ГОЛОС ВОСЬМИДЕСЯТЫХ
Акустику с оформлением в виде рупорного резонатора теперь редко встретишь. А вот лет двадцать-тридцать тому назад это решение — непростое, кстати, с точки зрения расчетов и оптимизации — применялось едва ли не во всех моделях, которые разрабатывал молодой австрийский инженер Ханс Дойч.
«Спикеростроительную» индустрию не зря называют самой консервативной областью Hi-Fi. Наблюдаемый здесь прогресс достигается теперь в основном лишь за счёт новых технологий производства, лучших отделочных и конструкционных материалов. Высоких характеристик добиваются с помощью мощных программ компьютерного моделирования и масштабных лабораторных исследований. Если же говорить об основах конструирования всех частей АС — корпусов, разделительных фильтров, динамических головок, — то здесь уже лет пятьдесят полный штиль, отчего все современные колонки похожи как близнецы.
А теперь взгляните-ка вот на эти немецкие напольники, у которых над 10-сантиметровой «квакушкой» с легчайшим диффузором из бумаги стоит не только 28-миллиметровая купольная пищалка, но имеется ещё и широкий, во всю лицевую панель, раструб. Подобное акустическое оформление — изюминка всех систем, которые ещё в восьмидесятые годы разрабатывал Ханс Дойч. Это не какая-то там разновидность фазоинвертора и не подобие акустического лабиринта, а нечто особенное — основанный на принципе Гельмгольца низкочастотный резонатор с характеристикой, плавно спадающей после определенной частоты. В документации этот порт даже именуется как «264-миллиметровый НЧ-драйвер» с полосой воспроизведения до 130 Гц и крутизной спада 4,5 дБ/окт. Но о дополнительной басовой головке речи не идёт — весь нижний регистр воспроизводится парой 18-сантиметровых динамиков, характерной особенностью которых являются необычно податливые, почти свободные подвесы.
Ханс Дойч много лет отдал расчётам и оптимизации рупорного резонатора. Поработав музыкантом и звукорежиссером, записывая оркестр самого Карояна, он пришёл к выводу, что все прочие варианты акустического оформления не способны в точности донести исходную гармоническую структуру на низких частотах. И у него всё получилось. Накопленный опыт сначала был реализован в акустике, которая ещё в восьмидесятых производила немецкая компания ATL, а затем — при создании топовых моделей Bosendorfer.
Рупорный резонатор в оригинальной авторской разработке сейчас используется в акустике, которую под маркой Hans Deutch выпускает немецкая компания Sound Magic. Притом их современная напольная «триста одиннадцатая» модель едва ли не до мелочей повторяет конструкцию ATL HD311 образца 1987 года. Лёгкая модернизация коснулась лишь головок, которые Ханс Дойч разрабатывает самостоятельно (в исходной модели применялись динамики сторонних производителей). В современной модели Mk2, которую вы видите на фото, среднечастотная головка озвучивает расширенный диапазон 950 — 8700 Гц вместо 1650 — 6100. Все остальное без изменений — тех же габаритов корпус из массива дерева, мощный защитный тканевый гриль на деревянной раме, простейшие фильтры первого порядка…
Для усилителя Hans Deutsch 311 Mk2, думаю, не будет сложной нагрузкой. Акустика отличается реально высокой чувствительностью. Динамичное и громкое звучание, притом с довольно плотным басом, получается уже при выходных мощностях всего несколько ватт. Рупорный резонатор, конечно же, вносит некоторую окраску, поскольку в излучаемом им спектре прослушивается едва ли не весь средний регистр. Но из-за того, что раструб направлен вниз, весь среднечастотный «выхлоп» уходит в пол и точки прослушивания не достигает. А вот бас и в самом деле какой-то необыкновенный. Низкие тембры цельные и насыщенные. Инструменты всей басовой группы получаются образными и фантастически детальными. Контрабас воспроизводится рельефно и глубоко, присутствуют все оттенки игры. Ударные подкупают не столько силой, массой, сколько чёткостью атаки. И пусть самая нижняя октава не отличается фундаментальностью, она всё-таки легко читается, даёт нужное представление об атмосфере концертного зала, о масштабе симфонического оркестра.
Средний регистр тоже воспроизводится не так, как большинством современных АС. В звучании нет привычной сверхлинейности и рафинированной чистоты, зато оно предельно открыто и нисколько не утомляет. Выскажусь банально, но все сделанные ещё в аналоге записи звучат просто как живые. Духовая медь гиперреалистична. К нюансировке тоже вопросов нет — слышно всё. Притом технические огрехи, характерные для старых фонограмм, не воспринимаются как раздражающие дефекты, слушаешь только музыку. А треки, записанные в современных HD-форматах, передаются так и вовсе изысканно вкусно — звуком буквально питаешься. И музыкальное удовольствие хочется растянуть надолго.
Больше претензий у меня возникло к верхней полосе. Здесь Hans Deutsch 311 Mk2 всё-таки немного фальшивят, добавляя и подкраски, и толику искусственной динамики. Но даже с этими огрехами немецкая акустика радует естественностью и воздушностью. У неё, например, абсолютно отсутствует пространственная привязка мнимых источников с высоким спектром к пищалкам. Они чётко фокусируются в стереобазе, не расплываются, не стягиваются к АС. Даже шумы аналоговых записей не размазываются в линию от левой к правой колонке, а аккуратно собираются в некое подобие облака в центре.
Что же касается «сценических» качеств, то их тоже можно смело отнести к сильным сторонам Hans Deutsch 311 Mk2. Пусть немного выдвинуты все планы. Пусть не так велика глубина. Но! Обычно на флангах образы в стереокартине сильно теряют в телесности относительно центральных, а здесь этого неприятного эффекта нет. Всё, что звучит на сцене, кажется убедительным и реальным. Пространство исключительно стабильное, притом трёхмерный эффект остается и в том случае, когда слушаешь музыку, находясь вне оптимальной точки прослушивания, или даже когда стоишь к воображаемой сцене боком или спиной. Так и хочется оглянуться назад — неужели в самом деле ТАК способны звучать колонки? А ведь разработаны они больше четверти века назад.
Hans Deutsch 311 Mk2
Производитель: S.M.G. Sound Magic GmbH (Германия)
www.hans-deutsch.de
Конфигурация: 4 излучателя, 3 полосы || Акустическое оформление: рупорный резонатор || Частота разделения полос: 960, 8700 Гц || Подводимая мощность: номинальная 110 Вт, рекомендуемая 40 — 140 Вт || Номинальное сопротивление: 6 Ом || Чувствительность: >91 дБ/Вт/м || Воспроизводимый диапазон (±3дБ): 21 — 32000 Гц || Габариты: 248 х 906 х 373 мм || Масса (каждой): 21,5 кг || Цена за пару: 205000 руб.
КОМПОНЕНТЫ
- CD-проигрыватель Bryston BCD-1 (151000 руб.)
- Ноутбук Apple MacBook Air 11 64 Gb (40000 руб.)
- Конвертор Audiolab Q-DAC (25500 руб.)
- Интегральный усилитель Bryston B-100 SST (271000 руб.)
- Акустические системы Monitor Audio Gold Reference 20 (80000 руб.)
- Кабели:
- — межблочные RCA Musical Wire Cadence Signature (24000 руб.)
- — цифровые коаксиальный Audioquest VDM-3 (5000 руб.), Сardas Clear USB 1 м (6300 руб.)
- — акустические Kimber Kable 12TC (24000 руб.)
- — силовые Physics Style PW-Reference (38000 руб.)
- Дистрибьютор питания Supra LoRad MD-06-EU Mk II/LoRad CS-EU 1,5 (5500/3200 руб.)
МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
1. «NAIM Sampler» (приложение к журналам «Салон AV» и «АвтоЗвук», 2003)
2. «NAIM True Stereo» (Naim Label, 2004)
3. Rage Against The Machine (Sony Music/Epic, 1992)
4. Muse, «The Resistance» (Warner Bros., 2009)
5. Niacin, «Time Crunch» (Magnacarta, 2001)
6. Giovanni Angeleri, Orchestra della Venezie, «Legende» (SA-CD Velut Luna, 2007)
7. Anne-Sophie Mutter, «Romance» (Deutsche Grammophon, 1981, 1988, 1993, Polydor, 1978, 1982)
7 РАЗ ОТМЕРЬ
Зависимость модуля Z от частоты Hans Deutsch HD311 S2
Главная особенность этих систем — чрезвычайно ровный импеданс во всём рабочем диапазоне, даже горб на частоте раздела полос заметно сглажен. Как следствие, фазовая кривая также линейна, она укладывается в коридор +36/-10 град. Правда, сопротивление довольно низкое, 3 Ом в номинале и 4 Ом на 20 кГц. Соответственно, для совместной работы потребуется усилитель, рассчитанный на низкоомную нагрузку.
Частота настройки рупорного резонатора около 40 Гц. Частоту раздела между твитером и среднечастотником по графику определить невозможно.
Амплитудно-частотная характеристика Hans Deutsch HD311 S2
Картина, характерная для акустики этого производителя — неплохая линейность на НЧ и нижней середине и мощная интерференция на более высоких частотах. Последняя обусловлена взаимодействием прямого излучения головок и рупорного резонатора, направленного вперёд. Его «выхлоп» имеет очень широкий спектр (чёрная кривая) и сам по себе может быть заметен на слух. Высокий горб с пиком на 6 — 8 кГц лучше бы скорректировать эквалайзером, заодно увеличив отдачу выше 16 кГц. Зато диаграмма направленности великолепная — форма АЧХ при отклонениях от оси на 30 и 50 град. абсолютно одинакова.
Резонатор эффективно работает в полосе 20 (!) — 100 Гц и, как отмечалось выше, даёт массу собственных призвуков, максимумы на 250, 500, 1200 Гц могут стать причиной заметной окраски звучания.
Чувствительность систем порядка 90 дБ, что позволяет им работать с относительно маломощными усилителями. На графике она заметно выше из-за малого импеданса.