ПОНЯТНАЯ КЛАССИКА
Об акустических системах Arslab ещё мало кто наслышан. Изделия этой марки производятся в объёмах, которые трудно назвать промышленными. Ассортимент невелик, модели доступны по цене, хотя собираются вручную в Европе, а не на какой-нибудь китайской фабрике.
Компания на своем сайте заявляет, что искать высокие технологии в в акустике не нужно — для получения превосходного звука достаточно привлечь лучших инженеров и использовать качественные комплектующие. Инженеры Arslab — умеренные консерваторы, исповедующие принцип разумной достаточности. Так что системы действительно заслуживают внимания, тем более что с недавних пор в России стали доступны системы из новой линейки. В том числе, и флагманские трёхполосные напольники Classic 3.
То, что я вынул из коробки, произвело впечатление на всех. Системы оказались весьма тяжёлыми, солидных размеров и вдобавок были добротно отделаны чёрным рояльным лаком. В ценовой категории до 50 тыс. руб. настолько роскошную вещь сегодня увидишь нечасто. Корпуса имеют классическую прямоугольную форму с параллельными гранями и зауженной лицевой панелью. Все стенки в меру задемпфированы. В основании предусмотрена дополнительная плита-подставка под шипы, хотя её можно и не заметить сразу — она не выходит за габариты. Фазоинвертор очень крупный, с 10-сантиметровым раструбом, помещён на заднюю стенку. Под ним стоит пара позолоченных винтовых зажимов под колоночные кабели. На лицевой стороне крепится тканевый гриль на простом пластиковом каркасе.
Нижнее звено представлено двумя 15-сантиметровыми динамиками, которые, судя по довольно мощному эластичному подвесу, рассчитаны на работу с большими амплитудами. Среднечастотник с фазовыравнивающей пулей примечателен тем, что имеет тот же 15-сантиметровый калибр, но его диффузор намного легче и подвижнее, чем у вуферов. Твитер также не отнесёшь к стандартным. Диаметр мягкого тканевого купола составляет примерно 30 мм, а если брать в расчёт ещё и внушительный кольцевой подвес, то получается ровно 45. Внушительно! Все головки, как утверждается, производятся по специальному заказу на Wavecor — китайской фирме, которая в своё время сумела переманить на свою сторону известных датских разработчиков динамических головок, а в настоящий момент выпускает весьма качественные и технически продвинутые комплектующие в большом ассортименте. В описании Classic 3 также говорится о том, что и кроссоверы сделаны на отборных элементах. И, к сожалению, добавить к этому нечего. Ни о топологии фильтров, ни о выбранных частотах раздела производитель информации не раскрывает.
Бывает, начинаешь слушать хорошо знакомую тебе музыку на каких-то новых и совершенно неизвестных компонентах и испытываешь неловкость, принимаешься искать причину дискомфорта. Может, техника недостаточно прогрета? Или не подходит она под конкретные условия прослушивания? А может, так отражаются на звучании реализованные в ней технические изощрения? В случае с Classic 3 гадать ни о чём не приходится. Эти «чёрные ящики» с первых же нот располагают к себе. Их идея понятна и близка любому меломану. Эти АС, похоже, в самом деле проектировали люди, которые не только умеют пользоваться калькулятором и измерительными приборами, но ещё и любят музыку.
Выразительность, поданная через удивительно чёткий динамический рисунок, мощная пространственная образность, тембральная щедрость от рабочего баса и вплоть до звенящих высоких — вот что я, не сомневаясь, отнесу к достоинствам Classic 3. И они с лихвой окупают все те недочёты, которые можно заметить. Ну, например, когда смотришь на столь массивные «кабинеты», кажется, что бас в самом низком регистре у напольников мог быть и энергичнее. В верхней полосе им не помешало быть резче при воспроизведении металлических дискантов, а с едва слышимым «воздухом», напротив, обращаться деликатнее. Нетрудно уловить тональные отклонения и в главном: на исходе среднего диапазона имеется подъём АЧХ, и, возможно, немаленький, поэтому роковый вокал и яркое звучание электрогитар передаётся с назойливой подкраской, что иногда мешает комфортному прослушиванию современной динамичной музыки. Немного страдает и сцена. Она получается не такой фундаментально-масштабной, как должна, в ней придвинуты удалённые планы…
С другой стороны, сейчас на рынке полно акустики за тридцать-шестьдесят тысяч рублей с образцово линейным звучанием и идеально трёхмерной сценой. Но все они показательно скучны и однообразны. А Classic 3 взывает к другим чувствам. В их саунде есть игра, эмоция и драйв! Есть, наконец, и то, что является безошибочными признаками высокого класса — приличное микродинамическое разрешение и гармоническая чистота. И когда переключаешься на прослушивание джазовой, камерной, акустической или оперной музыки, в которой как нигде важны детали, ясность и настроение, Classic 3 выдают всё это в полной мере.
Arslab Classic 3
Производитель: Arslab Audio Technology (США)
www.arslab-audio.com
Чувствительность (2,83 В/1 м): 88 дБ || Подводимая мощность: 25 — 200 Вт || Импеданс: 6 Ом || Воспроизводимый диапазон: 40 — 22000 Гц || Габариты: 200 х 1080 х 325 мм || Масса (одной): 23 кг || Цена: 49500 руб.
- КОМПОНЕНТЫ
- CD-проигрыватель Bryston BCD-1 (151000 руб.)
- Интегральный усилитель Bryston B-100 SST (233000 руб.)
- Межблочные кабели RCA Musical Wire Cadence Signature (24000 руб.)
- Акустические кабели Kimber Kable 12TC (24000 руб.)
- Силовые кабели Physics Style PW-Reference (38000 руб.)
- Дистрибьютор питания Supra LoRad MD-06-EU Mk II/LoRad CS-EU 1,5 (5500/3200 руб.)
7 РАЗ ОТМЕРЬ
Зависимость модуля Z от частоты Arslab Classic 3
Системы отличаются волнообразным и ровным импедансом: в диапазоне 30 Гц — 20 кГц его значение плавно меняется от 3,3 до 6 Ом, включая и резонансные пики на частотах раздела. Соответственно, и фазовая характеристика на всём её протяжении абсолютно линейна. Для усилителя не составит труда раскачать эту акустику, поскольку, по сути, она является чисто активной нагрузкой. Кроме того, рост сопротивления на высоких частотах гарантирует меньшие искажения выходных каскадов. Фазоинвертор настроен на 35 Гц и, судя по меньшей амплитуде второго резонансного пика, имеет необычную конструкцию. Пик на частоте раздела полос (2400 Гц) практически отсутствует, по-видимому, в фильтрах предусмотрена компенсация реактивной составляющей головок.
Изломы обеих кривых на 750 Гц свидетельствуют о наличии стоячей волны внутри высокого и узкого корпуса.
Амплитудно-частотная характеристика Arslab Classic 3
В нижнем и среднем диапазонах акустика достаточно линейна, а вот вблизи раздела СЧ и ВЧ-полос виден интерференционный провал. Он, кстати, исчезает, если колонки не направлять в точку прослушивания. За счёт этого также удастся в звонком помещении немного успокоить твитер, имеющий повышенную отдачу в диапазоне 7 — 18 кГц. Диаграмма направленности широкая, об этом свидетельствует поведение кривых, снятых при отклонениях от оси на 30 и 50 град. До 6 кГц они практически не расходятся, так что сцена обещает быть чёткой и устойчивой в пространстве. На характеристике фазоинвертора (чёрная кривая) также видна стоячая волна, отмеченная на графике импеданса.