НА СТУПЕНЬКУ ВВЕРХ
Французские инженеры, проектируя Scala, старались создать системы, обладающие характером звучания старших моделей Utopia, но адаптированные к относительно небольшим помещениям. И им это удалось: за пять лет, прошедших с момента выпуска, эта акустика успела завоевать любовь серьёзных ценителей музыки. А совсем недавно вышла вторая, улучшенная версия V2, которую мы и собираемся слушать.
Внешне Scala V2 абсолютно не отличаются от первоначального варианта, описанного в статье «Лестница в небо»* — тот же корпус, состоящий из трёх изолированных секций, тот же набор излучателей, те же фирменные технологии. В верхнем отсеке установлен 6,5-дюймовый среднечастотник, в среднем — твитер, а в нижнем — 11-дюймовый басовик в фазоинверторном оформлении. Ламинарный порт выведен в просвет между дном корпуса и массивной платформой, развязывающей колонку от пола. СЧ и ВЧ-секции слегка наклонены вперёд, благодаря чему сигналы от соответствующих излучателей приходят к слушателю одновременно (принцип Focus Time).
* См http://www.salonav.com/arch/2012/09/040.htm.
Корпуса построены по технологии Gamma — без прямых углов, со стенками переменной толщины, которая в отдельных местах достигает 50 мм. Конструкция спроектирована таким образом, что большая часть энергии, приходящей от динамических головок в виде вибраций, эффективно поглощается.
Усовершенствования затронули исключительно внутренние элементы, в частности, подвижную систему басовых драйверов. Звуковая катушка намотана на более прочном каркасе с улучшенным охлаждением, благодаря чему сводится к минимуму тепловая компрессия, т.е. динамические искажения на большой громкости. За счёт более прочной связи между каркасом и диффузором динамик быстрее реагирует на приходящий импульс, значительно улучшена линейность и снижены искажения в области 100 — 300 Гц. Традиционно для Focal исследования проводились с помощью лазерной установки Klippel. Напомню, что в Scala НЧ-диффузоры изготовлены по патентованной технологии «W» третьего поколения. Изначально она была разработана для флагманской Grande Utopia и позволила создать лёгкий материал с высокой стойкостью к изгибным деформациям и эффективным демпфированием внутренних резонансов. По структуре это сэндвич с внутренним слоем из вспененного полимера и внешними — из стеклоткани различной толщины и плотности. Поначалу из-за дороговизны W-драйверы использовались только в Grande Utopia, а со временем их получили и младшие модели линейки. В третьем поколении заготовка конуса выкраивается методом лазерной резки, что позволяет получить диффузор идеальной круглой формы с абсолютно ровными краями. Что, в свою очередь, способствует равномерному распределению усилий при взаимодействии с подвесом.
С учётом изменённых характеристик НЧ-драйвера в Scala V2 был перенастроен фазоинвертор, что позволило получить лучше контролируемый и чуть более низкий бас. Также оптимизировано демпфирование 6,5-дюймовых СЧ-драйверов с магнитной системой PowerFlower, что должно было повысить разборчивость и линейность в самой важной полосе. Всё остальное — как в предыдущей версии «Скалы». Бериллиевый твитер IAL2 с верхней рабочей частотой 40 кГц, фирменные кроссоверы OPC+ (Optimum Phase Crossover) с возможностью коррекции по НЧ и ВЧ под конкретное помещение. Scala V2 рассчитаны на подводимую мощность до 500 Вт и выпускаются в чёрном и красном рояльном лаке. Изготавливаются они на собственной фабрике Focal во Франции.
В прошлый раз мы слушали Scala с ламповыми моноблоками Lamm, новую же версию решили испытать с гораздо менее дорогим транзисторным интегральником Bryston В100 SST. Да и акустика не совсем та же, соответственно, впечатления несколько иные. На симфонической музыке зал более материален, иллюзия объёма создаётся в основном за счёт нижнего регистра, который не только уходит в инфранизкую область, но и сохраняет хорошо читаемую структуру. В нём нет ни случайных, ни бесформенных звуков — происхождение каждого легко угадывается. Редкий случай, когда можно всерьёз говорить о контрастности в басовом диапазоне. Контрабас на камерных записях сложно отличить от настоящего — настолько точно и подробно прорисованы все нюансы, вплоть до характерных резонансов корпуса. Впечатление реальности усиливается и потому, что калибр НЧ-драйверов способствует верной передаче габаритов инструмента.
Про твитер могу лишь повторить то, что уже говорил раньше — пожалуй, лучший из всех, что мне доводилось слышать. Он тоже участвует в формировании атмосферы за счёт многочисленных обертонов, отражений и ревербераций инструментов с высоким спектром. IAL2 звучит на редкость чисто, прозрачно и ярко, и яркость эта никогда не бывает излишней. Медные духовые, тарелки, литавры — как в реальной жизни.
При расстоянии между колонками порядка четырёх метров в звуковой сцене нет белых пятен, панорама заполняется плотно и равномерно. Перспектива в глубину зависит от конкретной фонограммы, возможности же акустики в этом плане не вызывают сомнений. Как звукорежиссёр расставил инструменты при сведении, так всё и будет в комнате, и чем искуснее выстроено пространство, тем интереснее слушать. Тембральное разрешение в средней полосе феноменально. Грамотно записанный вокал с аудиофильских дисков звучит так, будто между исполнителем и слушателем нет никаких промежуточных звеньев — микрофонов и прочей техники. На большой громкости может быть заметна окраска, похоже, этой акустике при всей её высокой чувствительности нужен усилитель помощнее. Кстати, если вы хотите получить предельно точное, особенно в нижней октаве, звучание, ламповый аппарат я бы не рекомендовал. Но если в числе приоритетов выразительность, эмоциональность, пусть и при слегка гипертрофированном богатстве спектров — тогда другое дело.
Сами же Scala V2 на слух очень линейны и при этом, в отличие от студийных мониторов, звучат красиво. Причём это красота музыки, а не украшательство звука с которым мы иногда сталкиваемся. И жанр здесь не имеет абсолютно никакого значения.
КОМПОНЕНТЫ
- CD-транспорт Accuphase DP90* (120000 руб.)
- Процессор Accuphase DC91* (120000 руб.)
- Интегральный усилитель Bryston В100 SST (203610 руб.)
- Кабели:
- — межблочные Tchernov Cable Reference IC XLR 1.65 м (45000 руб.)
- — акустические Tchernov Cable Reference SC 1.65 м (45000 руб.)
- — сетевые Tchernov Cable Reference
- — цифровые Tchernov Cable Reference IC AES/EBU 1.65 м (27000 руб.)
- *Сняты с производства.
Focal Utopia Scala V2
Производитель: Focal-JMLab (Франция)
http://www.focal.com/ru/
Конфигурация: 3 излучателя, 3 полосы || Акустическое оформление: фазоинвертор || Диапазон воспроизводимых частот (±3 дБ): 27 — 40000 Гц || Граница нижнего диапазона (-3 дБ): 24 Гц || Чувствительность: 92 дБ || Сопротивление: номинальное 8 Ом, минимальное 3,1 Ом || Частоты раздела полос: 250/2200 Гц || Рекомендуемая мощность усилителя: 40 — 500 Вт || Габариты (В х Ш х Г): 1247 х 393 х 670 мм || Масса: 85 кг || Отделка: Black Lacquer, Imperial Red || Цена за пару: 1100000 руб.
МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
1. «Tutti! Orchestral Sampler». HDCD Reference Recordings, 1997. 24-битовая запись симфонических произведений известных композиторов
2. Showcase, «Acoustic music in authentic environment». OPUS 3, SACD, 1999. Записи сделаны минимальными техническими средствами
3. Nirvana, «Unplugged in New York». AAD, Geffen, 1994. Прекрасно переданная атмосфера живого выступления, эмоциональный настрой аудитории
4. Bruce Springsteen, «The Best». Columbia, 1995. Обычный коммерческий диск с очень неплохим драйвом