7 раз отмерь
Измерения проводились с помощью компьютерного комплекса Clio и программы ClioWin 3.0 в незаглушённом помещении. АЧХ выше 200 Гц снималась на расстоянии 1 м от фронтальной панели при подаче сигнала с амплитудой около 2,83 В RMS независимо от сопротивления колонки. Ниже 200 Гц микрофон придвигался вплотную к диффузору мидбасовой головки (измерения в ближнем поле), после чего обе кривые объединялись. Синим цветом отмечена АЧХ, снятая на акустической оси, а зелёным и красным — при отклонении 30 и 50 град. соответственно. АЧХ порта фазоинвертора показана отдельно (чёрная кривая слева). У некоторых испытанных образцов обнаружились заметные призвуки в портах, о чём мы обязательно будем упоминать. Если вы намерены использовать такие колонки в комплекте с сабвуфером, заглушите фазоинвертор поролоновой пробкой. Так удастся избавиться от призвуков, а колонки с задним расположением портов можно будет ставить ближе к стене. У некоторых участников при измерениях выявились внутренние резонансы. И обратите внимание, что реальное сопротивление многих систем не соответствует заявленному, а этот параметр необходимо знать для правильного выбора усилителя.
Полочные акустические системы || ASW Genius 110 || Atlantic AT-2 || Audio Physic Classic Compact || Audiovector Si 1 Super || Chario Delphinius || Davis Acoustics Olympia One || Neat Acoustics Petite SX || Polk Audio LSiM703 || Quadral Aurum Altan VIII || SVS Ultra Bookshelf || Zu Cube Union || 7 раз отмерь
Зависимость модуля Z от частоты ASW Genius 110
Системы отличаются невероятно линейным импедансом: в диапазоне 160 Гц — 20 кГц он плавно меняется от номинального значения 4 Ом до 5 Ом на верхней границе звукового диапазона. Даже резонансный пик вблизи частоты раздела настолько незначителен, что не нарушает линейности фазовой характеристики, которая укладывается в коридор ±20 град. Для усилителя не составит труда работать с этой акустикой, поскольку, по сути, она является обычной активной нагрузкой.
Фазоинвертор настроен на 55 Гц, частоту раздела полос по графику определить сложно.
Амплитудно-частотная характеристика
ASW Genius 110
И здесь всё достаточно ровно и красиво. Отсутствует даже интерференция вблизи раздела полос, и общая неравномерность не превышает ±1,5 дБ. Правда, твитер даёт небольшой горб с пиком на 17 кГц, но он легко корректируется лёгким разворотом колонок. Диаграмма направленности очень широкая — форма кривых, снятых на акустической оси и при отклонениях в 30 и
50 град., абсолютно одинакова. Это гарантирует правильное построение звукового пространства. Порт фазоинвертора эффективно работает до 30 Гц, его призвуки минимальны. Чувствительность выше средней — около 90 дБ, и для озвучивания комнаты средних размеров будет вполне достаточно усилителя от 50 Вт на канал.
Зависимость модуля Z от частоты
Atlantic Technology AT-2
Частота настройки лабиринта — 50 Гц, что оптимально для такого объёма корпуса. Номинальное сопротивление 6 Ом (200 Гц), и во всём остальном диапазоне, особенно в голосовой его области, оно незначительно зависит от частоты. Соответственно, не имеет резких перегибов и фазовая характеристика. При таком характере нагрузки заметно облегчается работа усилителя, поскольку ему не придётся иметь дело с высокореактивной нагрузкой. Важно и то, что в ВЧ-диапазоне импеданс не зависит от частоты и держится в пределах 6 — 7 Ом. Разделительный фильтр с центральной частотой 2200 Гц даёт двойной горб — похоже, в его схеме имеются фазовыравнивающие звенья.
Амплитудно-частотная характеристика
Atlantic Technology AT-2
Акустика не отличается идеальной линейностью, но волнообразный характер серьёзно не повлияет на тональный баланс, поскольку неравномерность во всём диапазоне не превышает ±2 дБ. Отсутствует даже интерференционный провал на стыке полос. Диаграмма направленности широкая, об этом свидетельствует поведение кривых, снятых на оси и при отклонениях от неё на 30 и 50 град. До 4 кГц они практически не расходятся, так что сцена обещает быть чёткой и устойчивой в пространстве. Обратите внимание, что вне оси твитер имеет небольшой подъём на 16 кГц, это компенсирует ослабление ВЧ в заглушённых помещениях. На выходе лабиринта виден довольно мощный призвук, который может быть заметен на слух.
Зависимость модуля Z от частоты
Audio Physic Classic Compact
Честная 8-омная система, если говорить о номинальном значении импеданса — именно столько и заявлено в паспорте. На отрезке 4 — 20 кГц оно ещё выше, до
9 Ом, и почти не зависит от частоты, что благоприятно сказывается на согласовании с усилителем. Фазоинвертор настроен на 55 Гц, полосы делятся на 2000 Гц простейшими фильтрами без фазовыравнивающих звеньев — об этом свидетельствует высокий резонансный пик на частоте раздела. Ему соответствует и значительный сдвиг фаз (верхняя кривая).
Амплитудно-частотная характеристика
Audio Physic Classic Compact
Неравномерность в диапазоне 3 — 5 кГц обусловлена интерференцией между мидбасом и твитером вблизи частоты раздела, но она не настолько велика, чтобы радикально повлиять на звучание. Подъём в области 10 — 13 кГц легко скорректировать — для этого достаточно просто не направлять колонки в точку прослушивания. Посмотрите, как ведут себя кривые, снятые вне акустической оси — при углах 30 и 50 град. их форма абсолютно одинакова. Это обещает правильное построение пространства и широкую зону стереоэффекта.
Средняя чувствительность колонок невелика, около
86 дБ, поэтому усилитель им потребуется не менее
120 Вт на канал. Фазоинвертор дает минимальные призвуки, заметить которые на слух невозможно.
Зависимость модуля Z от частоты
Audiovector Si 1 Super
Номинальное сопротивление этих колонок 7 Ом
(на 220 Гц), оно же и минимальное. На высоких частотах импеданс мало зависит от частоты, виден лишь плавный подъём после пика на частоте раздела (порядка
3000 Гц) до 8 Ом на верхней границе диапазона.
Это облегчает выбор усилителя, поскольку от него не потребуется повышенный ток на ВЧ, где искажения выходного каскада и так максимальны. Фазоинвертор настроен довольно низко, на 48 Гц, что обещает вполне взрослый бас.
Амплитудно-частотная характеристика
Audiovector Si 1 Super
Системы обладают неплохой линейностью, несмотря на некоторую неравномерность вблизи раздела полос. Фирменный твитер с нейлоновым куполом даёт приличный подъём после 8 кГц, достигающий на 18 кГц отметки +7 дБ. Но при этом его характеристика абсолютно одинакова при любых отклонениях от акустической оси. Соответственно, диаграмма направленности твитера невероятно широкая, благодаря чему звуковая сцена сулит быть чёткой и устойчивой в пространстве. Бас обещает быть глубоким, поскольку фазоинвертор начинает работать от 30 Гц (-3 дБ). Чувствительность — средняя для полочных мониторов, около 88 дБ. Фазоинвертор даёт заметный выхлоп с максимумом на 1 кГц.
Зависимость модуля Z от частоты Chario Delphinius
Номинальное значение импеданса довольно низкое,
3,5 Ом, но резких пиков и провалов нет. Как следствие, и фазовые сдвиги укладываются в промежуток +36/
-20 град. В диапазоне 4 — 20 кГц сопротивление мало зависит от частоты и плавно растёт до 8 Ом. Это облегчает жизнь усилителю, от которого в самом сложном для него диапазоне потребуется совсем небольшой ток. Кроме того, эта акустика имеет малую реактивную составляющую импеданса, что очень благоприятно сказывается на динамических свойствах. Фазоинвертор настроен на 50 Гц, полосы делятся очень низко, на
1500 Гц. Ступенька на 750 Гц свидетельствует о наличии стоячей волны внутри корпуса.
Амплитудно-частотная характеристика
Chario Delphinius
Подъёмы на краях диапазона часто делаются специально, чтобы оживить звучание на небольшой громкости. Резких пиков и провалов на характеристике нет, хотя твитер отличается повышенной отдачей с максимумом +7 дБ на 14 кГц. При этом звучание не потеряет прозрачности даже в переглушенных помещениях. Если акцент на ВЧ всё же нежелателен, не направляйте АС на слушателя. Разверните их внутрь или в стороны, и АЧХ выровняется. Диаграмма направленности твитера очень широкая, но при больших отклонениях от оси возникает провал на 8 кГц. Призвуки фазоинверторного порта не слишком велики, чтобы их можно было заметить на слух. Чувствительность АС порядка 89 дБ, что облегчает выбор усилителя.
Зависимость модуля Z от частоты
Davis Acoustics Olympia One
Здесь виден не совсем стандартный подход к конструированию АС — импеданс в ВЧ-области заметно выше, чем на средних частотах, а разделительный фильтр даёт два резонансных пика. Всё это говорит о применении схемы с фазовыравнивающими звеньями. Реактивная составляющая импеданса действительно невелика, поэтому усилитель будет работать, по сути, с обычным резистором в качестве нагрузки. Искажения выходных каскадов станут меньше и потому, что от них не потребуется большого тока в ВЧ-области. Фазоинвертор настроен на 55 Гц, частоту раздела полос по графику определить сложно. Номинальное сопротивление мониторов — 4 Ом.
Амплитудно-частотная характеристика
Davis Acoustics Olympia One
Заметный провал на 1500 Гц возникает из-за фазовых взаимодействий излучателей вблизи частоты раздела. Он может быть заметен на слух, как приглушенный спектр некоторых инструментов. На остальных участках диапазона линейность очень неплоха, хотя твитер отличается слегка повышенной отдачей во всей своей полосе. Впрочем, она легко компенсируется разворотом колонок. Дисперсия очень широкая — кривые, снятые при отклонении на 30 и 50 град., идентичны по форме. Это позволяет надеяться на чёткую локализацию источников и широкую зону стереоэффекта. Фазоинвертор даёт мощнейший выброс на 800 Гц, призвуки, поэтому близко к стене эти мониторы лучше не ставить. Чувствительность средняя, порядка 88 дБ, поэтому особых требований к мощности усилителя не возникает.
Зависимость модуля Z от частоты
Neat Acoustics Petite SX
Номинальное сопротивление этих мониторов около
6,5 Ом (на 200 Гц), и ниже этого значения оно не падает. На высоких частотах импеданс почти не зависит от частоты и на 20 кГц достигает отметки 12 Ом. Значит, от усилителя не потребуется слишком большого тока там, где его искажения и без того максимальны. Частота настройки фазоинвертора — 58 Гц, что обусловлено небольшим объёмом корпуса. Полосы делятся на
2200 Гц. Острый резонансный пик имеет большую амплитуду, такую картину обычно дают простые фильтры с минимальным количеством деталей.
Амплитудно-частотная характеристика
Neat Acoustics Petite SX
Акустика может показаться не слишком линейной, но на самом деле неравномерность во всём диапазоне частот не превышает ±3 дБ и серьёзно на звучание не повлияет. Правда, горб на 4 кГц может сказаться на тональном балансе, хотя и ниже, и выше него линейность выше всяких похвал. У этих систем широкая дисперсия, при отклонениях от оси на 30 и 50 град. кривые выглядят почти одинаково. Такая диаграмма направленности гарантирует чёткую локализацию источников и правильную звуковую сцену. Фазоинвертор заметно выравнивает АЧХ в диапазоне 30 — 120 Гц. Чувствительность ниже средней, порядка 86 дБ, что необходимо учитывать при выборе усилителя.
Зависимость модуля Z от частоты
Polk Audio LsiM703
Пожалуй, самая интересная картина среди всех испытанных АС — столь ровный, начиная с 50 Гц, импеданс нам ещё не встречался. Номинальное значение — 3 Ом, оно же и минимальное. Во всём рабочем диапазоне сопротивление не зависит от частоты, причём на высоких частотах стабильно держится на отметке 5,5 Ом. Это значит, что усилитель будет иметь дело, по сути, с обычным резистором, а это всегда благоприятно сказывается на передаче динамических контрастов. Кроме того, за счёт повышения импеданса на ВЧ заметно снизится уровень искажений. Разделительный фильтр имеет компенсацию реактивной составляющей, что даёт тройной резонансный пик и минимальные фазовые сдвиги. Фазоинвертор настроен на 55 Гц.
Амплитудно-частотная характеристика
Polk Audio LsiM703
Замечательная картина для трёхполосной системы с двумя разделительными фильтрами. Лёгкая волнообразность наблюдается вблизи раздела полос (3 — 5 кГц), но по амплитуде она не превышает ±1 дБ, поэтому на тональный баланс влиять не может. Обратите внимание на идеально ровный голосовой диапазон, в который, кстати, попадает и подавляющее большинство музыкальных инструментов. Диаграмма направленности твитера широкая — при отклонениях от оси на 30 и
50 град. АЧХ выглядит одинаково. Фирменная конструкция Power Port с внешним рассеивателем абсолютно бесшумна.
Зависимость модуля Z от частоты
Quadral Aurum Altan VIII
Компактные двухполосные мониторы с фазоинвертором, настроенным на 55 Гц. Номинальное сопротивление — 4,5 Ом, и более низких значений на графике нет. Как раз наоборот — после раздела полос (2400 Гц) импеданс растёт, на 12 кГц достигает отметки 18 Ом, а затем падает до 11. Столь необычная картина обусловлена применением ленточного твитера с высоким реактивным сопротивлением. Соответственно, усилитель в высокочастотной области будет работать в облегчённом режиме. Единственная проблема — резкие сдвиги фазы, способные затруднить согласование с усилителем.
Амплитудно-частотная характеристика
Quadral Aurum Altan VIII
Несомненно, лучший результат в нынешнем тесте — такую линейность редко увидишь даже у студийных мониторов. Немецким специалистам удалось идеально согласовать по уровню ленточный твитер, что бывает крайне редко. Так что тональный баланс и микродинамика обещают быть образцовыми. И конечно, на редкость широкая диаграмма направленности — даже при отклонениях от оси неравномерность АЧХ практически отсутствует. Так что пространственная картина и локализация источников обещают быть образцовыми. Фазоинвертор имеет незначительные собственные резонансы на 800 и 1600 Гц. Чувствительность — порядка 88 дБ, поэтому особо мощный усилитель для совместной работы не потребуется.
Зависимость модуля Z от частоты
SVS Ultra Bookshelf
Двухполосная система с частотой настройки фазоинвертора 60 Гц. Номинальное (оно же и минимальное) сопротивление — 4 Ом. Начиная с 4 кГц оно не зависит от частоты, оставаясь на отметке 6 Ом. Соответственно, в ВЧ-области усилитель будет работать в облегчённом режиме. Полосы делятся на 2000 Гц, причём фильтры, скорее всего, довольно сложные, с цепями фазовой коррекции (верхняя кривая).
Амплитудно-частотная характеристика
SVS Ultra Bookshelf
В целом тональный баланс можно признать идеальным, но провал на 5 кГц и повышенная отдача твитера (+5 дБ начиная с 6 кГц) могут подчеркнуть излишнюю яркость верхних обертонов. Среднечастотный диапазон и верхний бас абсолютно линейны, неравномерность по звуковому давлению на отрезке 100 Гц — 2 кГц не превышает ±0,5 дБ. Широкая диаграмма направленности позволяет надеяться на правильную передачу пространства в сложных акустических условиях. Этим свойством можно воспользоваться для коррекции на ВЧ — при развороте АС относительно слушателя АЧХ выравнивается. Чувствительность АС порядка 89 дБ,
поэтому слишком мощный усилитель не понадобится.
Зависимость модуля Z от частоты Zu Cube Union
Закрытое акустическое оформление при небольшом объёме корпуса обусловило довольно высокую частоту резонанса — 110 Гц, так что для полноценного воспроизведения нижнего диапазона этим кубикам может понадобиться помощь сабвуфера. Номинальное сопротивление 6 Ом, затем оно резко растёт и после резонансного пика на частоте раздела снижается до 9 Ом на 20 кГц.
Несмотря на такие изменения импеданса, фазовая характеристика довольно линейна, что благоприятно сказывается на разборчивости звучания. Зазубренность кривых свидетельствует об интерференционном взаимодействии излучателей в коаксиальной сборке.
Амплитудно-частотная характеристика Zu Cube Union
Главная проблема здесь даже не высокая резонансная частота, а сильная неравномерность по всему диапазону, обусловленная интерференцией, отмеченной на предыдущем графике. Вообще говоря, куб — далеко не оптимальная форма корпуса для широкополосной системы, но дизайнеры всё же пошли на риск ради когерентности излучения. Подъём после 12 кГц устраняется разворотом АС, конкретный угол будет зависеть от степени заглушённости помещения. Дисперсия твитера широкая — расхождения кривых, снятых на 30 и 50 град., не так уж велики. Это обещает правильное построение сцены даже в том случае, если системы не удастся поставить симметрично относительно точки прослушивания.
МОДЕЛЬ | ASW Genius 110 | Atlantic AT-2 | Audio Physic Classic Compact | Audiovector Si 1 Super | Chario Delphinius | Davis Acoustics Olympia One | Neat Acoustics Petite SX | Polk Audio LSiM703 | Quadral Aurum Altan VIII | SVS Ultra Bookshelf | Zu Cube Union |
Конструкция | 2 полосы, фазоинвертор | 2 полосы, трансмис-сионнная линия | 2 полосы, закрытый корпус | 2 полосы, фазоинвертор | 2 полосы, фазоинвертор | 2 полосы, фазоинвертор | 2 полосы, фазоинвертор | 3 полосы, фазоинвертор | 2 полосы, фазоинвертор | 2 полосы, фазоинвертор | 2 полосы, закрытый корпус |
Номинальное сопротивление, Ом | 4 | 6 | 8 | 8 | 4 | 4 | 8 | 8 | 4 | 8 | 8 |
Чувствительность, дБ/Вт/м | 88,4 | 88 | 86 | 87 | 90 | 90 | 86 | 88 | 87 | 87 | 98 |
Воспроизводимый диапазон, Гц | 43 — 30000 | 41 — 20000 | 50 — 30000 | 45 — 23000 | 55 — 20000 | 47 — 21000 | Н.д. | 36 — 40000 | 38 — 65000 | 45 — 32000 | 80 — 22000 |
При неравномерности, дБ | Н.д. | 3 | Н.д. | Н.д. | Н.д. | Н.д. | Н.д. | Н.д. | Н.д. | 3 | Н.д. |
Частота разделения полос, Гц | 1800 | 2200 | Н.д. | 3100 | 1500 | 4000 | Н.д. | 2800 (СЧ/ВЧ) | 2400 | 2000 | Н.д. |
Подводимая мощность, Вт | До 120 | До 150 | До 100 | До 140 | Н.д. | До 120 | До 200 | До 200 | До 120 | До 150 | До 150 |
Подключение к усилителю | Двухполосное | Двухполосное | Однополосное | Двухполосное | Однополосное | Двухполосное | Двухполосное | Двухполосное | Двухполосное | Двухполосное | Однополосное |
Габариты, мм | 380х220х290 | 400x227x321 | 315х170х240 | 370x190x260 | 410х230х330 | 210x260x350 | 310x200x180 | 425х224х370 | 405x222x345 | 380х215х254 | 267х267х267 |
Масса (каждой), кг | 11,5 | 9,6 | 6,5 | 10 | 12 | 8,5 | Н.д. | 13,5 | 12.6 | 8.5 | 12 |
Цена, руб. | 75150 | 70880 | 68800 | 79000 | 58000 | 72000 | 72000 | 66150 | 89000 | 62000 | 79000 |