Сверхчёткие перспективы
Игровые консоли нового поколения, наручные часы, считающие сожжённые владельцем калории, 3D-принтеры, печатающие вполне съедобные конфеты, россыпи сверхпродвинутых смартфонов и планшетов… В начале января на Internetional CES в Лас-Вегасе, как обычно, можно было прочувствовать все ключевые тренды в сфере потребительской электроники. Но главная тема выставки с прошлого года осталась неизменной — телевизоры сверхвысокой чёткости.
Ещё год назад многие именитые производители гордо представляли в Лас-Вегасе первые панели сверхвысокой чёткости, нисколько не смущаясь ни полным отсутствием доступного видеоконтента, ни хроническими задержками в освоении технологии OLED, применить которую в новых телевизорах, что называется, сам бог велел.
Что же с тех пор изменилось? Во-первых, осенью в продаже наконец-то появились долгожданные панели на базе органических светодиодов, правда только стандарта Full HD, в очень ограниченных количествах и по космическим ценам. Аппараты с ЖК-матрицами Ultra HD вышли на массовый рынок куда более оперативно, причём в последние недели прошлого года цены на них уже начали заметно снижаться.
Хиты нового сезона от Samsung: некоторые сверхширокоэкранные прототипы порадовали изысканным дизайном и высочайшим качеством отделки
Таким образом, можно констатировать, что при неоспоримых преимуществах перед старыми добрыми жидкими кристаллами в плане быстродействия и цветопередачи перспективы OLED-панелей безоблачными по-прежнему назвать трудно. Кстати, в выставочных пресс-релизах Samsung — одного из двух лидеров в продвижении органических матриц — аббревиатура OLED не встретилась мне ни разу, и это настораживающий симптом. Ещё один интересный факт: за неделю до CES Panasonic и Sony объявили о прекращении совместных разработок OLED-телевизоров, хотя именно в рамках данного проекта год назад был представлен сногсшибательный по качеству картинки прототип органической 4К-панели диагональю 56 дюймов. Справедливости ради надо сказать, что на стенде Panasonic прототипы 4K OLED-панелей всё же присутствовали, причём не только плоские, но и вогнутые. Будем надеяться, что причина разлада вовсе не в отсутствии перспектив, а, наоборот, в нежелании конкурентов делиться друг с другом ценными ноу-хау. Тем более что после недавнего прекращения производства «плазмы» Panasonic позарез нуждается в сильном технологическом козыре, способном поддержать у ценителей правильной картинки веру в уважаемый брэнд.
Кстати, как это ни печально, но век плазменных панелей окончательно подошёл к концу. Невозможность дальнейшего уменьшения размеров газоразрядного пикселя полностью закрыла столь почитаемой киноманами технологии дорогу в светлое будущее, имя которому — Ultra HD.
В линейках ведущих корейских брэндов PDP-панели до сих пор присутствуют, но LG анонсировала в Лас-Вегасе только модели среднего уровня максимальной диагонали 60 дюймов, а Samsung и вовсе не привёз ничего нового, хотя, по слухам, обновление его плазменного семейства в текущем году всё же состоится.
Очень похоже, что именно экологическую нишу плазмы займёт в итоге многострадальная органика. О первоначальных амбициях сменить на OLED поголовно все ЖК-телевизоры компании уже стараются не вспоминать, но шансы на внедрение неподатливой технологии в высококлассные домашние кинотеатры достаточно высоки. LG, к примеру, показала на CES сразу несколько крайне интересных органических новинок, включая Ultra HD-телевизоры с изогнутыми экранами размером 55, 65 и 77 дюймов. Самый большой из них прошлой осенью уже засветился на берлинской IFA, однако теперь у него появилось официальное название — 77EC9800, что намекает на скорое появление в продаже.
Принимая во внимание то, что преимущества изогнутого экрана кажутся очевидными далеко не многим, разработчики LG решили угодить сразу всем и показали прототип ещё одной 77-дюймовой OLED-панели, способной по команде с пульта менять форму — с плоской на вогнутую и обратно.
Однако ключевое место на стенде LG всё же заняла модель с классической LED-матрицей, но зато какой — 105-дюймовый изогнутый экран с соотношением сторон 21:9 и разрешением 5120 x 2160. Интересно, что такой же аппарат стал центром телевизионной экспозиции и на стенде Samsung. Ничего удивительного, в условиях жёсткой конкуренции корейские лидеры ТВ-рынка двигаются буквально ноздря в ноздрю, ни на секунду не спуская глаз с соперника. Впрочем, идея сверхширокоэкранного телевизора, способного без искажения картинки и чёрных полос показывать фильмы популярного киноформата 2,37:1, родилась не в Азии, а в Европе. Ещё в 2009 году Philips представил 56-дюймовый телевизор под названием Cinema 21:9 TV, тремя годами позднее снятый с производства по причине недостаточного успеха у покупателей. Что ж, будем надеяться, увеличившиеся в четыре раза чёткость и размеры экрана сделают теперешний рестарт более успешным. Кстати, в своем 105-дюймовом изогнутом телевизоре Samsung впервые применил технологию Auto Depth Enhancer, которую маркетологи тут же окрестили «возможностью просмотра 3D без очков». В некотором смысле они правы, поскольку речь идёт об увеличении краевого контраста на некоторых элементах изображения, по мнению видеопроцессора, находящихся на разных пространственных планах. Таким образом, картинка, действительно, как бы приобретает дополнительный объём. О «настоящем» 3D на этот раз разговоров в Лас-Вегасе почти не было — тема явно отработана, все более-менее приличные телевизоры объёмную картинку показывать умеют, а прорывов в её качестве, в том числе связанных с избавлением зрителей от очков, в ближайшем будущем явно не предвидится.
Телевизор Ultra HD с изменяемой геометрией экрана Samsung, разумеется, тоже продемонстрировал. Причём в данном случае размер экрана впечатляет ещё больше — 84 дюйма, правда матрица изготовлена по старой доброй LED-технологии. Ещё один гигант — плоский 110-дюймовый телевизор, пополнивший топовую серию Samsung S9. Он был анонсирован как самый большой Ultra HD-телевизор в мире, что формально верно, поскольку представленная Panasonic пару лет назад плазменная панель TH-152UX1 (152 дюйма) по чёткости соответствует немного другой версии стандарта 4K — 4096 х 2160.
Впрочем, массовые продажи телевизоров сверхвысокой чёткости, разумеется, придутся на модели куда более скромных диагоналей. Основная борьба за покупателя явно развернётся в сегменте 55 — 65 дюймов — новые модели в нём представили все серьёзные телевизионные брэнды. Главное отличие от прошлогодних панелей — полноценная поддержка HDMI 2.0. Данный интерфейс понимает формат кадра 21:9, работает с сигналом 4K на кадровых частотах вплоть до 60 к/с (HDMI 1.4 — до 30 к/с) и способен одновременно передавать два независимых видеопотока. Ещё один важный момент — поддержка многими моделями стандартизированного в прошлом году видеокодека HEVC (H.265). Двукратное преимущество в эффективности компрессии по сравнению с привычным H.264/MPEG-4 позволяет доставлять зрителям изображение Ultra HD по существующим кабельным и спутниковым каналам — вот вам и ответ на животрепещущий вопрос о доступности сверхчёткого контента.
105-дюймовый Ultra HD-телевизор с изогнутым экраном формата 21:9
85-дюймовая панель с изменяемой кривизной экрана
NEWS
PHILIPS
Главная новость от TP Vision: в этом году начнётся переход платформы Philips Smart TV на операционную систему Android. Cо всеми вытекающими отсюда последствиями вроде полной совместимости со смартфонами и планшетами на этой операционке, а также доступности огромного количества приложений из Google Play. Первые «Андроид»-телевизоры Philips появятся в российских магазинах уже во втором квартале, а к следующему году на мегапопулярную ОС будет переведена большая часть систем Philips Smart TV.
PANASONIC
В новых 4K-телевизорах применены LED-матрицы типа IPS с полноценной тыловой подсветкой. Прогрессивные технологии Studio Master Color и 4К Pure Direct призваны значительно расширить динамический диапазон яркости и цветовое пространство картинки за счёт глубокого анализа исходного сигнала. Помимо уже упомянутого HDMI 2.0, доступно подключение и через DisplayPort 1.2a, особенно популярный у обладателей компьютеров Apple.
Для самостоятельного сотворения контента сверхвысокой чёткости любителям будут предложены поддерживающий видеосъёмку в 4К фотоаппарат линейки Lumix GH и новая версия недавно протестированной нами (www.salonav.com/arch/2014/01/052.htm) экстремальной камеры HX-A100.
Интересно, что в качестве платформы для дальнейшего развития Smart TV Panasonic планирует использовать основанную на HTML5 и других открытых веб-стандартах операционку Firefox OS. Имея в виду, что телевизоры Philips скоро перейдут на Android, а новые модели LG будут работать под управлением возрожденной WebOS, можно сделать вывод, что разработчики телевизоров наконец-то взялись за ум и самодельному закрытому софту стали предпочитать решения на базе широко распространённых открытых программных интерфейсов. Хорошая новость — глюков в «Умных ТВ» станет гораздо меньше.
Из шести 55-дюймовых прототипов OLED-телевизоров сверхвысокой четкости от Panasonic два оказвлись плоскими, два — вогнутыми, а еще два и вовсе выпуклыми
NAIM
Легендарные британские мастера High End неспроста анонсировали новую топовую систему Statement именно на CES. Комбинация предусилителя и двух моноблочных усилителей мощности разработана полностью с нуля, без оглядки на накатанные решения и стоимость производства. Конструкция вобрала в себя самые смелые прогрессивные идеи мира бескомпромиссного звука. Чувствительные схемы предусиления смонтированы на медной раме и вертикально подвешены в верхней полностью изолированной и экранированной секции. На нижнем уровне расположились 1450-ваттные (4 Ом) силовые агрегаты, построенные по новой трёхкаскадной схеме без глобальной обратной связи и вооруженные специально разработанными транзисторами 009, которые выполнены на основе нитрида алюминия.
CHORD ELECTRONICS
Портативный усилитель для наушников Hugo — аппарат абсолютно бескомпромиссный. Он оснащён ЦАПом с пятью цифровыми входами и способен воспроизводить файлы самых прогрессивных высокоскоростных форматов, в том числе DXD, 384 кГц PCM и DSD 128. Максимально высокое качество беспроводных соединений достигается посредством использования профиля A2DP и кодека aptX, серьёзно улучшающих сохранность аудиоданных при передаче по Bluetooth.
Аппаратик полностью совместим с устройствами на базе Android и iOS, встроенного аккумулятора хватает на 2 часа автономной работы. Корпус традиционно для техники Chord изготовлен из авиационного алюминия, на месте и фирменный иллюминатор, меняющий цвет в зависимости от частоты дискретизации и позволяющий взглянуть на внутренние схемы.
Прототип шлема виртуальной реальности Oculus Rift теперь оснащен OLED-экранами с рекордным для подобных систем разрешением Full HD и системой точного слежения за положением головы. В течение года разработчики обещают запустить устройство в серийное производство
TOSHIBA
Чтобы не посрамить честь японских разработчиков ТВ, Toshiba тоже представила 105-дюймовый LED-телевизор с соотношением сторон 21:9, правда решив сохранить его экран абсолютно плоским. Но самым громким анонсом, связанным с вездесущим Ultra HD, в данном случае стала презентация не телевизора, а ноутбука, оснащённого 15,6-дюймовым дисплеем с всё тем же разрешением 3840 х 2160. Помимо него мобильная рабочая станция Tecra W50 может похвастать ускорителем Nvidia Quadro K2100M, умеющим выводить сверхчёткую картинку на внешний монитор или телевизор.
DARTZEEL
Знаменитый швейцарский брэнд продемонстрировал новейший интегральный усилитель LHC-208, оснащённый Ethernet-портом, USB-интерфейсом и встроенным ЦАПом с 4 цифровыми входами и потоковым клиентом, что позволяет ему воспроизводить музыку по сети. Выходная мощность 2 х 300 Вт RMS на 4-омной нагрузке. Имеется выход на наушники. Запуск в серию намечен на лето нынешнего года.
SONY
Семейство телевизоров Bravia сверхвысокой чёткости теперь насчитывает целых семь моделей, самые продвинутые из которых (W950B) оснащены системой X-tend Dynamic Range PRO. Это интеллектуальный экстендер динамического диапазона, призванный донести до зрителя максимум визуальной информации, включая тонкие градации самых светлых и самых тёмных тонов.
Отличным компаньоном для новых телевизоров станет любительская камера Handycam, снимающая в 4К — FDR-AX100. Она оснащена большой (1”) 14,2-мегапиксельной матрицей Exmor R и 12-кратным зумом Zeiss Vario-Sonnar T. В США аппарат начнёт продаваться уже в марте по вполне гуманной цене — $2000.
Представила компания и довольно необычный 4К-проектор. Футуристичный напольный сверхкороткофокусник на матрицах SXRD 0,74”, источник света — лазерные диоды. 147-дюймовую картинку он может построить, находясь всего в 17 см от экрана.
CREEK AUDIO
Запущен в производство долгожданный CD-проигрыватель Evolution 50CD — его премьера состоялась в Лас-Вегасе. Там же компания представила плату цифро-аналогового преобразователя Ruby DAC — она предназначена для установки в усилитель EVOLUTION 50A v2. Модуль оснащён четырьмя цифровыми входами (по паре коаксиальных и оптических), интерфейсом USB с возможностью принимать потоки с разрешением до 96 кГц/24 бит, FM-тюнером и беспроводным Bluetooth-адаптером.
Показала свои новинки и компания Epos, которая была приобретена Майклом Криком в 1999 году, а теперь управляется Люком Криком. На смену акустике серии Epic придёт новая, открытая моделями K1 (полочная) и K2 (напольная), в Лас-Вегасе показали их в двух вариантах оформления — матовом чёрном и белом.
EPSON
Анонсированы (и уже доступны для предзаказа за $699) очки дополненной реальности Moverio BT-200. Помимо «стёкол» с прозрачными матрицами 960 х 540, они могут похвастаться встроенной видеокамерой, датчиками положения в пространстве, звуковой системой Dolby Digital Plus и компактным системным модулем, работающим на Android 4.0. Приложения и мультимедийный контент закачиваются в него посредством Wi-Fi или Bluetooth.
HARMAN
Мощный холдинг, объединяющий несколько именитых аудиобрэндов, разразился целым фейерверком анонсов. Одна из самых оригинальных новинок — лёгкие наушники JBL J46BT, снабжённые качественными 6-миллиметровыми драйверами и почти незаметным беспроводным усилительным модулем, тем не менее обеспечивающим автономную работу на протяжении 5,5 часа. Сигнал вставки получают посредством Bluetooth 4.0.
Ещё одна стильная новинка — активная настольная акустика Harman/Kardon Aura. Корпус с прозрачным, подсвеченным светодиодами куполом скрывает шесть полуторадюймовых ВЧ/СЧ-динамиков и 4,5-дюймовый вуфер. Благодаря круговой направленности и цифровой оптимизации сигнала этот НЛО в состоянии заполнить всю комнату объёмным детальным звучанием. Помимо порта USB и проводов, Aura может получать музыку по Wi-Fi (DLNA/AirPlay) и Bluetooth, а управляется она через приложения для Android и iOS.
Обнаружились в павильоне Harman и аппараты для поклонников куда более серьёзного звука. Новый интегральный усилитель Mark Levinson №585 (200 Вт/8 Ом) разработан специально для работы с самыми современными источниками, а потому снабжён шестью цифровыми входами, включая AES/EBU XLR. В числе поддерживаемых сигналов цифровые потоки 32 бита/192 кГц и DSD поверх PCM.
Сурраунд-процессор Lexicon МС-14 отличается от предшественника МС-12 канальной формулой 7.1 и рассчитан на получение бескомпромиссного звука в цифровых домашних инсталляциях самого высокого уровня. В основе конструкции процессора аудиофильские ЦАПы Crystal Semiconductor и отдельные усилители класса А для каждого канала.
SHARP
Без 4К-телевизоров на стенде уважаемого японского брэнда дело тоже не обошлось. Серийные 60-ти и 70-дюймовые модели появятся ближе к лету, но не меньший интерес вызвал анонс нового поколения фирменных Full HD-панелей, получивших название Quattron+. Вдобавок к четвёртому (жёлтому) субпикселю, которым, собственно, кваттроны и отличаются от классических RGB-матриц, теперь используются дополнительные «точки», участвующие в формировании каждого пикселя изображения. Таким образом, получается, что на экране Quattron+ присутствует 16 млн. субпикселей против 6 млн. у обычного телевизора Full HD. Главная цель инновации — приблизиться к качественным показателям 4К, сохранив при этом стоимость аппарата на уровне массовых моделей высокой чёткости.
И ещё один уникум. Наделавший много шума в 2011 году прототип 85-дюймового телевизора разрешением 8К (7680 х 4320) теперь может показывать 3D-картинку в безочковом варианте. Правда, для достижения объёмного эффекта зритель должен находиться в одной из 28 чётко определённых точек относительно экрана.
BURMESTER
Немецкие акустики презентовали в Лас-Вегасе окончательную версию колонок BA71, открывающих принципиально новую линейку — Ambience. Главная её особенность — два твитера (в случае ВА71 выполненных по технологии AMT), один из которых монтирован на тыловой стенке корпуса. По замыслу разработчиков, такое решение должно придать звучанию больший объём и воздушность. Для оптимизации под конкретные условия прослушивания уровень громкости дополнительной пищалки можно корректировать. Трёхполосная фазоинверторная конструкция также включает шесть СЧ/НЧ-динамиков с диффузорами из композитного полимера. Корпус выполнен из MDF, а передняя панель выточена из цельной алюминиевой заготовки. Чувствительность АС 91 дБ, подводимая мощность 300 Вт. В России ВА71 будут стоить примерно 1650000 руб.