НАЕДИНЕ С ПРОСТРАНСТВОМ
Проекты Альфреда Василькова, основателя и главного инженера компании Estelon, часто называют акустическими скульптурами. И не ради красного словца — под этой маркой создаются не просто средства для воспроизведения музыки, а реальные арт-объекты, способные разрушить стереотипы, сложившиеся в индустрии.
А вот дизайнерской я бы акустику Estelon называть не стал, поскольку её форма хотя и радует глаз, но всё же вторична. На первом месте здесь соображения посерьёзнее. Посмотрите, как расположены динамики во флагманской модели XA Diamond: в самом узком месте находится твитер, сверху, где корпус расширяется — среднечастотник, а ближе к основанию — басовик. Передней плоскости как таковой нет, поэтому нет и отражений от неё, что очень важно для выравнивания частотной и фазовой характеристик. Материал с оптимальными свойствами для корпуса экспериментально искали в течение шести лет и остановились на акриловом полимере с добавлением мраморной крошки. Он в меру пластичен для литья под давлением, хорошо поддаётся последующей обработке и, что немаловажно, в него можно добавлять различные красители. Не знаю, что получится на фото, но цвет нашей пары очень красив — антрацит с глубоким фиолетовым оттенком, как у слегка недозревшей чёрной смородины. Но главное, что корпус из такого композита гасит вибрации динамиков, но не делает звук ватным и безжизненным. Для дополнительного демпфирования внутренние поверхности оклеиваются тканью из карбонового волокна.
Все динамики — немецкие Accuton. Басовый диффузор диаметром 28 см изготовлен из сверхжёсткого сэндвича с керамическим покрытием. Звуковая катушка диаметром 55 мм намотана лёгким титановым проводом, увеличенный зазор между прочным каркасом и магнитом обеспечивает более эффективное охлаждение. Соответственно, снижается тепловая компрессия на пиках музыкального сигнала. Драйвер работает в фазоинверторном оформлении, порт выведен назад. 7-дюймовый среднечастотник с диффузором из спечённой керамики и титановой катушкой работает в собственном объёме с тщательно рассчитанным демпфированием. За счёт этого удалось устранить окраску, характерную для излучателей с керамическими мембранами. Пришлось поэкспериментировать и с твитером. Это 30-миллиметровый излучатель с инвертированным куполом из искусственной алмазной крошки. При малой массе он обладает колоссальной жёсткостью, благодаря чему способен с минимальными искажениями воспроизводить частоты до 45 кГц. Но алмазные твитеры имеют резкие локальные резонансы, от которых создателям Estelon удалось избавиться, частично подавив заднее излучение. Купол крепится на мягком тканевом подвесе, звуковая катушка охлаждается ферромагнитной жидкостью. Все головки для правой и левой колонок подбираются попарно после продолжительной разминки на специальном стенде.
Для разделения полос (частоты производитель не указывает) были выбраны фильтры второго порядка. Номиналы элементов — а это плёночные тефлоновые конденсаторы и катушки Goertz из медной ленты — подгоняются под конкретный комплект динамиков. Плата кроссоверов помещена в изолированную камеру для предотвращения микрофонного эффекта. Внутренняя проводка выполнена бескислородным кабелем Kubala-Sosna. После окончательной сборки каждое изделие проходит тонкую индивидуальную настройку.
Масса каждой колонки 86 кг, и для удобства перемещения к днищу корпуса привинчены ролики. При установке на высокие шипы, как в нашем случае, они не имеют контакта с полом.
Мы слушали XA Diamond с ламповыми усилителями G9 Nero. Эти двухтактные моноблоки с парой KT88 в триодном включении на выходе способны отдать в нагрузку до 60 Вт. При чувствительности акустики 88 дБ этого должно хватить с запасом.
Обычно в звучании серьёзной акустики трудно выделить какой-либо главный аспект — чем выше ценовой и качественный уровень, тем более сбалансированы все показатели. Но Estelon — явное исключение из этого правила. Поставив первый же диск из стандартного тестового набора, был буквально поражён пространством, которое сумели выстроить XA Diamond. Всё музыкальное действо происходило примерно в двух метрах за линией колонок (до задней стены было метра три), и даже на таком удалении виртуальные источники абсолютно точно выстраивались в глубину сцены и позиционировались по ширине. Ощущение нереальности происходящего усугублялось на фонограммах, где некоторые инструменты при записи специально привязывались к правой или левой колонке. В этом случае сцена принимала форму подковы с выдвинутыми вперёд флангами и уходящими вдаль задними планами. Правда, возникало ощущение некоторого разрыва перспективы, но уверен, что его можно устранить, поэкспериментировав с расстановкой АС.
С винилом картина несколько иная. Передний край сцены меньше удалён от слушателя, а задний слегка приближен. Локализация источников уже не такая острая, как раньше, появилось ощущение вуали. По всей видимости, сказывается несовершенство формата и фазовое рассогласование каналов в цепи «головка — кабель — фонокорректор». При этом тракт оказался идеальным инструментом для оценки качества LP-релизов — ранние оригинальные издания звучали намного объёмнее и детальнее, чем современные «перепечатки».
Вопреки моим ожиданиям керамические диффузоры оказались абсолютно нейтральными с точки зрения окраски и не делали акцент на отдельных резонирующих нотах, обычно заметных на женском вокале. Тональный и музыкальный баланс практически идеален; твитер по звучанию напоминает ленточный, но отличается гораздо более широкой дисперсией. Бас довольно быстрый, не грузный, хотя в самой нижней октаве слегка монотонный. На ударах китайских барабанов заметны посторонние призвуки — либо акустика недостаточно прогрелась (мы испытывали абсолютно новую пару), либо ламповые оконечники не слишком уверенно демпфировали диффузоры большой площади. Других поводов для критики не вспомню, даже самых незначительных. О разборчивости и информативности среднего диапазона можно говорить лишь в превосходной степени, тембральное разрешение по всему диапазону просто великолепное. Звучание открытое, без малейшей зажатости, пиковые уровни воспроизводятся свободно. Атака НЧ и СЧ-звеньев слаженная, что даёт ощущение чёткого ритма, сыгранности симфонического оркестра и филигранно прорисованной ритмической структуры произведения. Ещё одно редкое качество этих систем — сохранение натуральности тембров при уменьшении громкости до едва слышимого уровня.
Но вообще, должен заметить, что оценивать подобные нюансы звучания Estelon довольно сложно — игры с пространством буквально гипнотизируют и отвлекают на себя внимание.
профиль участника
Брэнд Estelon принадлежит эстонской компании Alfred & Partners, которую в в 2006 г. основал опытный инженер-акустик Альфред Васильков. По любопытному стечению обстоятельств он окончил тот же Львовский политехнический университет, что и Владимир Ламм (Lamm Industries). К началу собственного бизнеса у Альфреда за плечами был 25-летний опыт проектирования акустических систем для других компаний и несколько патентов. Создавая собственную акустику, он решил полностью отойти от стереотипов, сложившихся в индустрии. Первым делом отказался от прямоугольных деревянных корпусов и начал экспериментировать с различными формами и материалами. Главной задачей было получить необходимую степень демпфирования корпуса, чтобы он не подыгрывал динамикам и не был слишком инертным, «мёртвым». Кроме того, материал должен быть достаточно пластичным для литья под давлением. В конце концов Альфред выбрал полимер на основе акрила с добавлением микроскопической мраморной крошки. Параллельно изучался ассортимент динамических головок, имевшихся на рынке. После многочисленных измерений и прослушиваний предпочтение было отдано немецким драйверам Accuton с керамическими диффузорами.
Миссию компании её основатель сформулировал так: «Стать мировым инновационным лидером в области создания акустики класса High End».
Первые изделия под маркой Estelon вышли на мировой рынок в 2012 году и сразу привлекли внимание специализированной прессы. Сейчас в каталоге компании четыре модели: напольные XA Diamond, XA и XB, плюс полочные XC. Все они предлагаются в различных цветовых вариантах, в т.ч. и довольно экзотических.
КОМПОНЕНТЫ
- CD-транспорт Weiss Medea (820890 руб.)
- DAC Weiss Jason (838560 руб.)
- Виниловый проигрыватель Acoustic Signature Thunder (437330 руб.) с тонармом Micromagic Altair (749500 руб.)
- Предварительный усилитель DartZeel NHB 18NS(1327700 руб.)
- Оконечные усилители G9 Nero (80600 руб. пара)
- Регенераторы сетевого напряжения Pure Power 2000 (189232 руб.), Pure Power 3000 (224543 руб.)
- Сетевой фильтр Goldenote Dumbo AC (20773 руб.)
- Кабели:
- — межблочные Snippy SST (402350 руб.), X-Factor Model 5 (328000 руб.), X-Factor Phono (328000 руб.)
- — акустические X-Factor Model 5 (962140 руб.)
- — сетевые Fisch P7 Beryll 7 шт. (79595 руб. шт.)
Estelon XA Diamond
Производитель: Alfred & Partners OU (Эстония)
http://www.estelon.com
Конфигурация: 3 излучателя, 3 полосы || Акустическое оформление: фазоинвертор || Диапазон воспроизводимых частот: 22 — 450000 Гц || Чувствительность (2,83 В/1 м): 88 дБ || Сопротивление: номинальное 6 Ом, минимальное 3,8 Ом || Рекомендованная мощность усилителя: 20 — 200 Вт || Габариты (В х Ш х Г): 1370 х 450 х 640 мм || Масса: 86 кг || Цена за пару: 3411230 руб.
МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
- Emi Fujita, «Camomile Best Audio». Hybrid CD/SACD, Sony Music 2007
- Yello, «Pocket Universe». Mercury, 1997
- Henry Purcell, «Dido & Aeneas». BBC Digital Recording. Chandos Records, LTD, 1995
- Carl Orff, «Carmina Burana». Andre Previn and London Symphony Orchestra. EMI Classic, 1999
- LP:
- Cassandra Wilson, «New Moon Daughter». Blue Note, 1995
- Eric Clapton, «Behind the Sun». Duck Records, 1985
- Stan Getz & Charlie Bird, «Jazz Samba». Verve, 1962
- Creedence Claerwater Revival, «Cosmo’s Factory». Liberty, Japan 1970
Комментарии [5]
Артем
Ничего личного, но пишите вы невнятно и коряво. «Диффузор изготовлен из сверхжесткого сэндвича» — это вы в хлебнице покопались?
Микроскопическая крошка — это уже не крошка. Ну и так далее. Вам есть над чем работать.
Николай ЕФРЕМОВ
Разумеется. Как и Вам. Перечитайте своё первое предложение и найдите ошибку.
Когда сами научитесь писать на родном языке, возможно, пропадёт желание учить других.
Михаил
Со времён 4-го графа Сэндвича его изобретение приобрело популярность, а имя второе значение — трёхслойный (как минимум) композит. Например, есть такой строительный материал с названием «сэндвич-панель».
Александр
Акустика превосходная, но ценник завышен втрое !
Дмитрий ЛОВКОВСКИЙ
C чего Вы взяли, что ценник завышен? Обратите внимание на сложную форму корпуса — сделать его по дешёвке не получится. Да и динамики достаточно дорогие. Плюс надо учитывать, что дорогая акустика продаётся в малых количествах, поэтому её себестоимость заведомо выше, чем у бюджетной. Попробуйте сами организовать производство такой акустики и посмотрим, за сколько Вы станете ее продавать, если, конечно, сможете сделать нечто подобное.