АТЛАНТ ДЛЯ БАСА
Он чем-то напоминает водонагревательный прибор, называемый в простонародье титаном. Однако этому необычному сабвуферу больше подходит сравнение с атлантом. Благодаря фантастически развитым настроечным функциям и высокой мощности SVS PC12-Plus способен обеспечить бескомпромиссную басовую поддержку в помещении любой сложности.
Модельный ряд компании SVS, которая располагается в США, штат Огайо, выглядит своеобразно для производителя, специализирующегося только на домашней акустике. В линейке всего один комплект весьма высокого класса для построения многоканальной театральной системы, который дополнен ассортиментом сабвуферов на любой вкус — от компактных моделей до вот таких мощных тяжеловесов необычной для домашнего применения цилиндрической формы. Притом многие бас-машины SVS предлагает парами в так называемых Double-комплектах, в чём есть определённый резон. К вопросу, насколько это целесообразно, помимо выгодной цены, мы вернемся позже, а пока познакомимся с тем, что собой представляет PC12-Plus.
Крупная труба, диаметром более 40 сантиметров и высотой выше метра, по периметру обшита чёрным карпетом, имеет мощное цилиндрическое основание внизу и металлический гриль вверху, сквозь который просматриваются три крупных фазоинвертора. Их при необходимости можно закрыть прилагаемыми поролоновыми заглушками. Замечу, что подобным образом выглядят и некоторые средства акустического тюнинга помещений прослушивания — точно такие же крупные «бочонки» со звукопоглощающей поверхностью при определенном размещении вблизи углов комнаты помогают снизить гулкость комнаты, уменьшить влияние возникающих резонансов, улучшить стереокартинку и т.д. В таком же «тюнинговом» контексте можно рассматривать и PC12-Plus. Но в первую очередь это, конечно же, активный сабвуфер, который при солидном объёме корпуса занимает совсем небольшую площадь пола. В донной части расположена 30-сантиметровая низкочастотная головка, которая приводится в действие встроенным оконечником Sledge. Если повернуть агрегат к себе терминальной панелью, обнаружится исчерпывающий набор балансных и линейных входов/выходов, небольшой дисплей с вращающимся энкодером для входа в настроечное меню, тумблеры питания и переключения режимов.
У динамика 75-миллиметровая звуковая катушка, навитая алюминиевым проводом, двойной подвес для центровки, лёгкий и жёсткий композитный диффузор и очень массивная магнитная система, характеристики которой оптимизированы с помощью вычислений, используемых в аэрокосмической индустрии — методом конечных элементов. Усилитель, в свою очередь, примечателен тем, что он специально создавался для работы в низкочастотном звене. При импульсной схемотехнике (класс D) он развивает 800 Вт в номинале и более 2 кВт в пике, в тракте имеется сигнальный процессор DSP с очень широкими возможностями коррекции. Кроме регулировки верхней частоты среза (она выбирается из ряда 31, 40, 50, 63, 80, 100, 125 Гц и OFF) и подстройки фазы сигнала (0 — 180 с шагом в 15 градусов), предусмотрено переключение крутизны фильтра с 12 на 24 дБ/окт., ослабление комнатных стоячих волн (понижение на 6 или 12 дБ частот 25, 31, 40 Гц), а также выбор акустического оформления сабвуфера — закрытый ящик или фазоинвертор с настройкой на 16 или 20 Гц. В первом случае все три порта, выведенные на верхнюю плоскость под съёмный гриль, закрываются заглушками.
И это не всё. Отдельно настраиваются фильтр НЧ и временная задержка на линейных выходах, с которых сигнал возвращается на основные усилители мощности, что позволяет лучше согласовать сабвуфер с остальной акустикой. А ещё предусмотрен такой инструмент, как параметрический эквалайзер для тонкой коррекции в самой низкочастотной области. С его помощью можно задать усиление от -12 до +3 дБ с разной добротностью для любой частоты из ряда 31, 35, 40, 46, 50, 56, 63, 70, 80, 90, 100, 112 и 125 Гц. С таким набором регулировок можно получить идеальный бас даже в комнате с ужасными акустическими свойствами. Притом предлагаемый в SVS бас-менеджер одинаково универсален как для стереофонического, так и для многоканального воспроизведения — в теории даже не придётся настраивать две конфигурации. А на практике?
Наиболее сложным для согласования является случай, когда мы имеем обычную аудиосистему с напольной акустикой, диапазон которой не ограничивается снизу, но нужно добавить инфрабаса. Именно такую ситуацию я и смоделировал в редакции — если PC12-Plus справится со столь деликатной задачей, то в любой другой конфигурации проблем согласования уже точно не возникнет.
Всё, что понадобилось для начала сделать мне, так это подсоединить длинными межблочными кабелями PC12-Plus к выходам Pre-Out нашего усилителя. Дальше — сложнее. Следовало задать «дефолтные» установки, а интерфейс настроек, несмотря на наличие дисплея, оказался не слишком удобен. Переходы по меню осуществляются с небольшими задержками, при долгой паузе из него просто «вылетаешь», а отдельной кнопки для выхода из какого-то пункта системы нет — нужно использовать двойное нажатие на энкодер, чтобы попасть в начало меню, и начинать всё заново. Так что понадобилось минут пять, чтобы проверить все необходимые исходные — отключить коррекции, задать нулевую фазу, расширить до 125 Гц полосу воспроизведения. Сабвуфер, кстати, мне пришлось поместить вне стереобазы чуть позади колонок, а это дополнительный осложняющий фактор — такое расположение не самое выгодное для этого гиганта в нашей комнате.
Затем дело пошло быстрее. Едва ли не самая сложная и, можно сказать, базовая установочная операция — поиск фазовой коррекции. Следует добиться максимального усиления низких частот в комнате, используя лишь регулировку фазы при минимальном усилении сигнала в тракте сабвуфера. Но разница при перенастройке оказалась настолько чёткой, что выполнить этот шаг удалось быстро и легко.
Второй этап — выбор оптимальной частоты и крутизны фильтра для ограничения полосы сабвуфера сверху. Тут чётких критериев нет, полагаясь на слух, немудрено ошибиться, поэтому проще воспользоваться обширной базой Merlin (доступ к ней есть на сайте SVS) и выбрать оптимальные настройки уже под конкретную акустику. Если не найдёте нужную модель в базе, ориентируйтесь на аналоги с идентичными калибром головок и габаритами.
Третий шаг — поиск доминирующих басовых резонансов в комнате прослушивания. Делается это простым перебором вариантов частота/ослабление в меню Room Gain Comp при проигрывании тестовых записей с ударными установками. В моём случае лучше всего сработала настройка в 31 Гц с ослаблением -6 дБ, хотя я бы, пожалуй, предпочёл -3 дБ (такая позиция, увы, в меню не предусмотрена) — наша лаборатория относительно невелика и достаточно заглушена, поэтому в сильном подавлении необходимости нет.
Четвёртая и финальная операция — коррекция баса с помощью параметрического эквалайзера. И здесь можно «зависнуть» надолго, потому что вариантов — тьма, влияние настроек иногда ускользающе мало, и в поиске оптимума вам придётся переслушать массу различного музыкального материала. Но только на этом этапе начинаешь понимать, с какой незаурядной техникой имеешь дело. Воспроизводимый басовый регистр, с одной стороны, можно править очень тонко, играя буквально его оттенками, а с другой — в широчайших пределах. Особенно радует то, что многочисленные эксперименты не вносят, как иногда бывает, сумятицу в понимание того, как эта шутка работает, а наоборот — вопросов к сабвуферу остаётся всё меньше и меньше, а результат получается всё лучше и лучше.
За пару часов возни с PC12-Plus я, кажется, выжал из него всё, что можно. Попробовав различные варианты по настройке акустического оформления, понял, что можно получить бас любого плана — гармонично-студийный, когда слышны все басовые послезвучия, или ударно-компрессионный, как на большом рок-концерте. Эту громадную бас-машину удаётся настроить не только для воспроизведения фундаментальных низов с выраженными объёмно-атмосферными и «сейсмическими» составляющими, но и гораздо выше — для быстрого и хлёсткого драйвового саунда.
Однако самый удивительный эффект от работы правильно настроенного PC12-Plus заключается как раз в том, что он словно исчезает — из системы, из комнаты, из звукового поля. Перестаёшь выслушивать компоненты, уже не замечаешь акустического несовершенства помещения, потому что оно сведено к минимуму, зато слышишь во всех колоритных подробностях каждый инструмент басового регистра и полностью переключаешься на прослушивание музыки в своё удовольствие. Со стороны, наверное, кажется, что и низов почти не прибавилось. Если во время прослушивания выключить сабвуфер, то количественная потеря баса будет ничтожной. Но вот в качестве он теряет так много, что порой вообще лишается музыкального смысла. Сидишь и диву даёшься — как я вообще слушал здесь что-то без PC12-Plus.
А в идеале таких цилиндров в комнате должно быть не один, а два. И каждый — идеально настроен. Не знаю, даст ли Double-система такой же двойной «тюнинг» вашей комнаты прослушивания, но я уверен, что эффект «самоликвидации» станет ещё заметнее.
SVS PC12-Plus
Производитель: SVS Inc (США)
www.svsound.com
Мощность номинальная: 800 Вт || Мощность пиковая: 2300 Вт || Частота фильтрации: 31 — 125 Гц || Настройка фазы: 0 — 180 с шагом 15 град || Воспроизводимый диапазон: режим «16» 16 — 150 Гц, режим «20» 20 — 150 Гц, режим «Sealed» 30 — 150 Гц || Габариты (Д х В): 406 х 1016 мм || Масса: 31,8 кг || Цена: 89000 руб.
- КОМПОНЕНТЫ
- CD-проигрыватель Bryston BCD-1 (151000 руб.)
- Интегральный усилитель Bryston B-100 SST (233000 руб.)
- Межблочные кабели RCA Musical Wire Cadence Signature (24000 руб.)
- Акустические кабели Kimber Kable 12TC (24000 руб.)
- Силовые кабели Physics Style PW-Reference (38000 руб.)
- Дистрибьютор питания Supra LoRad MD-06-EU Mk II/LoRad CS-EU 1,5 (5500/3200 руб.)
7 РАЗ ОТМЕРЬ
Амплитудно-частотная характеристика SVS
на линейных выходах
Этот контур фильтрации предназначен для ограничения АЧХ сателлитов, работающих совместно с сабвуфером. Две левые кривые показывают, что происходит с НЧ при выборе крайних значений частоты среза (50 и 125 Гц соответственно) и крутизне 12 дБ/окт. При необходимости можно задать и более крутой спад, 24 дБ/окт. (правая кривая). На средне- и верхнечастотный диапазоны этот фильтр не влияет.
Амплитудно-частотная характеристика SVS
по звуковому давлению
В сабвуфере огромное количество настроек, что и обусловило столь сложную картину. Чтобы не запутаться, пойдём сверху вниз справа налево. В широкой полосе, когда все фильтры выключены (синяя кривая) сабвуфер перекрывает диапазон 38 — 20 Гц (по -3 дБ). Красные кривые справа соответствуют работе в узкой полосе при крутизне среза 12 и 24 дБ/окт. Фиолетовым цветом вверху показана АЧХ при активированном параметрическом эквалайзере с центральной частотой 50 Гц при крайних значениях добротности — 2 и 14.
И наконец, чёрная кривая — характеристика фазоинвертора. При настройке на 22 Гц она уходит в инфразвуковую область, так что бас у этого агрегата будет богатырский. Единственный минус — мощная стоячая волна, возникающая в высоком цилиндрическом корпусе, может дать посторонние призвуки на большой громкости.
Предустановки Room Compensation на графике не показаны, поскольку они предназначены для тонкой настройки в конкретных условиях и на общей картине были бы незаметны. Их действие сводится к ступенчатому подъёму АЧХ вблизи нижней границы воспроизведения.