С линейкой видеопроекторов DreamVision Yunzi B.E.S.T. наши читатели хорошо знакомы: мы уже протестировали аппараты, занимающие в ней старшую и среднюю позиции. И вот появилась возможность познакомиться с наименее дорогим представителем этой эксклюзивной серии. Напомню, что её уникальность выражается, в частности, в использовании оригинальной пассивной 3D-технологии, — именно она обозначается аббревиатурой B.E.S.T. (Bi-level Efficiency Stereo Transmitter), разработана в сотрудничестве с французской фирмой Volfoni и применяется только в проекторах DreamVision.
Сама идея пассивного 3D, основанная на передаче кадров для правого и левого глаз с разной поляризацией, отнюдь не нова и давно используется в телевизорах, но реализовать её в проекторах крайне сложно. До появления B.E.S.T. это были конструкции с двумя аппаратами (Sim2) или сдвоенными проекционными движками в едином корпусе (Runco) — очень дорогими и сложными в настройке (правда, второй компании удалось решить эту проблему за счёт фирменного процессора). Стоимость системы B.E.S.T. многократно меньше, хотя она тоже увеличивает розничную цену проектора на 120 тыс. руб. — недёшево, но всё же доступнее значительно более широкому кругу любителей кино, чем решения на сдвоенных движках.
Принцип действия технологии таков: перед объективом проектора устанавливается специальный фильтр, который меняет поляризацию света под воздействием синхросигналов, передаваемых от проектора по кабелю. Монтаж замает от силы 10 — 15 минут (в комплект входит руководство), а если попрактиковаться, то и меньше. Настройка положения фильтра — примерно столько же, если воспользоваться специальными тестовыми таблицами (они бесплатно выложены на сайте DreamVision). Так что система является дружественной к инсталлятору и при необходимости может быть установлена и настроена самим пользователем.
Вероятно, у кого-то возникнет вопрос: не ухудшает ли этот фильтр качество изображения? Отвечаю: картинка от него не пострадает. Солидная цена системы во многом объясняется высокими оптическими свойствами фильтра. В режиме 2D он практически прозрачен, а в 3D влияет на картинку меньше, чем затворные очки активной системы.
Главное преимущество B.E.S.T. — очень удобные очки, не требующие источников питания и потому лёгкие. Более того, выпускаются специальные фильтры Clip On, которые крепятся к дужке обычных очков и весят всего 1 г. Вдобавок очки B.E.S.T. ослабляют свет и снижают контрастность меньше, чем затворные, а потому при том же световом потоке проектора дают более яркую и сочную картинку. И стоят они всего 452 руб. за пару, а значит, устроить 3D-сеанс для всей родни и друзей значительно проще. Кстати, одновременно с моделями с пассивным 3D компания выпустила экранное полотно DreamVision 5D, оптимальное для обеих систем объёмной проекции.
Впрочем, на качество 3D — вне зависимости от принципа работы — в наибольшей степени всё же влияет сам проектор. Который является весьма сложной системой, и все элементы в ней оказывают влияние на изображение: матрица, оптический тракт (включая объектив), источник света, электроника и программное обеспечение. Посмотрим, как обстоит с этим дело у нашего героя.
Матрицы LCoS (в реализации D-ILA), на мой взгляд, больше всего подходят для домашнего кино, поскольку обеспечивают наибольшее соотношение контрастности на физическом уровне. Больше, чем у DLP, которые к тому же обходятся существенно дороже из-за монопольного положения их производителя на рынке. Промежутки между пикселей у LCoS-матриц минимальны, вдобавок все проекторы серии Yunzi B.E.S.T. оснащены оригинальной функцией 4K Interpolation, благодаря которой 2D-видео может показываться в разрешении 3840 x 2160, что делает изображение ещё более слитным.
Объектив — с линзами из стекла, это обеспечивает его высокое разрешение и термическую стабильность. Зум, фокус и сдвиг оптики по горизонтали и вертикали моторизованы — это облегчает настройку и делает её более точной. Единственное, от чего здесь отказались создатели Yunzi 1, чтобы снизить его цену, — автоматическая шторка, прикрывающая объектив, когда проектор выключен.
Главный параметр, определяющий положение модели в серии — контрастность. У Yunzi 1 это 50000:1. Очень неплохо, если учесть отсутствие динамической диафрагмы и других ухищрений, позволяющих указывать в документации соотношения с сотнями тысяч и миллионами в числителе. Конечно, у Yunzi 2 и 3 контрастность выше — 90000:1 и 130000:1 соответственно. Достигается это благодаря более совершенной и дорогой конструкции поляризатора в оптическом тракте. Вот тут возникает интересный вопрос: насколько заметна разница в контрастности на глаз? Если поставить все три модели рядом, чтобы они работали на три экрана, разница будет заметна в пользу проектора с более высоким соотношением — при условии, что все остальные элементы инсталляции (экран, затемнение, источник, кабели) соответствуют флагманскому аппарату. То есть, чтобы преимущества старших моделей стали очевидными, они должны быть установлены в более дорогих системах. И качество демонстрируемого материала должно быть максимальным. Именно исходное качество фильмов является сейчас самым узким местом в театральных системах высшего класса. Кинопроизводство явно отстаёт от развития домашней проекционной техники.
Ещё одно важнейшее условие качественного показа — правильная настройка проектора, его аппаратная калибровка. И здесь мы обнаруживаем ещё одну «слабость» младшей модели серии по сравнению со старшими — меньшее число пресетов изображения и цветовых профилей, а также отсутствие экспертного калибровочного меню. Недостаток, в принципе, существенный, если бы не одно «но»: проекторы DreamVision точно калибруются на фабрике и в этом смысле выгодно выделяются на фоне конкурентов. Правда, первоначальные установки могут «уйти» по мере износа источника света, а значит, калибровку (для аппаратов, у которых она возможна) необходимо периодически повторять. Но в реальности этим почти никто не занимается, даже обладатели очень дорогих систем. И это понятно: дрейф параметров происходит постепенно, и человеческий мозг успевает их корректировать, поэтому деградацию качества можно обнаружить, лишь увидев правильно настроенный проектор у соседа. На самом деле, конечно, настроечных возможностей Yunzi 1 более чем достаточно, чтобы поддерживать качество изображения на высоком уровне. В конце концов, людей, которых радует соответствие профессиональным стандартам, не так уж и много. Большинство желает, чтобы картинка была живой, эффектной и красивой, а у Yunzi 1 с этим всё в порядке.
- Объективные данные
- Матрица: 3 х LCoS 0.7”
- Физическое разрешение: 1920 x 1080
- Технология 4K Interpolation: да
- Поддержка 3D: да
- Преобразование 2D>3D: да
- Световой поток: 1200 ANSI лм
- Контрастность: 50000:1
- Диагональ изображения: 60 — 250 дюймов
- Дистанция до экрана: 1,50 — 12 м
- Кратность зума: 2
- Ирисовая диафрагма: статическая, 16 ступеней закрытия
- Технологии видеообработки: 120Hz Crystal Motion®, True Cinema Black®, 4K Interpolation (3840 x 2160)
- Мощность и тип лампы: 230 Вт NSH
- Срок службы лампы: до 4000 ч
- Входы видео: 2 х HDMI v1.4a, Component
- Управление оптикой (фокус, зум, Lens Shift): моторизованное
- Сдвиг оптики (Lens Shift): по вертикали ±80%, по горизонтали ±34%
- Пресеты объектива: 5
- Экспертное меню калибровки: нет
- Коррекция трапеции: да (только в 2D)
- Звуковой тракт: нет
- Шум вентилятора: не более 19 дБ
- Варианты оформления: глянцевый белый или чёрный
- Габариты: 455 x 215 x 505 мм
- Масса: 15,4 кг
DreamVision Yunzi 1 B.E.S.T. || 450000 руб.
+ Яркая, сочная, выразительная картинка. Гладкое, слитное изображение, совершенно свободное от цифровой дискретности. Лёгкие и комфортные 3D-очки, не требующие подзарядки или замены элементов питания. А их низкая стоимость позволяет без особых затрат устраивать многолюдные 3D-сеансы.
— Отсутствие экспертного калибровочного меню. Объектив без защитной шторки.
= Пассивные проекционные домашние 3D-системы были до недавнего времени привилегией самых состоятельных людей. Благодаря модели DreamVision Yunzi 1 B.E.S.T. они стали доступны более широкому кругу любителей кино.