ВЕКТОР РАЗВИТИЯ
Чтобы обрести международный успех в столь непростом деле, как производство акустических систем, нужно быть не только талантливым инженером, но и опытным стратегом, способным предвидеть насущные тенденции рынка. Этими качествами обладает Оле Клифот — основатель, идеолог и главный разработчик датской компании Audiovector, любезно пригласивший нас на экскурсию по своей фабрике.
По сравнению с гигантами рынка Audiovector — компания небольшая, в постоянном штате которой всего несколько сотрудников. Ещё пару-тройку сборщиков рекрутируют в сезон пиковых нагрузок, когда заказы на акустику со стороны дистрибьюторов максимальны. Сборочный цех, совмещённый со складом временного хранения, расположен в портовой части Копенгагена, в здании бывшего дока. Место достаточно тихое и уютное, к тому же всего в нескольких минутах езды от самого центра города. Здесь абсолютно ничего не докучает и не мешает сосредоточиться на главном — качественной реализации задуманных проектов.
Начиналось же всё в далеком 1979 году, когда достаточно молодой, но амбициозный инженер Оле Клифот, поработав некоторое время в Dynaudio, Audioscan и других фирмах, принял решение об основании своего бизнеса. Компания получила название F3 и стала заниматься выпуском высококлассной акустики, используя собственные оригинальные решения и максимально качественную элементную базу. В частности, динамические головки по заказам F3 выпускались (и продолжают выпускаться по сей день) на мощностях таких компаний, как Scan-Speak. В результате через некоторое время у F3 появилась во многом уникальная модель Trapez, получившая восторженные отзывы не только в мировой аудиопрессе, но и от обычных меломанов. В этой акустике использовались оригинальные решения, такие как непараллельные стенки корпуса и максимально простой фазолинейный разделительный фильтр, а при воспроизведении полностью отсутствовала компрессия. Именно эти достижения легли в основу всей последующей продукции Audiovector и используются при разработке новых моделей.
Текущий ассортимент Audiovector охватывает сразу несколько линеек громкоговорителей, на основе которых можно создать как стереосистему, так и многоканальный театральный комплекс. Однако вне зависимости от цены в каждой из них заложено несколько основных идей, отличающих звучание Audiovector от любых других АС. Первая и основополагающая из них носит название LCC (Low Compression Concept), суть её сводится к попытке добиться максимально свободного хода диффузора, без слышимых ограничений амплитуды звукового сигнала. Это достигается применением оригинальных по конструкции звуковых катушек (в том числе титановых), особых подвесов и мощных магнитных систем. Немаловажное значение датчане придают и материалу диффузоров — например, в топовых средне- и низкочастотных драйверах используется трёхслойный сэндвич из фибергласса и прочного карбонового волокна.
Ещё один принцип, в том числе показывающий внимательное отношение к покупателю, — возможность постепенного апгрейда большинства систем до более высоких моделей в той же линейке. Его суть заключается не только в замене драйверов и разделительного фильтра, но и внутреннего демпфирующего материала, а также внешних элементов корпуса. Так что практически всегда есть возможность значительно улучшить качество воспроизведения без изменения общей концепции звучания.
Следующим немаловажным решением служит схема создания стабильной звуковой сцены — SEC (Soundstage Enhancement Concept). Этот метод тесно связан с идеологией минимальной компрессии воспроизведения и выражается в наличии особых портов в тыловой части АС, не препятствующих обратному излучению динамиков. Так достигаются не только лучшие переходные характеристики, но и более высокие импульсные показатели и, как следствие, натуральность воспроизведения атаки.
После подробного рассказа об основных этапах сборки колонок нам продемонстрировали звучание основного ассортимента Audiovector. При этом значительная часть презентации была отведена рассказу о топовой модели компании R11 Arrete, на разработку которой потратили несколько лет. По словам Оле Клифота, он вложил в эту модель не только весь накопленный за эти годы практический опыт, но и часть своей души. У высоченных и очень тяжёлых систем оригинальная компоновка и лучшие комплектующие. На передней панели, усиленной мощной алюминиевой плитой, смонтированы две ленточные пищалки (сами излучатели датчане покупают у ELAC) и пара фирменных мидбасов с фазовыравнивающими насадками. На задней стенке скруглённого корпуса находится внушительная сборка из восьми низкочастотников, обеспечивающих реальную нижнюю границу 20 Гц. При таком количестве драйверов заявленные отклонения АЧХ в диапазоне 90 — 45000 Гц составляют всего 0,7 дБ! Результат поистине удивительный!
В ходе общения Оле Клифот также поделился ближайшими планами (частично уже осуществлёнными) компании по выпуску новых продуктов, часть из которых была тут же продемонстрирована. Одна из самых интересных новинок — активные акустические системы Discreet, в которых используется многополосное усиление. Компактный внешний блок предназначен для подключения звуковых источников, в т.ч. и беспроводных. Подобные АС будут выпускаться на основе стандартных моделей, но помимо этого такой апгрейд станет в ближайшее время доступен более чем тридцати различным моделям Audiovector. На практике такой подход оказался достаточно удобным, ведь для создания стереосистемы достаточно к комплекту Discreet подключить любой звуковой источник, например, смартфон с поддержкой беспроводной передачи данных по протоколам Bluetooth или Airplay. В ходе прослушивания систем Discreet довольно убедительно звучали даже mp3 с невысоким битрейтом, не говоря уже о файлах WAV, являющихся точной копией компакт-диска.
Ещё одно любопытное направление деятельности Audiovector, которое стоит упомянуть напоследок, — производство звуковых кабелей высокого класса. В их основе лежат высокоочищенные медные проводники, прошедшие многоступенчатую криогенную обработку, после которой снижается внутреннее сопротивление. Для борьбы с погонной ёмкостью используется оригинальная геометрия жил, различных по диаметру. Каждое изделие заключается в прочную оплетку и комплектуется высококлассными позолоченными терминалами. u
Владелец и главный инженер Оле Клифот с лучшим своим творением — акустикой R11 Arrete
Демонстрация процесса сборки центрального канала Si C Super: его передняя накладка сначала крепится на специальный герметик, а затем фиксируется мощными саморезами
На выставочном стенде — почти весь текущий ассортимент компании
Оле Клифот демонстрирует преимущества титановой звуковой катушки
В разделительных фильтрах Audiovector используются только отборные комплектующие с минимальным разбросом параметров
Фирменный акустический кабель Signature с позолоченными разъёмами Banana
Часть презентации концепции Discreet. В руках у Питера Стенберга — миниатюрный хаб для подключения источников
Корпуса полочных мониторов в различных вариантах отделки
Готовые к установке усилительные модули для активных АС Discreet
Различные динамики и уже готовые кроссоверы к ним для сборки моделей линейки Si
Массивные элементы из фрезерованного алюминия — часть конструктива топовой модели R11 Arrete
Процесс финальной сборки ленточного твитера. Все операции производятся вручную