня.
Победитель же — совсем немного оторвавший от остальных Monitor Audio Radius 390. Эта модель не так давно вышла на рынок, но уже способна завоевать его благодаря великолепному соотношению качества и цены. Она по праву и получает наш Grand Prix.