ПРОСТРАНСТВО СВОБОДЫ
Техника, которую мы собираемся слушать, создавалась в соответствии с Reference Strategy — стратегией, не признающей никаких компромиссов вне зависимости от затрат. Соответственно, разработчикам (а это лучшие умы компании Pioneer) была предоставлена полная свобода творчества. Реализация в железе современной инженерной мысли без каких-либо ограничений — исключительная редкость в наше время.
По отдельности мы уже протестировали часть флагманских моделей TAD, но собрать всю элиту, да ещё в подходящем месте — 55-метровой комнате с грамотным акустическим тюнингом — до сих пор не удавалось. При описании комплекта по традиции пойдём сверху вниз, т.е. от источника к акустическим системам.
Над CD/SACD-проигрывателем D-600 японским инженерам пришлось изрядно поломать голову. В эпоху повального увлечения сетевыми технологиями доказать жизнеспособность оптических носителей непросто. Солидный 26-килограммовый аппарат с выносным блоком питания — опасный конкурент любому самому совершенному стрим-плееру.
Конструкция проигрывателя двойная, с алюминиевым каркасом и стальным 6-миллиметровым шасси, которое гасит вибрации и служит экраном. В основании — три литых алюминиевых конуса. И всё это притом что источник питания вынесен в отдельный блок и устанавливается на расстоянии от проигрывателя. Помимо защиты от электромагнитных помех, такой сепаратизм позволяет, не экономя пространства, повысить энерговооружённость и организовать столько независимых стабилизаторов, сколько необходимо для бескомпромиссного звучания. В массивном чёрном коробе установлен 400-ваттный тороидальный трансформатор при реальном потреблении 32 Вт.
Привод здесь собственной разработки, с бесколлекторным двигателем и прецизионными подшипниками. Конвертор — Burr-Brown PCM1794 в сдвоенном дифференциальном включении, преобразование «ток — напряжение» и усиление аналогового сигнала производятся схемами на дискретных транзисторах. От операционных усилителей инженеры TAD отказались как от компромиссного решения. Для снижения помех дисплей работает в статическом режиме. Уникальный мастер-клок имеет на 50 дБ меньший уровень фазового шума, чем традиционные схемы.
D-600 может использоваться как внешний ЦАП с разрешением до 24 бит/192 кГц при подключении транспорта по входам Coax и AES/EBU.
Предусилитель С600 выполнен в том же форм-факторе, что и проигрыватель. В нём сделано всё, чтобы придать тракту максимальную прозрачность. Самый простой путь, которым идёт большинство разработчиков аудиофильской техники — предельный минимализм, нацеленный на сокращение пути сигнала. Но при этом приходится жертвовать функциональностью, в частности, входной и выходной коммутацией. В нашем же случае тщательно продуманная схемотехника, солидный конструктив и отборная элементная база позволили создать продвинутый контрольный центр бескомпромиссного качества. У C600 шесть входов, причём половина из них балансные. Для каждого из них чувствительность задаётся индивидуально, так что при переходе, например, с CD на внешний фонокорректор скачка громкости не будет. Выходов тоже шесть, из них четыре линейных и два петлевых на запись. Все они выведены на разъёмы RCA и XLR, что дает редкую возможность организовать bi-amping по балансным линиям.
Фирменная шина TAD Extreme Link предусматривает объединение до шести предусилителей в комплекс с общим управлением при построении многоканальной системы.
Ступенчатый прецизионный аттенюатор поддерживает расбаланс каналов в пределах 0,1 дБ и неизменное входное сопротивление при любом положении регулятора громкости. В нём, как и в селекторе входов, используются высокоточные швейцарские подшипники, обеспечивающие плавность хода. Все манипуляции отражаются на жёлтом светодиодном дисплее. Платы управления и индикации запитаны отдельно и надёжно заэкранированы. Аудиотракт полностью балансный, с симметричным расположением деталей на материнской плате.
Источник питания здесь также выносной, с 400-ваттным тороидальным трансформатором и сглаживающими конденсаторами общей ёмкостью 18800 мкФ. Каналы питаются раздельно, выделенная линия предназначена для цепей управления и индикации. Для борьбы с резонансами в основание корпуса положена алюминиевая плита толщиной 33 мм и массой 15 кг, которая покоится на трёх внушительных опорах.
Поистине беспрецедентные меры по виброзащите приняты при создании моноблоков M600. Для установки этих 90-килограммовых гигантов развязывающие платформы не понадобятся — их конструкция изначально смонтирована на чугунном основании массой 35 кг. Для каждого из плеч двухполярного питания предназначены собственный 10-киллограммовый трансформатор, выпрямитель и сглаживающий фильтр с парой конденсаторов по 33000 мкФ. Схема предельно лаконична: однокаскадный балансный усилитель напряжения, драйвер и мощные выходные транзисторы, смонтированные на коробчатом теплоотводе. Эффективность охлаждения повышена за счёт естественной конвекции через вертикальный канал. В основе печатных плат — полимер, используемый в аэрокосмической промышленности с проводящим слоем из бескислородной меди толщиной 35 мкм. Монтаж и сборка производятся исключительно вручную.
Усилитель отдаёт в 8-омную нагрузку до 300 Вт при искажениях 0,2%, а в 4-омную — вдвое больше. Выходных клемм четыре, что удобно для организации многопроводной связи с акустикой.
Именно так и подключили напольные системы TAD R1. C ними мы уже знакомы, поэтому напомню лишь основные моменты. Рецепт таков: опыт, накопленный за долгие годы работы в профессиональной сфере, плюс современные технологии без малейших финансовых ограничений. Обтекаемый корпус, не имеющий углов и параллельных поверхностей, изготовлен методом структурно-инертного ламинирования SILENT, частично позаимствованным у авиационной промышленности. Стенки толщиной до 137 мм представляют собой многослойный сэндвич, спечённый при высокой температуре токами высокой частоты.
Коаксиальная сборка CST (Сoherent Source Transducer), состоящая из 16-сантиметрового среднечастотного излучателя и твитера с куполом 3,5 см, даёт когерентное излучение в диапазоне 250 Гц — 100 кГц. И диффузор, и купол выполнены из бериллия методом осаждения металла из паровой фазы — эту технологию инженеры TAD освоили ещё 30 лет назад при создании компрессионных головок. Для развязки сборки от корпуса используется фирменная система креплений ISO с изолирующими кольцами.
В числе собственных разработок также особая геометрия магнитного поля, обеспечивающая линейное перемещение 10-дюймовых НЧ-диффузоров при длине хода до 30 мм, короткая звуковая катушка диаметром 100 мм и рифлёный подвес, позаимствованный у профессиональной акустики TAD. Всё это гарантирует симметричное смещение подвижной системы в обоих направлениях.
Передний фазоинвертор рупорного типа спроектирован в соответствии с законами аэродинамики, и за счёт рассеяния воздушного потока посторонние шумы при воспроизведении громких басовых нот сведены к минимуму.
НЧ и ВЧ-кроссоверы смонтированы на разных платах, чтобы снизить взаимное влияние катушек индуктивности.
Внешняя отделка — заслуга лучших китайских краснодеревщиков, которые вручную наклеивают шпон дерева Pommele Sapele и покрывают его несколькими слоями прозрачного лака. Основанием корпуса служит тяжёлая плита, в которую вкручиваются три опорных конуса.
Каждая колонка, весящая около 150 кг, проходит на фабрике полный контроль по всем параметрам, данные заносятся в базу под соответствующим серийным номером.
Вся система была скоммутирована кабелями Nordost Odin, напряжение от сети подавалось по Fisch Performance 7. Моноблоки питались напрямую, а вся остальная техника — через трёхкиловаттный регенератор Pure Power 3000i.
Если в системе все компоненты примерно одного уровня, выделить вклад каждого из них довольно сложно, а в нашем случае просто нереально. Комплект TAD играет гармонично и сбалансированно, словно оркестр из музыкантов высочайшего класса. Поэтому сознание с трудом фиксирует сам факт воспроизведения, сосредотачиваясь на самой музыке и нюансах исполнения. Но наша задача всё же по возможности беспристрастно проанализировать звучание как таковое.
При предыдущих демонстрациях на выставках или в офисных демокомнатах технике TAD всегда недоставало пространства. Между тем колонкам Reference One нужна полная свобода, в тесном помещении они не раскрываются и наполовину. В этот раз свободы было предостаточно, и впервые огромные системы, зрительно доминирующие при любом ракурсе, выстроили шикарную панораму, состоящую из немыслимого количества микроскопических фрагментов. При этом сами R1 словно самоустраняются, перед ними можно ходить, прислушиваться, но так и не заметить привязки мнимых источников. Это несомненное достоинство коаксиального СЧ/ВЧ-драйвера с характером точечного излучателя. Вообще-то, такой конструкцией нас не удивишь, но редкому производителю удаётся избежать интерференции и, как следствие, рупорной окраски звучания. В нашем же случае даже на сложных тестовых фонограммах с записью женского вокала не замечалось ни одной нестройной ноты. Исключительная натуральность тембров и телесность виртуальных образов буквально гипнотизируют. Правда, слегка отвлекает отмеченная чуть выше склонность к исключительной детализации картины. Приверженность к техническому перфекционизму — типичная черта японцев, она прослеживается у них и в записях, особенно джазовых. Но к этому, как картинке на экране Ultra HD, быстро привыкаешь.
Высочайшее разрешение сочетается у TAD с поистине неограниченной макродинамикой. Она выражается прежде всего в том, что ни ритмическая структура, ни фокусировка источников, ни тембральная достоверность не зависят от уровня громкости. Большой барабан: мгновенный переход от полной тишины к реально ощутимой ударной волне, а затем — к долгим затухающим послезвучиям. Симфонический оркестр: даже в кульминационные моменты узнаваем каждый инструмент, при колоссальном масштабе картина цельная, с широким планом, слегка выдвинутым на слушателя. Нейро-фанк Noisia: то, что раньше воспринималось как хорошо организованный шум, оказалось музыкой, пусть и несколько сложной для незакалённого уха. Сложнейший ритм и обилие нюансов в широком частотном спектре способны ввести в транс, на что, собственно, вся эта лавина звуков и рассчитана.
Мощный эффект производит инфранизкая составляющая. У Reference One нижний предел 21 Гц, как у гигантского сабвуфера, но в отличие от любой системы 2.1 в нашем случае бас намного лучше согласован по скорости отклика с остальными диапазонами. Синтезированный бас Noisia, доносящийся словно из преисподней, не кажется монотонным и скучным, в нём различимы оттенки и чёткая структура.
Общее же впечатление таково: комплект способен развернуть трёхмерную звуковую картину потрясающей достоверности. И масштаб полотна будет определяться исключительно размерами комнаты, поскольку мощностной потенциал самих компонентов кажется неисчерпаемым. Аудитория может составлять до пяти слушателей, и у каждого будет полная иллюзия, что он находится в концертном зале, перед рок-сценой или на танцполе. И качество звучания будет таким, какое редко услышишь в большой профессиональной студии и почти никогда — при живом исполнении.
Редакция благодарит салон Essin Studio за помощь в организации прослушивания
СИСТЕМА
CD/SACD-проигрыватель TAD D-600 (1560214 руб.)
Предварительный усилитель TAD С-600 (1560214 руб.)
Оконечные усилители TAD M-600 (3178156 руб./пара)
Акустические системы TAD Reference One (3261181 руб./пара)
Регенератор питания Pure Power 3000i (232130 руб.)
Кабели:
— межблочные Nordost Odin XLR 1 м (605000 руб./пара), Nordost Odin XLR 2 м (735000 руб./пара)
— акустический Nordost Odin 2 м bi-wire, banana (1200000 руб./пара)
— сетевые Fisch Audiotechnik Performance 7 1,5 м (320300 руб./4 шт.)
CD/SACD-проигрыватель TAD D600
Формат преобразования: 192 кГц /24 бита || Диапазон частот дискретизации: 32 — 192 кГц || Тип конвертора: Burr-Brown PCM1794 || Отношение сигнал/шум: 115 дБ || Диапазон воспроизводимых частот: при воспроизведении CD 4 — 20000 Гц, при воспроизведении SACD 4 — 40000 Гц || Амплитуда выходного сигнала: на выходах XLR 4,5 В, на выходах RCA 2,2 В || Габариты: CD-проигрыватель 450 x 440 x 185 мм, блок питания 220 х 430 х 185 мм || Масса: CD-проигрыватель 26,5 кг, блок питания 13 кг
предусилитель TAD C600
Максимальное выходное напряжение: 20 В RMS || КНИ (1,6 В, 1 кГц): 0,0015% || Отношение сигнал/шум: 120 дБ || Диапазон воспроизводимых частот (-1 дБ): 10 Гц — 100 кГц || Коэффициент усиления: 12 дБ || Потребляемая мощность: 52 Вт || Габариты: предусилитель 450 х 150 х 440 мм, блок питания 220 х 430 х 185 мм || Масса: предусилитель 29 кг, блок питания 15 кг
усилитель мощности TAD M600
Выходная мощность (20 Гц — 20 кГц, 0,2%, 4 Ом): 600 Вт || Выходная мощность (20 Гц — 20 кГц, 0,2%, 8 Ом): 300 Вт || Диапазон воспроизводимых частот (+0/-1 дБ): 1 Гц — 100 кГц || КНИ (20 Гц — 20 кГц, 300 Вт, 4 Ом): менее 0,03% || Коэффициент усиления: 29,5 дБ || Габариты: 516 х 307 х 622 мм || Масса: 90 кг
акустическая система TAD R1
Конфигурация: 4 излучателя, 3 полосы || Акустическое оформление: фазоинвертор || Диапазон воспроизводимых частот (-10 дБ): 21 — 100000 Гц || Чувствительность: 90 дБ || Номинальное сопротивление: 4 Ом || Рекомендуемая мощность усилителя: 50 — 300 Вт || Максимальное звуковое давление: 115 дБ || Отделка: натуральный шпон Pommele Sapele || Габариты: 1293 х 554 х 698 мм || Масса: 150 кг
МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
1. Carl Orff, «Carmina Burana». Mariinsky Records, 2011
2. Ozzy Osbourne, «Ozzmosis». Electric Records, 1995
3. Noisia, «Split the Atom». 2 CD, Mau5trap, 2012
4. «Naim Sampler #8». Naim Label, 2013
5. Showcase, «Acoustic music in authentic environment». SACD Opus 3 Records, 2000