ВПЕРЁД К ПРИРОДЕ
В последнее время всё чаще приходится констатировать, что прогресс в акустической отрасли практически остановился из-за отсутствия новых идей. Более того, любая попытка продвинуться хоть немного требует не только колоссальных усилий и затрат, но и нестандартного, порой неожиданного подхода.
Главное преимущество Focal перед конкурентами в том, что она самостоятельно производит динамики. И не только производит, но и постоянно ведёт исследования — разрабатывает новые конструкции, материалы и технологии. Большая часть этой работы посвящена поиску идеального материала для изготовления диффузоров. За 30-летнюю историю компания использовала в своих головках кевлар, титан, алюминиево-магниевые сплавы, а также фирменные композиты Polyglass, K2 и W. Главная проблема заключается в противоречивости предъявляемых требований: диффузор должен быть: а) лёгким, чтобы иметь минимальную инерцию; б) жёстким, чтобы работать подобно поршню и в) хорошо задемпфированным, чтобы не вносить собственных призвуков. Ни один полимер, металл или сплав оптимальным сочетанием этих свойств не обладает, поэтому инженеры Focal переключились на сэндвичи — структуры, состоящие из нескольких слоёв. Самый совершенный диффузор из композита W, запатентованного в 1995-м, представляет собой тонкий конус из вспененного акрила, с обеих сторон покрытый стеклотканью толщиной несколько десятков микрон. По всем статьям хороший материал, но из-за высокой доли ручного труда очень дорогой в производстве, и его использование оправданно только в верхних акустических линейках.
Два года назад специалисты Focal начали исследования для создания композита, который бы не слишком уступал W по совокупности качеств, но был бы экономичнее него и по возможности более экологичным. От углеводородных полимеров решили отказаться из-за растущих цен на нефть и не слишком «чистого» производства, ведь динамики планировалось полностью изготавливать во Франции. И такой материал, наконец, был найден — в начале 2013 г. компания получила патент №1350116 на сэндвич под названием «F». Это первая буква слова «flax», т.е. льняное волокно. Лён во Франции издревле выращивали в нескольких областях с разным климатом, что позволило выбрать сырьё с необходимыми физическими свойствами. Подробнее о свойствах льна в подвёрстке «Know How», здесь же скажу, что благодаря пористости и особой клеточной структуре по соотношению масса/прочность и коэффициенту демпфирования лён превзошёл многие традиционные материалы. Для придания жёсткости ткань покрывается тончайшим слоем стекла, и в результате получается идеально гладкий материал с характерной тканой структурой.
Динамики из композита F применены в новой линейке Aria 900, увидевшей свет весной нынешнего года. В ней пять моделей — напольные 948, 936 и 926, полочная 906 и громкоговоритель центрального канала СС900. Первой парой, доступной для тестирования в России, стали младшие напольные, Aria 926.
Выглядят колонки лаконично, но стильно. Что неудивительно — над ними работало известное дизайнерское бюро Pineau & Le Porcher, то же, что создавало имидж моделей Utopia. Слегка закруглённые к фронту боковые панели оклеены качественным винилом, лицевая же панель обтянута искусственной кожей. Верхняя плоскость — из чёрного полированного пластика, на ней серебристые буквы — «FOCAL». Выпуклый тканевый гриль крепится на магнитах (наконец-то!). Но самое главное — колонка устанавливается на литую металлическую платформу с шипами. Их можно вывернуть, тогда контакт с полом будет через ножки с резиновыми наклейками. В щель между платформой и дном корпуса выведен порт фазоинвертора. Ещё один порт, столь же солидного сечения, расположен спереди, под динамиками.
Двойной выхлоп — эффективный способ снижения турбулентных призвуков при большой площади излучения НЧ-драйверов. Здесь их два, 6,5-дюймовых, с диффузорами Flax, эластичными подвесами и крупными пылезащитными колпачками. Среднечастотник из того же материала и того же калибра — с фазовыравнивающей «пулей» в центре.
И наконец, твитер. Это фирменный излучатель Focal TNF с дюймовым инвертированным куполом из алюминиево-магниевого сплава, но для новой линейки его конструкция была улучшена — кольцо, соединяющее купол с каркасом, изготовлено из порона, материала, с памятью формы. Аналогичное решение, снижающее нелинейные искажения в диапазоне 2 — 3 кГц, используется в бериллиевых твитерах Utopia. Кроме того, эллиптический фланец образует короткий рупор, благодаря чему по данным производителя неравномерность АЧХ в верхней полосе не превышает ±0,5 дБ. Полосы делятся на 290 и 2400 Гц, многопроводное подключение не предусмотрено.
Focal позиционирует Aria 926 как аудиофильскую акустику для помещений от 20 кв. м, оптимальная дистанция для прослушивания — порядка 3 м.
Новые колонки обязательно нужно прогревать (это я уже от себя добавлю). За полтора-два часа интенсивного прогона улучшается разборчивость в середине, оформляется бас, чуть резче становится атака на быстрых сериях ударов. В целом же динамики Flax звучат интересно, сочетая детальность, присущую бумажным диффузорам, с энергетикой и основательностью многослойных структур. И что самое главное, в саунде нет синтетики — акустическая гитара, саксофон, рояль и деревянные духовые по тембровым нюансам не отличить от живых инструментов. Если, сидя в паре метров от линии АС, закрыть глаза, ни за что не скажешь, что звучат высокие «башни» с четырьмя драйверами — настолько точно диффузоры согласованы по времени отклика. Не чувствуется и вуали, хотя это уже относится к твитерам. Не могу точно обозначить разницу между прежними TNV и обновлёнными TNF, но воздух они формируют убедительно. В самом начале классических фонограмм, когда оркестр ещё не вступил, а запись уже идёт, по едва заметным признакам чувствуется наличие большого пространства с широким передним планом. Впрочем, это свойство мы отмечали у моделей из линейки Chorus.
Пространственная перспектива не поражает глубиной, но по фокусировке мнимых источников Aria 926 даст сто очков вперёд гораздо более дорогой акустике. Передний план равномерно заполнен даже на «двухмикрофонных» записях, — в этом случае избежать пустот помогает довольно плотная атмосфера, сотканная из отражений, ревербераций и каких-то иных, неидентифицируемых субстанций. Способность тонко передать «дыхание зала» — важнейшее достоинство лёгких диффузоров. Физический процесс на самом деле прост — смещение микрофонной мембраны по каналу записи-воспроизведения-усиления передаётся динамикам, которые должны по возможности точно восстановить первоначальный процесс. Главное препятствие — несоразмерность масс мембраны и диффузора, и чем эта разница меньше, тем больше нюансов мы услышим.
Если говорить о нижнем регистре, то здесь, похоже, разработчики придерживались врачебной заповеди: «Не навреди». Бас присутствует, и весьма эффектен, но он не переходит границы, ниже которой его трудно было бы контролировать и где могли бы возникнуть проблемы с комнатой. Поэтому ничего не гудит, не бубнит, большой барабан работает мощно, с «мясом», с хорошей атакой и не зажатыми реверберациями. Правда, чтобы почувствовать настоящий удар, понадобится довольно мощный усилитель, 926-м требуется большой пиковый ток, наш 200-ватттный Bryston на китайских барабанах постоянно мигал индикатором «Clipping». Но это как раз тот случай, когда стоит подбирать усиление под акустику, а не наоборот — Aria 926 этого заслуживают.
know how
Недавно созданный сэндвич F представляет собой слой льняной ткани толщиной 0,4 мм с двусторонним покрытием стеклянной плёнкой 0,04 мм. Лён, в свою очередь, на 80% состоит из целлюлозы, обладающей высокой прочностью при малом удельном весе. Тканая структура препятствует распространению резонансов в толще диффузора, а стеклянное покрытие предотвращает поглощение влаги и увеличивает стойкость к изгибным деформациям. В целом же Flax легче, чем Polyglass (рис. 1), жёстче чем, стекловолокно и W (рис. 2), а по скорости распространения сигнала совсем немного уступает последнему (рис. 3). За счёт этого получается «быстрый» диффузор с минимальными искажениями и собственными резонансами. По совокупности параметров он превосходит Polyglass и в производстве дешевле, чем сэндвич W, поскольку доля ручного труда при изготовлении минимальна.
Рис. 1. Удельная масса в г/кв. м
Рис. 2. Модуль Юнга в ГПа (логарифмический масштаб)
Рис. 3. Скорость распространения звука в м/с
Focal Aria 926
Производитель: Focal-JMLab (Франция)
http://www.focal.com/ru/
Конфигурация: 4 излучателя, 3 полосы || Акустическое оформление: фазоинвертор || Диапазон воспроизводимых частот: 45 — 28000 Гц || Чувствительность (2,83 В/1 м): 91,5 дБ || Сопротивление: номинальное 8 Ом, минимальное 2,9 Ом || Частоты разделения полос: 290/2400 Гц || Рекомендованная мощность усилителя: 40 — 250 Вт || Габариты (В х Ш х Г): 1035 х 294 х 371 мм || Масса: 25 кг || Отделка: Walnut || Цена за пару: 95000 руб.
- КОМПОНЕНТЫ
- CD-проигрыватель Primare CD-22 (66500 руб.)
- Интегральный усилитель Bryston B100 SST ($6787)
- Кабели:
- — межблочные Cardas Clear Light RCA 1 м (32700 руб.)
- — акустические Cardas Clear Sky Banana 3 м (46485 руб.)
- — сетевые Physics Style PW-Reference (38000 руб.), Musical Wire Cadence Signature (25900 руб.)
- Дистрибьютор питания Supra LoRad MD-06-EU (7000 руб.)
- СЛУШАЛИ
- 1. «Paul’s Picks 2, Two channel demo CD».
- 2. Tutti «Tutti! Orchestral Sampler». 24 bit HDCD Reference Recordings, 1997
- 3. Showcase, «Acoustic music in authentic environment». OPUS 3, SACD, 1999
- 4. Carl Orff, «Carmina Burana». Andre Previn and London Symphony Orchestra. EMI Classic, 1999
- 5. Noisia, «Split the Atom». 2 CD, Mau5trap, 2012
7 РАЗ ОТМЕРЬ
Зависимость модуля полного сопротивления от частоты Focal Aria 926
Частота настройки фазоинвертора 42 Гц типична и вполне оправданна для напольной системы такого объёма, так что с басом проблем быть не должно. Номинальное сопротивление 2,9 Ом (120 Гц), и в самом важном, голосовом диапазоне оно практически не зависит от частоты. Соответственно, не имеет резких перегибов и фазовая характеристика (верхняя кривая). При таком характере несколько облегчается согласование с усилителем, поскольку ему не приходится иметь дело с реактивной нагрузкой. Важно и то, что в ВЧ-диапазоне импеданс держится в пределах 6 — 8 Ом, здесь выходные каскады будут работать в облегчённом режиме. Но особо сэкономить на усилителе не удастся, поскольку в нижней середине от него потребуется очень приличный ток. Разделительный фильтр с центральной частотой 2400 Гц даёт плоскую вершину резонансного горба — похоже, в схеме имеются фазовыравнивающие звенья.
Амплитудно-частотная характеристика Focal Aria 926
Системы отличаются образцовой линейностью во всём рабочем диапазоне, и лишь твитер TNV традиционно имеет подъём после 13 кГц. Но это сделано специально, для компенсации поглощения ВЧ в жилых комнатах. Если же такой акцент нежелателен, не направляйте колонки в точку прослушивания. При этом ни атмосфера, ни глубина сцены, ни локализация мнимых источников не нарушится — диаграмма направленности Aria 926 очень широкая. Об этом свидетельствует поведение кривых, снятых на оси и при отклонениях от неё на 30 и 50 град. (зелёная и красная). Вплоть до 20 кГц они идут практически вровень, с подъёмом около верхней границы слышимого диапазона.
Фазоинверторы (чёрная кривая) дают минимум призвуков и, несмотря на переднее расположение одного из портов, на звучание влиять не будут.
Чувствительность типичная для напольных АС, порядка 88 дБ (2,83 В/1м), поэтому для комнаты средних размеров желателен усилитель мощностью более 100 Вт на канал.
Комментарии [6]
Игорь
Ну очень уважаемый !!! )) я вас уверяю и поверьте мне ))))) Такие уважаемые дятлы в мире аудио на каждом шагу ) а Фокалы Ария действительно отличные колонки я в этой цене и близко ничего не вижу
Viktor
Focal 926 +Marantz 8012 -звучит для меня изумительно. Может и стоило брать 936 или 946.Но и меня устроило это. ОДНИМ СЛОВОМ Focal Aria зашёл. И конечно…. Французы есть французы.
Алексей
Сильно сомневаюсь что производители выводят порт на переднюю панель для того, чтобы IgorEn смог ужиться с ними в небольшом помещении, и точно нет разницы в размещение фазоинвертора при уменьшении расстояния до стены.
IgorEN
В последнее время производители пристрастились выводить порты ФИ на заднюю стенку. Убивают сразу двух зайцев. Скрывают резонансы и прочие призвуки плохо рассчитанных и сделанных корпусов, кроссоверов и самих портов. А во вторых, надеются что владелец подвинет колонки вплотную к задней стене и получит нечто гудящее на 40 Гц, ошибочно называемое басом. И только некоторые, подобно Focal, B&W и JBL, поступают честно и делают колонки, которые уживутся и с небольшими помещениями.
Николай ЕФРЕМОВ
Приведу слова одного уважаемого российского конструктора АС:
«Фазоинвертор вывожу назад исходя из своего опыта и исследований. Это улучшает качество звучания низких и средних частот за счет снижения слышимости органных резонансов ФИ.
Порт фазоинвертора имеет резонансы выше основной частоты настройки – органные, они расположены в области 400-1000Гц, где наблюдается заметная направленность звуковых волн. Располагая порт сзади, мы спереди АС не теряем отдачу в области основной частоты настройки фазоинвертора, т. к. на таких низких частотах диаграмма направленности сферическая, но снижается уровень органных резонансов».
Дмитрий
По этому у нас и проблемы с производством,каждый второй уважаемый,и не более.