7 раз отмерь
АЧХ усилителей снималась в диапазоне 20 Гц — 20 кГц при крайних положениях регуляторов тембра, если таковые имелись. Мы также выявили зависимость КНИ от выходной мощности при сопротивлении нагрузки 4 и 8 Ом, на графике она показана красным и зелёным цветами соответственно. По этим кривым можно судить об энерговооруженности источника питания и, как следствие, о динамических характеристиках усилителя.
Обычно мы снимаем спектр гармоник при мощности, 1/10 от максимальной (за неё принималась мощность при 1% искажений), но в этот раз пришлось подходить к каждому аппарату индивидуально. У некоторых КНИ оказался настолько малым, что при 1/10 мощности спектральные составляющие вообще не были видны.
Единственный аппарат, параметры которого мы не стали измерять — NAD C 390DD. У него не оказалось аналоговых входов, а при подключении измерительного комплекса через АЦП результаты были бы недостоверными.
Интегральные стереоусилители || Audio Analogue Fortissimo || Cambridge Audio Azur 851A || Cyrus 6a || Goldenote S-1 || NAD C 390DD || NuForce I-A7V3 || Primare I22 || Vincent SV-227 || 7 раз отмерь
МОДЕЛЬ | Audio Analogue Fortissimo | Cambridge Audio Azur 851A | Cyrus 6a | Goldenote S-1 | NAD C 390DD | NuForce I-A7V3 | Primare I22 | Vincent SV-227 |
Частотный диапазон, Гц | 10 — 120000 | 10 — 50000 | 0,1 — 100000 | 20 — 20000 | Н.д. | 20 — 120000 | 10 — 20000 | 5 — 50000 |
По уровню, дБ | -3 | Н.д. | -3 | Н.д. | Н.д. | -3 | Н.д. | Н.д. |
Выходная мощность каждого канала 4/8 Ом, Вт | 180/100 | 200/120 | Н.д./40 | Н.д./40 | 150/150 | 100/100 | 160/80 | 200/100 |
При искажениях, % | 0,015 | <0,001 | <0,003 | 0,2 | <0,005 | 0,1 | <0,05 | <0,1 |
Отношение С/Ш , дБ | >100 | >93 | 104 | Н.д. | >124 | Н.д. | 95 | >90 |
Отношение С/Ш (Phono), дБ | Н.д. | Н.д. | Н.д. | Н.д. | Н.д. | Н.д. | Н.д. | Н.д. |
Сопротивление по линейным вхоДам, кОм | 60 | 20 | 40 | 47 | Н.д. | Н.д. | 15 | 47 |
Демпинг-фактор, ед. | Н.д. | >110 | Н.д. | Н.д. | >800 | Н.д. | Н.д. | Н.д. |
Вход Phono | MM/MC | Нет | Нет | Опция | Опция | Нет | Нет | Нет |
Линейные входы | 4 | 7 | 6 | 5 | Опция | 4 | 4 | 6 |
Цифровые входы | Да | Нет | Опция | Нет | Да | Нет | Опция | USB |
Выходы на запись | Да | Да | Да | Да | Нет | Нет | Да | Да |
Выходы с предварительной секции | Да | Да | Да | Нет | SW | Да | Да | Да |
Вход Main in | Да | Да | Нет | Нет | Нет | Нет | Нет | Нет |
Вход для головных телефонов | Да | Да | Да | Нет | Нет | Нет | Нет | Да |
Дистанционное управление | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да |
Потребляемая мощность, Вт | Н.д. | 800 | 185 | Н.д. | Н.д. | Н.д. | 19 | Н.д. |
Габариты, мм | 117 x 445 x 390 | 430 x 115 x 385 | 73 x 215 x 360 | 430 х 350 х 90 | 435 x 132 x 388 | 216 x 44 x 406 | 430 x 420 x 106 | 430 x 150 x 435 |
Масса, кг | 12,5 | 15,0 | 4,0 | 10,0 | 7,7 | 4,1 | 12,5 | 20,0 |
Цена, руб. | 78500 | 69990 | 67000 | 60000 | 87870 | 86350 | 59500 | 76050 |
Зависимость КНИ от выходной мощности
Audio Analogue Fortissimo
Усилитель отличается низким уровнем искажений на малых мощностях, значит, проблемы «первого ватта» для него не существует. В диапазоне 0,1 — 60 Вт КНИ плавно растёт от 0,005 до 0,018 % на 8-омной нагрузке, затем наблюдается резкий скачок до начала клиппинга. При переходе на 4 Ом картина та же, но искажения примерно на треть выше. Максимальная отдаваемая в нагрузку мощность, соответственно, 85 и 170 Вт, т.е. 100-процентный прирост, что говорит о высокой энерговооружённости источника питания.
Спектр искажений Audio Analogue Fortissimo
При 9 Вт на эквиваленте нагрузки 8 Ом КНИ оказался 0,012%, в основном за счёт гармоник со 2-й по 7-ю. Составляющие более высоких порядков теряются в шумах, так что т.н. феномена «транзисторного звучания» здесь, скорее всего, не будет. Но в целом картина нетипична для двухтактного усилителя — уровень чётных гармоник значительно выше нечётных. Разработчики в последнее время делают так всё чаще, чтобы добиться более музыкального, «тёплого» звучания.
АЧХ Cambridge Audio Azur 851A
При отключении регуляторов тембра частотная характеристика усилителя абсолютно линейна в пределах всего звукового диапазона. Глубина коррекции составляет +10/-10,5 дБ по НЧ и ±8 дБ по ВЧ относительно центральной частоты 1000 Гц. Это классическая хай-файная регулировка, позволяющая выровнять АЧХ системы с полочной акустикой, а при необходимости — избавиться от проблем с басом в конкретном помещении.
Зависимость КНИ от выходной мощности
Cambridge Audio Azur 851A
Уровень искажений оконечников класса XD чрезвычайно низок и практически не зависит от сопротивления нагрузки, он не превышает 0,002% на 8 Ом и 0,003% на 4 Ом в диапазоне мощностей от 0,06 до 20 Вт. Максимальная выходная мощность — 140 и 220 Вт, т.е. при уменьшении сопротивления нагрузки вдвое она увеличивается почти в 1,6 раза. Измерить максимальную мощность при КНИ 1% не удалось — начиная с определённого момента система защиты не позволяет увеличивать громкость, а на дисплее появляется надпись «Сlipping».
Спектр искажений Cambridge Audio Azur 851A
Чтобы увидеть составляющие спектра, пришлось довести мощность почти до разрешённого максимума. При этом КНИ составил 0,004%, и получен он исключительно за счёт 2-й и 3-й гармоники, которые имеют равную амплитуду. Звучание усилителя обещает быть детальным и нейтральным, без жёсткости в верхнем диапазоне.
Зависимость КНИ от выходной мощности Cyrus 6a
Уровень искажений чрезвычайно мал, в диапазоне мощностей 0,5 — 30 Вт он почти не зависит от сопротивления нагрузки и меняется в пределах 0,003 — 0,004%. На 8-омном эквиваленте клиппинг начинается при 50 Вт, а на 4-омном — при 70. Прирост мощности в 1,4 раза не слишком велик, но характер кривых показывает, что усилитель прекрасно сработается даже с акустикой, имеющей значительные провалы импеданса.
Спектр искажений Cyrus 6a
Картина, характерная для двухтактных усилителей — 2-я гармоника значительно ниже 3-й, которая не превышает -63 дБ при мощности 20 Вт. Остальные составляющие и вовсе незаметны на фоне шумов. Столь короткий шлейф — мечта любого разработчика, но не исключено, что звучание усилителя может показаться несколько холодноватым. По крайней мере, за чистый верхний диапазон, высокое разрешение и отсутствие «транзисторной» окраски можно ручаться.
Зависимость КНИ от выходной мощности
Goldenote S-1
Классическая картина для усиления в классе AB с высокими искажениями на мизерных мощностях с последующим спадом до минимального значения. И минимум этот наблюдается на 22 Вт при 4 Ом и на 18 Вт при 8 Ом, и КНИ, соответственно 0,015% и 0,025%. Обратите внимание, что чем ниже сопротивление нагрузки, тем ниже искажения, так что этот усилитель способен работать с любой акустикой. Отдаваемая же мощность при уменьшении нагрузки вдвое растёт незначительно — с 35 до 48 Вт.
Спектр искажений Goldenote S-1
Картина, показанная на графике, характерна, скорее, для усилителей класса D. При мощности 10 Вт в спектре видны все гармоники, вплоть до 20-й, а соотношения амплитуд чётных и нечётных составляющих свойственны двухтактному усилителю. Столь богатый гармонический ряд может придать звучанию «ламповую» теплоту. Присутствие же продуктов самых высоких порядков вызывает опасения за чистоту верхнего диапазона.
Зависимость КНИ от выходной мощности
NuForce I-A7V3
Уровень искажений на малых мощностях превышает 1%, затем он слегка снижается, достигая минимума в диапазоне 4 — 12 Вт, а затем снова растёт до начала клиппинга. В целом же характер звучания усилителя не будет зависеть ни от уровня громкости, ни от сопротивления нагрузки — явное достоинство импульсного усиления. Рост искажений при переходе с 8 на 4 Ом незначителен, т.е. усилитель нечувствителен к импедансу акустических систем и легко справится с возможными его провалами. Выходная мощность при этом увеличивается незначительно — со 120 до 160 Вт.
Спектр искажений NuForce I-A7V3
Спектр гармоник снимался при 12 Вт на эквиваленте нагрузки 8 Ом. КНИ при этом получился довольно высоким, порядка 0,3%, и, как видно по графику, за счёт плотного спектра многочисленных составляющих с достаточно высокой амплитудой. Это вообще характерно для импульсных усилителей, а вот соотношение чётных и нечётных гармоник свидетельствует о стремлении разработчиков получить выразительное звучание, насыщенное тембральными оттенками. Шлейф, плавно спадающий после 10 кГц, позволяет надеяться на чистоту верхнего регистра.
Зависимость КНИ от выходной мощности
Primare I22
При малых мощностях уровень искажений очень низок, особенно на 8-омном эквиваленте — до 10 Вт он не превышает 0,005%. При уменьшении сопротивления вдвое КНИ увеличивается незначительно, а максимальная выходная мощность — со 100 до 200 Вт, т.е. ровно вдвое. Это явное достоинство импульсного усиления, позволяющего работать с любой акустикой, и характер звучания будет мало зависеть от уровня громкости.
Спектр искажений Primare I22
А здесь, несмотря на импульсное усиление, мы видим классический спектр двухтактного усилителя — уровень 2-й гармоники — 76 дБ, третьей — 62 дБ. Амплитуда составляющих высоких порядков (выше 8-й) очень мала, что может благоприятно сказаться на воспроизведении высоких частот. Общий уровень искажений и собственных шумов около 0,03% при мощности 10 Вт, и наибольший вклад вносят нечётные гармоника. Некоторые инструменты, особенно деревянные духовые, могут доминировать в звучании оркестра.
АЧХ Vincent SV-227
В нулевом положении регуляторов тембра частотная характеристика усилителя имеет небольшой завал на НЧ (- 1 дБ на 10 Гц). Глубина и тип коррекции по полосам разная: +9,5/-14 дБ по НЧ и +12/-16 дБ по ВЧ, причём во втором случае максимум достигается в ультразвуковой области, а во втором — на 30 Гц. Такая коррекция не затрагивает среднечастотную область, что очень полезно для большинства музыкальных жанров.
Тонкомпенсация (показана в нижней части графика) сделана по всем правилам: на максимальной громкости коррекция отсутствует (нижняя кривая), а с её уменьшением подъём на низких и высоких частотах увеличивается. Максимальные значения: +10 дБ по НЧ и +14 дБ на 20 кГц.
Зависимость КНИ от выходной мощности
Vincent SV-227
Уровень искажений минимален в самой востребованной области (0,05 — 15 Вт), где он не превышает 0,03% на 8 Ом и 0,05% на 4 Ом. Максимальная выходная мощность, соответственно, 100 и 180 Вт, т.е. при уменьшении сопротивления нагрузки вдвое она почти во столько же раз увеличивается. Мощный силовой трансформатор и большая ёмкость конденсаторов фильтра — залог динамичного звучания при работе с любой акустикой.
Спектр искажений Vincent SV-227
Общий коэффициент искажений порядка 0,007% при выходной мощности 17 Вт получен исключительно за счёт трёх первых гармоник. Чётные составляющие, вопреки традиционным представлениям о работе двухтактного усилителя, имеют более высокую амплитуду, гармоники более высоких порядков отсутствуют вообще. Звучание усилителя может быть очень чистым в верхнем диапазоне, но стерильным и аналитичным оно не покажется благодаря доминированию 2-й гармоники.