ПРИСПОСОБИЛСЯ — ЖИВИ
Выпускать технику, идеально подходящую всем, вряд ли возможно, поэтому производители расширяют модельные ряды, пытаясь охватить весь спектр запросов. Вот только потребности наши меняются, и аппарат, полностью устраивавший в момент покупки, вдруг перестаёт радовать. Можно, конечно, отдать его детям, родителям, подарить друзьям или даже продать, а себе купить что-то другое. Проблема вроде решена, но неприятный осадочек остаётся. Вот было бы здорово, если бы техника могла к нам приспосабливаться!
В компьютерной сфере адаптация давно вошла в обиход: можно добавлять или заменять отдельные модули, наращивать мощность процессора, удалять и обновлять программы, менять оформление рабочего стола и т.д. Естественно, это требует определённых интеллектуальных усилий и специальной подготовки. В сфере бытовой электроники вмешательство пользователя табуировано, причём не только по воле производителей, которые защищают сложную технику от неквалифицированного апгрейда, но и самих пользователей — они требуют, чтобы управление аппаратурой было простым и доходчивым.
Тем не менее возможность приспосабливаться к своему хозяину становится всё более востребованной и в сфере AV. Неслучайно у элитных телевизоров появилась способность адаптации под конкретного члена семьи: встроенная видеокамера опознаёт лицо человека и выбирает его индивидуальный стартовый экран.
Понятно, что современные телевизоры наделены «мозгами» и по своей сути являются компьютерами, что и позволяет их относительно легко приспосабливать к пользователям. Между тем потребность в этом давно назрела и для других, не столь «интеллектуальных» видов техники. Например, для домашних театров, включая самое популярное их семейство — системы в формате саундбар. Модель Philips Fidelio HTL9100 — один из первых шагов в этом направлении*.
Практически все саундбары (за исключением малочисленных моделей с объёмистыми и тяжёлыми встроенными сабвуферами) допускают два варианта установки: на полке или на стене. Понятно, что для каждого из них требуется особая настройка. В идеале — автоматическая, как у ресиверов. Однако это привело бы к повышению цены и неизбежному снижению продаж. Настройка через графическое меню, как это было у первых саундбаров Philips, кажется многим пользователям слишком сложной, хотя вроде чего проще? Решение нашли столь же простое и изящное: снабдили систему автоматом на основе датчика положения — он выбирает ту комбинацию настроек, что соответствует типу установки. Это стало возможным благодаря особому расположению драйверов, а также каплевидному сечению корпуса, что, кстати, способствует ослаблению резонансов внутри корпуса. Но и это ещё не самое интересное.
РАЗДЕЛЯЙ И ВЛАСТВУЙ
Коробка, в которой к нам привезли систему, оказалась неожиданно короче, чем сам саундбар. Как выяснилось, колонка состоит из трёх частей — центральной и боковых, которые состыковываются с центральной с помощью специальных разъёмов. Будучи отделёнными, они превращаются в тыловые сателлиты, их связь с основной частью системы — беспроводная. Питание — от аккумуляторов, поэтому после киносеанса их следует вновь состыковать с центральной частью для подзарядки. Сабвуфер — также беспроводной, но питается от домашней розетки. Конструкторы, видимо, предполагали, что система будет эксплуатироваться в небольших помещениях, и постарались сделать бас-машину максимально компактной, поэтому использовали драйвер 6,5», обращённый в пол — колонка получилась относительно высокой и узкой. Если верить документации, она способна озвучивать диапазон 20 — 150 Гц, но допуск, при котором производились измерения, не указан.
Беспроводные возможности системы включают и функцию воспроизведения музыки с портативных устройств (плееров, смартфонов и планшетов), оснащённых Bluetooth-адаптером. Вероятнее всего, именно этот протокол применяется и для связи сателлитов и сабвуфера с центральным блоком. Многие системы подобного рода комплектуются встроенным FM-тюнером и USB-интерфейсом, и их отсутствие в этой модели может показаться недостатком. На самом деле саундбар не является самодостаточным устройством, он используется обязательно в паре с телевизором, причём с наибольшей степенью вероятности — современным, с технологией Smart TV (где, скорее всего, есть приёмник интернет-радио), а также USB-разъёмом и медиапроигрывателем. Вдобавок приёмник интернет-радио может быть в смартфоне.
На первый взгляд двух входных интерфейсов HDMI маловато, однако надо учесть, что разъём HDMI, предназначенный для подключения к телевизору, оснащён ARC, то есть обратным аудиоканалом. Это значит, что звук от любого источника, подключённого к телевизору, будет воспроизводиться саундбаром, то есть пара его HDMI-разъёмов, по сути, добавляется к тем, что есть у ТВ-панели — на мой взгляд, этого более чем достаточно.
Линейки белых светодиодов в центральной части колонки отображают задействованный входной интерфейс, уровень громкости и активность процессора виртуального окружения звуком (индикатор V.SURR). Декодеров HD Audio в аппарате нет (есть только DTS и Dolby Digital), поэтому при работе с Blu-ray-плеером в роли источника следует активировать опцию декодирования многоканальных форматов. Как видим, и здесь разработчики постарались избежать дублирования функций, а это, в свою очередь, позволило снизить цену.
Когда система собрана в единую колонку, процессор виртуального звука может переключаться в режим стерео и обратно специальной кнопкой на пульте. Но стоит отделить тыловые спикеры, как HTL9100 переходит в многоканальный режим, и переключить процессор уже нельзя.
Настраивать систему не требуется, но есть возможность скорректировать тембр по высоким и низким частотам. Функция Auto Volume избавит от скачков громкости при смене источников, а Night mode («Ночной режим») сделает речь разборчивой при малых уровнях громкости. Наконец, аппарат автоматически выключится после 30 минут бездействия.
ВОЗДЕЛЫВАЕМ ПОЛЕ
Прослушивание начинаю с той самой конфигурации, что будет наверняка наиболее востребованной пользователями — когда все тыловые спикеры «припаркованы» на центральной части и получается традиционный саундбар.
При подаче на вход стереофонического материала и отключении процессора звук сосредоточен в районе телевизора, сцена компактна, но в ней различимы все отдельные источники звука, частотный баланс достаточно ровный, хотя басам явно не хватает глубины. Зато они чёткие. Виртуальный сарраунд практически бесполезен — делает звук «жидким», но не увеличивает его объём.
На удивление достойно воспроизводится музыка с портативных устройств по Bluetooth — канал передачи не оказывает слышимого влияния на звук, так что качество в наибольшей степени зависит от передаваемого материала — формата файлов, степени компрессии и самой записи.
Запускаем воспроизведение фильма с многоканальной DTS-дорожкой: загорается индикатор V.SURR, и сцена превращается в поле. Пусть оно и не заполняет всю комнату, но как бы выдвигается из саундбара и приближается к зрителю. Иногда даже возникает ощущение, что отдельные звуки доносятся сбоку или сзади — это зависит от конфигурации помещения и типа установки. Как мне показалось, настенный вариант более предпочтителен с точки зрения пространственных эффектов. Как бы то ни было, но это точно лучше, чем «тощий» звук встроенной акустики телевизора.
Отделяем крайние сегменты и располагаем их за диваном — на каждом загораются индикаторы, и звук полностью преображается. Поле приобретает масштаб, объём и выходит за пределы комнаты. Все пространственные эффекты отчётливо различимы. Пожалуй, можно заметить некоторый спад в районе нижней середины и незначительную окраску на высоких частотах, а также ожидаемую слабость ударных эффектов, но общее впечатление вполне положительное, особенно на концертных записях.
Итог вполне закономерный: технологии виртуального окружения всё ещё уступают полноценным многоканальным системам в том, что касается стабильности и реалистичности звукового поля. Но качество звука в целом всё же зависит от класса оборудования и его цены. И, как показывает наш опыт, топовые саундбары звучат интереснее, чем бюджетные многоканальные комплекты.
Что касается системы Philips Fidelio HTL9100, у неё есть важное достоинство: она способна адаптироваться к нашим сиюминутным потребностям — занимать минимум места при озвучивании телевизионных программ и создавать объёмное звуковое поле, когда это необходимо, причём без дополнительных проводов. Очень привлекательное свойство, особенно в сочетании с умеренной ценой.
* Театральные системы, допускавшие разные варианты установки (все колонки могли размещаться фронтально на столе или распределяться по комнате), уже выпускались и бывали у нас в тестах, но такой саундбар попал к нам впервые.
Philips Fidelio HTL9100
Производитель: Royal Philips Electronics
(Нидерланды)
www.philips.com
Конфигурация: 5.1 || Выходная мощность усилителей (при КНИ 30%): 210 Вт (120 + 90) || Поддержка 3D: да || Декодеры: Dolby Digital, DTS || Выход видео: HDMI v1.4a || Входы видео: 2 х HDMI || Реверсивный звуковой канал (ARC): да || Выходы звука: нет || Входы звука: аналог стерео х2 (RCA + 3,5 мм), цифровые оптический и коаксиальный || Беспроводной интерфейс: Bluetooth || Тюнер: нет || Интерфейс USB: нет || Габариты: саундбар 1035 x 73 x 156 мм, сабвуфер 200 x 510 x 201 мм || Масса: саундбар 3,9 кг, сабвуфер 4,9 кг || Цена: 24990 руб.
ПОРАДОВАЛО
Способность быстро адаптироваться к условиям просмотра и потребностям пользователей. Минимум проводов, активное использование беспроводных интерфейсов. Простота настройки и управления.
ОГОРЧИЛО
Глубина баса принесена в жертву компактности сабвуфера.