7 раз отмерь
АЧХ усилителей снималась в диапазоне 20 Гц — 20 кГц при подаче сигнала по линейному входу RCA. Мы также выявили зависимость КНИ от выходной мощности при сопротивлении нагрузки 4 и 8 Ом, на графике она показана красным и зелёным цветами соответственно. По этим кривым можно судить об энерговооруженности источника питания и, как следствие, о динамических характеристиках усилителя.
Обычно мы снимаем спектр гармоник при мощности, 1/10 от максимальной (за неё принималась мощность при 1% искажений), но в этот раз пришлось подходить к каждому аппарату индивидуально. У некоторых КНИ оказался настолько малым, что при 1/10 мощности спектральные составляющие вообще не были видны.
МОДЕЛЬ | Audiolab 8200P | Musical Fidelity M1PWR | Roksan Kandy K2 Power | Goldnote M7 | Densen Beat-310+ | QUAD Platinum Stereo | Primare A34.2 | Audio Analogue Donizetti Cento |
Частотный диапазон, Гц | 0,1 — 75000 | 20 — 20000 | 3 — 100000 | 20 — 20000 | Н.д. | 20 -100000 | 20 — 20000 | 0 — 100000 |
По уровню, дБ | -3 | Н.д. | -3 | Н.д. | Н.д. | Н.д. | -0,5 | Н.д. |
Выходная мощность каждого канала 4/8 Ом, Вт | 150/100 | 130/65 | 200/125 | 100/100 | 160/80 | -/150 | 150/150 | 190/100 |
При искажениях, % | <0,05 | <0,03 | <0,003 | <0,08 | <0,1 | >0,010 | <0,005 | Н.д. |
Отношение С/Ш , дБ | >95 | >94 | 100 | 110 | Н.д. | >100 | 105 | 100 |
Демпинг-фактор, ед. | Н.д. | Н.д. | Н.д. | >400 | Н.д. | Н.д. | Н.д. | Н.д. |
Потребляемая мощность, Вт | Н.д. | Н.д. | <800 | 500 | Н.д. | Н.д. | Н.д. | Н.д. |
Габариты, мм | 445 x 74 x 337 | 315 х 100 х 220 | 432 x 380 x 105 | 260 х 85 х 200 | 440 x 310 x 64 | 380 x 160 x 400 | 430 x 385 x 105 | 445 х 400 х 115 |
Масса, кг | 8.7 | 3,9 | 14,0 | 5,0 | 12,0 | Н.д. | 10,5 | 16.5 |
Цена, руб. | 28900 | 45056 | 53000 | 2 х 37270 | 78540 | 85000 | 90100 | 100000 |
Зависимость КНИ от выходной мощности
Audiolab 8200P
Усилитель отличается рекордно низким уровнем искажений, который при мощности от 0 до 10 Вт не превышает 0,006% вне зависимости от сопротивления нагрузки. На 8 Ом искажения минимальны вплоть до 50 Вт, на 4-х же заметный рост начинается от 10 Вт. В первом случае максимальная мощность составила 120 Вт, а во втором она возросла да 210 В. Почти 100-процентный прирост мощности свидетельствует о грамотной конструкции источника питания. Тем не менее наилучший результат этот усилитель покажет с акустикой сопротивлением 6 Ом и выше.
Спектр искажений Audiolab 8200P
Чтобы рассмотреть составляющие спектра, пришлось довести мощность почти до номинального значения. При этом КНИ составил 0,007%, и получен он в основном за счёт 2-й и 3-й гармоник, которые имеют равную амплитуду. Звучание усилителя обещает быть детальным и нейтральным, без жёсткости в верхнем диапазоне.
Зависимость КНИ от выходной мощности
Musical Fidelity M1PWR
Картина характерна для усиления в классе AB, но в данном случае мы имеем дело с импульсным оконечником. На 8 Ом искажения падают с ростом мощности, и явный минимум наблюдается на 1,6 Вт. Самое интересное, что на 4-омной нагрузке в этом месте пиковый уровень искажений, и это, возможно, не что иное, как резонанс выходного контура. В диапазоне 10 — 50 Вт искажения не превышают 0,015%, что для класса D можно считать настоящим достижением. Переход с 8-омной нагрузки на 4-омную не сопровождается серьёзным ростом искажений, так что данный усилитель способен работать с любой акустикой. Максимальная же мощность при этом увеличивается с 80 до 125 Вт.
Спектр искажений Musical Fidelity M1PWR
При 10 Вт на эквиваленте нагрузки 8 Ом КНИ не превышает 0,016%, причём самый заметный вклад дают 2-я, 3-я и 4-я гармоники. Составляющие более высоких порядков едва различимы на фоне шумов, так что т.н. жёсткого «цифрового» звучания здесь, скорее всего, не будет. И снова картина нетипична для двухтактного усилителя — уровень чётных гармоник намного выше нечётных. Похоже, это в современной схемотехнике это уже стандартный приём, позволяющий добиться более гармоничного звучания.
Зависимость КНИ от выходной мощности
Roksan Kandy K2 Power
Уровень искажений рекордно низок во всём диапазоне мощностей и незначительно зависит от сопротивления нагрузки. Так, он не превышает 0,004% на 8 Ом и 0,008% на 4 Ом вплоть до 30 Вт. Максимальная выходная мощность, соответственно, 115 и 195 Вт, т.е. при уменьшении сопротивления нагрузки вдвое она увеличивается почти в 1,7 раза. Характер звучания не будет зависеть ни от уровня громкости, ни от импеданса акустических систем.
Спектр искажений Roksan Kandy K2 Power
Чтобы увидеть составляющие спектра, пришлось увеличить мощность почти до разрешённого максимума. При этом КНИ составил 0,06%, и получен он исключительно за счёт 2-й и 3-й гармоник, причём амплитуда чётной значительно выше. Не исключено, что звучание покажется чересчур насыщенным, а некоторые инструменты будут выделяться из общего строя. Зато жёсткости в верхнем диапазоне можно не опасаться.
Зависимость КНИ от выходной мощности Goldnote M7
И снова видна явная попытка гармонизации звучания — такой рост искажений при увеличении мощности, как правило, демонстрируют либо однотактные каскады, либо усилители с неглубокой обратной связью. Кроме того, КНИ очень мало зависит от сопротивления нагрузки, расхождение кривых, снятых на 4 и 8 Ом, незначительны. До 50 Вт искажения не превышают 0,1%, так что характер звучания усилителя не будет зависеть от нелинейности импеданса акустики. Максимальная выходная мощность — 62 и 100 Вт (на 8 и 4 Ом), и такой прирост можно считать неплохим результатом даже для моноблоков.
Спектр искажений Goldnote M7
Картина, показанная на графике, получена при мощности 8,5 Вт. В спектре видны основные гармоники, вплоть до 5-й, причём соотношение амплитуд чётных и нечётных составляющих не характерно для двухтактного усилителя. Это может придать звучанию «ламповую» теплоту. Отсутствие же продуктов более высоких порядков сулит чистый верхний диапазон, без транзисторной жёсткости.
Зависимость КНИ от выходной мощности
Densen Beat-310+
Не слишком типичная картина для балансного транзисторного усилителя — как правило, так ведут себя ламповые однотактники. Искажения линейно растут от минимального значения до максимума и очень мало зависят от выходной мощности вплоть до начала клиппинга. В самом актуальном диапазоне 1 — 50 Вт их уровень не превышает 0,1 — 0,06%, что можно считать неплохим результатом, поскольку характер звучания усилителя будет мало зависеть от сопротивления акустики. Максимальная выходная мощность — 70 и 125 Вт, т.е. при переходе с 8 на 4 Ом она увеличивается почти в 1,8 раза. Очень неплохая энерговооружённость для столь компактного усилителя.
Спектр искажений Densen Beat-310+
При мощности 10 Вт на 8-омном эквиваленте КНИ получился 0,005%, причём в основном за счет 2-й, 3-й и 5-й гармоник. Составляющие более высоких порядков по амплитуде не превышают уровня шумов, так что заметной окраски звучания на высоких частотах тут можно не опасаться. Налицо очевидная попытка получить боле тёплое и выразительное звучание за счёт оптимизации спектрального баланса. Как видим, здесь доминирует 2-я гармоника, что более характерно для однотактного выходного каскада.
Зависимость КНИ от выходной мощности
Quad Platinum Stereo
Уровень искажений чрезвычайно низок, в диапазоне мощностей 0,5 — 20 Вт он мало зависит от сопротивления нагрузки и меняется в пределах 0,006 — 0,003%. На 8-омном эквиваленте клиппинг начинается при 110 Вт, а на 4-омном — при 200. Почти двукратный прирост мощности свидетельствует о высокой энерговооруженности усилителя, благодаря чему он прекрасно справится даже со сложной акустикой, имеющей провалы импеданса.
Спектр искажений Quad Platinum Stereo
Общий коэффициент искажений порядка 0,004% при выходной мощности 7 Вт получен в основном за счёт трёх низших гармоник. Чётные составляющие, вопреки традиционным представлениям о работе двухтактного усилителя, имеют почти такую же амплитуду, что и нечётные, а гармоники более высоких порядков отсутствуют вообще. Звучание усилителя может быть очень чистым в верхнем диапазоне, но стерильным и аналитичным оно не покажется благодаря высокой амплитуде 2-й гармоники.
Зависимость КНИ от выходной мощности
Primare A34.2
Столь необычную картину с горбом на относительно малых мощностях уже который раз демонстрируют импульсные выходные каскады UFPD. В целом же усилитель малочувствителен к сопротивлению нагрузки, причём чем выше мощность, тем меньше оно сказывается на уровне искажений. Оконечник способен продемонстрировать убедительную динамику — максимальная выходная мощность на 8 Ом достигает 180 Вт, а на 4 Ом — 315. В этом явное преимущество импульсного усиления, позволяющего работать с любой акустикой, и характер звучания будет мало зависеть от уровня громкости.
Спектр искажений Primare A34.2
А здесь, несмотря на импульсное усиление, мы видим классический спектр двухтактного усилителя, у которого радикально подавлены все чётные гармоники. Спектр в целом довольно плотный, в нём видны многочисленные составляющие с достаточно высокой амплитудой. Это вообще характерно для импульсных усилителей, хотя в данном случае шлейф резко спадает после 10 кГц. В целом же звучание обещает быть богатым, насыщенным тембральными оттенками, и при этом спектр позволяет всё же надеяться на чистоту верхнего регистра.
Зависимость КНИ от выходной мощности
Audio Analogue Donizetti Cento
Картина, типичная для усилителей этого итальянского брэнда. Уровень искажений плавно растёт от минимальной мощности, достигает максимума на 4 Вт, а затем перестаёт зависеть от неё вплоть до 80 Вт на 8 Ом и до 100 Вт на 4 Ом. При этом суммарный КНИ составляет 0,07% и 0,12% соответственно. Можно предположить, что характер звучания усилителя не будет зависеть ни от громкости, ни от сопротивления акустики. Зато наверняка он не покажется слишком холодным и отстранённым. Максимальная выходная мощность — 100 и 175 Вт, т.е. при переходе с 8 на 4 Ом она увеличивается в 1,75 раза, что говорит о высокой энерговооружённости источника питания.
Спектр искажений Audio Analogue Donizetti Cento
По характеру искажений усилитель очень напоминает классический ламповый однотактник, хотя шлейф гармоник здесь несколько длиннее. Доминирует 2-я составляющая, 3-я заметно меньше, остальные ненамного превышают уровень шумов. Не исключено, что звучание покажется чересчур тёплым, а некоторые инструменты будут выделяться из общего строя. При этом чистота верхнего диапазона и высокое разрешение гарантированы.
Комментарии [12]
Юрий
Я работаю в частной фирме…звуковыми проблемами она не занимается. На измерения в области интермодуляционных искажений (генератор, модуль АЦП, и усилитель мощности 2 канала х350Вт полоса 800кГц) мы с братом потратили личных денег порядка 120тыс…Научно-техническое любопытство…Читать про батареи конденсаторов, якобы сильно улучшающие динамику или про провода из чистой меди или там серебра и золота и т.д. -Наши любители качественного звука достойны другого отношения производителей , а сейчас -развод на деньги… Но терпение иногда кончается….Извините , я не обратил внимание на дату заголовка 2014года «Семь раз отмерь» -т.е. теперь даже такими измерениями Вы не занимаетесь…Вы не беспокойтесь — мы не будем больше к Вам приставать.
Юрий
P.S. интермодуляционные составляющие высоких порядков (второй и выше)в выходном спектре уисилителей составляет до -40…-30дБ , музыкальными сигналами они не маскируются никак (вот истинный сигнал/шум!) , а у ламповых усилителей на маленькой мощности ( менее 1Вт) интермода проваливатся до-90дБ…Чтобы конкурировать с лампами . нужно качественно решать проблемы . без розовых соплей… И для начала нужно научиться измерять ..В радиотехнике высокого уровня этим занимаются очень много лет…
Юрий
P.S. Насчет поупражняться — это уже , лет 40 наверное уже….Я Вам могу прислать динамические параметры того , с которым поупражнялись…..для себя. Это , как должно быть….Тесты на нелинейные на частоте 1кГц вообще не имеют никакого смысла…А других производители не дают — неплохо если Вы , как последняя инстанция, знали бы реальные возможности продаваемых аппаратов ( тем более любой тест занимает весьма немного времени) , но конечно можно ничего и не делать , но время все меняет и все стирает в ноль….
Юрий
Это не склад аппаратуры — это мезонинная плата, занимает один слот PCI в компьютере, есть модули для работы в PCIe… Ну не хотим и ладно , но «бескомпромиссный звук» уже слекга надоело , измерений на интермодуляционный шум не выдерживают никак , но иногда попадаются неплохие усилители….Просто российские любители качественного звука заслуживают более профессионального обхождения….А то что сейчас — да это просто ужас тихий….
Дмитрий ЛОВКОВСКИЙ
Юрий, повторяю: у нас нет в редакции усилителей. Буквально ни одного. Нам нечего измерять . Вся тестовая аппаратура предоставляется нам на 2-3 дня и потом уезжает обратно к поставщику. Многие тесты — выездные, проходят не в редакции. Вернитесь на Землю — у нас нет стороннего финансирования и лишних денег на приобретение измерительных приборов. Вы ведь свое любопытство на протяжении 40 лет удовлетворяли не за свой счет, а во многом за счет государства. А у нас поддержки государства нет.
Юрий
P.S. У меня нет делового интереса , но подехать со своей аппаратурой для измерения, можно — оставить только вряд ли получиться. Тому разные причины … Шлите на емайл…Если надумаете купить АЦП , то закажите кабели нужной Вам конфигурации…
Дмитрий ЛОВКОВСКИЙ
Вы в самом деле думаете, что у нас в редакции есть склад аппаратуры? Технику для тестирования нам предоставляют на 2-3 дня. У нас в редакции нет усилителей, на которых вы могли бы поупражняться.
Юрий
для измерения всяких гармонических составляющих можно купить в Инсисе субмодуль ADM818x1,5M + несущая плата AMBPCX в двухканальном варианте (так дешевле-она восьмиканальная) без ЦАПов(их тоже восемь) . Такой комплект подороже чем у других , но зато можно к AMBPCX можно прикупать любые другие субмодули например ADM1624x128. АЦП указанных субмодулей имеют широкую полосу , SFDRы в звуковой полосе более 110дБ и интермода первого и второго порядка также лучше 100дБ! Как измерять ( анализатор спектра прилагается бесплатно и он весьма мощный -окна : каких только нет, измерения межканальной фазы и т.д. и т.п. все расскажу и покажу…..
Дельта -сигма мало того , что по Найквисту все обрежет , так у всех дельта-сигма АЦП родимое пятно : после 1…3кГц резкий рост собственных нелинейных и для теста усилителей непригодны совсем…Но самая главная проблема -это генератор эталонного сигнала/сигналов — расскажу если будет интересно . Все это не для обсирания продаваемых моделей , а для собственного истинного знания за изделия….
Юрий
поробуйте подать на вход усилителя три частоты одновременнно : 1кГц; 14,5кГц и 14,7кГц по уровню мощности менее на -10дБм , что бы не было перегруза и расскажите что увидели ( думаю Вашему удивлению не будет границ ) ….
Юрий
Только измерительный АЦП не должен быть типа дельта-сигма , и более менее эталонным по отношению к возможному результату..
Дмитрий ЛОВКОВСКИЙ
Мы всегда пользовались измерительной системой Clio, а в ней АЦП — дельта-сигма. Предоставите нам «эталонный» прибор? Хотя бы на несколько дней?
Дмитрий ЛОВКОВСКИЙ
Вы предлагаете вернуться в 2014 год, чтобы поставить этот эксперимент над усилителями, которые участвовали в тесте? К сожалению, мы не обладаем такими технологиями.