По пути в Россию
Повод для визита в ELAC представился на редкость оптимистичный — в скором времени акустика этого немецкого брэнда станет продаваться не только в аудиофильских салонах, но и в крупнейшей российской сети магазинов электроники «М.Видео». Так что главной целью нашего пресс-тура стало прояснение ситуации: чем же компании приглянулись друг другу и насколько масштабными могут оказаться перспективы такого союза.
Штаб-квартира и домашнее производство ELAC расположены в самой северной части Германии на полуострове Ютландия. Кстати, именно на нём базируются все датские электроакустические компании. Вот и не верь после этого в теории о влиянии местности на ментальность и таланты её обитателей. Впрочем, никакого особенного музыкального одухотворения в атмосфере аккуратного портового городка Киль я не почувствовал — за полтора дня ощутить «гений места» оказалось непросто.
Зато, оказавшись в лабораториях и сборочных цехах ELAC, причастность к сотворению музыки ощущаешь совершенно отчётливо. Несмотря на, а может быть, именно благодаря тому, что звуковым фоном здесь в основном выступают не связанные аккорды, а розовый шум и свип-сигналы, приглушённо доносящиеся с тестовых стендов.
Трудится здесь примерно полсотни человек — 25 сотрудников занимаются непосредственно производством, ещё столько же — менеджментом и новыми разработками. С таким небольшим коллективом фабрика умудряется выпускать по 25000 колонок в год, то есть на каждого сборщика в среднем приходится по тысяче систем — завидная производительность. При этом стандарты качества очень высоки: компания старается выйти на стабильный показатель не более шести нареканий в месяц, включая царапины неподтверждённого происхождения — и это при поставках в десятки стран мира. Кстати, колонки, собираемые в Китае, периодически проходят выборочную проверку в Германии.
ГОДЫ ИННОВАЦИЙ
До нашего визита российский журналист проникал на территорию завода лишь в 2006 году (www.salonav.com/arch/2006/11/046-049.html) — даже для достаточно консервативного акустического производства срок внушительный. За 7 лет ELAC освоил массу новых технологий, но на внешний вид колонок серьёзно повлияла только одна — изменение формы фирменных алюминиевых диффузоров. Если быть совсем точным, то модернизации подверглась внешняя металлическая часть сэндвича — бумажная демпфирующая основа изменений не претерпела. Грани, появившиеся на внешней поверхности диафрагмы, позволили увеличить её жёсткость настолько, что инженеры даже сочли возможным уменьшить толщину алюминия. Как результат — снижение массы подвижной системы и улучшение динамических показателей драйвера. Ко всему прочему, звуковая катушка теперь крепится не только к бумажной, но и к алюминиевой составляющей — для ещё большей жёсткости и лучшего теплообмена.
Совершенно незаметное внешне, но не менее революционное новшество — массовое внедрение неодимовых магнитов. «Таблетки», изготовленные из сплава неодим-железо-бор, по силовому фактору в 8 — 10 раз превосходят привычные ферриты, а значит, на их основе можно создавать компактные и относительно лёгкие магнитные системы с крайне высокой концентрацией поля в области звуковой катушки. Однако приручить новый материал на практике оказалось непросто. Во-первых, неодим окисляется куда быстрее железа — на воздухе уже через полгода деталь из него превращается в кусок ржавчины. Чтобы надежно защититься от коррозии, в акустике ELAC используются магниты, изолированные от внешней среды прочным никелевым покрытием (более экономные производители иногда применяют полимерный лак). Ещё один тонкий момент — чистота материала. Загрязнённые примесями неодимовые элементы начинают терять магнитные свойства при нагревании всего до 70 градусов, то есть по-настоящему мощные динамики, особенно для автомобилей, на их основе построить нереально. Композиты высокой очистки не теряют свойств вплоть до 180 градусов, но и стоят они, понятное дело, куда больше. Да и создать высокую напряжённость поля тоже непросто. Чтобы намагнитить ферритовую шайбу, достаточно 300-вольтового электромагнита, а для работы с неодимом в ELAC используется огромный накопитель энергии, способный в импульсе выдать в катушку ток 11 кА (!) при напряжении 3 кВ. Когда директор по производству Томас Вернер нажал кнопку пуска, раздался громкий хлопок, и идущий от аппарата кабель толщиной с руку заметно подпрыгнул на столе.
Из других инноваций стоит отметить перевод динамиков топовых серий на катушки с каркасом из титана, обладающего близкими к алюминию жёсткостью и теплопроводностью, но сводящему к минимуму свойственные крылатому металлу электрические потери. Есть прогресс и в массовом секторе — корзины относительно недорогих драйверов теперь делаются не из АБС-пластика, а из полиамида — он гораздо жёстче и не теряет прочности на морозе, что особенно критично при зимней транспортировке динамиков с тяжёлыми магнитами.
В зале прослушивания нас поджидали напольники FS 409 — самая свежая модель в третьей сверху четырёхсотой серии. Классическая трёхполосная конструкция получила абсолютно новый среднечастотник с алюминиевой корзиной и твитер JET пятого поколения. Кстати, эта фирменная версия излучателя Хейла выпускается и в автомобильном исполнении. Именно такими пищалками оснащаются теперь Porshe Cayenne и Panamera.
Но главным сюрпризом стала презентация принципиального нового для ELAC продукта — активной беспроводной акустики, пока даже не получившей официального наименования. По сути, АС представляют собой высококлассные полочники BS 403, в которых вместо кроссовера инженеры умудрились разместить блок питания, приёмник радиочастотных сигналов и двухканальный усилитель, причём не импульсный, а класса АВ. DAC Analog Device позволяет воспроизводить цифровые потоки с частотой дискретизации вплоть до 96 кГц, так что, отключив беспроводную часть, получаем самодостаточную активную акустику весьма высокого класса.
КАК ПОДЕЛИТЬ РЫНОК
После знакомства с последними инновациями кильских электроакустиков становится куда понятнее, почему крупнейшие игроки на российском рынке массовой электроники остановили выбор именно на ELAC. Соображениями по поводу будущего брэнда в России с нами поделились старший менеджер «М.Видео» Александр Кулеш и Артём Фаермарк — генеральный директор «Аудиомании», самого крупного в России интернет-ритейлера аппаратуры Hi-Fi и High End.
Александр Кулеш: Серьёзная аудиофильская техника занимает в обороте «М.Видео», прямо скажем, не первое место, но в абсолютных цифрах объёмы продаж получаются внушительные. В прошлом году выручка составила порядка $50 млн., и это без учёта кинотеатров в коробке и прочего ширпотреба. У нас в коллекции уже есть серьёзные акустические брэнды, однако хотелось чего-то сделанного не на потоке, а именно руками. Аппаратуры, в которой, помимо продвинутых технологий и инноваций ощущалась бы частичка души её создателя. Претендентов на роль лидера в премиум-сегменте было несколько, но в итоге мы остановились именно на ELAC. Эти колонки — отличный вариант для людей, которым нужно что-то особенное.
Кстати, чтобы облегчить покупателям выбор, в любой категории мы делаем упор на готовые решения. И в данном случае наша идея — предлагать многоканальные комплекты ELAC в тандеме с усилительной техникой Denon. В этом году мы начнём продажи серии 190. По понятиям ELAC, это относительно недорогая акустика, так что серьёзной конкуренции «Аудиомании» и другим дилерам High End мы не составим.
Артём Фаермарк: Да, действительно, основные продажи ELAC у нас приходятся на серию 240 и выше, так что сосуществование с «М.Видео» будет мирным. К тому же у нас разные стили продаж: «Аудиомания» основной упор делает на индивидуальный подбор аудиосистемы для покупателя, а клиенты торговых сетей на выбор аппаратуры тратят куда меньше времени. Пришёл, увидел хорошую, качественную вещь, да ещё и в Германии сделанную, и без лишних раздумий забрал. С другой стороны, «М.Видео» — хай-энд в мире супермаркетов, и появление там «нашего» брэнда может здорово повысить его узнаваемость и подхлестнуть интерес покупателей. Специфика ELAC в том, что эти колонки достаточно дорогие, но не настолько, насколько можно было бы ожидать от такой высокотехнологичной аппаратуры. u
Внутреннее устройство знаменитых FS 509. Виден механизм смещения твитера относительно фронтальной панели, помогающий добиться идеального фазового согласования. Катушки кроссоверов вручную мотаются в Германии, внутренняя проводка — Van den Hul
Компактная система 2.1 MicroMagic оснащена миниатюрным, но очень солидным сабвуфером, весь внутренний объём которого занимают два мощных драйвера. Для снижения резонансной частоты их мембраны утяжелены алюминиевыми «пулями»
Внутреннее устройство динамика с магнитной системой LLC. Каждая из небольших неодимовых шайб по силе создаваемого поля сравнима с массивным ферритовым кольцом
Сверхделикатным мембранам твитеров Jet до сих пор придают форму нежные женские руки — автоматике такую филигранную работу не доверяют
В зависимости от класса и мощности динамика каркас звуковой катушки изготавливается из титана, алюминия или лёгкого термоустойчивого полимера каптон
Пластиковые корзины всё чаще заменяются алюминиевыми, что позволяет не только увеличить жёсткость системы, но и использовать диффузоры чуть большего диаметра. Центрирующие шайбы теперь изготавливаются не из хлопка, а из высокопрочного искусственного волокна, по свойствам близкого к кевлару
Звуковые катушки мотаются проводом, изоляция которого выдерживает нагрев до 400 градусов, а кратковременный прогрев током в 20 А превращает конструкцию в прочный монолит
К одному беспроводному трансмиттеру ELAC можно будет подключить неограниченное число колонок. В одной зоне могут одновременно работать три независимых системы раздачи сигнала, дальность передачи — 70 м на открытом воздухе