ВОСХОЖДЕНИЕ ПО СПИРАЛИ
Есть хорошая поговорка: «У вас не будет второго шанса произвести первое впечатление». Она как нельзя лучше описывает ситуацию в бюджетном сегменте аудиотехники, ведь путь к домашнему хай-фаю, как правило, начинается с приобретения недорогих компонентов. И здесь производитель должен приложить все усилия, чтобы первое знакомство не разочаровало и при последующем совершенствовании системы покупатель предпочёл тот же брэнд. А как это сделать, если приходится экономить буквально на всём?
Французская компания Focal решает эту проблему просто и эффективно — берёт наиболее успешную линейку предыдущего поколения и, используя новые технологии и накопленный опыт, доводит её до современного уровня.
Недавно обновлённая серия Chorus уже четвёртая по счёту в истории Focal и, несмотря на принадлежность к бюджетному ценовому сегменту, выпускается во Франции. Корпуса изготавливаются в Европе, а на фабрике в Сент-Этьене делаются динамические головки и осуществляется окончательная сборка акустических систем.
Мы будем слушать 706-ю модель, следующую по старшинству в 700-й серии после самой младшей 704-й. Eё предшественница, Chorus 706V, была очень популярной у меломанов и даже получила престижную награду Diapason d’Or («Золотой диапазон»).
Для полочных мониторов Chorus 706 имеет довольно солидные габариты и весит более 8 кг. Конструкции корпуса специалисты Focal традиционно придают большое значение, стараясь всеми доступными способами уменьшить посторонние призвуки. Стенки переменной толщины изготовлены из массивных плит MDF, лицевая панель заужена за счёт сглаживания вертикальных рёбер. Из-за этого уменьшаются отражения от передней плоскости и, как следствие, интерференция, способная испортить линейность частотной характеристики.
Динамические головки, разумеется, разработаны и произведены Focal. На металлическом уголке в верхней части корпуса установлен твитер TNV второго поколения с 25-миллиметровым вогнутым куполом из алюминиево-магниевого сплава. Кстати, анодированный уголок не только служит декоративным элементом, но и обеспечивает дополнительную развязку твитера от корпуса. 165-миллиметровый диффузор басового драйвера изготовлен из патентованного материала Polyglass — это бумага с искрящимся на свету покрытием из микроскопических стеклянных шариков. Исследованиями Focal подтверждено, что такой сэндвич обладает повышенной стойкостью к изгибным деформациям, что позволило заметно снизить нелинейные искажения при значительных амплитудах сигнала. Головка работает в фазоинверторном оформлении, причём порт выведен вперёд. Таким образом, мониторы можно ставить вплотную к стене, хотя и не рекомендуется из-за возникновения ранних отражений.
Разделительный фильтр настроен на 3000 Гц, при этом фазовые и частотные искажения, неизбежно возникающие на стыке полос, не влияют на самый информативный, голосовой диапазон. Входных клемм две, верхняя их часть изолирована рифлёным пластиком.
В нижней части имеются резьбовые втулки для шипов. Качество изготовления и отделки безукоризненное. Сразу видно — Made in France.
Полочные мониторы с 6,5-дюймовыми мидбасовыми излучателями часто грешат не слишком убедительной динамикой, а на большой громкости — заметной на слух компрессией, вызванной ограниченной амплитудой смещения диффузора. У Chorus 706 вы этого не услышите, их звучание отличается быстрой, на удивление взрослой макродинамикой. Звучание в целом ясное, прозрачное, с высоким разрешением по всему рабочему спектру, и чтобы заметить первые признаки невнятности в нижней середине, громкость должна быть нестерпимо высокая. Хотя есть подозрение, что в данном случае часть вины ложится на порт фазоинвертора, точнее, на его турбулентные призвуки.
Что ещё примечательно — при относительно небольшом калибре драйверов и заявленной нижней границе 55 Гц мониторы способны воспроизводить реально низкий бас. Субъективное ощущение возникает, по-видимому, из-за того, что ниже частоты резонанса спад очень плавный, и ухо ещё способно уловить и отдельные инфранизкие ноты. Так что, если вы не увлекаетесь такими жанрами, как drum and bass, в относительно небольшой комнате вполне можно обойтись без сабвуфера. Особенно в том случае, когда мониторы покоятся на массивных засыпных стойках.
В среднечастотной области 706-е демонстрируют просто образцовую тембральную разборчивость. И струнные, и медные, и клавишные инструменты — все звучат живо, прозрачно и естественно. На высокой громкости можно заметить лёгкую синтетику, особенно если в фонограмме присутствуют деревянные духовые.
Звучание твитера TNV традиционно лёгкое, прозрачное и чистое, хотя «серебро» тарелок и медь более акцентированы, чем обычно. За счёт этого общая картина получается контрастная, с искрой.
Что же касается построения пространства, то по объёму и точности Chorus 706 вряд ли уступят более дорогой акустике Focal. Сцена близка к идеальной, фокусировка мнимых источников очень острая. Передний план широкий, инструменты на его краях не пытаются стянуться к центру. Слегка приближен задний план, но и там всё чётко расставлено по ранжиру. Материальность образов выше всяких ожиданий.
Собственно говоря, из перечисленных качеств и складывается то, что мы называем музыкальностью. Так что Chorus 706, несмотря на невысокую цену, могут стать первым шагом к построению довольно серьёзной домашней системы.
Focal Chorus 706
Производитель: Focal-JMLab (Франция)
www.focal.com/ru
Конфигурация: 2 полосы 2 излучателя || Подводимая мощность: 25 — 120 Вт || Частота разделения: 3000 Гц || Сопротивление: номинальное 8 Ом, минимальное 3,6 Ом || Чувствительность (2,83 В/1 м): 90 дБ || Воспроизводимый диапазон: 55 — 28000 Гц (при неравномерности -3 дБ) || Габариты: 390 х 220 х 263 мм || Масса: 8,2 кг || Цена за пару: 25000 руб.
7 РАЗ ОТМЕРЬ
Зависимость модуля Z от частоты Focal Chorus 706
Номинальное значение импеданса довольно низкое, 3,2 Ом, но резкие пики и провалы отсутствуют. Как следствие, и фазовые сдвиги укладываются в промежуток +45/-30 град. Малая реактивная составляющая импеданса всегда благоприятно сказывается на динамических свойствах акустики. В диапазоне 6 — 20 кГц сопротивление мало зависит от частоты и плавно растёт с 7,5 до 9,5 Ом. Это облегчает жизнь усилителю, от которого в самом сложном для него диапазоне потребуется совсем небольшой ток. Фазоинвертор настроен на 48 Гц, полосы делятся высоко, на 300 Гц, поэтому самый важный, вокальный диапазон воспроизводится одним динамиком.
Изломы обеих кривых на 900 Гц свидетельствуют о наличии стоячей волны внутри корпуса.
Амплитудно-частотная характеристика Focal Chorus 706
Такая линейность нечасто встречается и у гораздо более дорогих мониторов — АЧХ абсолютно ровная во всём диапазоне, с небольшими подъёмами на его краях. Это может несколько оживить звучание, особенно на небольшой громкости. Характеристика фирменного твитера TNV с вогнутым куполом абсолютно одинакова как на оси, так и при отклонениях от неё на 30 град. (зелёная кривая). Соответственно, его диаграмма направленности чрезвычайно широка, так что чёткая сцена и точная локализация источников гарантирована даже в самых неблагоприятных акустических условиях. Фазоинвертор начинает работать от 28 Гц (-3 дБ), через порт выходит стоячая волна, отмеченная на предыдущем графике. Поскольку он выведен вперёд, на большой громкости возможны посторонние призвуки порта. Довольно высокая для полочных мониторов чувствительность (порядка 89 дБ) снижает требования к мощности усилителя.
КОМПОНЕНТЫ
CD-проигрыватель Bryston BCD-1 (151300 руб.)
Интегральный усилитель Bryston B-100 SST (233000 руб.)
Кабели:
— межблочные Cardas Clear Light RCA 1 м (32700 руб.)
— акустические Cardas Clear Sky Banana 3 м (46485 руб.)
— сетевые Physics Style PW-Reference (38000 руб.), Musical Wire Cadence Signature (25900 руб.)
Дистрибьютор питания Supra LoRad MD-06-EU Mk II/LoRad CS-EU 1,5 (7000/4300 руб.)
МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
1. «Paul’s Picks 2, Two channel demo CD». Сборник музыкальных фрагментов, составленный Полом Бартоном (PSB Speakers) для тестирования акустических систем
2. «20th Anniversary of Chesky Records». 2 CD, Chesky Records, 2006
3. Dream Theater, «Falling Into Infinity». East/West Records, 1997
Комментарии [9]
Борис
«Через порт выходит стоячая волна»… браво. И ведь деньги за это платят.
Николай ЕФРЕМОВ
Про деньги не очень понятно, а по существу вот что: на графике импеданса на частоте 1 кГц имеется излом — верный признак наличия стоячей волны внутри корпуса. На кривой, снятой микрофоном возле порта фазоинвертора, мы также видим сильный выброс на этой же частоте и ещё несколько на кратных частотах. И да, всё это выходит через порт — ведь микрофон это ловит. Так в чём прчина вашего сарказма?
Александр Бокарёв Ростов-на-Дону
К настройке на нижнем срезе не придраться, выполнено блестяще.
АЧХ ровная, направленность широкая и спокойная. Единственное , к чему могу «доколупаться», так это к провальчику на килогерце. При такой форме ачх средина получается притухшая, презенс страдает. Тогда как небольшой горбик на 1200-1300гц придает звуку живость и музыкальность.
Слушал Хорусы предыдущие в комплекте с ламповым, транзисторным и D-шником.
Звук этих полиглассов для меня лично проиграл бумажным динамикам Танноев Меркюри. Сколько имел дело с динамиками Фокал, там главная проблема- странная средина, нарочито детальная у дорогих и жесткая у дешевых моделей колонок. Она какая-то нервная и акцентированная, словно задрана неким прибором. При этом к ачх обычно не придраться, выстроено мастерски точно .
Но в итоге слушать их не особо хочется.
Андрей
Имею эти полочники. Хорошо поют с ламповым двухтактником , умеют играть тихо.
Лекс
Входные клеммы одна пара, что за заказуха?
Николай ЕФРЕМОВ
У 80% полочников две клеммы. В чём проблема?
Дмитрий ЛОВКОВСКИЙ
Я бы добавил, что и остальным 20% лишние клеммы тоже не нужны.
Николай ЕФРЕМОВ
У Focal, кстати, даже в некоторых моделях серии Utopia всего две клеммы. Если кроссоверы реализованы грамотно, никакой bi-wiring даром не нужен.
Петр
Отличный ответ,полностью согласен!